М.А. Суслов. (Москва)
М. А. Суслов (Москва)
Товарищи! Путь, пройденный нашей партией в период между XVIII и XIX съездами, был насыщен событиями всемирно-исторического значения, событиями, когда решались судьбы советской социалистической Родины. Партия Ленина – Сталина победоносно прошла этот путь, вписала новые золотые страницы в летопись своей истории, истории страны Советов и всей истории человечества благодаря правильности своей политики, благодаря тому, что нашу партию и весь советский народ с несокрушимой волей и величайшей мудростью ведет вперед по ленинскому пути гений человечества, любимый вождь и учитель товарищ Сталин. (Продолжительные аплодисменты). XIX съезд ВКП(б) и новый гениальный труд товарища Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» открывают величественные перспективы победоносного шествия нашей страны к коммунизму и вновь демонстрируют перед всем миром неиссякаемую силу и мощь советского социалистического общественного строя, его неоспоримые преимущества перед капиталистическим общественным строем. Пятый пятилетний план определяет новый мощный подъем народного хозяйства СССР и явится новым этапом в создании материально-технической базы коммунизма. План предусматривает также большие и ответственные задачи в области развития социалистической культуры, чему я и хотел посвятить свое выступление. В. И. Ленин и И. В. Сталин учат, что одним из главных условий полной победы коммунизма является мощный подъем культурного уровня и политической сознательности всех советских людей, коммунистическое воспитание трудящихся. Еще в 1906 г. в своей знаменитой работе «Анархизм или социализм? » товарищ Сталин указывал, что будущее общество «предполагает достаточно развитые производительные силы и социалистическое сознание людей».
В новом классическом произведении «Экономические проблемы социализма в СССР» товарищ Сталин дал всесторонний и глубочайший анализ крупнейших проблем политической экономии, и в первую очередь проблем, связанных с постепенным переходом советского общества от социализма к коммунизму. Ярким светом марксистско-ленинской науки товарищ Сталин осветил пути и методы построения коммунизма и тем самым оказал гигантскую помощь нашей партии, всем строителям коммунистического общества, всему международному рабочему движению. (Аплодисменты). В этом труде наш великий вождь и учитель еще раз подчеркнул, что в качестве одного из предварительных условий подготовки перехода к коммунизму необходимо «добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии». Вот почему Центральный Комитет партии, товарищ Сталин уделяют такое исключительное внимание идеологической работе партии, настойчиво борются за всемерный подъем дела коммунистического воспитания советского народа. Коммунистическое воспитание имеет своей целью сделать всех трудящихся, в первую очередь молодежь нашей страны, глубоко культурными и образованными, бодрыми и стойкими, не боящимися трудностей и препятствий, воспитать их в духе социалистического отношения к труду и общественной собственности, в духе пламенного советского патриотизма и пролетарского интернационализма, в духе беззаветной преданности великому делу коммунизма. Коммунистическое воспитание трудящихся составляет важнейшее средство в борьбе за высокую производительность труда, за укрепление социалистической дисциплины труда, за укрепление и развитие общественной собственности, за дальнейший рост могущества Советского государства.
Строительство коммунизма происходит у нас не в форме плавного «бесконфликтного» продвижения вперед, без трудностей и без борьбы. Глубоко ошибочной и чуждой марксизму-ленинизму является получившая некоторое распространение среди деятелей литературы и искусства так называемая теория «бесконфликтности», нанесшая ущерб нашей литературе и искусству, уводившая их от активной борьбы против пережитков и влияния буржуазной идеологии, против всего старого, отжившего, мешающего советским людям двигаться вперед к коммунизму. Прежде всего, мы не можем забывать о капиталистическом окружении, возглавляемом ныне наиболее реакционными империалистическими кругами США и Англии, ведущими подготовку – в том числе и идеологическую подготовку – новой мировой войны, использующими все средства буржуазной культуры и идеологии для одурманивания широких масс в своих странах и для отравления ядом самой подлой и ухищренной лжи и клеветы сознания отдельных, менее устойчивых элементов нашего общества. Движение нашего общества вперед происходит не гладко, а в борьбе нового со все еще многочисленными и живучими пережитками прошлого, старыми вредными, иногда отвратительными привычками и навыками, унаследованными от буржуазного строя. Товарищ Сталин учит: «Всегда у нас что-либо отмирает в жизни. Но то, что отмирает, не хочет умирать просто, а борется за свое существование, отстаивает свое отжившее дело. Всегда у нас рождается что-либо новое в жизни. Но то, что рождается, рождается не просто, а пищит, кричит, отстаивая свое право на существование. Борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, – вот основа нашего развития». Вот почему вся идеологическая работа партии, ее деятельность по коммунистическому воспитанию масс, по формированию новых высоких моральных и духовных качеств наших людей, как членов коммунистического общества, не может быть отвлеченной, просветительской. Она и впредь должна быть направлена своим острием на беспощадную борьбу с реакционной буржуазной идеологией и ее проникновением в нашу науку, литературу и искусство, на преодоление и выкорчевывание пережитков капитализма в сознании людей, на усиление большевистской непримиримости ко всякого рода идеологическим извращениям.
