Понятие цены. Система ценообразования.
Реферат на тему: «Цена. Инфляция» по дисциплине «Экономика»
Выполнила: студентка 3 курса 2 группы очной формы обучения Иванова Светлана Антоновна Проверил: к.э.н., доцент кафедры политэкономии и экономической политики Козлов А.Н.
Ростов - на - Дону 2014 г. Содержание. Введение…...……….………………………………………….…………..........3 1.Понятие цены. Система ценообразования…….………………………...….3 2.Функция цен. Виды цен……………………………………………………..8 3.Инфляция: сущность, виды, уровни……………………………………….11 3.1.Индекс потребительских цен…………………………………………….12 3.2.Причины инфляции………………………...……………………………..13 4.Инфляция спроса. Инфляция предложения…………………………….…13 5.Экономические последствия инфляции…………………………………...16 5.1.Антиинфляционная политика……………………………………………19 5.2.Инфляция в России 1992-1999 гг………………………………………...22 Заключение…………………………………………………………………….27 Список использованных источников………………………………………...28 Введение Тема доклада является актуальной, так как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Заметный рост количества денег в сравнении с количеством товаров и услуг способен привести к инфляции, росту цен, которые выражены в деньгах. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение. Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.
Инфляция в крайних случаях может нанести значительный урон экономике страны. В данном реферате рассмотрена сущность явления инфляции, причины ее возникновения, а также существующие направления антиинфляционной политики. Понятие цены. Система ценообразования.
В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики.
Цена - это денежное выражение стоимости товара. Поскольку цена выражает общественную ценность товара, то она постоянно изменяется и находится в постоянном движении, цена определяет все товарно-денежные отношения. Свободное движение цен и есть система рыночной экономики. При этом выделяют 2 метода ценообразования: рыночный метод и административный, формирующийся под воздействием государственного регулирования.
Рис.1 Цена равновесия и точка отклонения от нее Точка равновесия обозначается Е (от латинского Equilibrium). В точке равновесия Это означает, что = = Равновесная цена (equilibrium price) — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно изобразить через площадь (рис.1). В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Если Е — точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РЕ, а объем проданного товара равен QE (рис.1). Следовательно, совокупная (общая) выручка равна TR = х . Совокупные издержки (затраты) производителей равны площади фигуры 0 E .
Рис.2 Излишек потребителя, издержки и излишек производителя Разница между общей выручкой х (площадью прямоугольника 0 E .) и совокупными издержками (площадь 0 E ) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь E ). Возможны как установление точной равновесной цены, так и небольшие отклонения от нее. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров. а) По Л.Вальрасу б) Рис.4 По А.Маршаллу Рис.4 Концепции формирования равновесной цены Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса — при цене Р (рис.4), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения (при цене ) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен . Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (рис.4). Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный — моделью А. Маршалла. Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже сред них, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.
Рис.5 Затраты потребителя в условиях законодательно установленного потолка цен Тем не менее потребители далеко не всегда полагают, и излишки что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена (потолок цены) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек (рис.5). Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В случаях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные (рис.5). Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. — все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает" излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар, заинтересованы в сохранении его дефицита, потому что он становится источником их доходов (увеличивает размеры неденежных затрат) (рис.5). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными" предлогами. В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.
Подытоживая, среди факторов, влияющих на уровни цен можно выделить: 1) общий объем спроса и предложения, при котором формируется равновесная цена; 2) показатели эластичности; 3) зависимость от классификации и характера рынка; 4) государственное регулирование цен.
Функция цен. Виды цен. Ценовой механизм, с одной стороны, фиксирует сложившуюся в данном обществе ситуацию, отражает результаты свободного волеизъявления покупателей и продавцов, а с другой — подает сигналы для нового перераспределения ресурсов: где производство может осуществляться с высокой прибылью, со средней, а где уже ведется в убыток. "В организации экономической деятельности, — пишут Роуз и Милтон Фридман, — цены выполняют следующие три функции: во-первых, они передают информацию; во-вторых, служат стимулом к применению наиболее экономичных методов производства, что ведет к наиболее эффективному использованию имеющихся ресурсов; в-третьих, они определяют, кто получает какую долю произведенного продукта, — другими словами, устанавливают распре деление доходов"1. Безусловно, все эти функции тесно связаны между собой, переплетаются, поддерживают друг друга. Наконец, очень важной предпосылкой является предпосылка об абсолютной информированности о ценах. Дело в том, что отсутствие необходимой информации может стать препятствием для продажи равнокачественных товаров по одинаковым ценам, служить основой для ценовой дискриминации или стать препятствием для перелива капитала. Это тем более важно сейчас, в условиях становления постиндустриального общества. Таковы идеальные условия, отрицающие существование монополий, вмешательство государства, инфляцию и тд. В реальной действительности существуют обстоятельства, значительно отклоняющиеся от идеальных и превращающие совершенную конкуренцию в несовершенную.
Цена выполняет следующие функции: 1)информационная - ориентирует покупателя и продавца о своих действиях. 2)стимулирующая -стимулирует передовые или высокотехнологичные способы организации производства. 3)распределительная - происходит через распределение доходов между членами общества. 4)измерительная - выполняет взаимодействие при товарообороте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|