Сбалансирование спроса и предложения.
Рынок как система взаимоотношений различных покупателей и продавцов характеризуется большим разнообразием видов цен. Классификация их осуществляется по нескольким направлениям:
Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например: · трансфертные (внутрифирменные – для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны); Инфляция: сущность, виды, уровни.
Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — долговременное снижение покупательной способности денег. Различают открытую и скрытую или подавленную инфляцию. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая — в усилении товарного дефицита. Открытую форму инфляция принимает в условиях свободных, подвижных цен, скрытую — в условиях жесткого государственного контроля за ними. От инфляции как процесса следует отличать скачок уровня цен — однократное его повышение, которое может стать началом развития инфляции, но может и не стать им. Уровень инфляции при ее открытой форме определяется темпом прироста уровня цен. В практических расчетах для оценки уровня инфляции используют индексы цен. При скрытой инфляции для косвенной оценки ее уровня можно применять такие показатели, как соотношение контролируемых государством цен и цен свободного (легального или теневого) рынка, затраты времени на поиски товара, вероятность осуществления нужной покупки, объем вынужденных сбережений и т.п. Инфляция относится к числу основных дестабилизирующих факторов рыночной экономики, и чем выше ее уровень, тем более она опасна. Инфляция в несколько десятков или сотен процентов в год — явный признак начинающегося и усиливающегося кризиса денежной системы. Гиперинфляция означает ее крах, паралич всего рыночного механизма. Формальный критерий гиперинфляции был введен американским экономистом Филиппом Кэганом, предложившим считать началом гиперинфляции месяц, в котором рост цен впервые превышает 50%, а концом — месяц, предшествующий тому, в котором рост цен падает ниже этой критической отметки и не достигает ее вновь по крайней мере в течение года. Ф. Кэган признавал произвольный характер своего критерия, но считал его удовлетворительным для исследования соотношения между динамикой денежной массы и уровнем цен в случаях крайне высокой инфляции.
Долговременное снижение уровня цен называют дефляцией (от лат. Deflatio - выдувание), а замедление темпов инфляции - дезинфляцией. Представления участников национального хозяйства о будущем уровне цен или инфляционные ожидания входят в число важнейших параметров, определяющих их поведение. Поэтому для комплексного анализа причин возникновения инфляции и ее воздействия на экономическую конъюнктуру в макроэкономическую модель нужно включить и инфляционные ожидания. Поскольку функция совокупного спроса отражает факторы, обеспечивающие совместное равновесие на рынках благ и денег, а функция совокупного предложения характеризует процессы, происходящие на рынке труда, и технологию производства, то макроэкономическая модель в сжатом виде может быть представлена как модель взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.
Индекс потребительских цен.
Мы часто хотим сравнить сегодняшнюю цену товара с ценой, которая была в прошлом или которая, скорее всего, будет в будущем. Чтобы придать смысл такому сравнению, нам необходимо измерить цены относительно их общего уровня. В сво- ем абсолютном значении цена десятка яиц сегодня во много раз выше, чем 50 лет назад. Однако относительно цен в целом она на самом деле понизилась. Это и означает измерение цен в реальных, а не номинальных значениях. Номинальная цена товара является просто его абсолютной ценой. Номинальная цена — это абсолютная цена товара, не учитывающая величины инфляции. Реальная цена товара (иногда называемая ценой в «постоянных долларах») — это цена относительно агрегированного показателя цен. Другими словами, это цена, скорректированная на величину инфляции. Реальная цена — это цена товара относительно агрегированного показателя цен; цена, скорректированная с учетом инфляции. Наиболее часто используемым обобщающим показателем является индекс потребительских цен (ИПЦ, или CPI, Consumer Price Index). Он отмечает, как стоимость большой рыночной корзины товаров, приобретенной «типичным» потребителем в какой-то базовый год, изменяется с течением времени. Процентные изменения в индексе потребительских цен определяют уровень инфляции в экономике. Индекс потребительских цен — это показатель общего уровня цен.
Причины инфляции. Среди механизмов, порождающих инфляцию, в экономической теории выделяют следующие: - отсутствие ограничения эмиссии бумажных денег; - постоянный рост расходов цивилизованного государства на финансирование общенациональных, экономических и социальных программ (инфляция спроса); - спрос на деньги со стороны производителей (инфляция издержек).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|