Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов




 

Исследования проблем развития профессиональной компетентно­сти и ее различных видов в акмеологии занимают особое место, так как профессиональная компетентность является главной составной частью профессионализма личности и деятельности, важным услови­ям становления профессионала. Мы не раз подчеркивали, что в повы­шении уровня профессиональной компетентности важное значение имеет интеллектуальное развитие. Само же повышение уровня компе­тентности служит стимулом к формированию новых навыков и умений, то есть росту профессионального мастерства. Развитие компетентнос­ти ужесточает личностно-профессиональные стандарты, положитель­но влияет на мотивацию личностных и профессиональных достиже­ний. К тому же оно практически не имеет существенных ограничений, а это в свою очередь является ключом к расширению субъектного про­странства. Роль профессиональной компетентности и ее акмеологи­ческое значение трудно переоценить.

Исследования профессиональной компетентности базируются на адекватном понимании ее сущностных характеристик, отражающих общее содержание самой категории компетентности. Речь об этом уже шла в первом разделе, но на обобщенном, концептуальном уровне. Рассмотрим акмеологический аспект проблемы компетентности более подробно.

В науке компетентность (competentia — принадлежность по праву) — характеристика обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, автори­тетность в определенной области. Существует и еще один аспект трак­товки: competence — это законно принятая способность авторитетного лица совершать определенные акты или действия в конкретных усло­виях, круг полномочий. Поэтому компетентный (competens — принад­лежащий, соответствующий, способный) — это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имею­щий право решать вопросы как подведомственные.

С психологической точки зрения в содержании данных определе­ний просматривается ряд взаимосвязанных особенностей, которые и обусловливают качественные характеристики этого свойства личности.

Первая характеристика профессиональной компетентности назы­вается гностической, или когнитивной, она отражает наличие необ­ходимых профессиональных знаний. Их объем и уровень и являются главной характеристикой компетентности.

Вторая — регулятивная, позволяющая использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач. Очевидно, что регулятивный компонент включает в себя проектиро­вочную и конструктивную составляющие, проявляющиеся в умении прогнозировать и принимать эффективные решения.

Третья — рефлексивно-статусная, дающая право за счет признания авторитетности действовать определенным образом.

Четвертая — это нормативная характеристика, отражающая круг полномочий, сферу профессионального ведения.

Наконец, пятая является коммуникативной характеристикой, так как пополнение знаний или практическая деятельность всегда осуще­ствляются в процессе общения или взаимодействий.

Таким образом, когда речь идет о компетентности в чем-либо, сле­дует отмечать или выделять все названные компоненты. С этих пози­ций на уровне общего в акмеологических исследованиях необходимо подходить к изучению и развитию профессиональной компетентнос­ти и ее конкретных видов.

На уровне особенного в профессиональной компетентности обяза­тельно отражается специфика профессиональной деятельности, сум­ма специальных профессиональных знаний, особенности профессио­нальных отношений и пр.

В качестве примера рассмотрим краткое изложение структуры про­фессиональной компетентности профконсультантов службы занятос­ти. Проведенные исследования показали, что в силу характера выпол­няемой деятельности профессиональная компетентность включает основные компоненты:

• профессионально-правовую компетентность (знание законода­тельства о труде и нормативных актов, распорядительных доку­ментов службы занятости на всех ее уровнях, методических ма­териалов по профессиональному консультированию и пр.);

• профессиологическую компетентность (система знаний о раз­личных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъек­ту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональ­ной деформации личности и пр.);

• социально-перцептивную компетентность (ввиду того, что дея­тельность профконсультанта относится к системе «человек — че­ловек», то необходима система знаний о типах личности, детерминантах поведения и отношений, восприятии и понимании человека человеком и пр.);

• коммуникативную компетентность (ввиду того, что деятель­ность профконсультантов осуществляется в процессе общения, необходимы знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенно­стей их применения).

Профессиональная компетентность является обобщающей психо­логической и акмеологической категорией. Если ее рассматривать с системных позиций, то можно утверждать, что она не является неким монообразованием, а содержит различные взаимосвязанные компо­ненты. Это было показано на примере ее наличествующих главных ха­рактеристик: гностической, рефлексивно-статусной и др. К тому же на уровне особенного она, как отмечалось, может выступать в конкрет­ных видах, отражающих специфику профессиональной деятельности и взаимодействий. В то же время, если данная деятельность относится к классам «человек — человек», «человек — коллектив», «человек — большие социальные группы», ее особенным видом является психо­логическая компетентность, которая без преувеличения является стержневой составной частью профессиональной компетентности и включающей: социально-перцептивную компетентность; социально-психологическую компетентность; аутопсихологическую; коммуника­тивную компетентность; психолого-педагогическую компетентность.

