Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сбалансирование спроса и предложения.

Рынок как система взаимоотношений различных покупателей и продавцов характеризуется большим разнообразием видов цен. Классификация их осуществляется по нескольким направлениям:

В масштабе обслуживаемых рынков · мировые цены; · национальные (внутренние) цены; · внешнеторговые цены.
В сфере национальной экономики · производственные цены; · оптовые цены; · розничные.
По степени жесткости регулирования государством · рыночные (свободные); · регулируемые цены.
По способу установления фактических сделок · твердые цены; · базисная цена; · подвижные (скользящие) цены; · контрактные цены; · цена купли-продажи (фактурная цена).
По характеру ценовой информации · номинальные (справочные) цены; · биржевые цены.
По типам рынков · цены спроса; · монопольные цены; · экспортные цены.

Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

·  трансфертные (внутрифирменные – для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);

Инфляция: сущность, виды, уровни.

 

Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — долговременное снижение покупательной способности денег. Различают открытую и скрытую или подавленную инфляцию. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая — в усилении товарного дефицита. Открытую форму инфляция принимает в условиях свободных, подвижных цен, скрытую — в условиях жесткого государственного контроля за ними. От инфляции как процесса следует отличать скачок уровня цен — однократное его повышение, которое может стать началом развития инфляции, но может и не стать им. Уровень инфляции при ее открытой форме определяется темпом прироста уровня цен. В практических расчетах для оценки уровня инфляции используют индексы цен. При скрытой инфляции для косвенной оценки ее уровня можно применять такие показатели, как соотношение контролируемых государством цен и цен свободного (легального или теневого) рынка, затраты времени на поиски товара, вероятность осуществления нужной покупки, объем вынужденных сбережений и т.п. Инфляция относится к числу основных дестабилизирующих факторов рыночной экономики, и чем выше ее уровень, тем более она опасна. Инфляция в несколько десятков или сотен процентов в год — явный признак начинающегося и усиливающегося кризиса денежной системы. Гиперинфляция означает ее крах, паралич всего рыночного механизма. Формальный критерий гиперинфляции был введен американским экономистом Филиппом Кэганом, предложившим считать началом гиперинфляции месяц, в котором рост цен впервые превышает 50%, а концом — месяц, предшествующий тому, в котором рост цен падает ниже этой критической отметки и не достигает ее вновь по крайней мере в течение года. Ф. Кэган признавал произвольный характер своего критерия, но считал его удовлетворительным для исследования соотношения между динамикой денежной массы и уровнем цен в случаях крайне высокой инфляции.

Долговременное снижение уровня цен называют дефляцией (от лат. Deflatio - выдувание), а замедление темпов инфляции - дезинфляцией. Представления участников национального хозяйства о будущем уровне цен или инфляционные ожидания входят в число важнейших параметров, определяющих их поведение. Поэтому для комплексного анализа причин возникновения инфляции и ее воздействия на экономическую конъюнктуру в макроэкономическую модель нужно включить и инфляционные ожидания. Поскольку функция совокупного спроса отражает факторы, обеспечивающие совместное равновесие на рынках благ и денег, а функция совокупного предложения характеризует процессы, происходящие на рынке труда, и технологию производства, то макроэкономическая модель в сжатом виде может быть представлена как модель взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.

Индекс потребительских цен.

 

Мы часто хотим сравнить сегодняшнюю цену товара с ценой, которая была в прошлом или которая, скорее всего, будет в будущем. Чтобы придать смысл такому сравнению, нам необходимо измерить цены относительно их общего уровня. В сво- ем абсолютном значении цена десятка яиц сегодня во много раз выше, чем 50 лет назад. Однако относительно цен в целом она на самом деле понизилась. Это и означает измерение цен в реальных, а не номинальных значениях. Номинальная цена товара является просто его абсолютной ценой.

Номинальная цена — это абсолютная цена товара, не учитывающая величины инфляции.

Реальная цена товара (иногда называемая ценой в «постоянных долларах») — это цена относительно агрегированного показателя цен. Другими словами, это цена, скорректированная на величину инфляции.

Реальная цена — это цена товара относительно агрегированного показателя цен;  цена, скорректированная с учетом инфляции.

Наиболее часто используемым обобщающим показателем является индекс потребительских цен (ИПЦ, или CPI, Consumer Price Index). Он отмечает, как стоимость большой рыночной корзины товаров, приобретенной «типичным» потребителем в какой-то базовый год, изменяется с течением времени. Процентные изменения в индексе потребительских цен определяют уровень инфляции в экономике. Индекс потребительских цен — это показатель общего уровня цен.

 

Причины инфляции.

Среди механизмов, порождающих инфляцию, в экономической теории выделяют следующие:

- отсутствие ограничения эмиссии бумажных денег;

- постоянный рост расходов цивилизованного государства на финансирование общенациональных, экономических и социальных программ (инфляция спроса);

- спрос на деньги со стороны производителей (инфляция издержек).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...