Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия во второй половине XVIII века. Реформы Екатерины




 

Вторая половина XVIII века в России характеризовалась непрерывным ростом населения. В 1763 году население ее составляло 18 млн., а ближе к окончанию царствования Екатерины оно достигло 36 млн. человек. На то время основное население представлялось русскими, несмотря на то, что отношение Екатерины к иностранной колонизации было довольно благоприятным, и при ней происходила существенная иммиграция немцев, западных и южных славян в Новороссийский край и в Саратовскую губернию. Также подписали до 50 указов, которые были направлены на возвращение так называемых беглых, другими словами русских, которые ушли за пределы в былые времена от религиозных преследований и разнообразных притеснений крепостного права. Обратное переселение беглых обставлялось разного рода льготами.

Доминирующим в населении России было дворянство. Так, решительное раскрепощение дворянства берет свои истоки еще до Екатерины II указом Петра III от 18 февраля 1762 года, по которому дворяне освобождались от обязательной службы. Жалованная грамота дворянству 1785 года, которая подводила итоги все предварительно предоставленным дворянству льготам, предоставила право на самоуправление дворянству всем губерниям, освободила дворянство от телесных наказаний, и оно наделялось правом на петиции по общественным делам и разным потребностям. За дворянством еще раньше признавалось бы исключительное право владеть населенными имениями и иметь полную собственность не лишь на поверхность, однако, и на недра земель, которые ему принадлежат.

Чтобы оказывать властное влияние на судьбы русского народа и Русского государства, у дворянства не было только ограничения прав самодержавной власти монарха и участия в законодательстве и верховном государственном управлении. Даже за время правления Екатерины II дворянство не смогло этого достичь.

Промышленность. В период царствования Екатерины II в стране стремительно развивались города и промысловые села, в которых также происходило развитие мануфактуры, а именно текстильное, металлургическое, деревообрабатывающее, керамическое, мыловаренное и остальные производства. Таким образом, к середине XVIII века в стране в стране было уже более, чем 600, а к окончанию правительства эпохи Екатерины - 1200 мануфактур, которые после 1762 года работали уже, обычно, на вольнонаемном труде. В 1767 году отменялись монополии в промышленности и торговле. Дальнейшее развитие ремесла и промышленности происходило под указом 1775 года, который разрешил крестьянскую промышленность. Это повлекло за собой стремительный рост заводчиков из купцов и крестьян, которые вкладывали свои капиталы в промышленность.

Итак, в стране весьма динамично формировался капитализм, однако его полноценное развитие тормозилось посредством крепостнических отношений, которые оставляли существенный отпечаток на формах, путях и темпах развития в екатерининской России.

Финансы. Говоря о финансах XVIII века, необходимо сказать, что средства, которые были в распоряжении у правительства, отличались достаточно скудным характером. Уже говорилось выше о последствиях подобного явления при Петре I. При его правлении скудность средств, которые народ был способен давать, и несоответствие таких средств потребностям государства, которые непрерывно расширялось, повлекли за собой абсолютное истощение страны, разорение и убыль населения. Несмотря на это, бюджет рост с неимоверной скоростью.

Когда начала свое правление Екатерина II, финансовое положение страны было достаточно запутанным. В этот период имела место Семилетняя война, в которой Россия участвовала непонятно для какой надобности, и оказалось, что солдаты не были за целый год удовлетворены жалованием. Когда Екатерина пришла в Сенат, то он ей доложил, что необходимо произвести на 15 млн. руб. неотложных расходов, в это же время казна была пуста. Императрица довольно ловко это использовала и проявила огромное великодушие, мгновенно отпустила из средств императорского кабинета, которые предназначались на личные потребности царствующего императора, большую сумму на ближайшие государственные нужды, и, таким образом, сразу же приобрела популярность.

