Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В.А. Малышев.  (Москва)




В. А. Малышев

 (Москва)

 

Товарищи! В отчетном докладе секретаря Центрального Комитета ВКП(б) тов. Маленкова о работе ЦК ВКП(б) подведены итоги огромной работы, проведенной нашей партией и всем советским народом в период с XVIII до XIX съезда, показаны успехи во всех областях народного хозяйства и определены дальнейшие задачи, стоящие перед партийными и хозяйственными организациями.

Эти задачи нашли свое конкретное отражение в проекте директив XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР. Проект директив XIX съезда партии по новому пятилетнему плану подробно обсуждался в партийных организациях, в широких кругах нашего народа и получил полное одобрение и поддержку партийных и беспартийных товарищей. Советский народ видит, что наша Коммунистическая партия, вооруженная основным экономическим законом социализма, открытым и научно обоснованным товарищем Сталиным, твердо и уверенно ведет нашу страну к победе коммунизма.

Выполнение нового пятилетнего плана, – а мы все уверены в том, что и этот план, как и предыдущий пятилетний план, будет не только выполнен, но и перевыполнен, – сделает нашу страну еще более могущественной и процветающей и явится еще одним убедительным доказательством преимуществ социалистической системы хозяйства перед капиталистической.

В новом пятилетнем плане намечены особенно высокие темпы развития машиностроения. Большой опыт, накопленный за предыдущий период развития советского машиностроения, дает основание заявить, что советские машиностроители с честью выполнят это новое задание нашей Партии и Правительства.

Героическими усилиями партии и народа наша машиностроительная промышленность в годы предвоенных пятилеток получила огромное развитие. Заново созданы авиационная, станкостроительная, автомобильная и тракторная промышленность, промышленность сельскохозяйственного, энергетического, металлургического, химического машиностроения и другие отрасли машиностроения, стоящие на уровне передовой современной техники. Советское машиностроение уже тогда, в предвоенные годы, почти полностью удовлетворяло потребности промышленности, транспорта и сельского хозяйства в машинах и оборудовании и обеспечило превращение нашей страны из отсталой, аграрной в мощную индустриальную державу.

Великая Отечественная война потребовала коренной перестройки всех отраслей промышленности, особенно заводов машиностроения, и подчинения их работы нуждам фронта. Созданная за годы сталинских пятилеток отечественная машиностроительная промышленность во время войны обеспечила полное и бесперебойное снабжение Советской Армии всеми видами вооружения и военной техники.

Наша машиностроительная промышленность накопила за время войны большой и ценный опыт организации современного массового и крупносерийного производства, значительно расширила свою производственную базу, освоила новые высокопроизводительные технологические процессы и обогатилась многочисленными кадрами квалифицированных рабочих, инженеров и техников. Эти успехи машиностроительной промышленности обеспечили в послевоенный период еще более бурные темпы роста. Для послевоенного развития машиностроения характерны не только быстрые темпы роста, но и то, что этот рост производства непрерывно сопровождался серьезными качественными сдвигами.

На машиностроительных заводах большое распространение получили высокоэффективные методы производства и передовые технологические процессы: поточные и автоматические линии обработки деталей, автоматическая и полуавтоматическая сварка, скоростные методы резания металла, штамповка деталей взамен свободной ковки, закалка деталей токами высокой частоты, машинная формовка и многие другие.

Народное хозяйство требовало от машиностроителей новых, более производительных, более экономичных, надежных, мощных и в то же время более дешевых машин. Выполняя эти требования, машиностроители развернули в невиданных ранее масштабах создание и освоение новых современных машин и различного оборудования.

За послевоенный период нашими машиностроительными заводами ежегодно создавалось и осваивалось в производстве до 500 – 550 типов новых высокопроизводительных машин, что позволило почти полностью обновить номенклатуру выпускаемого оборудования и прекратить изготовление устаревших и малопроизводительных машин. Станкостроительными заводами освоен выпуск свыше 340 новых типов металлорежущих станков общего назначения и более тысячи типов специальных и агрегатных станков. Выпуск крупных и тяжелых станков в 1951 г. увеличен по сравнению с довоенным 1940 г. в 8, 1 раза, а станков высокой точности – в несколько десятков раз. Новые металлорежущие станки, созданные в послевоенный период, отличаются повышенной мощностью и большими скоростями, внедрением автоматизации, что обеспечивает повышение производительности труда на этих станках в полтора – два раза по сравнению с довоенным уровнем.