Данные виды психологической компетентности, а также условия, факторы и технологии их развития стали объектами прикладных пси­хологических и акмеологических исследований. Опишем некоторые из них.

Психологическое и акмеологическое содержание социально-пер­цептивной компетентности рассматривалось с различных позиций. Было показано, что в ее основе лежат такие интегративные свойства и умения, как проницательность и наблюдательность.

В процессуальном аспекте проницательность включает межлично­стное оценивание, стереотипизацию, классификацию, сравнение, со­поставление, анализ, рефлексию. В результате формируется образ другого человека, происходит понимание главных детерминант его поведения и отношений. Особое внимание в работах уделялось мето­дам развития проницательности, базирующимся на фиксации и ин­терпретации неконтролируемых или слабо контролируемых форм поведения и различных индикаторов, отражающих внешний облик че­ловека, его экспрессию, характеристики речи, цветопредпочтения, привычки, симпатии и пр. Это по сути является важным методом неинструментальной психологической диагностики. В психолого-акмеологических исследованиях разработано системное структурно-функциональное описание проницательности как специального вида социально-перцептивной компетентности, что позволяет определить конструктивные пути ее развития до акмеологического уровня. Данный подход к раскрытию содержания социально-перцептивной компетент­ности и путям ее развития является весьма перспективным. К тому же он доказал свою состоятельность при решении важных практических задач.

Социально-перцептивная компетентность рассматривалась также и как система эмоционально-чувственного и интеллектуального вос­приятия, понимания и оценки социальных субъектов в деятельности и общении*.

* Вегерчук И. Э. и др. Социально-перцептивная компетентность в профес­сиональном общении. — М: МГУ ПП, 1999.

 

Была разработана структурная модель социально-перцептивной компетентности, которая включала три подструктуры: потенциаль­ную, процессуальную и результирующую. Оценка социально-перцеп­тивной компетентности осуществлялась по таким характеристикам, как:

• точность восприятия другого человека;» его понимание и оценивание;

• способность системно реагировать на социальные субъекты;

• возможность адекватно мысленно моделировать (структурно представлять) личностные особенности воспринимаемого.

Кроме того, оценивались умения использовать при межличностном оценивании различные личностные индикаторы, а также разнообра­зие приемов оценивания и др.

Существуют четыре уровня развития социально-перцептивной компетентности:

• желаемый;

• стабильный;

• неудовлетворительный;

• критический.

Повышение уровня социально-перцептивной компетентности за­висит не только от проницательности, но и от ее базисного свойства, каким является наблюдательность. Структура наблюдательности как базового качества и умения включает следующие компоненты:

• перцептивный;

• когнитивный;

• рефлексивный;

• эмпатийный;

• мотивационный;

• прогностический.

Выявлены личностные качества, способствующие развитию наб­людательности. Разработана (в табличной форме) системная модель функционирования и развития наблюдательности. Важным научно-практическим результатом стали разработанные акмеологические тренинги развития наблюдательности, которые в короткие сроки по­зволяют существенно повысить уровень это ценного профессиональ­но важного качества.

Социально-перцептивная компетентность изучалась и в професси­ональном общении.

Было показано, что характеристиками такого вида социально-пер­цептивной компетентности являются:

• гуманистическая направленность субъекта труда;

• рефлексивно-перцептивные знания и умения;

• позитивная профессиональная Я-концепция;

• некоторые личностные свойства (интеллект, воля, эмпатия, на­блюдательность, доброжелательность, эмоциональная теплота).

Определены пути развития социально-перцептивной компетентно­сти в профессиональном общении, основанные на рефлексивных зна­ниях и повышении уровня рефлексивной организации деятельности. Полученные результаты заслуживают внимания, в то же время их сла­бая систематизация и целенаправленность (ведь описанные свойства, качества и умения, вообще говоря, справедливы для развития и друго­го вида компетентности) говорят о необходимости строгого подхода к решению акмеологических задач.

Если социально-перцептивная компетентность имеет важное зна­чение в видах профессиональной деятельности, где осуществляется интенсивное общение и взаимодействия, то аутопсихологическая компетентность имеет ключевое значение для осуществления про­грессивного личностно-профессионального развития. От ее уровня зависят:

• качество самоанализа;

• адекватность самооценки;

• уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства.

