Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурно-историческая концепция. Социокультурный фон развития. Понятие «зона ближайшего развития». Активность ребёнка и её роль в развитии. Сензитивные периоды в развитии.




Соотношение определений понятий «обучение», «воспитание», «становление», «формирование», «социализация».

  1. Возраст в психологии и педагогике. Основные факторы, движущие силы и закономерности развития человека. Идея возрастосообразной школы в теории и практике образования. Цели и содержание обучения на основных ступенях исторического образования.

Определение предмета психологии развития. Возраст как ключевое понятие. Виды возраста. Движущие силы, основные факторы, условия и законы психического развития человека. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

  1. Особенности развития самосознания детей разного возраста. Учет особенностей развития самосознания в работе классного руководителя. Внеурочная деятельность по истории

Проблема изучения самосознания в отечественной психологии (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Ю.М.Орлова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой и др.) и в зарубежной психологии. Генезис самосознания. Стадии становления самосознания. Структура самосознания (П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, Р. Бернс и др.): когнитивная (самовоспитание, представление о себе, образ Я), эмоционально-оценочная (самооценка) и поведенческая. Функций самосознания. Я – концепция. Успешность учебно-воспитательной работы требует учета педагогом не только возможностей, способностей ученика, но и его представлений о себе, его Я – концепции, а также и от собственной Я- концепции учителя.

Развитие самосознания в младенчестве и раннем детстве (узнавание себя в зеркале, называние себя по имени, появление первичной самооценки и др.). Чувство самостоятельности, автономности или чувство зависимости от взрослого (Э. Эриксон).

Формирование самосознания в дошкольном возрасте (появление самооценки, осознание своих переживаний, четкой половой идентификации, появление нравственных норм).

Самосознание в младшем школьном возрасте (навыки ориентировки в своем внутреннем мире, моральные и нравственные качества, которые становятся внутренним достоянием личности, становление самооценки, формирование чувства компетентности

Развитие самосознания в подростковом возрасте (переживания, связанные с отношением к себе, к собственной личности, самооценка, самопознание, опора на собственные внутренние критерии, уровень притязания, нравственные убеждения и др.)

Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте (устойчивыйо образ “Я”, открытие своего внутреннего мира и связанные с этим переживания, проблема юношеского самоопределения. Формирование идентичности - “кризис идентичности” (Э.Эриксон). Личностная рефлексия. Нравственное развитие. Ответственность и инфантилизм. Самовоспитание и самосовершенствование. Развитие саморегуляции).

Методы самовоспитания это способы воздействия на самого себя, направленные на самоизменение.

К методам самовоспитания относят: самопознание, которое включает в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение; самообладание, включающее самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самопринуждение, самовнушение, самоподкрепреление, самоисповедь; а также самостимулирование – самоутверждение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Задачи учителя при осуществлении самовоспитания:

- поддержать стремление школьника по развитию положительных черт личности;

- помочь школьнику критически отнестись к своей личности, разобраться в своих недостатках;

- помочь составить программу самовоспитания;

- указать разумные пути самовоспитания;

Младший школьник пытается изменить конкретные формы своего поведения, путем самоисправления своих поступков. Он не устанавливает связи между своим поведением и своими достоинствами или недостатками, т.е. качествами.

Подростковый возраст, возрастающий уровень самосознания помогает оценить свои силы, возможности, способности. Происходит выделение своих качеств как объекта собственных требований и притязаний. Рождается отношение к качествам как к причинам поступков. Однако подросток не отдает себе отчет в том, что он совершает поступок, стремясь изменить качество. В целом, для самовоспитания подростка характерен низкий уровень осознанности, оно носит ситуативный характер.

В юношеском возрасте проходит осознание процесса самовоспитания, выделение качеств личности как специального объекта воспитания. Самовоспитание поднимается на уровень самосовершенствования качеств. Осознается необходимость систематического воспитания себя. Разрабатываются личные правила самовоспитания, специальная программа самовоспитания.

  1. Развитие личности в младшем школьном возрасте. Учет особенностей личностной и познавательной сфер младшего школьника в образовательном процессе. Пропедевтический курс обучения истории. История в рамках курса «Окружающий мир».

Социальная ситуация развития. Учебная деятельность. Проблемы адаптации ребёнка к школе. Ведущая деятельность младшего школьника. Мотивация учения, её динамика. Содержание и структура учебной деятельности младших школьников. Развитие познавательной деятельности. Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности. Начальные формы рефлексии в младшем школьном возрасте. Успеваемость и самооценка. Овладение навыками ориентировки в своем внутреннем мире, формирование моральных и нравственных качеств, которые становятся внутренним достоянием личности, становление самооценки. Формирование чувства компетентности, компетентность в учебной деятельности. Развитие произвольного поведения. Особенности отношений со взрослыми. Авторитет учителя. Влияние стиля общения учителя с классом на психологический климат класса. Отношения со сверстниками. Мотивация общения. Субкультура в младшем школьном возрасте.

  1. Развитие личности в подростковом возрасте. Учет особенностей личностной и познавательной сфер подростка в образовательном процессе. Цели и ценности изучения истории в основной школе в I концентре.

Социальная ситуация развития. Проблема "кризиса" подросткового. Проблемы общения в подростковом возрасте. Развитие интимно-личностного общения как ведущей деятельности в подростковом возрасте. Становление нового типа отношений со взрослыми. Основные психологические новообразования подросткового возраста. «Чувство взрослости» как основное психологическое новообразование подросткового возраста. Формирование личности в подростковом возрасте. Нравственные убеждения и их формирование. Развитие самосознания. Переживания, связанные с отношением к себе, к собственной личности. Уровень притязания. Развитие Я - концепции. Подростковая субкультура. Развитие аффективно-эмоциональной сферы. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательной сферы подростка. Теоретическое мышление.

  1. Развитие личности в старшем школьном возрасте. Учет особенностей личностной и познавательной сфер старшего школьника в образовательном процессе. Цели и ценности изучения истории в основной школе во II концентре.

Социальная ситуация развития. Обращённость в будущее как центральная характеристика ранней юности. Основные психические новообразования. Потребность в личностном и профессиональном самоопределении. Временная перспектива. Формирование мировоззрения. Потребность «смысла жизни». Выработка жизненной философии. Развитие самосознания. Проблема юношеского самоопределения. Формирование идентичности – «кризис идентичности» (Э. Эриксон). Личностная рефлексия. Нравственное развитие. Ответственность и инфантилизм. Самовоспитание и самосовершенствование. Развитие саморегуляции. Особенности учебной деятельности старшеклассников. Развитие познавательной сферы. Стремление к неформальному общению с взрослыми и относительная автономия, независимость от них. Особенности общения со сверстниками. Юношеская субкультура. Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на профессиональный выбор. Профессиональное самоопределение в современных социальных условиях. Готовность к взрослой жизни. Деятельности педагога по педагогической поддержке личностного и профессионального самоопределения школьников.

 

18. Значение учебной деятельности в становлении личности школьников разного возраста.

Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение». Психологическая сущность учебной деятельности. Специфические особенности учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Познавательная потребность, учебная мотивация, учебная задача, учебные действия и их виды, контроль, оценка. Возрастные особенности учебной деятельности.

19. Проблема формирования мотивации учения школьников. Проблемное обучение как эффективный способ повышения мотивации учения на уроках истории.

Мотивационная сфера человека, ее структура. Потребность как источник активности личности. Базовые потребности человека. Иерархия мотивов. Регулирующая функция мотивов. Осознанная и неосознанная мотивация. Направленность личности, ценностные ориентации и личностные смыслы в мотивационной сфере личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...