Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Количество ТОС в Российской Федерации (в разрезе федеральных округов), ед.




Округ

Количество ТОС

зарегистрированных ОМСУ         

в том числе количество ТОС

в статусе юрлица

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
ЦФО
ЮФО
ПФО
ДФО
СФО
СЗФО
СКФО
УФО
Всего

 

Из общего числа ТОСов в качестве юридического лица зарегистрированы только 2437 (6, 9%). Как показывают данные Мониторинга, зарегистрированные ТОСы расположены на территории субъектов Российской Федерации также неравномерно. Более половины всех зарегистрированных ТОСов (756 ТОС – 31 %) находится в Волгоградской области. Причина этого в том, что на протяжении более 10 лет органы государственной власти Волгоградской области оказывали всестороннюю поддержку развитию ТОСов. Следующий после Волгоградской области регион по численности зарегистрированных ТОСов – Ульяновская область, 337 зарегистрированных ТОСа. На третьем месте Пермский край – 137 ТОСов в качестве юридических лиц.

В 18-и субъектах Российской Федерации нет ни одного зарегистрированного ТОСа в качестве юридического лица (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Крачаево-Черкесская Республика, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Республика Северная Осетия – Алания, Амурская область, Курганская область, Кемеровская область, Липецкая область, Мурманская область, Оренбургская область, Орловская область, Ярославская область, Санкт – Петербург, Чукотский автономный округ).

В 21-м субъекте созданы и зарегистрированы региональные ассоциации ТОС (Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Карелия, Республика Коми, Краснодарский край, Пермский край, Архангельская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Иркутская область, Кировская область, Курская область, Московская область, Псковская область, Рязанская область, Свердловская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра).

Наряду с региональными ассоциациями ТОС в муниципалитетах создаются городские и районные ассоциации ТОС. Они являются координаторами органов ТОС на территории, представляют проекты активистов ТОС на поддержку грантооператорам, также являются методическими и ресурсными центрами органов ТОС на местах.

Неравномерный характер развития ТОС в субъектах Российской Федерации говорит о том, что успешность деятельности ТОС зависит не столько от экономико-географических причин, а в значительной степени от внимания региональных и местных властей к этой теме, что проявляется в наличии (либо отсутствии) различных механизмов и форм поддержки.

К настоящему времени в 11 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы о государственной поддержке ТОС.

В ряде регионов в той или иной форме предусматривают бюджетные средства на поддержку ТОС, в том числе в рамках программных методов поддержки. В большинстве регионов такая поддержка реализуется в форме межбюджетных трансфертов, поддерживающих муниципальные программы развития ТОС. Встречается адресная поддержка из регионального бюджета проектов, реализуемых ТОС или с их участием.

Отлично зарекомендовала себя практика проведения региональных конкурсов ТОС (Республика Бурятия, Забайкальский и Краснодарский края, Воронежская, Ивановская, Самарская, Смоленская, Тульская области), что запускает соревновательный механизм между ТОС и позволяет предоставить финансовую поддержку действительно востребованным местным сообществом проектам.

Ряд муниципальных образований также проводят свои муниципальные конкурсы с вручением грантов для ТОС (например, г. Калуга, Заиграевский, Кяхтинский, Кабанский, Селенгинский районы, г. Улан-Удэ, Республики Бурятия, г. Омск, г. Ярославль). Экономические расчеты показали, что на один бюджетный рубль, вкладываемый в ТОС, удается привлечь внебюджетных ресурсов на сумму порядка семи рублей, если перевести их в денежный эквивалент.

С 2013 года реализуется ежегодный конкурс проектов по поддержке социальных инициатив местного сообщества на территории МО «город Киров». Администрацией города Кирова разработан следующий механизм поддержки инициатив граждан. Любой горожанин может создать или войти в уже действующий орган ТОС по месту жительства и совместно с другими горожанами решать жизненно важные проблемы подъезда, дома улицы, микрорайона. Наиболее активные представители органов ТОС, по представлению территориальных управлений районов, входят в «Городской координационный совет органов ТОС», где вместе с главой администрации города Кирова решают общественно значимые проблемы. Активисты имеют возможность обучиться грамотно оформлять свои идеи в проекты в «Школе социальных инициатив», чтобы участвовать в городском грантовом конкурсе социальных проектов в системе ТОС и получать финансирование. Администрация города также проводит конкурсы уже реализованных проектов и популяризирует лучший опыт через СМИ.

Похожая муниципальная практика в форме грантового конкурса социально значимых проектов с опорой на ТОС реализуется на протяжении нескольких лет в г. Пензе. Гранты предоставляются из городского бюджета в виде субсидии на безвозмездной безвозвратной основе на условиях софинансирования части расходов на реализацию проектов.

