Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б.П. Бещев.  (Москва)




Б. П. Бещев

 (Москва)

 

Товарищи! В отчетном докладе товарища Маленкова подведены итоги исторических побед нашего народа, одержанных под руководством Ленинско-Сталинского Центрального Комитета, под водительством нашего гениального вождя, учителя и полководца товарища Сталина. (Аплодисменты).

Советский народ построил социалистическое общество и создал несокрушимое государство, которое не только выдержало самые суровые испытания, но и вышло из этих испытаний еще более могучим. В послевоенные годы советские люди показали всему миру, какие неисчислимые силы заложены в социалистической системе хозяйства. Мощный подъем промышленности, сельского хозяйства, транспорта, рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся является неопровержимым доказательством великой силы советского строя.

В проекте директив XIX съезда по пятому пятилетнему плану намечена программа дальнейшего укрепления экономической мощи Советского государства, дальнейшего подъема промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Партия, Правительство, лично товарищ Сталин всегда с величайшим вниманием относились к железнодорожному транспорту. В предвоенные годы, в результате технической реконструкции и усовершенствования методов работы, железнодорожный транспорт бесперебойно обслуживал нужды товарооборота. Волею партии наш транспорт был своевременно подготовлен к активной обороне страны, располагал достаточными производственными резервами для того, чтобы успешно справиться с нагрузкой военного времени.

В настоящее время грузооборот железных дорог страны больше, чем в 1940 г., примерно, на 80 процентов. Это свидетельствует о гигантской организаторской работе, проведенной нашей партией, о могучей силе советской экономики.

Партийные организации и политотделы на транспорте проделали большую работу по политическому воспитанию и повышению сознательности железнодорожников, по дальнейшему сплочению их вокруг Коммунистической партии, вокруг великого Сталина.

 

Железнодорожники досрочно выполнили план перевозок, установленный на четвертую пятилетку и на 1951 год. Они безусловно выполнят обязательство, данное товарищу Сталину, – досрочно завершить план перевозок 1952 года.

Наша железнодорожная сеть увеличилась по сравнению с довоенными годами на много тысяч километров. Это позволило открыть для хозяйственного использования новые месторождения полезных ископаемых и новые обширные лесные массивы. О масштабах работы наших железных дорог можно судить хотя бы по следующему сравнению: в 1951 году одна Омская дорога выполнила грузооборот больший, чем грузооборот всех железных дорог Англии, вместе взятых.

Отечественная промышленность поставила железнодорожному транспорту тысячи новых локомотивов и сотни тысяч вагонов. Не только восполнены потери военного времени, но и созданы необходимые резервы. Электрифицированы многие участки железных дорог. В 1951 г. грузооборот электрифицированных участков увеличился по сравнению с 1946 г. в 2, 5 раза, а на участках, обслуживаемых тепловозами, – более чем в 4 раза. Рост грузонапряженности основных магистралей страны потребовал укладки более тяжелых рельсов. Промышленность освоила и поставила транспорту значительное количество рельсов тяжелого типа. В результате строительства вторых путей, расширения и реконструкции станций, внедрения автоматических устройств, повышающих, кроме того, безопасность движения поездов, возросла и пропускная способность железных дорог. Объем механизированной погрузки и выгрузки увеличился по сравнению с довоенным временем в 2, 4 раза.

 

Наряду с ростом технической вооруженности железнодорожного транспорта, неуклонно возрастает культурно-технический уровень железнодорожников. Количество специалистов с высшим и средним образованием увеличилось с 1946 по 1951 г. на 69 процентов. В технических школах подготовлено более 327 тыс. локомотивных машинистов, их помощников, диспетчеров и других работников. Ежегодно свыше полумиллиона железнодорожников повышают свою квалификацию на курсах и в стахановских школах.

Возросший культурно-технический уровень железнодорожников, их преданность социалистической Родине, Коммунистической партии, великому вождю и учителю товарищу Сталину нашли свое яркое выражение в подъеме социалистического соревнования за использование внутренних резервов транспорта, в новых и новых проявлениях творческой инициативы новаторов производства. Широко известны имена новаторов, открывших новые пути производительного использования техники на транспорте, – паровозных машинистов Глубокова, Шумилова, Блаженова, Соловьева, диспетчеров Королевой и Костырко, осмотрщика вагонов Щебликина и многих других.

Значительно улучшен по сравнению с довоенным 1940 г. оборот вагонов. В послевоенные годы 68 проц. общего прироста погрузки получено за счет ускорения оборота вагонов. Увеличение веса и скорости движения поездов позволило сэкономить только в 1951 г. 2, 5 млн. тонн топлива.

