Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Направления и этапы совершенствования системы ТОС.




 

Данный раздел определяет направления совершенствования системы ТОС в Российской Федерации на 2021 – 2030 годы. Для построения в стране эффективно работающей системы ТОС, Стратегией предусмотрено выполнение следующих мероприятий, разбитых на три этапа. Деление на этапы применено для определения концентрации основных усилий участников построения системы ТОС и во многом является условным, так как региональные и муниципальные системы ТОС в различных субъектах федерации находятся на разных этапах своего развития.

4. 1. Первый этап построения системы ТОС «Организационный». Данный этап является самым важным, так как закладывает фундамент всей дальнейшей работы. Именно на этом этапе, который планируется осуществить в 2021 – 2022 годах (2 года), в стране будет создаваться система ТОС, основные элементы и структура которой обозначены в приложении 2. Этап включает:

4. 1. 1. Упорядочение системы ТОС как в структурном плане, так и с позиции решения территориальных вопросов. Территории муниципальных образований и населенных пунктов расширяются, и поэтому требуется создание ТОСов на новых территориях, уточнение границ, существующих ТОС. Также существует потребность деления некоторых ТОСов на более мелкие для повышения эффективности их работы. При этом при проведении изменений целесообразно придерживаться сложившихся в регионах и муниципалитетах систем ТОС, включающих уровни: 1) часть территории ТОСа - дом, улица (для частного сектора), ГСК, дачный кооператив; 2) территория всего ТОСа; 3) район муниципалитета – несколько ТОСов; 4) муниципалитет – все ТОСы данного муниципального образования; 5) субъект РФ – все ТОСы региона.

Кроме того, требуется обеспечить отсутствие территориальных споров между органами ТОС. При установлении территориальных границ ТОС важно учитывать исторические, культурные и социально-экономические особенности территории. Следует стремиться к соблюдению принципа «на определенной территории действует только один ТОС». При этом при установлении границ ТОС необходимо учитывать границы избирательных участков и избирательных округов, так как именно муниципальные и региональные депутаты могут стать пропагандистами и подвижниками инициатив ТОС. Более того, активные и квалифицированные организаторы, успешно проявившие себя в деле развития ТОС, заслужившие авторитет и доверие жителей, смогут и сами участвовать в выборах и становиться депутатами различного уровня. Таким образом, они получат возможность напрямую участвовать в распределении бюджетных средств и их привлечению на территорию конкретного ТОСа в рамках реализации государственных и муниципальных программ, а также комплексных программ развития территории (КПРТ).

При завершении процесса формирования ТОС в муниципальных образованиях, упорядочения их состава и структуры органов управления, приведения в соответствие учредительных документов, протоколов собраний и конференций, на уровне муниципалитетов, целесообразна регистрация некоторых ТОС в качестве юридического лица для получения дополнительных возможностей по финансированию своей деятельности. На первоначальном этапе, если на территории не зарегистрировано ни одного ТОС, возможна регистрация одного юридического лица на муниципалитет. Таким статусом может быть наделена «Ассоциация ТОС» конкретного муниципалитета.  

4. 1. 2. Преобразования в управлении системой ТОС в соответствие с концептуальной схемой, представленной в приложении 3. Отметим, что система ТОС на уровне конкретного региона или муниципалитета может отличаться с учетом особенностей, связанных с историей развития общественного самоуправления и принятым административным делением на данной территории. Дадим краткую характеристику основным блокам схемы:  

Первый блок – организационный. Он задает логику и вертикаль ТОСовского движения по принципу «снизу-вверх». Начиная от конкретного многоквартирного дома, ТСЖ, улицы в частном секторе, на первом уровне, далее через совещательный орган ТОС в границах ТОС, через общественные советы на уровне муниципалитетов (части муниципалитетов), региональные советы и ассоциации ТОС, Общенациональную ассоциацию ТОС, международные связи. Отметим, что существенным нововведением Стратегии является включение в сферу ТОС гаражно-строительных кооперативов (ГСК) и садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ (дачных кооперативов). Это более чем оправдано, так как СНТ (дачные кооперативы) в последние годы постепенно трансформируются в поселки для постоянного проживания, в которых активно ведется строительство индивидуального жилья, гаражные кооперативы в свою очередь становятся сосредоточением микробизнеса и самозанятых. Оба эти субъекта имеют важное значение для развития страны, занимают значительные площади, сталкиваются со множеством специфических проблем, и, безусловно, требуют внимания и всесторонней поддержки. При этом в кооперативах, как правило, живет и работает множество активных людей, рассчитывающих преимущественно на собственные силы и имеющих богатый опыт сотрудничества и кооперации.    

