Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Детерминанты развития. Социокультурная детерминация в развитии.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Вопросы государственного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения (по дисциплинам профильной подготовки)
Часть 1
Педагогика как гуманитарная наука. Роль и место педагогики в истории развития общества. Педагогика как наука, область культуры, искусство, практическая деятельность. Объект, предмет педагогики как науки. Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками Человек как предмет познания. Предмет и задачи психологии человека. Описательная характеристика психических явлений, доступных психологическому изучению. Основные отличия обыденной и научной психологии. Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Специфика психологического знания. Исторический обзор развития психологического знания. Основные этапы развития представления о предмете психологии. Современное представление о предмете психологии. Психологическая компетентность и психологическая культура как психологическое образование человека. Отрасли психологии, роль психологических знаний в различных сферах жизни общества. Роль психологии в формировании профессиональных знаний и умений, в подготовке квалифицированного педагога, в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Основные направления в психологии.
Сущность образовательного процесса, педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса, его основные характеристики. Закономерности и принципы образовательного процесса, его основные компоненты (цель, содержание, методы, формы организации, средства, результат). Основные этапы образовательного процесса: прогностический, организационно-деятельностный, аналитико-оценочный. Сущность компетентностного подхода к проектированию образовательного процесса. Развитие ключевых компетентностей учащихся в образовательном процессе.
Целеполагание в образовании, его субъекты. Компетентностный подход к проектированию целей образования. Таксономия целей Б.Блума.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности, его исторический характер. Подходы и факторы, детерминирующие содержание школьного образования. Принципы и критерии отбора содержания общего среднего образования. Государственный образовательный стандарт. 5. Современные формы организации образовательного процесса и место урока в нем.
Компетентность как цель современного школьного образования. Компетентностно-ориентированные технологии обучения, их сущность и особенности. Структурные компоненты педагогической технологии (цель, содержание, средства, результат, оценка). Признаки технологичности (системность, управляемость, восроизводимость, эффективность, результативность и др.).
7. Проблемы современной системы оценивания в обучении истории и способы их решения.
Инновационный педагогический процесс (создание, освоение, использование и распространение новшеств). Принципы инновационной деятельности. Классификация педагогических инноваций. Инновационная деятельность педагога как один из видов продуктивной, творческой деятельности, ее направленность. Компоненты инновационной деятельности (мотивационный, креативный, технологический, рефлексивный). Готовность педагога к инновационной деятельности.
Профессиональная компетентность современного педагога, ее характеристики. Личностный характер компетентности. Основные группы профессиональных задач современного учителя: видеть ученика в предмете, выстраивать его индивидуальный образовательный маршрут; строить процесс обучения, направленный на достижение учащимися целей образования; устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса; создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самообразование. Основные функции современного педагога: содействие образованию школьников, осуществление рефлексии и самообразования, функция проектирования, управленческая функция. Учитель как тьютор, модератор, консультант и т.д. 10. Коммуникативная компетентность как основа профессионализма современного педагога. Педагогическое общение. Стили, функции педагогического общения. Барьеры педагогического общения. Причины конфликтов в педагогической деятельности и способы их разрешения. Понятие «конфликт». Виды конфликтов, их функции и структура.
Психологическая сущность педагогического общения, его функции. Специфика педагогического общения. Направленность педагогического общения. Структура, этапы педагогического общения (Кан-Калик В.А., Яноушек Я. и др.). Стили педагогического общения. Особенности восприятия учителем личности учащегося. Проблемы, трудности, барьеры педагогического общения. Психологическая сущность социального конфликта. Конфликтная ситуация, инцидент, конфликтные действия, исход. Конструктивная и деструктивная функции конфликта. Классификация конфликтов. Межличностный конфликт. Конфликты в педагогическом общении. Стратегии поведения личности в конфликте (избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество). Пути предупреждения конфликтов. Основные пути предупреждения, урегулирования конфликтов и оптимизации педагогического взаимодействия учителя с учащимися. Причины конфликтов в педагогической деятельности.
Проблема соотношения биологического, психического и социального в человеке. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Человек как предмет системного исследования. Человек как представитель биологического вида. Характеристика человека как социального субъекта. Человек и культура. Формы взаимодействия человека с миром. Личность как регулятор социального поведения. Личность как предмет исследования в социальной психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности. Социально-психологические теории личности в зарубежной и отечественной психологии. Теоретические подходы в объяснении поведения человека: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, деятельностный подход. Активность личности. Структура личности. Отношения личности (Мясищев В.Н.). Направленность личности. Ценностные ориентации и личностные смыслы. Факторы, определяющие развитие личности.
Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Детерминанты развития. Социокультурная детерминация в развитии. Социально-историческая природа детства. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности. Условия и движущие силы психического развития. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе. Обучение и развитие. Влияние образования на развитие. Социальная среда и развитие ребёнка. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|