Затем следовала еще очень удачная реформа, а именно уменьшение налога на соль. У него была своя история. Соль представляет собой продукт, без которого невозможно обойтись, и налог на нее был достаточно тяжел для населения. Как решила императрицы, для привлечения к себе народного сочувствия, которое было для нее так важно по причине шаткости ее положения в начале ее правления, сделать гораздо меньшим данный соляной налог, ассигновав из кабинетских средств 300 тыс. руб. на покрытие возможного дефицита. Но уменьшение налога привело к увеличению потребления соли, в результате чего доход от казенной соляной монополии даже увеличился.

Таким было финансовое положение страны за время правления Екатерины II. Оно постепенно ухудшалось в силу страшного воровства высших чиновников.

Внешняя политика. Во внешних отношениях и столкновениях Екатерина II не стремилась к подражанию своим предшественникам, однако одновременно она умела осознать истинные задачи российской политики.

Внешнеполитические успехи России славилась деятельность самой императрицы и ее советчиков - Панина, Румянцева, Обрескова, Потемкина, Орлова, Репнина. Помощников и проводников своего внешнеполитического курса императрица выбирала достаточно умело. Основная ее опора - Никита Иванович Панин. Отношения Панина с Екатериной были таковыми: из дипломатической почты он выбирал самые важные бумаги, делал на них замечания, и после этого он отправлял императрице, которая, как правило, с ними соглашалась. Затем в Коллегии составляли рескрипт, который Екатерина, обычно, утверждала.

Сословия. Будучи привилегированным сословием, дворянство до правления Екатерины II не обладало еще сословной организацией. Во всех уездах дворянство становилось единым сплоченным обществом и к нему в управление попадали все дела уезда. Дворяне могли управлять как полицией, так и администрацией. Наряду с падением старой аристократии дворяне стали, пожалуй, самыми близкими помощниками верховной власти. Итак, с 1775 года всей Россией, а именно от наиболее высоких и до наиболее низких ступеней управления, стало управлять и распоряжаться дворянство. Реформы 1775 года предоставили дворянству сословную организацию и доминирующее административное положение в стране.

В 1785 году приняли «Жалованную грамоту». Новым в ней являлось то, что все общество с характером юридического лица признавало дворянство не одного уезда, однако и целой губернии. Данная грамота заканчивала процесс сложения и возвышения дворянского сословия, который наблюдался в течении всего XVIII века.

Политика Екатерины II повлекла за собой то, что дворянское сословие наделось исключительными личными правами, широкими правами сословного самоуправления и существенным влиянием на местное управление.

При царствовании Екатерины II, которая взошла на престол при помощи дворянства и его поддержкой, крепостное право стремительно росло. Однако одновременно имели место и думы самой императрицы и людей, которые были направлены на его уничтожение. В период царствования Екатерины крестьяне почти не наделялись никакими правами, а также их считали абсолютной собственностью дворянства. Но в соответствии с законом крестьянин вместе с тем оставался и частным рабом, и гражданином. Такое разногласие в законодательстве указывало на отсутствие твердого взгляда на данную проблему у правительства. В нем оставались актуальными два вопроса о крестьянстве: императрица желала освобождения крестьян, однако правительство выступало за усиление помещичьих прав.

Как отмечают исследователи, в эпоху правления Екатерины II крепостное право достигло своего апогея, и наряду с этим общество начало яростно осуждать крепостное право.

«Наказ» и «Комиссия Уложения» (1767-1768). В 1762 году советник Екатерины II граф Никита Панин подал императрице для рассмотрения мотивированный проект утверждения императорского Совета. Однако им были предложены старые средства - «верховные места» (Верховный Тайный совет и Кабинет), которые не предостерегали от фаворитов и не охраняли законности. С другой стороны, «верховное место» стесняло бы верховную власть, на защиту которой должен был стать Панин. Когда он подписал данный проект, у Екатерины возникли некоторые сомнения и, опросив государственных людей, не увидела особого сочувствия. Ей говорили, что Панин, тем самым, отдает предпочтение более аристократическому правлению. Обязательный и установленный государственным законом императорский совет и влиятельные его члены имеют возможность в течение некоторого времени подняться до значения соправителей. Таким образом, императрице дали понять, что, приняв этот проект, она способна превратить страну из самодержавной монархии в монархию, которая управляется олигархическим советом чиновной аристократии. Екатерина не смогла пойти на это и отклонила проект Панина.