 

Автомобильная и тракторная промышленность почти полностью перешла на выпуск новых марок легковых и грузовых автомобилей и новых более экономичных дизельных тракторов. Грузоподъемность грузовых автомобилей увеличилась в 2, 7 раза, а расход топлива на тонно-километр уменьшился почти на 40 проц. по сравнению с автомобилями, выпускавшимися в 1940 году. Работая на более дешевом дизельном топливе, двигатели новых тракторов расходуют топлива на лошадиную силу в час на 30 – 35 проц. меньше по сравнению с тракторами старых конструкций.

Если в 1940 г. наша промышленность выпускала 84 наименования сельскохозяйственных машин и орудий, то уже в 1950 г. номенклатура выпускаемых сельскохозяйственных машин возросла до 222 наименований. За послевоенные годы сельскому хозяйству поставлено свыше пяти миллионов сельскохозяйственных машин и орудий. Совершенствовалась и техника сельскохозяйственных машин. Созданы десятки типов новых высокопроизводительных сложных сельскохозяйственных машин: самоходные зерновые комбайны, самоходные косилки, хлопкоуборочные машины, комбайны для уборки льна, сахарной свеклы, кукурузы, картофеля и многие другие.

В 1951 г. по сравнению с 1940 г. выпуск паровых турбин увеличился в 2, 9 раза, электрооборудования – в 3, 6 раза. Производство нефтеаппаратуры увеличилось почти в 5 раз.

Особенно большая работа проделана нашими машиностроителями по созданию и освоению машин для механизации тяжелых и трудоемких работ. За годы четвертой пятилетки было создано и освоено в серийном производстве более 220 новых основных типов машин для механизации труда. Среди них такие выдающиеся достижения советской техники, как, например, 14-кубовый шагающий экскаватор Уралмашзавода весом в 1. 250 тонн. Этот экскаватор может переработать без применения транспорта свыше 2, 5 млн. кбм земли в год и заменить таким образом тяжелый физический труд 7 тыс. рабочих. Коллектив Уральского завода тяжелого машиностроения в настоящее время закончил изготовление уже восьмого экскаватора такой мощности. Работа этих экскаваторов обеспечит выемку и перемещение свыше 20 млн. кбм грунта в год.

Не менее замечательным достижением советской техники является создание машин для механизации самых тяжелых операций в угольной промышленности. Я имею в виду освоение целого ряда типов угольных комбайнов для подрубки, отбивки и навалки угля и высокопроизводительных углепогрузочных и породопогрузочных машин.

Выпуск машин для механизации труда в послевоенные годы вырос буквально в десятки раз по сравнению с 1940 годом. Только в 1951 г. было изготовлено автомобилей-самосвалов в 5, 8 раза, автомобильных кранов – в 4, 2 раза и экскаваторов – на 21 проц. больше, чем за три довоенные пятилетки, вместе взятые. Все это позволило серьезно двинуть вперед дело механизации и приступить к решению задачи завершения в основном механизации тяжелых и трудоемких работ в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте.

Создав целую серию новейших мощных машин для механизации крупного строительства и наладив в короткий срок их серийное производство, машиностроители помогли осуществить почти полную механизацию работ на строительстве такого величественного сооружения, как Волго-Донской канал имени В. И. Ленина, и закончить это сооружение в сроки, не имеющие примеров в мировой практике.

Работники машиностроительной промышленности могут сегодня сообщить товарищу Сталину, что они в состоянии создать любые машины, необходимые для народного хозяйства, в короткие сроки освоить их серийное производство и обеспечить потребность в них нашей страны. (Аплодисменты).

