Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления идейной и общественно-политической борьбы в России в 19в.




После разгрома декабристов в общественном движении России появляются кружки братьев Критских, Сунгуровское общество, в которых рассматривались вопросы о положении страны и её будущем. Правительство в лице министра просвещения графа Уварова разработало «теорию официальной народности». Уваров считал, что развитие России всегда упиралось на 3 взаимосвязанных начала – «самодержавие», «православие», «народность». Эта теория подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духи терпения и смирения. Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление Чаадаева. В 1836 г. вышел его цикл «философских писем», в которых Чаадаев подверг критики крепостничество, царизм и теорию официальной народности. Чаадаев считал, что все беды России происходят от Европы. В конце 20-х – в начале 30-х гг. возникло два оппозиционных течения. Славянофилы и западники. Западники во главе с Гранковским считал, что Россия должна развиваться по западноевропейскому пути. Славянофилы, под руководством Хамикова, выдвигали идею самобытного пути России и обвиняли Петра I в том, что он свернул страну с её пути и вызвал все беды. Оба течения выступали за отмену крепостного права, за ограничение царизма и за проведение реформ. А. И. Герцен создал теорию социализма, как готовую форму социалистического общества. В 1844 г. Петрашевский создал кружок социалистов-утопистов, члены которого хотели подготовить крестьянскую революцию. К середине 19 в. в общественном движении России было три основных направления: консервативное, либеральное и революционное, которые отражали интересы различных слоёв общества.

 

в России сложилось три направления общественного движения.:

1) правительственное или консервативное;(Идеологом консервативного направления был граф С.С. Уваров, разработавший «теорию официальной народности».)

Консерватизм (от лат – сохранять) - различные формы приверженности ко всему старому и противодействия всему новому. Направление общественной мысли и политическое движение, ориентирующееся на защиту традиционных устоев экономического и политического устройства.

В начале ХХ в. были созданы консервативно-монархические партии «Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела» и др.

2) либеральное;(Толчком к активизации либерального движения и раскола его на два направления – западников и славянофилов послужили «Философические письма» П.Я. Чаадаева)

Либерализм – Идеологическое и политическое течение, отстаивающее свободу предпринимательства, рыночную экономику, незыблемость частной собственности, утверждение основ парламентаризма, демократические права и свободы. Революционный путь преобразований отвергается. 2. Применительно к личности – образ мышления и деятельности, для которого характерны независимость по отношению к традициям, догмам, привычкам; свободомыслие, вольнодумство; терпимость к различным взглядам, позициям.

Западничество – одно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 30 – 50-х гг. 19 в., ориентированное на развитие России в русле европейской цивилизации. Оно было порождено активными поисками передовой русской интеллигенции того времени ответов на вопросы о грядущих социальных преобразованиях в стране, о выборе ею путей и форм развития. Представители этого направления общественно-политической мысли исходили из того, что прогресс в России невозможен без опоры на передовые ценности материальной и духовной культуры, накопленной странами Западной Европы.

Славянофильство – одно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 40-х – 50-х гг. 19 в. Славянофилы выступали за отмену крепостного права - самой острой для России того времени проблемы Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать три начала: православие, самодержавие, народность. Россия, по их мнению, в силу якобы ее особого положения и веса в мире, должна была повести за собой другие народы. Западная цивилизация воспринималась славянофилами как «безбожная», с духом наживы, прагматизма и эгоизма, где все продается и все покупается, включая и самого человека. В связи с этим они крайне негативно оценивали реформы Петра I, способствовавшие развитию капитализма в России. Славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, высоко ценили самобытные особенности русской культуры и очень надеялись, что и в Западной Европе общественная жизнь будет также протекать в соответствии с важнейшими христианскими принципами и заповедями, а не вопреки им.

3) революционное (радикальное). (Теоретиками революционного направления были А.И. Герцен и Н.П. Огарев.)

Радикализм (лат. – коренной) – политические течения, группы, требующие решительных преобразований, реформ, всякого рода изменений, в том числе мелких и частных, для осуществления каких-либо программ, решения социально-политических проблем, достижения определенных целей. Политический радикализм отличает резкая (справедливая и несправедливая) критика властных структур, обвинения и упреки в нерешительности, медлительности, ошибочности действий.

Радикальные перемены - наиболее острая форма борьбы между новыми и старыми, отживающими общественными отношениями при резко обострившихся социальных процессах. Важнейшие признаки – переход власти из рук одного класса в руки другого, смена господствующего способа производства и политического строя общества.

«Крестьянский» (русский) социализм – создателем теории крестьянского (русского) социализма является сторонник ликвидации крепостного права и самодержавия в России А.И. Герцен (1812 – 1870 гг.). Он был убежден, что сельская община («мир») с ее коллективистской трудовой моралью сможет стать зародышем нового и справедливого общества. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это должно было помочь России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми социальными противоречиями (высокая степень эксплуатации наемного труда, безработица, низкий уровень жизни большой части трудящихся и т.д.).

Но, с другой стороны, индивид, по мнению А.И. Герцена, был подавлен общиной, поглощен ею. Поэтому общину следует «оплодотворить» западной наукой и иными достижениями цивилизации – политической свободой, правовыми нормами. Тогда русский социализм станет соединением «храма науки» с «цехом человечества», т.е. с народными массами.

Теория «крестьянского» социализма носила утопический характер. Позднее на ее основе была создана народническая идеология.

 

В общественном движении России 2-ой половины 19 в. шла борьба между различными политическими течениями, что и определяло характер общественного развития. В 60-70 гг. радикальная интеллигенция объединилась под идейными знаменами народничества. Народники критиковали капитализм, отрицали государство как политический институт, преувеличивали роль личности в историческом процессе. В народничестве было три направления. Бунтарское, во главе с Бакулиным призывало к бунту, который должны совершить крестьяне, что приведет, по их мнению, к установлению социализма. Пропагандистское направление, во главе с Лавровым считало, что народ надо готовить к социализму путем долгой пропаганды. Заговорщическое направление, во главе с Ткачёвым считало, что власть должна захватить революционная партия и внедрить социализм в русскую жизнь. В 1874 г. народники начали «хождение в народ», пытаясь поднять крестьян на бунт. Правительство разгромило это движение. В 1876 г. возникло революционная народническая организация «Земля и воля». В 1879 г. произошел её раскол на «Народную волю» и «Черный передел». Эти организации отличались методами борьбы. 1 марта 1881 г. народники убили Александра II, что привело к разгрому «Народной воли». К середине 80-х гг. она перестала существовать. В 80-е гг. либеральные народники пытались найти выход из тупика, предложили вести крестьянство к социализму путем долгой и мирной работы. Лозунгом стали их «малые дела» – устройство школ, больниц, экономическая и юридическая помощь общинам и артелям. К либеральным народникам относились: Воронцов, Михайловский. Реформы 60-70 гг. 19 в. привели к возникновению дворянского либерализма. Идеологом дворянского либерализма был Катков. Либералы выступали за свободу частного предпринимательства, за парламентскую монархию. В конце 70-х – в начале 80-х гг. 19 в. в Росси зарождается рабочее движение. В 1883 г. создается группа «освобождение труда» (Плеханов, Аксельрот), которые распространяли марксизм среди рабочих. В России возникает марксистские кружки: в Петербурге, Казани. В 1898 г. в Минске социал-демократические кружки объединились в РСДРП. Общественное движение во второй половине 19 в. выступало за свободу граждан, парламент, правительственные реформы Александра II и критиковали старые порядки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...