Преимущественно финансовая поддержка ТОС оказывается через грантовые конкурсы разного уровня. Подобные механизмы активнее развиваются на уровне городских муниципальных образований.

В случае, если ТОСы не способны быть получателями финансовых средств, распределение грантов проходит через грантовых операторов. Примером такого подхода является Воронежская область, где с 2015 года субсидии на поощрение проектов ТОС в муниципальных образованиях из областного бюджета предоставляются НКО Ассоциация «Совет МО Воронежской области», который выступает в качестве грантодателя. В основе практики лежит конкурсный механизм отбора проектов ТОС. Практика не сразу получила распространение на всей территории, и в первый год в конкурсе приняло участие почти 40% муниципальных образований, на территории которых зарегистрированы ТОС, средняя стоимость проекта составила 150 тыс. рублей, при общих затратах на реализацию проектов в 25, 4 млн. рублей. В 2016 году сумма, выделенная из бюджета на поддержку проектов ТОС, выросла с 20 до 30 млн. рублей.

Значительный опыт государственной поддержки ТОС накоплен в Архангельской области, развивающей этот институт с 1998 года. Начиная с 2011 года власти внедряют программно-целевой метод финансирования движения ТОС, субсидии на проектную деятельность ТОС получают как сельские, так и городские поселения, а также городские округа. В регионе регулярно проводятся обучающие семинары, работает интернет-портал. Важной вехой стало принятие в феврале 2013 года областного закона о господдержке ТОС, одного из первых региональных законов. Основной формой господдержки ТОС в Поморье является субсидирование на конкурсной основе проектов, предназначенных для решения местных проблем. В 2011 – 2012 годах из областного бюджета на эти цели ежегодно направлялось 15 млн. рублей, в 2013 году – 25 млн. рублей. Всего за период 2006 – 2013 годов на поддержку проектов ТОС из областного бюджета было потрачено 65, 3 млн. рублей. Вклад местных бюджетов в проекты составил 38, 3 млн. рублей. Из внебюджетных источников за все годы было привлечено около 120 млн. рублей. Это позволило за 8 лет реализовать 1212 проектов ТОС.

Около 957 ТОСов имеют договорные отношения с муниципалитетами, позволяющие им использовать средства местных бюджетов для проведения деятельности по обустройству территорий и иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей жителей. Наиболее активные в использовании такого формата взаимодействия – Архангельская область, Самарская область, Свердловская область, Краснодарский край, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

При поддержке администраций городов центров субъектов РФ созданы «Дома ТОС» в Рязанской и Ульяновской областях.

Интересен опыт развития ТОСов в Вологде. На первом уровне выстроенной системы создано и действует более 2000 советов многоквартирных домов. На втором уровне Советы многоквартирных домов объединены в 34 ТОСа. Кроме председателей советов домов в ТОСы входят депутаты, лидеры общественного мнения, представители бизнеса. На третьем уровне руководители ТОСов объединены в ассоциацию и плотно работают с Общественным советом города. По инициативе Администрации создано МКУ «Центр по работе с населением г. Вологды» и его филиалы во всех районах города. Учреждение по многим параметрам является эталонным муниципальным ресурсным центром ТОС. На его базе ведется работа с активными жителями, оказывается всесторонняя методическая поддержка деятельности ТОСов, разрабатывается и реализуется множество социальных проектов. Специалисты Центра также помогают ТОСам привлекать бюджетные, внебюджетные и грантовые средства на их инициативы.    

Анализ существующих ТОС показал, что их деятельность значительно отличается в различных регионах, но в основном она осуществляется по следующим направлениям:

- организация досуга жителей, проведение социально-значимых мероприятий;

- информационно-разъяснительная работа с жителями в сфере ЖКХ;

- участие в благоустройстве территории, в том числе ее озеленении, очистке, праздничном оформлении;

- содействие развитию физической культуры и массового спорта;

- участие в решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства;

- выявление и выражение общественного мнения по вопросам местного значения, информирование жителей о решениях, принятых органами власти, в том числе при участии и по предложению органов ТОС;

- содействие в охране общественного порядка.

При этом в последние годы ТОСы, в большинстве регионов при их формальном наличии, но фактическом отсутствии координации деятельности со стороны муниципальных органов власти и собственных средств на реализацию инициатив, испытывают значительные трудности, связанные как с организационной, так и с содержательной составляющей своей работы. Во многих из них собрания и конференции проводятся редко или не проводятся вообще, председателями являются люди пожилого возраста, взаимоотношения между ТОС и предпринимательским сообществом, НКО имеют локальный характер.