Достигнуты некоторые, правда, еще первые, успехи и в деле автоматизации различных производственных процессов. Создано и работает 39 автоматических станочных линий для производства деталей автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин и других изделий. Создан и работает автоматический завод по производству поршней для автомобильных моторов, на котором все процессы, начиная от подачи сырья в электропечи и кончая упаковкой готовой продукции, полностью автоматизированы. Завод обслуживается всего несколькими рабочими. Себестоимость поршней, выпускаемых автоматическим заводом, значительно ниже себестоимости поршней, изготовляемых при обычной технологии. Производительность труда увеличилась более чем в пять раз по сравнению с неавтоматизированным производством. Такие заводы являются прообразом техники будущего коммунистического общества.

Наиболее широкое применение получила автоматизация в металлургическом производстве и в управлении гидроэлектростанциями. Почти полностью автоматизировано управление тепловым процессом на доменных и мартеновских печах. Это позволило металлургам серьезно улучшить коэффициент использования полезного объема доменных печей и увеличить съем стали с квадратного метра пода мартеновских печей. В результате автоматизации резко повысились скорости прокатки и производительность многих прокатных станов.

Но в области автоматизации сделаны только первые шаги. Дело это нужно всемерно развивать и двигать вперед. Машиностроители не должны успокаиваться на достигнутых успехах. Товарищ Сталин учит нас, «что техника не может стоять на одном месте, она должна все время совершенствоваться, что старая техника должна выводиться из строя и заменяться новой, а новая – новейшей». Это указание товарища Сталина относится прежде всего к машиностроителям, потому что машиностроение является основой технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства и оно своим развитием предопределяет уровень техники и технологии производства не только у себя, но и в других отраслях промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве и на транспорте.

Одной из главных задач нового пятилетнего плана является завершение в основном механизации тяжелых и трудоемких работ в промышленности и строительстве, механизация основных полевых работ в колхозах и комплексная механизация всех наиболее трудоемких работ в совхозах. Выполнение этой важной задачи потребует от машиностроителей создания сотен новых типов машин для механизации не только отдельных трудоемких операций и тяжелых работ, но и машин, механизирующих весь технологический процесс, обеспечивающих непрерывность производства и массовый переход к комплексной механизации.

Для успешного строительства таких гигантских по своим масштабам строек, как, например, волжские гидроэлектростанции, надо создать более мощные экскаваторы и земснаряды. Советские конструкторы уже работают над созданием экскаватора с ковшом емкостью 20 кбм и длиной стрелы 65 м. Такой экскаватор сможет в течение одной минуты за один поворот стрелы переносить до 35 тонн земли на расстояние свыше 100 м.

Другой важной задачей, стоящей перед машиностроителями, является обеспечение необходимым оборудованием все более и более развивающейся автоматизации производственных процессов во многих отраслях народного хозяйства. На самих машиностроительных заводах надо значительно шире применять автоматизацию, иметь больше автоматических линий и смелее идти по пути создания автоматических заводов для производства таких массовых изделий, как, например, шарикоподшипники, детали автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин.

Наряду с автоматизацией производственных процессов машиностроители должны значительно увеличить выпуск машин и оборудования с автоматическим, полуавтоматическим и дистанционным управлением. Для решения задачи автоматизации производства необходимо резко увеличить выпуск высококачественных приборов и устройств автоматического контроля и управления, изделий электроники и телемеханики, воспитать новые кадры квалифицированных конструкторов, технологов и рабочих.

Дальнейшая широкая механизация и автоматизация производства позволят успешно выполнить задание нового пятилетнего плана по повышению производительности труда и будут способствовать нашему продвижению вперед по указанному товарищем Сталиным пути – уничтожения существенного различия между трудом умственным и трудом физическим.

Хотя машиностроителями и достигнуты некоторые успехи в производстве металлургического и энергетического оборудования, оборудования для нефтяной промышленности, тяжелых станков и прессов, однако выпуск этих видов оборудования все еще отстает и не удовлетворяет возросших потребностей народного хозяйства. Машиностроителям нужно ликвидировать это отставание в новой пятилетке и добиться резкого увеличения выпуска указанного оборудования.