Аутопсихологическая компетентность важна при осуществлении развития путем включения в акмеологическую развивающую среду, где субъект развития осуществляет тесные взаимодействия со специа­листами в процессе акмеологического эксперимента. Но ее роль осо­бенно велика при осуществлении саморазвития, в том числе личност­но-профессионального.

С акмеологической точки зрения аутопсихологическая компетент­ность рассматривается как готовность и способность личности к целе­направленной психической работе по изменению свойств личности, ее поведения, деятельности и отношений в сторону прогрессивного личностно-профессионалъного развития.

Кроме того, аутопсихологическая компетентность является следстви­ем способности к целенаправленной ориентации во внутриличностном пространстве. Аутопсихологическая компетентность проявляется так­же в умении личности использовать и развивать собственные ресур­сы, поэтому она является результатом особого рода психологической деятельности, которая относится к классу внутриличностной деятель­ности. Ее предметом является саморазвитие и самосовершенствова­ние человека.

Аутопсихологическая деятельность может иметь непроизвольный, произвольный и постпроизвольный характер. С акмеологической точ­ки зрения особый интерес представляет произвольный вид аутопсихологической деятельности, которая характеризуется осознанностью, мотивированностью и контролируемостью.

Сущностные характеристики аутопсихологической компетентнос­ти могут быть представлены с системных позиций.

Аутопсихологическая компетентность представляется как система, включающая следующие структурные компоненты:

рефлексивный компонент, включающий способность осуществ­лять адекватную самооценку и эффективный самоконтроль, в том числе и их динамических характеристик;

проективный компонент, состоящий в способности осуществлять планирование развивающей самопреобразующей деятельности;

интрокоммуникативный компонент как системопреобразующий внутренний диалог;

конструктивный компонент, проявляющийся в способности осу­ществлять целенаправленные внутриличностные изменения;

организаторский компонент, выступающий в умении наращи­вать свои ресурсы для саморазвития;

прогностический компонент как способность и умение предвос­хищать ключевые моменты своего развития.

Таким образом, развитие аутопсихологической компетентности осу­ществляется преимущественно во внутриличностном пространстве с выходом в межличностное. Основным методом развития являются акмеологические технологии, применяемые в индивидуальной работе и с помощью групповых тренингов.

В аутопсихологической компетентности акцентируются свойства личности, позволяющие направить активность человека на самопо­знание, адекватную самооценку, самоконтроль и самоуправление. Ее развитие возможно и с ориентацией на биоэнергетические ресурсы, что позволяет активно влиять на функциональные состояния и тем самым повышать стрессоустойчивость и работоспособность.

Это развитие позволяет повысить уровень этического и экологичес­кого самосознания, ускорить процесс личностно-профессионального развития.

Если рассматривать данную компетентность преимущественно в регуляторном плане как систему специальных умений, то актуализиру­ется вопрос о наличии аутопсихологических способностей личности (АПС), условий и технологий их развития*.

* Гусева А. С., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей человека: методы и технологии. — М: РАГС, 2000.

 

Было доказано, что АПС оказывают сильное влияние на такой ком­понент саморазвития, как самосовершенствование. Эти способности операционализируют процессы энергоинформационного преобразо­вания у развивающейся личности и включают интериоризацию, ре­флексию и внутреннюю адаптацию, информацию о потенциальных возможностях в самосовершенствовании. Были разработаны акмеоло­гические технологии развития таких способностей до высокого уров­ня, обусловленного требованиями профессионализма.

Представленная схема структурного содержания психологической компетентности, включающей социально-перцептивный, социаль­но-психологический, аутопсихологический, коммуникативный и пси­холого-педагогический виды компетентности постоянно развивается и совершенствуется. Обосновано наличие и других видов психологи­ческой компетентности, которые являются важной составной частью профессиональной компетентности. Среди них особо следует выде­лить рефлексивную и конфликтологическую компетентность.

Рефлексия как отражение, система информативных обратных свя­зей играет огромную роль в развитии личности, ее деятельности, общении, отношениях и взаимодействиях. Рефлексивные компонен­ты содержатся во всех видах профессиональной и психологической компетентности. В психологии и акмеологии отмечены связи между уровнем развития рефлексии и продуктивности личностно-профессионального развития, правда, эта связь нелинейная. Все это актуализи­ровало проблему изучения и развития рефлексивной компетентности.

