Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консервативный курс Николая 1. Общественное движение 30-50 гг. 19в: консерваторы, либералы, радикалы.




Николай I Павлович, брат Александра 1, ставший императором в 1825 г., находился у власти 30 лет (до 1855 г.). 30-летняя эпоха Николая 1, пришедшего к власти в день восстания декабристов, отличалась крайней консервативностью и реакционностью. Николай I был убежден во вредности любых революционных и реформаторских процессов и видел спасение страны в стабильности и консерватизме, усилении самодержавия. В годы правления Николая I были сделаны следующие крупные политические шаги:

- создана собственная его императорского величества канцелярия; — мощная бюрократическая структура, взявшая под контроль различные сферы внутренней жизни страны.

- проведена кодификация законодательства;

- проведена реформа образования; - все школы были разделены на три вида строго по сословному принципу, приходские — для крестьян, уездные — для горожан, гимназии — для дворян; - в 1835 г. был введен новый Университетский устав, в результате которого университетское образование было жестко подчинено государству, образовательные программы очищались от вольнодумных идей, а сами университеты фактически переходили на казарменное положение.- усовершенствовано помещичье землевладение; - был создан секретный комитет для рассмотрения вариантов решения крестьянского вопроса во главе с П.Д. Киселевым;- П.Д. Киселевым ставился вопрос об отмене крепостного права, однако он не нашел поддержки императора и дворянства;- компромиссом стало решение о нераспространении крепостных порядков на крайне западные районы России — Польшу, Финляндию и Прибалтику, а также о праве помещика давать "вольную" некоторым крестьянам по своему усмотрению (впервые была создана возможность официального освобождения части крестьян);- улучшилось и положение помещиков — были сокращены подати; помещики и дворяне освобождены от телесных наказаний, получивших распространение при Павле I.

- введена цензура.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы». «Отечественные записки», «Современник» и др. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

Консервативное направление. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII—XIX вв. приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Либеральное направление. Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавщего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Радикальное направление. Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20—30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А. С. Пушкина и ответом ему декабристов.

Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии (кружки братьев П. М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.). Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Их члены лишь обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования страны. Однако правительство жестоко расправилось с участниками кружков. Студент А. Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил к ссылке на каторжные работы, других — к отправке в солдаты.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись философским постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно, все действительное разумно» и на этой основе пытались примириться с «гнусной», по оценке В, Г, Белинского, российской действительностью.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др.

Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». В. Г. Белинскому были близки некоторые идеи Западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его «Письмо к Гоголю», в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ oт общественной борьбы. В. Г. Белинский писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека». Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения общественных деятелей радикального направления.

Кавказская война 1817-1864.

Продвижение России на Кавказ началось задолго до ХIХ в. Так, Кабарда еще в ХVI в. приняла русское подданство. В 1783 г. Ираклий II заключил с Россией Георгиевский трактат, по которому Восточная Грузия приняла покровительство России. В начале ХIХ в. вся Грузия вошла в состав Российской империи. В это же время продолжилось продвижение России в Закавказье и был присоединен Северный Азербайджан. Однако Закавказье было отделено от основной территории России Кавказскими горами, населенными воинственными горскими народностями, которые совершали набеги на земли, признавшие власть России, и мешали сообщениям с Закавказьем. Постепенно эти столкновения превратились в борьбу горцев, принявших ислам, под флагом газавата (джихада) – «священной войны» против «неверных». Основными центрами сопротивления горцев на востоке Кавказа были Чечня и Горный Дагестан, на западе – абхазы и черкесы.

Условно можно выделить пять основных периодов Кавказской войны в ХIХ в. Первый – с 1817 по 1827 г., связанный с началом широкомасштабных военных действий наместником на Кавказе и главнокомандующим русскими войсками генералом А.П. Ермоловым; второй – 1827–1834 гг., когда шел процесс складывания военно-теократического государства горцев на Северном Кавказе и усилилось сопротивление русским войскам; третий – с 1834 по 1855 г., когда движение горцев возглавил имам Шамиль, добившийся ряда крупных побед над царскими войсками; четвертый – с 1855 по 1859 г. – внутренний кризис имамата Шамиля, усиление русского наступления, разгром и пленение Шамиля; пятый – 1859–1864 гг. – завершение военных действий на Северном Кавказе.