Строительство социалистической культуры и коммунистическое воспитание трудящихся есть наступление против реакционной буржуазной идеологии, против лодырей и расхитителей общественной собственности, против бюрократов и нарушителей государственной дисциплины, против лиц, раболепствующих перед буржуазной реакционной культурой и капиталистическим образом жизни, против националистических и космополитических извращений, враждебных советской идеологии и дружбе между народами, против аполитичности и безыдейности в литературе, искусстве и науке. Мощным рычагом строительства социалистической культуры и коммунистического воспитания трудящихся является народное образование. Партия и Советское государство проявляют неослабную заботу об образовании широких народных масс, об овладении ими всеми достижениями культуры. В этом важном деле достигнуты успехи исторического значения. Уже ко времени XVIII съезда партии наша страна совершила подлинную культурную революцию. Товарищ Сталин в своем докладе на XVIII съезде ВКП(б) выдвинул новую историческую задачу – сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образованными. Эта задача успешно и неуклонно претворяется в жизнь. Введено и осуществляется всеобщее семилетнее обучение, значительно расширено общее и специальное среднее образование. Крупнейшие успехи достигнуты в деле расширения и улучшения высшего образования. Численность учащихся в высших учебных заведениях в 1952 году достигла 1. 400 тыс. человек, что на 73 проц. больше, чем в довоенное время. Ни одно капиталистическое государство не знает и не может знать такого размаха народного просвещения. Господствующим классам нужны темнота и невежество трудящихся для того, чтобы держать их в повиновении и выколачивать максимальные прибыли путем беспощадной эксплуатации. Глубокий кризис переживает народное образование в Соединенных Штатах Америки. В этой стране насчитывается свыше 10 млн. неграмотных, около одной трети детей школьного возраста не учится. Что касается среднего и в особенности высшего образования, то оно является монополией правящих классов и недоступно детям трудящихся.
Если Советское государство ежегодно ассигнует огромные средства на развитие народного просвещения, то правительство Соединенных Штатов Америки при катастрофическом положении народного образования ассигнует на эти цели менее одного процента средств бюджета. В то же время на военные расходы, связанные с подготовкой новой войны, ассигнуется в текущем году 74 процента средств бюджета. Один процент на народное просвещение и 74 процента на военные расходы! Эти цифры дают убедительное представление о том, куда направлена антинародная политика правящих классов США. Опираясь на достигнутые успехи в развитии народного образования в нашей стране, а также учитывая жизненную потребность советского общества в дальнейшем повышении культурно-технического уровня трудящихся, директивы XIX съезда партии, по пятому пятилетнему плану в области народного образования ставят новые задачи крупнейшего значения. Проект директив XIX съезда партии предусматривает «завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах. Подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях». Таким образом, ставится задача в течение настоящей и следующей пятилетки перейти на общеобязательное десятилетнее образование. Трудно переоценить значимость, грандиозность этой задачи, посильной только социалистическому государству. Сама постановка подобной задачи возможна лишь в обществе, где хозяином является народ, где забота о народе, о повышении его материального и культурного уровня является непреложным законом. Обеспечение всему молодому поколению нашей страны возможности получить среднее образование означает важнейший этап в разрешении поставленной товарищем Сталиным исторической задачи – сделать всех трудящихся культурными и образованными. Это означает также крупный шаг в направлении к ликвидации существенных различий между умственным и физическим трудом.
Осуществление общеобязательного десятилетнего образования окажет огромное влияние и на ускорение развития народного хозяйства, поскольку ряды рабочего класса будут пополняться все более культурными и образованными людьми, способными быстро и с наибольшим эффектом использовать и двигать вперед новейшую технику. В новой пятилетке по инициативе товарища Сталина поставлена и другая большая задача в области народного образования. Она состоит в том, чтобы приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому образованию. Дальнейшее развитие в новой пятилетке получает высшее и среднее специальное образование. Для обучения трудящихся без отрыва от производства расширяется сеть заочных и вечерних высших и средних специальных учебных заведений, а также общеобразовательных школ. Выполнение крупнейших задач пятой пятилетки в области народного образования потребует значительного улучшения деятельности Министерств просвещения, Министерства высшего образования и большой работы местных партийных и советских органов по строительству новых школьных зданий, по подготовке и переподготовке учительских кадров, повышению качества обучения и воспитания учащихся, а также по всесторонней подготовке и проведению мероприятий, направленных на введение политехнического образования. Новый этап в развитии народного образования, открываемый пятым пятилетним планом, приведет к дальнейшему огромному росту культурного уровня народных масс и явится прочной основой для еще более мощного расцвета науки, техники, литературы и искусства в нашей стране. Товарищи! В осуществлении задач, поставленных нашей партией в области культурного строительства и коммунистического воспитания советских людей, в организации и мобилизации их на выполнение хозяйственно-политических задач, стоящих перед страной, большое значение