Рефлексивная компетентностьэто профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексив­ных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креатив­ность деятельности*.

* Степанов С. Ю., Полшцук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. — М.: РАГС, 1996.

 

Рефлексивная компетентность состоит в осведомленности относи­тельно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновационного содержания. Это важное про­фессиональное свойство личности, позитивно влияющее на процессы личностно-профессионального развития. Особенно велика роль реф­лексивной компетентности в переосмыслении личностного и профес­сионального опыта, что способствует формированию новых профес­сиональных эталонов и стандартов, стимулирующих развитие.

Проведенные исследования показали, что структура рефлексивной компетентности включает в себя:

• знания о ролевых функциях и позициональной организации кол­лективного взаимодействия (кооперативный тип рефлексии);

• представления о внутреннем мире другого человека, психологи­ческих детерминантах его активности и отношений (коммуника­тивный тип рефлексии);

• представления о своих поступках и отношениях, образ собствен­ного «Я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии); «знания об объектах и способах взаимодействия с ними (интел­лектуальный тип рефлексии).

На основе разработанной модели рефлексивной компетентности были созданы и апробированы соответствующие технологии ее разви­тия, которые относятся к классу психологических и акмеологических практикумов и тренингов, в частности, рефлексивно-инновационный тренинг. Их применение позволяет повысить уровень профессиона­лизма субъектов управленческой деятельности по отдельным крите­риям и показателям в среднем на 10-15%.

Важным видом профессиональной и психологической компетент­ности является конфликтологическая компетентность. Актуальность ее обоснования и изучения обусловлена значительным увеличением числа конфликтов, имеющих негативные разрушительные послед­ствия. Умение разрешать конфликты и управлять ими стало важней­шей характеристикой профессионализма специалистов и руководителей, осуществляющих свою деятельность в системах «человек — человек» и «человек — коллектив».

Конфликтологическая компетентность рассматривается как ког­нитивно-регуляторная подструктура профессионализма личности и деятельности позволяющая предвосхищать конфликты, разрешать их на справедливой основе, оказывать психологическое воздействие на кон­фликтующие стороны с целью снижения негативных последствий кон­фликтов.

В проведенных исследованиях была определена и описана психо­логическая структура конфликтологической компетентности, вклю­чающая ряд взаимосвязанных компонентов:

гностического (знания о причинах возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его развития и протекания, особенностях поведения, общения и деятельности оппонентов, их психических состояниях, применяемых приемах конфликтного противобор­ства, психологических характеристик конфликтных личностей);

регулятивного, или конструктивного (умения воздействовать на оппонентов, влиять на их оценки, суждения, мотивы противобор­ства, умения разрешать конфликт на справедливой и конструктив­ной основе, в том числе выступая в качестве «третейского судьи», умения формировать общественное мнение по отношению к оп­понентам, организовывать работу в постконфликтной ситуации);

проектировочного (умения на основе имеющихся знаний умения предвосхищать поведение и деятельность оппонентов в конфликте, его влияние на психологический климат в коллективе, последствия для организации);

• рефлексивно-статусного (развитая рефлексивная организация деятельности и отношений, рефлексия собственного поведения и общения, отражения иерархических отношений);

нормативного (знание корпоративных этических норм поведения и отношений, следование им).

В психолого-акмеологических исследованиях были разработаны различные виды системного описания конфликтологической компе­тентности по данным структурным компонентом с раскрытием содер­жания необходимых знаний, умений, личностно-профессиональных качеств и детерминант развития (объективные и субъективные усло­вия и факторы, психологические механизмы)*.

* Денисов О. И. Проблема конфликтологической компетентности руково­дителя. — М.: МААН, 2000; Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личнос­ти в конфликте. - Калуга: КГПУ, 2002.

 

Разработаны акмеологические технологии и специальные тренин­ги для развития конфликтологической компетентности.

Существует специальный вид психологической компетентности, который необходим руководителям для осуществления эффективно­го антикризисного управления. Значимость его подтверждена акмеологическими исследования профессионализма руководителей в слож­ных ситуациях управления, характерных для переходного периода. Для кризисов характерны различные острые психологические прояв­ления: снижение доверия, возрастание конфликтов, преобладание не­гативных эмоциональных состояний, неуверенность, снижение тру­довой мотивации и пр. Поэтому психологическая компетентность в условиях антикризисного управления стала объектом специальных акмеологических исследований. Было показано, что она является сис­темой, включающей семь относительно самостоятельных, но взаимо­связанных подсистем или подструктур*.

