Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Детерминанты развития. Социокультурная детерминация в развитии.




Вопросы государственного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения (по дисциплинам профильной подготовки)

 

Часть 1

  1. Особенности педагогики, психологии, методики преподавания как гуманитарных наук. Их взаимосвязь. Роль психолого-педагогических и методических знаний в деятельности учителя.

Педагогика как гуманитарная наука. Роль и место педагогики в истории развития общества. Педагогика как наука, область культуры, искусство, практическая деятельность. Объект, предмет педагогики как науки. Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками

Человек как предмет познания. Предмет и задачи психологии человека. Описательная характеристика психических явлений, доступных психологическому изучению. Основные отличия обыденной и научной психологии. Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Специфика психологического знания.

Исторический обзор развития психологического знания. Основные этапы развития представления о предмете психологии. Современное представление о предмете психологии. Психологическая компетентность и психологическая культура как психологическое образование человека. Отрасли психологии, роль психологических знаний в различных сферах жизни общества.

Роль психологии в формировании профессиональных знаний и умений, в подготовке квалифицированного педагога, в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

Основные направления в психологии.

 

  1. Образовательный процесс в современной школе. Основные факторы, (закономерности) процесса обучения истории. Компетентностный подход к проектированию образовательного процесса в преподавании истории.

Сущность образовательного процесса, педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса, его основные характеристики. Закономерности и принципы образовательного процесса, его основные компоненты (цель, содержание, методы, формы организации, средства, результат). Основные этапы образовательного процесса: прогностический, организационно-деятельностный, аналитико-оценочный. Сущность компетентностного подхода к проектированию образовательного процесса. Развитие ключевых компетентностей учащихся в образовательном процессе.

  1. Цели образования в современной школе. Цели исторического (обществоведческого, правового) образования. Подходы к определению цели в истории становления исторического образования и методике преподавания истории (обществоведческого, правового). Современные подходы к определению цели исторического образования.

Целеполагание в образовании, его субъекты. Компетентностный подход к проектированию целей образования. Таксономия целей Б.Блума.

  1. Содержание исторического образования: структура содержания, особенности отбора содержания на основных ступенях образования.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности, его исторический характер. Подходы и факторы, детерминирующие содержание школьного образования. Принципы и критерии отбора содержания общего среднего образования. Государственный образовательный стандарт.

5. Современные формы организации образовательного процесса и место урока в нем.

  1. Компетентностно-ориентированные технологии обучения истории. Их возможности в развитии личности. Проблема отбора методов и приемов обучения в условиях реализации компетентностного подхода.

Компетентность как цель современного школьного образования. Компетентностно-ориентированные технологии обучения, их сущность и особенности. Структурные компоненты педагогической технологии (цель, содержание, средства, результат, оценка). Признаки технологичности (системность, управляемость, восроизводимость, эффективность, результативность и др.).

7. Проблемы современной системы оценивания в обучении истории и способы их решения.

  1. Педагогические инновации в деятельности учителя истории. Педагогическое творчество как основа инновационной деятельности.

Инновационный педагогический процесс (создание, освоение, использование и распространение новшеств). Принципы инновационной деятельности. Классификация педагогических инноваций. Инновационная деятельность педагога как один из видов продуктивной, творческой деятельности, ее направленность. Компоненты инновационной деятельности (мотивационный, креативный, технологический, рефлексивный). Готовность педагога к инновационной деятельности.

  1. Изменение профессиональных задач педагога. Функции и профессиональные позиции учителя истории в современной школе.

Профессиональная компетентность современного педагога, ее характеристики. Личностный характер компетентности. Основные группы профессиональных задач современного учителя: видеть ученика в предмете, выстраивать его индивидуальный образовательный маршрут; строить процесс обучения, направленный на достижение учащимися целей образования; устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса; создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самообразование. Основные функции современного педагога: содействие образованию школьников, осуществление рефлексии и самообразования, функция проектирования, управленческая функция. Учитель как тьютор, модератор, консультант и т.д.

10. Коммуникативная компетентность как основа профессионализма современного педагога.

Педагогическое общение. Стили, функции педагогического общения. Барьеры педагогического общения. Причины конфликтов в педагогической деятельности и способы их разрешения. Понятие «конфликт». Виды конфликтов, их функции и структура.

Психологическая сущность педагогического общения, его функции. Специфика педагогического общения. Направленность педагогического общения. Структура, этапы педагогического общения (Кан-Калик В.А., Яноушек Я. и др.). Стили педагогического общения. Особенности восприятия учителем личности учащегося. Проблемы, трудности, барьеры педагогического общения.

Психологическая сущность социального конфликта. Конфликтная ситуация, инцидент, конфликтные действия, исход. Конструктивная и деструктивная функции конфликта. Классификация конфликтов. Межличностный конфликт. Конфликты в педагогическом общении.

Стратегии поведения личности в конфликте (избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество). Пути предупреждения конфликтов. Основные пути предупреждения, урегулирования конфликтов и оптимизации педагогического взаимодействия учителя с учащимися. Причины конфликтов в педагогической деятельности.

  1. Психологические категории, определяющие человека как субъекта образования. Психологические теории личности как концептуальная основа педагогической деятельности. Гуманистическая парадигма в историческом образовании.

Проблема соотношения биологического, психического и социального в человеке. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Человек как предмет системного исследования. Человек как представитель биологического вида. Характеристика человека как социального субъекта. Человек и культура. Формы взаимодействия человека с миром.

Личность как регулятор социального поведения. Личность как предмет исследования в социальной психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности. Социально-психологические теории личности в зарубежной и отечественной психологии. Теоретические подходы в объяснении поведения человека: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, деятельностный подход. Активность личности. Структура личности. Отношения личности (Мясищев В.Н.). Направленность личности. Ценностные ориентации и личностные смыслы. Факторы, определяющие развитие личности.

  1. Психологическая сущность развития. Взаимосвязь развития с обучением, воспитанием и социализацией.

Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Детерминанты развития. Социокультурная детерминация в развитии.

Социально-историческая природа детства. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности.

Условия и движущие силы психического развития. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе. Обучение и развитие. Влияние образования на развитие. Социальная среда и развитие ребёнка. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...