Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие цены. Система ценообразования.

Реферат

на тему:  «Цена. Инфляция»

по дисциплине «Экономика»

 

 

Выполнила: студентка

3 курса 2 группы

очной формы обучения

Иванова Светлана Антоновна

Проверил: к.э.н., доцент

кафедры политэкономии

и экономической политики

Козлов А.Н.

 

 

Ростов - на - Дону

2014 г.

Содержание.

Введение…...……….………………………………………….…………..........3

1.Понятие цены. Система ценообразования…….………………………...….3

2.Функция цен. Виды цен……………………………………………………..8

3.Инфляция: сущность, виды, уровни……………………………………….11

3.1.Индекс потребительских цен…………………………………………….12

3.2.Причины инфляции………………………...……………………………..13

4.Инфляция спроса. Инфляция предложения…………………………….…13

5.Экономические последствия инфляции…………………………………...16

5.1.Антиинфляционная политика……………………………………………19

5.2.Инфляция в России 1992-1999 гг………………………………………...22

Заключение…………………………………………………………………….27

Список использованных источников………………………………………...28

Введение

Тема доклада является актуальной, так как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Заметный рост количества денег в сравнении с количеством товаров и услуг способен привести к инфляции, росту цен, которые выражены в деньгах. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение. Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Инфляция в крайних случаях может нанести значительный урон экономике страны. В данном реферате рассмотрена сущность явления инфляции, причины ее возникновения, а также существующие направления антиинфляционной политики.

Понятие цены. Система ценообразования.

 

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики.

    

Цена - это денежное выражение стоимости товара.

Поскольку цена выражает общественную ценность товара, то она постоянно изменяется и находится в постоянном движении, цена определяет все товарно-денежные отношения. Свободное движение цен и есть система рыночной экономики. При этом выделяют 2 метода ценообразования: рыночный метод и административный, формирующийся под воздействием государственного регулирования.

Рис.1 Цена равновесия и точка отклонения от нее

Точка равновесия обозначается Е (от латинского Equilibrium).

В точке равновесия

Это означает, что

 = =

Равновесная цена (equilibrium price) — цена, уравновеши­вающая спрос и предложение в результате действия конкурент­ных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной кон­куренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спро­са и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже макси­мально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно изо­бразить через площадь  (рис.1). В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Если Е — точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РЕ, а объем проданного товара равен QE (рис.1). Следовательно, совокупная (общая) выручка равна TR = х . Совокупные издержки (затраты) произво­дителей равны площади фигуры  0 E .

Рис.2 Излишек потребителя, издержки и излишек производителя

Разница между общей выручкой х  (площадью прямо­угольника 0 E .) и совокупными издержками (площадь 0 E ) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь E ). Возможны как установление точной равновесной цены, так и небольшие отклонения от нее. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыноч­ной цены или количества продаваемых товаров.

а) По Л.Вальрасу                             б) Рис.4 По А.Маршаллу

Рис.4 Концепции формирования равновесной цены

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса  —  при цене Р (рис.4), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложе­ния (при цене ) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен  . Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реаги­руют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем са­мым способствует достижению равновесной цены (рис.4). Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный — моделью А. Маршалла.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "неви­димой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельст­вуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению обществен­ных потребностей. Так как равновесная цена значительно превы­шает издержки у тех производителей, затраты которых ниже сред­ них, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функциониро­вания национальной экономики в целом.

Рис.5 Затраты потребителя в условиях законодательно установленного потолка цен

Тем не менее потребители далеко не всегда полагают, и излишки что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производ­ства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешатель­ства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установ­ленная государством максимальная цена (потолок цены) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государст­во устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек (рис.5). Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.

В случаях, когда цена находится ниже равновесного уров­ня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные (рис.5). Пос­ледние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. — все они являются омертвленными затратами, ко­торые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара и не до­ходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает" излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его про­изводству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает. Наобо­рот, те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар, заинте­ресованы в сохранении его дефицита, потому что он становится источником их доходов (увеличивает размеры неденеж­ных затрат) (рис.5). Поэтому они всячески будут пропа­гандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными" предлогами. В случаях, когда цена находится выше равновесной, воз­никает необходимость дополнительных мер, стимулирующих огра­ничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить раз­рыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в дру­гом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

Подытоживая, среди факторов, влияющих на уровни цен можно выделить:

1) общий объем спроса и предложения, при котором формируется равновесная цена;

2) показатели эластичности;

3) зависимость от классификации и характера рынка;

4) государственное регулирование цен.

 

Функция цен. Виды цен.

Ценовой механизм, с одной стороны, фиксирует сло­жившуюся в данном обществе ситуацию, отражает результаты сво­бодного волеизъявления покупателей и продавцов, а с другой — подает сигналы для нового перераспределения ресурсов: где про­изводство может осуществляться с высокой прибылью, со средней, а где уже ведется в убыток.

"В организации экономической деятельности, — пишут Роуз и Милтон Фридман, — цены выполняют следующие три функции: во-первых, они передают информацию; во-вторых, служат стиму­лом к применению наиболее экономичных методов производства, что ведет к наиболее эффективному использованию имеющихся ре­сурсов; в-третьих, они определяют, кто получает какую долю произведенного продукта, — другими словами, устанавливают распре­ деление доходов"1. Безусловно, все эти функции тесно связаны между собой, переплетаются, поддерживают друг друга. Наконец, очень важной предпосылкой является предпосылка об абсолютной информированности о ценах. Дело в том, что от­сутствие необходимой информации может стать препятствием для продажи равнокачественных товаров по одинаковым ценам, слу­жить основой для ценовой дискриминации или стать препятствием для перелива капитала. Это тем более важно сейчас, в условиях становления постиндустриального общества. Таковы идеальные ус­ловия, отрицающие существование монополий, вмешательство го­сударства, инфляцию и тд. В реальной действительности существуют обстоятельства, зна­чительно отклоняющиеся от идеальных и превращающие совер­шенную конкуренцию в несовершенную.

Цена выполняет следующие функции:

1)информационная - ориентирует покупателя и продавца о своих действиях.

2)стимулирующая -стимулирует передовые или высокотехнологичные способы организации производства.

3)распределительная - происходит через распределение доходов между членами общества.

4)измерительная - выполняет взаимодействие при товарообороте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...