Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественное движение в россии в 60-70 гг 19 в. Народничество: теория и практика.




Народничество

В общественном движении России 2-ой половины 19 в. шла борьба между различными политическими течениями, что и определяло характер общественного развития. В 60-70 гг. радикальная интеллигенция объединилась под идейными знаменами народничества. Народники критиковали капитализм, отрицали государство как политический институт, преувеличивали роль личности в историческом процессе. В народничестве было три направления. Бунтарское, во главе с Бакулиным призывало к бунту, который должны совершить крестьяне, что приведет, по их мнению, к установлению социализма. Пропагандистское направление, во главе с Лавровым считало, что народ надо готовить к социализму путем долгой пропаганды. Заговорщическое направление, во главе с Ткачёвым считало, что власть должна захватить революционная партия и внедрить социализм в русскую жизнь. В 1874 г. народники начали «хождение в народ», пытаясь поднять крестьян на бунт. Правительство разгромило это движение. В 1876 г. возникло революционная народническая организация «Земля и воля». В 1879 г. произошел её раскол на «Народную волю» и «Черный передел». Эти организации отличались методами борьбы. 1 марта 1881 г. народники убили Александра II, что привело к разгрому «Народной воли». К середине 80-х гг. она перестала существовать. В 80-е гг. либеральные народники пытались найти выход из тупика, предложили вести крестьянство к социализму путем долгой и мирной работы. Лозунгом стали их «малые дела» – устройство школ, больниц, экономическая и юридическая помощь общинам и артелям. К либеральным народникам относились: Воронцов, Михайловский. Реформы 60-70 гг. 19 в. привели к возникновению дворянского либерализма.

 

Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.

Идеология народничества основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40—50-х годов А. И. Герценом. Поражение революций 1848—1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришел к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена.

Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но, в отличие от Герцена, Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

В рамках народнического движения сложились три направления – консерваторы, либералы, радикалы. У них были разные политические цели, методы борьбы, духовные позиции.

Консерваторы. Социальная основа: реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и крестьянство. Идеологическая основа – теория официальной народности (самодержавие, православие, народность). Считали ненужными реформы 60-70 годов, добивались ограничения их результатов. Выступали за сохранение помещичьего землевладения и крестьянской общины. Считали, что укрепление дворянства закрепит основы государства. Во внешней политике развивалась идея панславизма (единения славянских народов вокруг России). В духовной сфере – патриархальный образ жизни, религиозность, подчинение власти. Идеологи: Победоносцев, Катков, газета «Московские ведомости». Консерваторы отрицали любые социальные действия, выступали за порядок, спокойствие, традиции.

Либералы. Социальная основа: помещики, часть буржуазии, интеллигенция (ученые, писатели, учителя, врачи). Идеологическая основа – общий с Западной Европой путь исторического развития России. Либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод, продолжении реформ. Выступали за выборный орган (земский собор), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политический идеал – конституционная монархия. Мечтали об установлении элементов правового государства и формировании гражданского общества. В экономике приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, укрепления частной собственности, понижения выкупных платежей. Требовали признать неприкосновенность личности, её право на свободное развитие. Выступали за эволюционный путь развития – реформы. Подавали на имя царя ходатайство с программой преобразований. Идеологи: Кавелин, Чичерин, Родичев и др. Журналы «Русская мысль», «Вестник Европы». Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии

Радикалы. Активная антиправительственная деятельность, стремились к насильственным методам преобразования России, к коренному переустройству общества (революционный путь). Выражали интересы рабочих и крестьян. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу. Радикализм проявился в условиях реакционной политики правительства. Их организации могли быть только тайными. Теоретики жили и действовали за границей. В истории движения радикалов выделяются этапы:

1. 60г.- тайные разночинские кружки и оформление революционно-демократической идеологии. Надеялись на восстание крестьян, недовольных реформой. Два центра радикалов: Лондон, редакция «Колокола» - Герцен пропагандировал идею общинного социализма. Россия, вокруг редакции журнала «Современник», идеолог Чернышевский. Левые радикалы готовили революцию, развернули активную издательскую деятельность, разъясняли задачи революции, необходимость свержения самодержавия, демократического преобразования России.

«Земля и воля» 1861-1864. Организация призывала к объединению всех революционных сил. Главное требование – передача земли крестьянам. Несколько сотен членов из разных слоев общества. Отделения общества действовали по всей стране.

Вновь возникли тайные кружки заговорщиков и террористов, возглавили их Нечаев, Ткачев.

2. 70г.- народничество, агитационная и террористическая деятельность организаций революционных народников.

Революционные народники считали, что капитализм в России насаждается сверху и не имеет социальных корней. Крестьяне могут воспринять социалистические идеи, изменение России через революцию, силами крестьянства. Идеологи – Бакунин, Лавров, Ткачев. Они разработали основы трех течений революционного народничества.

Бунтарское. Бакунин считал, что русский крестьянин бунтарь и готов к революции. Задача – идти в народ и разжигать бунт. Призывал к уничтожению государства как элемента насилия и считал, что нужно создать федерацию самоуправляемых свободных общин – это основа теории анархизма.

Пропагандистское. Лавров не считал народ готовым к революции, нужна только пропаганда с целью «пробудить» крестьянина, это дело интеллигенции.

Заговорщическое. Ткачев не считал крестьянина готовым к революции, но предполагал, что русский народ «коммунист по инстинкту» и узкая группа заговорщиков захватив государственную власть быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

«Хождение в народ» не имело никаких результатов, движение разгромлено, агитаторы арестованы. Уцелевшие создают новую организацию со старым названием «Земля и воля» 1876-1879. Во главе Плеханов, Михайлов, Кравчинский. Программа: социалистическая революция, свержение самодержавия, земля крестьянам, самоуправление. Второе хождение в народ. Агитировали крестьян, рабочих, солдат, провели стачки, первую в России политическую демонстрацию в Петербурге. Участников отправили на каторгу и в ссылку.

1878г. Вера Засулич стреляет в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдывает её – таковы были обстоятельства дела. Народники возвращаются к идее террора. «Земля и воля» раскололась на две организации – «Черный передел» (выступали за агитацию) и «Народная воля» (подготовка политического переворота, свержение самодержавия, землю – крестьянам, фабрики – рабочим, уничтожение частной собственности, демократический строй) Главная цель – убийство царя. 1 марта 1881 года Александр II смертельно ранен и скончался.

3. 80г. – активизация либеральных народников. Считали, что у России свой путь развития, некапиталистический. Выступали против насильственных методов борьбы. Выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения, недопущения в Россию капитализма. Призывали к реформам. Основная деятельность – культурно-просветительская. Теория «малых дел». Идеологи: Воронцов, Михайловский.

В 90 годах бывшие народники обратились к марксизму. 1883 год – в Женеве образована Группа «Освобождение Труда». (Пропаганда марксизма). В России появляются марксистские кружки – все это подготавливало почву для возникновения российской политической партии рабочего класса

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...