* Игельник М. С. Психологическая компетентность руководителя и эффек­тивность антикризисного управления. — М.: МААН, 2002.

 

Подструктура социально-перцептивной компетентности. Она игра­ет особую роль в восприятии и понимании личностных особенностей управленческой команды и персонала, их психических и эмоциональных состояний в экстремальных условиях кризиса, оказывающих сильное влияние на поведение и отношения

Подструктура социально-психологической компетентности, вклю­чающая знания, отражающие изменения групповых процессов и фун­кций при действии экстремальных факторов, характерных для кризи­сов, и самих кризисных явлений, интеллектуальные умения получать и анализировать психологическую информацию, умения точно ориен­тироваться в социальных ситуациях, выделять их детерминанты, пред­видеть их исходы, высокий уровень интеллектуальных способностей, рефлексию, эмпатию.

Подструктура аутопсихологической компетентности, включаю­щая рефлексивные знания и личностно-профессиональные качества, обеспечивающие высокую психологическую устойчивость, готовность к управленческой деятельности в кризисных условиях, способствую­щих лидерскому поведению, вызывающих доверие со стороны персо­нала, способствующих осуществлению влияния на окружающих.

Подструктура коммуникативной компетентности, представляющая систему знаний о видах, различных формах, методах и факторах эф­фективности делового, служебно-товарищеского, субординационного и доверительного общения, о методах психологического воздействия на партнеров по общению, об их особенностях в условиях затруднен­ного общения при действии экстремальных факторов, о влиянии не­гативных психических эмоциональных состояний на восприятие, понимание и осмысление информации, систему специальных комму­никативных умений, позволяющих осуществлять эффективное об­щение, влиять на партнеров по общению в различных ситуациях взаи­модействий и находящихся в различных (в том числе и негативных) психических эмоциональных состояниях.

Подструктура психолого-педагогической компетентности, включа­ющая знания и умения стабилизировать настроения и отношения, формировать доверие, уверенность, благоприятный морально-психо­логический климат.

Данные подструктуры образуют единую систему психологической компетентности руководителя в условиях антикризисного управле­ния. Такая компетентность может повышаться и развиваться с по­мощью акмеологических методов и технологий.

Специальный вид профессиональной компетентности, базирую­щийся на социально-перцептивном, социально-психологическом и профессиологическом видах компетентности, имеет непосредственное отношение к практике работы с персоналом, раскрытию кадрового потенциала организации. Это профессиональная компетентность субъекта кадровой работы*.

* Дроздов И. Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Влади­восток: ПИППКГС, 1997.

 

Данный вид компетентности имеет следующие структурные состав­ляющие:

методическая компетентность в области средств и способов от­бора кандидатов, оценки их профессиональных умений и про­фессионально важных качеств, предполагающая способность выделять критерии и показатели, владение психологическими методами оценивания, умения анализировать и объяснять полу­ченные факты;

социально-психологическая компетентность;

профессионально-управленческая компетентность, проявляющая­ся в знании особенностей функционирования конкретного субъек­та в общей системе профессиональных взаимодействий. Весовые коэффициенты каждого вида компетентности составляют соответственно: 0,32; 0,16 и 0,52. Описаны характеристики «оценоч­ной» деятельности таких специалистов:» быстрота оценивания;

• точность оценивания;

• соотносимость результатов оценивания с данными, полученны­ми в результате использования инструментальных методов пси­ходиагностики;

• прогностичность оценок;

• надежность оценивания и оценок;

• степень организованности оценочной деятельности.

Разработана модель тренингового развития компетентности в оце­ночной деятельности. Выявлены субъективные факторы развития данного вида компетентности:

• наблюдательность;

• проницательность;

• умение анализировать и составлять классификации и типологии;

• направленность на взаимодействие;

• интерес к личности;

• внимательность;

• умение управлять своими состояниями и эмоциями.

Психолого-акмеологические исследования профессиональной ком­петентности, ее специальных видов как составляющих профессиона­лизма личности и деятельности, условий и факторов развития осуществляются масштабно и интенсивно. Значительное внимание уделяется акмеологическим аспектам развития коммуникативной компетентно­сти, культурологической, социальной компетентности и другим видам. Их результаты позволили подойти к обоснованию новой акмеологической категории — акмеологической компетентности, которая в общем виде рассматривается как когнитивный компонент системы профес­сионализма акмеолога, сфера его профессионального ведения вклю­чает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...