Главными организаторами ТОС на уровне конкретных домов выступают председатели ТСЖ, председатели советов многоквартирных домов (МКД) и уличных комитетов (инициативные группы), председатели ГСК и СНТ (дачные кооперативы), выбранные непосредственно жителями. Это первый и самый важный уровень системы. Всего их семь. Подробнее описание уровней дано в приложении 4.

Далее на втором уровне председатели домов, ТСЖ, ГСК, СНТ (дачные кооперативы) и уличкомов по территориальному признаку объединяются в комитеты ТОС. В комитеты также могут входить предприниматели, представители управляющих компаний, руководители учреждений социальной сферы и представители других организаций, расположенных в границах работы ТОСа. В Стратегии используется современный подход, основанный на партнерстве жителей, бизнеса и власти, который позволяет объединить и сконцентрировать все ресурсы территории на достижении целей ее устойчивого гармоничного развития и благоустройства. Комитет ТОС может сотрудничать с любыми другими организациями, по вопросам, касающимся его деятельности. Например, с депутатами, НКО и участковыми уполномоченными полиции.

Выше – на уровне части муниципалитета, района города действуют Общественные советы. Организуют работу общественных советов – сотрудники муниципальных центров по работе с ТОС совместно с сотрудниками ОМСУ. Также предполагается, что в работе совета будут активно участвовать депутаты муниципалитета.

На уровне муниципалитетов действуют Координационные советы, а также Ассоциация ТОС. Принятые совместно решения реализуются как через саму систему ТОС, так и, в случае необходимости, через структурные подразделения ОМСУ.

На уровне региона организуется региональный совет по развитию ТОС, в который, кроме руководителей муниципальных ассоциаций, могут входить депутаты законодательных органов власти региона, депутаты государственной думы и другие заинтересованные лица.

На уровне Российской Федерации основным координирующим органом развития системы ТОС выступает Общенациональная ассоциация ТОС, которая берет на себя функции взаимодействия с федеральными органами власти, а также обеспечивает международное сотрудничество по направлениям ТОС.

Второй блок – инфраструктурный. Он включает в себя площадки для встреч жителей на уровне конкретного ТОС, региональные центры по работе с ТОС и муниципальные центры по работе с населением и их филиалы (при необходимости).

Главная цель создания региональных и муниципальных ресурсных центров по работе с ТОС – концентрация всех видов ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, информационных и др. ) и компетенций, повышение эффективности их использования и согласованности действий всех участников ТОСовского движения. Центры как главные инфраструктурные площадки ТОСов в партнерстве со специалистами ОМСУ призваны взять на себя ряд функций:

- организационную – это работа по определению активистов, желающих взять на себя ответственность по организации ТОС на уровне конкретного дома, улицы, района, села, ГСК, дачного кооператива; подготовку документов и организацию проведения собраний жителей и других регламентируемых мероприятий ТОС;

- функцию юридического сопровождения процессов формирования ТОС, разработку шаблонов документов, обеспечение легитимности выборных процедур;

- функцию финансового обеспечения реализации проектов и инициатив ТОС;

- функцию обучения активных жителей организации общественного самоуправления и другим необходимым для работы компетенциям;

- функцию обеспечения площадок для встреч жителей и работы ТОС;

- функцию информационной поддержки деятельности ТОС в конкретном муниципалитете.

Третий блок – событийный. Он включает обязательные ежегодные конференции каждого ТОСа, на которых подводятся итоги работы, утверждаются планы работ на год, принимаются организационные решения. Далее идут события регионального, федерального масштаба и с международным участием.

В дальнейшем в ходе реализации Стратегии планируется, что количество событий, которые будут проводиться по инициативе ТОС, значительно возрастет.

Четвертый блок – содержательный. Работу ТОС планируется организовывать на принципах проектной деятельности. У ТОСов богатый опыт по разработке и реализации различных проектов. В процессе развития системы ТОС, наработки у жителей и организаторов опыта совместной работы, роста числа активистов, включенных в работу ТОС, количество и масштаб проектов увеличится. При этом важно, чтобы инициатива шла от самих жителей. В связи с этим необходимо на системной основе организовать сбор, обсуждение и проработку идей. Вторым системным инструментом работы ТОС после проектов видятся комплексные планы развития территорий. КПРТ, являясь по своей сути стратегией развития каждого конкретного ТОСа, должны после соответствующего обсуждения включаться в действующие стратегии социально-экономического развития муниципалитетов.