Задание по снижению себестоимости перевозок, установленное четвертым пятилетним планом, было перевыполнено. За последние два года железные дороги дали значительные сверхплановые накопления. Заработная плата железнодорожников выросла по сравнению с 1940 г. в два раза, а локомотивных машинистов – в 2, 3 раза. В результате систематического снижения государственных розничных цен реальная заработная плата рабочих и служащих транспорта, как и всех рабочих и служащих нашей страны, растет из года в год. Правительство установило для работников ведущих профессий и начальствующего состава транспорта выплату надбавок к заработной плате за выслугу лет и повышенное пенсионное обеспечение.

За годы первой послевоенной пятилетки на транспорте построено более 3 млн. кв. м жилой площади. С помощью государства тысячи железнодорожников построили индивидуальные дома. Непрерывно растет число новых школ, высших и средних учебных заведений, клубов, санаториев и больниц.

Однако мы не можем, к сожалению, доложить съезду, что все поставленные перед железнодорожниками задачи решены, что с некоторыми довольно старыми недостатками покончено. В хозяйстве транспорта, в организации его работы имеются еще серьезные недостатки. Имеют место нарушения дисциплины и правил технической эксплуатации на некоторых дорогах.

Для создания нормальных условий труда и отдыха работников локомотивных и поездных бригад была сокращена протяженность многих тяговых участков, организованы новые пункты смены бригад и дополнительные оборотные депо. Построены и продолжают строиться новые дома для отдыха бригад. В результате проведенных организационно-хозяйственных мероприятий работа бригад улучшена. Однако необходимо отметить, что на Уфимской, Южно-Уральской, Куйбышевской и некоторых других дорогах все еще допускаются нарушения порядка труда и отдыха локомотивных и поездных бригад, главным образом в результате задержек поездов на подходах к узлам, невыполнения заданной скорости движения поездов и непроизводительных простоев локомотивов на станциях.

Партия и Правительство указали нам ряд мер, которые необходимо осуществить для того, чтобы улучшить руководство, укрепить дисциплину и единоначалие на железных дорогах, указали пути быстрейшей ликвидации недостатков.

Тов. Маленков справедливо отметил в отчетном докладе Центрального Комитета ВКП(б), что многие железные дороги не выполняют установленного для них плана погрузки и перевозки грузов, допускают большие простои вагонов, непроизводительные затраты, перерасход средств и убытки. Ряд недостатков в работе железнодорожного транспорта вскрывали и некоторые из выступавших делегатов. Министерство путей сообщения примет необходимые меры для ликвидации отставания отдельных предприятий и устранения недостатков.

Министерство путей сообщения проводит серьезные мероприятия по дальнейшему укреплению и развитию хозяйства железных дорог. Строители-железнодорожники проделали громадную работу по капитальному восстановлению десятков тысяч километров железнодорожных линий, паровозных и вагонных депо, станций, мостов, заводов, вокзалов и жилых домов. Они умеют строить такие прекрасные сооружения, как Московский метрополитен, новые мосты через Днепр, Волгу и Дон, высотное здание в Москве у Красных Ворот, крупные вокзалы в различных городах. Тем не менее наши строительные организации все еще не выполняют установленных для них планов, в особенности плана ввода в действие новых производственных мощностей. На ряде строек допускают удорожание стоимости строительства, работают с убытком.

Все еще неудовлетворительно работают некоторые промышленные предприятия. Ряд заводов, выполняя план по валовой продукции, не справляется с выпуском продукции по заданной номенклатуре, допускает брак и превышение установленной себестоимости, а отдельные заводы и лесные тресты не выполняют план даже по валовой продукции.

Мы должны полнее использовать все производственные мощности и устранить эти серьезные недостатки.

Товарищи, в проекте директив XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР железнодорожному транспорту уделено исключительное внимание. Новый мощный подъем народного хозяйства СССР, высокие темпы роста промышленности и гигантский размах капитального строительства потребуют от железных дорог непрерывного роста перевозок. Грузооборот железных дорог за период с 1951 по 1955 г. возрастет на 35 – 40 процентов, причем перевозки руды, кокса, черных металлов и нефтепродуктов возрастут в еще больших размерах.

В проекте директив съезда партии предусматривается улучшение географического размещения строительства промышленных предприятий, дальнейшее приближение промышленности к источникам сырья и топлива с целью ликвидации нерациональных и чрезмерно дальних перевозок.

Увеличение дальности перевозок грузов наряду с недостатками, зависящими от нас, железнодорожников, во многих случаях происходит в результате неравномерного выполнения плана производства по отдельным районам страны. Например, невыполнение плана заготовки леса в районах Севера вызвало рост перевозок сибирского леса на дальние расстояния. Существующее на отдельных металлургических заводах несоответствие в развитии мощностей доменных и сталеплавильных, а также сталеплавильных и прокатных цехов вызывает значительные нерациональные перевозки чугуна и стали. Например, в 1951 г. сотни тысяч тонн чугуна с южных металлургических заводов были перевезены на Урал, а стальные слитки возвращались обратно на заводы Юга для дальнейшей переработки.