2. 3. Анализ состояния ТОС позволяет сделать вывод, что система ТОС может стать базой для формирования благоприятного социального-психологического климата в городах, селах, районах, микрорайонах, дворах, главной движущей силой повышения качества жизни жителей Российской Федерации. Однако следует отметить ряд проблем, препятствующих развитию ТОС:

- во многом утраченные традиции совместного коллективного самостоятельного решения общих проблем и, как следствие, разобщенность людей;

- нехватка у значительного числа жителей свободного времени и желания потратить его на общественную работу, недостаток мотивации;

- сформированная за долгие годы у ряда жителей потребительская позиция к территории проживания, неверие их в возможность самостоятельного влияния на ситуацию, накопленный негатив, и, как результат, низкий уровень доверия и активности гражданского общества в решении проблем развития своего дома, двора, улицы, района, города или села;

- недостаток у большинства участников ТОСовского движения профессиональных управленческих навыков; опыта разработки и реализации проектов и программ, планов развития территорий; юридических знаний; навыков выстраивания диалога и системных партнерских взаимоотношений с жителями, их сообществами, бизнесом, властью; навыков выявления, формализации, реализации и масштабирования на весь город перспективных идей и проектов;

- неразвитые традиции учета органами власти мнения жителей и согласования с ними принимаемых решений, непосредственно касающихся комфортности их проживания, нежелание делиться имеющимися ресурсами;

- недостаточное развитие на уровне страны современных общественных практик (добровольчество, благотворительность, общественная экспертиза, общественный контроль, инициативное бюджетирование, кооперация и т. п. );

- несовершенство и неполнота правовых механизмов, обеспечивающих функционирование ТОС, регулирующих участие жителей в решении вопросов местного значения и осуществлении деятельности по общественному контролю;

- не выработанная система социальных лифтов для включения наиболее активных граждан в систему ОМСУ;

- низкое участие в финансировании деятельности и инициатив ТОС как органов местного самоуправления, так и субъектов МСП, ввиду отсутствия отработанных механизмов финансирования, а также неразвитого взаимодействия между ТОС, НКО и МСП. Результатом является недостаточное методическое обеспечение и слабая материальная база ТОС;

- малое количество инициированных ТОС ярких успешных общероссийских проектов, событий и мероприятий;

- не системная информационная поддержки ТОС со стороны ОМСУ и, как следствие, недостаточная информированность жителей о целях и результатах работы ТОС; слабые коммуникации между жителями, активистами ТОС, ТОСами в части обмена успешными практиками, в том числе через сеть Интернет и социальные сети;

- не в полной мере используемые ТОСами возможности для получения финансирования от ведения хозяйственной деятельности и привлечения грантовых средств в связи с отсутствием зарегистрированных юридических лиц.

Также дополнительными препятствиями для создания и распространения ТОС являются следующие не полностью решенные проблемы:

В сфере повышения комфортности проживания на территориях ТОС:

- недостаточное использование органами МСУ потенциала ТОС для решения проблем самоуправляемых территорий;

- низкий уровень активности гражданского общества в решении проблем развития территорий.

В сфере повышения инвестиционной привлекательности территорий ТОС:

- недостаточная информированность населения о работе ТОС;

- недостаточное финансирование сферы ТОС;

- недостаточное налаживание отношений с бизнесом (прежде всего с субъектами малого и среднего бизнеса, действующими на территории осуществления ТОС).

В сфере повышения социальной и экономической эффективности деятельности ТОС:

- сохранение иждивенческих настроений населения в решении вопросов по месту жительства;

- недостаточный уровень профессионализма руководителей и членов исполнительных органов ТОС;

- неиспользуемая возможность ведения хозяйственной деятельности;

- неиспользуемая возможность реализации проектов инициативного бюджетирования.

Как можно заметить, большинство проблем ТОС в Российской Федерации носит организационный характер. При этом эффективно функционирующая система ТОС представляет собой огромный ресурс для реализации стратегий развития регионов и муниципалитетов. ТОСы являются главными помощниками органов власти в решении задачи повышении качества жизни людей. Также система ТОС является надежным инструментом общественного контроля за деятельностью всех структурных подразделений ОМСУ, бюджетных организаций, управляющих компаний, МСП и НКО.

Следовательно, как самостоятельный общественный институт, ТОСы находятся в стадии становления и нуждаются в регулировании и поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти и управления. Именно исходя из этих предпосылок сформулированы принципы, цель и задачи Стратегии, а также общая схема организации ТОС в России, представленная в приложении 2.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...