С окончанием Отечественной войны и заграничного похода русское правительство активизировало военные действия против горцев. Наместником на Кавказе и командующим войсками был назначен герой Отечественной войны и весьма популярный в армии генерал А.П. Еромолов. Он отказался от отдельных карательных экспедиций и выдвинул план продвижения в глубь Северного и Восточного Кавказа с целью «цивилизовать» горские народы. Ермолов проводил жесткую политику вытеснения непокорных горцев из плодородных долин в высокогорье. С этой целью началось строительство Сунженской линии (по реке Сунжа), отделившей житницу Чечни от горных районов. Длительная и изнурительная война приняла ожесточенный характер с обеих сторон. Продвижение русских войск в высокогорье, как правило, сопровождалось сожжением непокорных аулов и переселением чеченцев под контроль русских войск. Горцы совершали постоянные набеги на лояльные России селения, захватывали заложников, скот и пытались уничтожить все то, что не могли унести с собой, постоянно угрожая русским коммуникациям с Грузией и Закавказьем. Преимущество русских войск в вооружении и военной подготовке компенсировалось сложными природными условиями. Непроходимые горные леса служили хорошей защитой горцам, прекрасно ориентировавшимся в знакомой местности.

Со второй половины 20-х гг. XIX в. среди народов Дагестана и чеченцев распространяется мюридизм – учение, проповедавшее религиозный фанатизм и «священную войну с неверными» (газават). На основе мюридизма стало формироваться теократическое государство – имамат. Первым имамом в 1828 г. стал Гази-Магомед, стремившийся объединить в этом государстве все народы Дагестана и Чечни для борьбы с «неверными».

В это же время (1827) генерала Ермолова, которому удалось значительно стабилизировать положение на Кавказе, сменил И.Ф. Паскевич. Новый командующий решил закрепить успех Ермолова карательными экспедициями. Действия последнего и складывание теократического государства горцев снова привели к обострению борьбы. Правительство Николая I рассчитывало главным образом на военную силу, постоянно увеличивая численность кавказских войск. Горская знать и духовенство, с одной стороны, с помощью мюридизма пытались укрепить свою власть и влияние среди горских народов, с другой – мюридизм позволял мобилизовать горцев на борьбу с пришельцами с Севера.

Особенно ожесточенный и упорный характер Кавказская война приняла после прихода к власти Шамиля (1834). Став имамом, Шамиль, обладавший военным талантом, организаторскими способностями и сильной волей, сумел установить свою власть над горцами Дагестана и Чечни и организовать упорное и эффективное сопротивление русским войскам в течение 25 лет.

Перелом в борьбе наступил только после окончания Крымской войны (1856). Кавказский корпус был преобразован в Кавказскую армию, насчитывающую 200 тыс. человек. Новый главнокомандующий А.И. Барятинский и его начальник штаба Д.А. Милютин разработали план ведения беспрерывной войны против Шамиля, продвигаясь от рубежа к рубежу летом и зимой. Истощение ресурсов и серьезный внутренний кризис испытывал и имамат Шамиля. Развязка наступила в августе 1859 г., когда русские войска блокировали последнее укрепление Шамиля – селение Гуниб.

Однако еще в течение пяти лет продолжалось сопротивление горцев Северо-Западного Кавказа – черкесов, абхазов и адыгов.

В 1862 – 1864 гг. русские войска заняли всю территорию по северному склону Кавказского хребта, 21 мая 1864 г. – урочище Кбаада (Красная Поляна) – последний очаг сопротивления черкесского племени убыхов. Этот день и считается официальным днем окончания Кавказской войны, хотя фактически военные действия продолжались в ряде горных районов до конца этого года. Кавказская война завершалась при новом царском наместнике и главнокомандующем – великом князе Михаиле Николаевиче Романове. В начале октября абадзехские старшины явились к Евдокимову и подписали договор, по которому все одноплеменники их, желавшие принять русское подданство, обязывались не позже 1 февраля 1864 г. начать переселяться на указанные им места; остальным давался 2 1/2- месячный срок для выселения в Турцию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...