Психологическая сущность учебной мотивации, ее функции. Виды учебных мотивов. Мотивы учения в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 20. Механизмы и факторы приобретения человеком социокультурного опыта. Возрастные особенности социализации и их учет в воспитании. Проблема формирование идентичности как основная цель исторического образования. Психологическая сущность социализации личности. Становление личности (деятельность, общение, самосознание). Механизмы социализации (внушение, заражение, подражание, идентификация и др.). Стадии социализации. Дотрудовая стадия. Трудовая стадия. Послетрудовая стадия. Адаптация, индивидуализация, интеграция. Институты социализации, факторы социализации. 21. Механизмы саморегуляции в жизнедеятельности человека и профессионально-педагогической деятельности. Психологическая сущность эмоции, чувства, их функции и виды. Эмоции как ценность. Роль эмоций и чувств в практической и познавательной деятельности. Эмоциональные особенности личности. Основные эмоциональные состояния. Роль настроения, аффекта, стресса, фрустрации в регуляции поведения человека. Методы саморегуляции эмоционального состояния. Психологическая сущность воли. Воля как высший уровень регуляции поведения. Структура волевого акта. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли. 22. Измерение и развитие способностей учащихся в образовательном процессе. Способности и одаренность в детском возрасте. Понятие о способностях. Различные подходы к пониманию способностей. Виды способностей. Природа человеческих способностей. Задатки и способности. Знания, умения, навыки и способности. Одаренность, талант, гениальность. Признаки способных детей. Проблема измерения (психодиагностики) и развития способностей человека.
23. Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент и характер, их учет в работе педагога Темперамент как динамическая регулирующая система. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Свойства темперамента. Структура темперамента. Характер как индивидуальная особенность регуляции поведения и деятельности человека. Физиологические основы характера. Черты характера. Особенности проявления характера. Акцентуации характера. Характер и темперамент.
Проблема развития группы. Психологическая теория коллектива. Стадии и уровни развития группы (модели развития группы по А.В. Петровскому, Л.И. Уманскому). Стратометрическая теория коллектива (А.В. Петровский). Структура малой группы состоит из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому строятся отношения в группе. Три слоя групповых структур могут быть одновременно рассмотрены и как три уровня развития группы. Внешний уровень (В) – реализуются непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости. Во втором слое (Б) эмоциональные отношения опосредуются характером совместной деятельности, формируется ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ). Третий слой (А) “ядро” - развиваются отношения, основные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развитию группы - коллективу. Параметрическая модель развития группы (Л.И. Уманский). Идея выденения стадий развития группы сочетается с выделением обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития. Это: направленность, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность. Стадии характеризуют уровень развития группы с точки зрения данных параметров. Номинальная группа – формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и структуру. Группа – ассоциация – заданные из вне цели, способы и виды деятельности приняты членами группы. Возникает первичная межличностная интеграция. Группа кооперация – хорошо развита структура деловых отношений, члены группы ориентированы в решении целевых вопросов. Группа – автономия члены группы ориентированы на межличностные отношения, формируются чувство “Мы”, групповые нормы. Чрезмерное развитие черт автономии может привести к изоляции от социума, что препятствует ее дальнейшему развитию. Группа – коллектив – высшая стадия развития. Широкая кооперация с другими группами, внутренняя сплоченность, кооперативность в инструментальной сфере.
Воспитание как социокультурное и педагогическое явление. Структура воспитательного процесса. Виды воспитания, их историческое развитие (авторитарное, свободное, гуманистическое). Цель и задачи гуманистического воспитания. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих, нравственных ценностей. Закономерности и принципы гуманистического воспитания. Особенности воспитательного процесса в современной школе. Характеристика основных методов и форм организации воспитательного процесса. Диагностика результатов воспитания.
Часть 2
Психологическая сущность общения. Структура, виды, функции (коммуникативная, перцептивная, интерактивная). Роль игровых технологий на уроках истории в формировании коммуникативной компетенции. Возможности игры на уроках истории.
Психологическая сущность общения. Единство общения и деятельности. Функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-регулятивная. Виды: межличностное и ролевое; ритуальное, монологическое, диалогическое и др. Коммуникативная сторона общения (общение как обмен информацией. Средства коммуникации). Перцептивная сторона общения (общение как познание людьми друг друга, механизмы восприятия в процессе общения: идентификация, стереотипизация, рефлексия, эмпатия и др.; эффекты межличностного восприятия, каузальная атрибуция). Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие, человек как субъект взаимодействия, типы взаимодействия: кооперация и конкуренция, сотрудничество, личностно-ориентированный и функционально-ролевой типы взаимодействия, взаимодействие как организация совместной деятельности).
Методология психологии. Методологические принципы. Метод, методика. Методы психологии, их классификация. Методы организации исследования. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование и др. Роль психологии в формировании профессиональных знаний и умений, в подготовке квалифицированного педагога, в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
«Я»-концепция личности учителя, профессиональная Я - концепция, реальная и идеальная Я – концепция. Профессиональная самооценка как важнейший элемент в структуре профессиональной Я – концепции личности учителя. Личностные и профессиональные качества учителя (по Л.М. Митиной более пятидесяти личностных свойств учителя: вежливость, вдумчивость, взыскательность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, доброжелательность, добросовестность, инициативность, искренность, настойчивость, наблюдательность, отзывчивость, порядочность, патриотизм, принципиальность и т.д., ведущее - направленность, уровень притязаний, самооценка, образ “Я”; профессиональные качества по А.К. Марковой: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия).
Основания для их классификации: условия эффективности педагогической деятельности по Н.Д. Левитову и Ф.Н. Гоноболину (способность к передаче детям знаний; способность понимать учеников, самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; организаторские способности); чувствительность к разным компонентам педагогической деятельности по Н.В. Кузьминой (перцептивно-рефлексивный и проективный, включающий гностические проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|