имеет печать – газеты, журналы, книги. Советский народ любит свою печать и предъявляет на нее огромный спрос. Наша печать выросла в могучую силу, активно помогающую строительству коммунизма. Огромными тиражами на десятках языков народов нашей страны издаются книги и журналы. Что касается газет, то одна только «Правда» выходит в настоящее время тиражом, значительно превышающим тираж всех газет, издававшихся в России в 1913 году. В пятой пятилетке намечается большой рост нашей печати. Это предъявляет новые требования к издательским организациям, а также к полиграфической и бумажной промышленности. От работников издательств требуется значительно улучшить издательское дело, повысить ответственность за идейное содержание и полиграфическое исполнение выпускаемых книг, исключить возможность издания идейно порочных и халтурных книг, что, к сожалению, составляет еще нередкое явление. Должны быть приняты также меры к тому, чтобы безусловно обеспечить предусмотренное планом расширение полиграфической базы нашей печати, оснащение ее современным высокопроизводительным оборудованием и удовлетворение потребности издательств в бумаге. Ответственные задачи, стоящие перед партией, настоятельно требуют от всех партийных организаций повышения уровня своей идейно-политической работы и устранения все еще крупных недостатков, имеющихся в этом деле и исчерпывающе вскрытых в отчетном докладе тов. Маленкова. В центре внимания всей идейно-политической работы партийных организаций должны стать исторические решения XIX съезда партии, выдающееся произведение И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», мобилизация трудящихся на выполнение и перевыполнение нового пятилетнего плана. Главным условием повышения уровня идеологической работы партийных организаций и успешного разрешения всех задач, стоящих перед партией в области хозяйственного и культурного строительства, является улучшение дела партийной пропаганды. Великое учение Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина служит научной основой всей политики Коммунистической партии, основой коммунистического воспитания трудящихся. Оно освещает нам путь к коммунизму. Раскрывая законы развития общества, марксизм-ленинизм помогает партии, рабочему классу, трудящимся сознательно и умело использовать познанные закономерности для того, чтобы, опираясь на них, построить коммунизм в наиболее короткие сроки при наименьших трудностях. Партия создала благоприятные условия для того, чтобы наши кадры успешно овладевали революционной теорией. Произведения классиков марксизма-ленинизма изданы на языках народов СССР за период после XVIII съезда партии общим тиражом в 511 млн. экземпляров. В настоящее время закончено четвертое, наиболее полное и тщательно подготовленное издание Сочинений В. И. Ленина, изданы 13 томов Сочинений И. В. Сталина, представляющие неиссякаемую сокровищницу творческой марксистско-ленинской мысли. Однако, несмотря на достигнутое некоторое расширение пропаганды идей марксизма-ленинизма, следует подчеркнуть, что это дело организовано у нас все еще неудовлетворительно. Справедливо критикуя недостатки в организации партийной пропаганды, товарищ Сталин указывал, что одним из главных недостатков является отсутствие учебного пособия, которое давало бы коммунистам необходимый минимум знаний в области марксистско-ленинской теории. Товарищ Сталин предложил создать элементарный курс марксизма-ленинизма для членов и кандидатов партии. Создание такого курса окажет серьезную помощь нашим кадрам. Партийное просвещение и контроль за усвоением коммунистами необходимого минимума знаний в области марксизма-ленинизма являются первостепенной задачей всех партийных организаций. Между тем факты показывают, что необходимый контроль за политической учебой коммунистов почти совсем отсутствует. В этом состоит другой крупный недостаток организации партийной пропаганды, на который также указал товарищ Сталин. В результате бесконтрольности многие из коммунистов, числящихся самостоятельно изучающими теорию, на деле, как показывают факты, никакой работы по повышению своего идейно-политического уровня не ведут. Задача состоит в том, чтобы устранить неорганизованность, самотек и бесконтрольность в деле партийной пропаганды, поднять ответственность партийных организаций и самих коммунистов за политическую учебу, введя во всей сети партийного просвещения систематический контроль за усвоением минимума знаний в области марксизма-ленинизма членами и кандидатами партии. Особое внимание следует обратить на улучшение идейного содержания пропагандистской работы, на решительное искоренение догматического, начетнического изучения марксизма-ленинизма, на повышение идейно-теоретического уровня занятий во всех звеньях партийного просвещения. Товарищи! Исключительное внимание всей идейно-политической работе партии и культурному строительству уделяет лично товарищ Сталин. Трудно назвать такую отрасль науки, культуры и искусства, такой участок идеологического фронта, где бы не ощущались вдохновляющая и направляющая роль нашего великого вождя и учителя и благотворное влияние его гениальных идей. (Аплодисменты). Это является залогом того, что новые задачи в области культурного строительства, коммунистического воспитания трудящихся и пропаганды бессмертных идей марксизма-ленинизма будут успешно решены. К своему XIX съезду наша партия пришла невиданно единой, идейно и организационно сплоченной, пользующейся беспредельным доверием всего советского народа. Осуществляя исторические решения съезда, партия уверенно поведет советский народ к полной победе коммунизма под мудрым водительством нашего великого вождя и учителя, корифея науки, родного и любимого товарища Сталина. (Продолжительные аплодисменты).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|