Часть дальних перевозок, в первую очередь массовых грузов, должен принять на себя водный транспорт. Как ни странно, в прошлом году дальность перевозок на морских и речных путях была ниже плановой, и это явилось одной из причин роста дальних железнодорожных, более дорогих, перевозок. Железные дороги ежегодно вывозят миллионы тонн леса из районов Урала и Сибири в восточную часть Донбасса и на Кавказ, тогда как этот лес выгоднее всего направлять по Каме и Волге. Не случайно, что средняя дальность перевозок леса по речным путям в два с лишним раза меньше, чем по железным дорогам.

Важнейшим условием рационализации перевозок является улучшение планирования сбыта, снабжения и перевозок товаров. В этой области имеются существенные недостатки. План перевозок составляется без достаточной увязки с планом производства и балансом производства и потребления основных видов продукции по отдельным районам страны, что приводит иногда к нерациональным перевозкам. Фонды на черный металл, например, выделяются министерствам без разбивки по районам, и это влечет за собой встречные перевозки металла. Необходимо, чтобы Госплан и Госснаб улучшили планирование производства по отдельным районам страны, сбыта, снабжения и перевозок товаров.

Товарищи! Предстоящий в ближайшие годы рост перевозок вызовет новое увеличение грузонапряженности на железных дорогах. К концу пятой пятилетки на основных магистралях железнодорожной сети будет сконцентрировано более 75 проц. общего грузооборота. Это потребует повышения качества всей работы транспорта. Поэтому, наряду с мероприятиями по увеличению пропускной способности и технической вооруженности железных дорог, в проекте директив съезда поставлена задача: ускорить оборот вагонов на 18 проц., увеличить среднесуточный пробег локомотивов на 12 проц., добиться дальнейшего повышения веса поездов и загрузки вагонов.

Особо важное значение не только для железных дорог, но и для всего народного хозяйства имеет выполнение основного качественного показателя работы транспорта – оборота вагонов. Стоимость материальных ценностей, постоянно обращающихся на железных дорогах, составляет миллиарды рублей. Ускорение оборота вагонов означает вместе с тем ускорение оборачиваемости материальных ценностей в нашей стране. Поэтому мы, железнодорожники, с особой настойчивостью должны работать над улучшением качественных показателей, определяющих время оборота вагонов: повышать скорости движения поездов, снижать процент порожнего пробега вагонов, добиваться сокращения средней дальности перевозок грузов, снижать время простоя вагонов под погрузкой, выгрузкой и на технических станциях, развивать маршрутизацию перевозок, а также обеспечивать план породовой погрузки.

Но решение этой задачи не является делом одних железнодорожников. Примерно три четверти всей погрузки и выгрузки вагонов производится не на железных дорогах, а на подъездных путях промышленных предприятий. Между тем, на некоторых подъездных путях погрузочные работы недостаточно механизированы. Особенно отстает механизация выгрузки вагонов. Погрузка угля механизирована полностью, а более четверти вагонов, прибывающих с углем, выгружается вручную. На низком уровне находится механизация погрузки и выгрузки леса. Часто маршрутизация, дающая большое ускорение перевозок, затруднена из-за недостаточного развития фронтов погрузки и выгрузки на подъездных путях. Поэтому не случайно показатели простоя вагонов под грузовыми операциями, в отличие от всех других показателей, отстают от довоенного уровня.

Товарищи, еще в 1935 г., на приеме железнодорожников в Кремле, товарищ Сталин дал классическое определение дисциплины на транспорте. «Чтобы реализовать решающую и всеобъемлющую роль железнодорожного транспорта, – указывал тогда товарищ Сталин, – требуется прежде всего слаженность всех частей и их работа в строго определенном порядке. Это и есть то, что называется дисциплиной на транспорте».

Выполнение сталинского указания о слаженности и дисциплине является главным условием успешного решения огромных задач, поставленных перед железнодорожниками в новой пятилетке, условием дальнейшего совершенствования многогранного и сложного хозяйства транспорта. Повышение слаженности и строжайшее соблюдение государственной дисциплины дадут возможность обеспечить полную безопасность движения, улучшить организацию труда железнодорожников, повысить использование новой техники и тем самым добиться общего подъема железнодорожного транспорта на новую, более высокую ступень, отвечающую возросшим задачам коммунистического строительства.

Мы располагаем опытными, преданными великому делу партии Ленина – Сталина кадрами, которые способны успешно решить все задачи, поставленные перед железнодорожным транспортом.

Советские железнодорожники вместе со всем нашим народом, тесно сплоченные вокруг Коммунистической партии, Ленинско-Сталинского Центрального Комитета, приложат все силы для досрочного выполнения пятого пятилетнего плана, для претворения в жизнь великих предначертаний гениального вождя и учителя трудящихся товарища Сталина. (Продолжительные аплодисменты).

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...