Однако, сделав это, Екатерина II, таким образом, приняла довольно неординарное решение. Она делала попытки сформировать новые законодательные нормы, которые способствовали бы установлению законности и порядка в государстве. Екатерина стремилась создать новое законодательство, а не реформировать старое.

Вместе с общим либерализмом Екатерина II поставила и мотивировала в «Наказе» четкое утверждение, что одна возможная для страны форма власти - это самодержавие, как по обширности страны, так и по той причине, что поклонятся одной власти гораздо лучше, нежели различным господам. Екатерина писала, что Россия является Европейской державой. Доказательство этому следующие факты: перемены, принятые Петром I в России, получили огромный успех, нравы же, бывшие в то время, совершенно не сходствовали с климатом. Петр I, вводя европейские нравы и обычаи в европейском народе, нашел тогда такие удобности, которых он и сам не ожидал.

Только 4 часть «Наказа» была издана. Определенные стать императрица уничтожила сама в ходе работы над «Наказом». Когда же в Москву съехались депутаты Комиссии Уложения, она отдала определенным высокообразованным людям для предварительного обсуждения «Наказ». Как говорила Екатерина, что там в каждой статье родились прения, она дала им волю чернить там, где они только этого хотели, больше половины того, что было написано ею, они помарали, и остался «Наказ Уложения» яко напечатанный.

Больше всего были уничтожены главы о крепостном состоянии, где говорилось об освобождении крестьян. Этого-то больше всего и опасались цензоры-депутаты из дворян. Императрица, что воспитывалась на освободительных теориях XVIII века, не могла не хотеть освобождения крестьянам. Ее бумаги были насыщенны интересными проектами постепенного уничтожения крепостной зависимости. Однако на абсолютное освобождение крестьян Екатерина не имела ни смелости, ни желания. Она была вынуждена поменять собственные взгляды, уступая своим консервативным советникам. Однако такое «отступничество» не было искренним. Между тем, «Наказ», даже рецензированный, вызвал наиболее сильное волнение как в России, так и за границей. Во Франции он даже запрещался для распространения.

В «Наказе» содержатся двадцать глав (двадцать первую и двадцать вторую главы Екатерина приписала уже после 1768 года) и больше, чем пятьсот параграфов. «Наказ», как этого хотела императрица, является лишь изложением принципов, которыми обязан руководствоваться государственный человек, пишущий законы.

Первая Комиссия Уложения была составлена еще в 1700 году для пересмотра Уложения 1649 года. С тех пор над этой проблемой неудачно работали несколько комиссий, но она так и не была разрешена. Депутатов, выбранных специальными комиссиями 1754 и 1761 годов, в 1763 году распустили, но Комиссия просуществовала вплоть до созыва новых депутатов в 1767 году. Екатерине II предстояло закончить давнее дело. Во многих отношениях она поступала иначе, чем раньше. Начала она решение этой проблемы манифестом от 14 декабря 1766 года о созыве депутатов для сочинения проекта нового Уложения.

Сенат, Синод, коллегии и главные канцелярии центрального управления посылали по одному представителю. От каждой провинции выдвигались четыре депутата из различных слоев населения. Число депутатов от казаков определялось их высшими командирами.

Таким образом, в Комиссии были представлены центральные правительственные учреждения, некоторые сословия, инородческие племена и места жительства. Комиссия не захватывала всех слоев тогдашнего населения империи.

Депутатам было назначено жалованье. Они находились под «собственным охранением» императрицы, на всю жизнь освобождались от смертной казни, пытки и телесного наказания, имущества лишались только за долги. Никто из подданных в те времена не пользовался такими привилегиями. Самым важным новшеством Комиссии 1767 года были депутатские наказы. В них избиратели должны были внести свои «общественные нужды и отягощения» 17. Депутат мог ходатайствовать и сверх наказа, не мог только противоречить ему. В случае несогласия с наказом он был обязан сложить с себя полномочия.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...