Для выполнения заданий, предусмотренных в проекте директив по пятилетнему плану развития СССР, машиностроители должны значительно улучшить свою работу и полностью использовать имеющиеся у них большие резервы. Прежде всего машиностроители должны устранить отмеченные тов. Маленковым в отчетном докладе ЦК ВКП(б) серьезные недостатки в работе промышленности, которые полностью относятся и к работе машиностроительных предприятий, а также учесть критические замечания и предложения делегатов съезда по улучшению работы заводов машиностроения.

В настоящее время оборудование на машиностроительных заводах в среднем используется всего лишь на 35 – 40 проц. от календарного времени, то есть работает, примерно, полторы смены. Улучшение использования оборудования даст возможность увеличить производство в ряде отраслей машиностроения без сооружения новых цехов и заводов. На многих машиностроительных заводах технология производства находится еще на низком уровне. Это особенно относится к литейному и кузнечному производству, где пока что преобладает ручной труд и слабо внедряются высокопроизводительные технологические процессы. Роль технологов на многих машиностроительных заводах принижена, а кадры технологов зачастую укомплектованы малоквалифицированными людьми, не способными создавать новое и двигать вперед технику производства. Между тем опыт передовых заводов показывает, что путь совершенствования технологии является самым верным и дешевым для увеличения выпуска и улучшения качества продукции.

На предприятиях, где занимаются усовершенствованием технологии и внедрением передовых методов производства, достигнуты большие успехи в области повышения производительности труда, снижения трудоемкости и себестоимости изделий.

Большие задачи стоят и перед конструкторами-машиностроителями в деле создания новых типов машин, механизмов, оборудования, приборов, резкого повышения их эксплуатационной надежности, снижения веса, повышения экономичности и значительного удешевления.

В отчетном докладе ЦК ВКП(б) тов. Маленков отметил, что машиностроительные предприятия нередко ставят на производство конструктивно недоработанные машины, не соответствующие условиям эксплуатации. Такие факты имеют место потому, что наши конструкторские кадры при создании новых машин не всегда используют последние достижения науки и техники, не изучают тщательно опыта применения машин и механизмов, а руководители министерств и предприятий в ряде случаев проявляют недопустимую торопливость, пускают в серийное производство новые машины без предварительной всесторонней их проверки и испытания и этим наносят ущерб интересам государства. Эти ошибки могут и должны быть ликвидированы в самое ближайшее время. У нас есть все возможности для создания машин только отличного качества, полностью удовлетворяющих высокие требования народного хозяйства. Это подтверждается созданием большого количества высококачественных машин и механизмов нашей промышленностью за последние годы.

Товарищи! Советский народ занят мирным трудом и не хочет войны. Новый пятилетний план убедительно свидетельствует о мирных стремлениях нашего народа. Но мы хорошо знаем, что заправилы империалистического американо-английского воинствующего блока ведут подготовку к новой войне и на военном пути хотят найти выход из своих внутренних и внешних противоречий.

Советские машиностроители занимаются мирным созидательным трудом. Но если империалистические разбойники навяжут нам войну, то по первому призыву товарища Сталина, Советского Правительства машиностроители готовы будут перестроить свое мирное производство и развернуть в короткие сроки массовый выпуск всех видов первоклассного вооружения и военной техники в количествах, достаточных для полного оснащения нашей Советской Армии и Военно-Морского Флота. (Аплодисменты).

Товарищи! Мы все в нашей стране и все передовые люди в других странах мира находимся под впечатлением нового замечательного труда товарища Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» и отчетного доклада Центрального Комитета ВКП(б) XIX съезду партии. Товарищ Сталин осветил наш путь на длительный срок, еще больше воодушевил трудящихся всех стран на борьбу за мир, демократию и социализм.

 

Огромные массы людей всего мира видят в товарище Сталине своего признанного вождя и учителя. К слову товарища Сталина прислушиваются все честные люди на земном шаре, за ним идут многие сотни миллионов людей, ему они выражают свою горячую любовь и преданность. Под руководством великого вождя товарища Сталина наш народ и трудящиеся всех стран одержат новые славные победы. (Аплодисменты).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...