Пятый блок – информационный. У некоторых многоквартирных домов, ТСЖ, комитетов ТОС уже созданы группы в социальных сетях. Но пока далеко не у всех. В ходе реализации Стратегии эту ситуацию предполагается изменить. Ведением групп могут заняться сами активисты. На уровне муниципалитетов планируется создание специальных групп и информационных порталов. На них будет размещаться общая для всех ТОСов информация. В результате будет налажен оперативный обмен информацией и лучшими практиками, организовано получение качественной обратной связи от жителей. На региональном и федеральном уровне также будут работать специальные информационные ресурсы. В частности, сайт Общенациональной ассоциации ТОС https: //www. oatos. ru.

4. 1. 3. Совершенствование инфраструктуры и финансовых возможностей ТОС, обеспечивающих развитие и эффективное функционирование системы ТОС. Инфраструктуру ТОС образовывают следующие институты:

- каналы информационной поддержки (газеты, сайты, социальные сети);

- сеть НКО деятельность которых направлена на поддержку и развитие ТОС, позволяющая аккумулировать внебюджетные средства для развития системы ТОС;

- образовательные учреждения, способные обучать активистов ТОС;

- учреждения культуры.

Все представленные элементы требуют дальнейшего планомерного развития.

Отдельным направлением выступает развитие инструментов инициативного бюджетирования, когда часть средств бюджетов различного уровня тратится на инициативы ТОС при обязательном финансовом и трудовом участии самих жителей. Именно инициативное бюджетирование, дополненное привлечением широкого спектра дополнительных ресурсов, видится основным финансовым инструментом реализации социально-значимых проектов и КПРТ.

4. 1. 4. Упрочение взаимосвязи населения и органов ТОС. Это касается обеспечения кворума для установления правомочности собраний и конференций, действующих в рамках ТОС. Для обеспечения легитимности функционирования органов ТОС необходимо системно работать над формированием списков жильцов локальных территорий. Также органам ТОС необходимо в соответствии с уставами ТОС и в установленные сроки обеспечить проведение отчетно-выборных собраний (конференции) с обязательным направлением в ОМСУ их протоколов.

На законодательном уровне необходимо усовершенствовать механизмы: а) регистрации уставов ТОС и изменений их границ; б) проведения учредительных конференций и обеспечения кворумов на них; в) доступа ТОС к информации о численности жителей, проживающих (зарегистрированных) на территории ТОС; г) организации мониторинга деятельности органов ТОС; д) распространения среди жителей информационных и методических материалов, касающихся деятельности ТОС.

4. 1. 5. Одним из важных условий развития системы ТОС является разработка ОМСУ мер морального и материального стимулирования органов ТОС. К таким мерам можно отнести:

- вознаграждение, премирование (на конкурсной основе и только по результатам конкретной работы) и иное материальное поощрение активистов ТОС (выдача проездных билетов; оплата связи; выдача билетов в учреждения культуры, зоопарки, парки аттракционов, на концерты и другие мероприятия);

- выдачу премий и дипломов по результатам ежегодных конкурсов «Лидер территориального общественного самоуправления»;

- повышение статуса руководителей органов ТОС через выдачу специальных удостоверений и включения их в деятельность координационных и общественных советов;

- предоставление помещений для организации деятельности органов ТОС путем выделения свободных муниципальных помещений на безвозмездной основе, помещений в муниципальных учреждениях, общественных приемных депутатов;

- организацию подписки на местные газеты для органов ТОС;

- повышение квалификации активистов ТОС и включение наиболее достойных из них в кадровые резервы ОМСУ.

4. 1. 6. Многие муниципалитеты, особенно сельские, отличаются обширным частным сектором. У людей, проживающих в индивидуальных домах, ряд проблем имеет свою специфику и их перечень существенно отличается от проблем жителей многоквартирных домов (далее – МКД). Сама форма организации и осуществления ТОС также имеет особенности. В связи с этим требуется разработка совместно с жителями проектов и КПРТ специально для частного сектора и сельских территорий.

4. 1. 7. Отдельная значимая часть развития ТОС связана с необходимостью включения в эту работу гаражных и дачных кооперативов. Этим важным сферам жизни российского общества на протяжении десятилетий, к сожалению, не уделялось должного внимания. И при этом территории, занятые дачами и гаражами, во многих муниципалитетах значительны, а традиции совместной деятельности там имеют давнюю историю и чрезвычайно сильны. В связи с этим для таких территорий требуется разработка совместно с председателями и членами кооперативов специальных КПРТ, направленных на их благоустройство и развитие уже в рамках новых трендов, связанных с возрастающей ролью индивидуального жилищного строительства и предпринимательства.

4. 2. Второй этап построения системы ТОС «Проектный» (2023 – 2025 годы). Выстроенная на первом этапе система ТОС, на втором этапе, который продлится три года, должна пройти апробацию посредством привлечения жителей к осуществлению разработанных на предыдущем этапе или имеющихся в различных регионах и муниципалитетах социально-значимых проектов и КПРТ. Участие активистов ТОС в реализации разного рода проектов и планов, конечно, присутствовало и ранее, но именно этот этап должен продемонстрировать способность системы ТОС обеспечить концентрацию усилий и ресурсов жителей на решении проблем регионов и муниципалитетов в масштабах всей страны. При этом именно социально-значимый проект и КПРТ, реализуемые на принципах инициативного бюджетирования, становятся основными формами работы системы ТОС после ее формирования. На данном этапе:  

4. 2. 1. На основе опыта, полученного на предыдущем этапе реализации Стратегии, требуется осмысление и систематизация социально-значимых проектов. Определение наиболее важных и перспективных из них. Затем выстраивание и общественное обсуждение идеологии и логики проектов, а также КПРТ. Разработка и синхронизация планов их реализации. Дальнейшая апробация проектов, подведение итогов и оценка результатов. Освещение хода данной работы в средствах массовой информации.

4. 2. 2. Обучение активистов ТОС и муниципальных служащих, участвующих в этой работе, проектным методам управления, инструментам социального проектирования и другим необходимым навыкам, организация обмена опытом.

4. 2. 3. Обеспечение эффективного взаимодействия органов ТОС с предприятиями МСП. Органы ТОС и предприниматели могут разрабатывать и совместные проекты. Это позволит сформировать позитивное общественное мнение о деятельности бизнеса на территории. У каждого ТОС должны появится свои бизнес-партнеры. В результате органы ТОС смогут получать дополнительную поддержку от бизнес-структур для ведения своей основной деятельности. Муниципальные органы власти должны содействовать такому диалогу и сотрудничеству, поощрять предпринимателей оказывать поддержку ТОС, популяризировать успешные примеры и практики партнерства.  

4. 2. 4. Обеспечение эффективного взаимодействия органов ТОС с НКО. У каждого ТОС должны появиться свои партнеры из числа НКО. Органы ТОС и НКО могут совместно формировать заявки на гранты различного уровня. Это позволит привлекать дополнительные ресурсы для реализации проектов. Возможно, что на данном этапе по мере накопления компетенций ряд ТОСов примет решение о регистрации в форме юридического лица.  

4. 2. 5. Разработка активистами ТОС и апробация новых социально-значимых проектов и социальных инноваций, решающих наиболее острые проблемы муниципалитетов.

В результате по окончанию этапа у всех ТОС должна начаться активная реализация комплексных планов развития территорий, согласованных с ОМСУ и жителями, а в стране на порядок вырасти масштабы реализации действующих проектов и заработать новые интересные социальные проекты.

4. 3. Третий этап построения системы ТОС «Масштабирование» (2026 – 2030 годы). На третьем этапе на базе накопленного опыта и динамики изменений становится возможным за пять лет решить задачу увязки отдельных муниципальных или региональных проектов в устойчивую систему, работающую на уровне страны. Взаимное усиление и переплетение проектов создаст условия для их масштабирования, получения синергетических эффектов и вовлечение в их реализацию значительной части активных жителей, предприятий и НКО. В этом случае органам ТОС будет важно не потерять управляемость системой и не допустить снижения эффективности и темпов работы в результате все возрастающего числа инициатив и количества участников. Также на этом этапе наиболее успешным проектам планируется присваивать статус общероссийских и обеспечивать их реализацию уже в масштабах всей страны с подключением федеральных ресурсов. Большинство мероприятий, изначально записанных в КПРТ, на данном этапе должны находиться в завершающей стадии реализации, что поставит задачу разработки новых КПРТ на следующий плановый период.  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...