Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт русского парлантеризма: первые гос.думы.




После подавления восстания, проведения выборов в Думу Николай II 23 апреля 1906 г. подписал и в день открытия Думы, 27 апреля, опубликовал «Основные государственные законы Российской империи», которые считают первой русской Конституцией. Конституция провозгласила, что «императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». В прежней редакции Основных законов, созданной Сперанским, было указание на «неограниченную» власть, теперь оно убрано по решению конституционного совещания, т.к. противоречило Манифесту 17 октября. К компетенции императора относились: назначение и смещение правительства, созыв и роспуск Государственной думы, объявление войны и заключение мира, командование армией и флотом, внешняя политика, чеканка монеты. Гарантировались неприкосновенность личности, собственности, жилища, свобода передвижения, вероисповедания, слова, печати, собраний, союзов, но в установленном законом пределах. Они не действовали в условиях военного или исключительного положения, которое вводилось или отменялось царем.

Государственный совет превратился из совещательного органа в равноправную с Думой законодательную палату. Половина его членов назначалась царем, другая половина избиралась от губернских и дворянских собраний с участием церкви и предпринимательских организаций. Законопроекты получали силу законов после одобрения их обеими палатами и утверждения царем. Между сессиями Думы царь издавал указы, которые затем утверждались Думой. Как видно, царь мог Думу обходить и этим широко пользовался.

Закон от 11 октября 1905 г. установил сложную избирательную систему, основанную на многопартийности, сословности и имущественном цензе. Избирательные права получили мужчины с 25-летнего возраста. Не могли участвовать в выборах военнослужащие, полицейские, студенты, кочевники, лица, состоявшие под следствием. 20-25 миллионов избирателей делились на четыре курии: земледельческую, городскую, крестьян-скую, рабочую. В первых двух куриях учитывался имущественный ценз и в них выборы были двухстепенными, для рабочих - трех-, для крестьян - четырехсте-пенными. Выборщики от всех курий сходились в губернских собраниях и избирали депутатов Думы в соответствии с установленными нормами для каждой курии. Один голос землевладельца приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих. Землевладельцы избирали 32%, крестьяне - 43%, горожане - 22%, рабочие - 3% выборщиков. Власти хотели видеть Думу помещичье-крестьянской, считая эти сословия наиболее преданными монархии.

Выборы в I Думу, проведенные весной 1906 г., отражали настроения общества революционной обстановки. Победила на выборах оппозиционная партия кадетов, получив 34% мест, на втором месте были «трудовики», представлявшие крестьянство и рабочих - 24%. Черносотенцы не прошли, эсеры и большевики выборы бойкотировали. Кадеты и трудовики вступили в открытую конфронтацию с царизмом и увлекли за собой всю Думу, отражая тем самым всеобщее недовольство в обществе с самодержавной властью.

Депутаты в принятом на имя государя адресе потребовали предоставить Думе право формировать правительство, упразднить Государственный совет, отменить чрезвычайное положение, объявить всеобщую амнистию, провести отчуждение части помещичьих земель. Требования, похожие на ультиматум, были отвергнуты главой правительства Горемыкиным. По аграрному вопросу трудовики предложили национализировать все земли, превышающие «трудовую норму», передать их в пользование сельским жителям, распределив поровну. Кадеты были за частичный выкуп изъятых земель. Был и проект «социализации земли».

Либералам было предложено сформировать коалиционное правительство вместе с бюрократами из окружения царя, но Милюков не согласился на подчиненную роль, а предложения сформировать кадетский ка-бинет не было. Дело шло к развязке. Николай II по традиции, как во времена Московского царства, продолжал считать Россию своей собственностью и ви-дел свой долг в передаче государственной власти своему сыну в неограничен-ном виде.7 июля 1906 г. он распустил I Думу и установил дату созыва II Думы 20 февраля 1907 г. Одновременно царь назначил председателем Совета министров П.А.Столыпина.

220 депутатов из числа кадетов, трудовиков, социал-демократов собрались в Выборге и призвали народ к протесту, пассивному сопротивлению - не платить налоги, бойкотировать военную службу. Призыв думцев не дал каких-либо.результатов. Зато самих этих депутатов привлекли к суду и лишили возможности участвовать в выборах во II Думу. Но революционный террор в стране продолжался: в 1906 г. было совершено 2 600 террористических актов. В том числе 12 августа 1906 г. на даче премьер-министра Столыпина прогремел взрыв огромной силы, 27 человек погибло, 30 ранено, в т.ч. дочь и сын Столыпина, сам он не пострадал. Покушение совершили эсеры, исполнители погибли во время теракта, их вожаки затем были схвачены и казнены. 19 августа указом царя было объявлено военное положение и на основе 87-й статьи Основных законов учреждены военно-полевые суды. Их практика во многом предвосхитила работу сталинских судов 30-х годов, в эпоху большого террора. Суды из офицеров рас-сматривали дела террористов по законам военного времени, при закрытых дверях, без адвокатов, в течение двух суток, приговоры обжалованию не под-лежали и исполнялись в течение суток. По приговорам военно-полевых судов были казнены 1 102 чел., а от рук террористов погиб 4 131 человек.

Заботясь о повышении своей популярности, правительство по инициативе Столыпина упразднило круговую поруку в общинах, уравняло крестьян в правах с другими сословиями, начало аграрную реформу. С 1 января 1907 г. были отменены выкупные платежи, Решение правительства отменить дискриминирующие евреев законы не были утверждены царем.

Во II Государственной думе число кадетов сократилось до 97, но их место заняли социалисты. Самой крупной фракцией стали трудовики - 104 места, у эсеров было 37 мест, большевики и меньшевики имели 65 мест. Имелись 22 крайне правых депутата. II Дума оказалась более левой, чем первая. В прави-тельственной декларации, с которой выступил Столыпин, предусматривалось: превращение России в правовое государство, установление равноправия сосло-вий, свобода вероисповедания, создание волостных земств, узаконение эконо-мических стачек, осуществление аграрной реформы. На левое большинство Думы такая программа не произвела впечатления. Социалисты особо не доро-жили парламентом, не боялись его разгона, обостряли обстановку, открыто призывали к революции. Столыпин старался сотрудничать с кадетами, предло-жил Милюкову осудить террор. Однако большинство Думы мешало такому со-трудничеству и совместная работа правительства и парламента вновь стала не-возможной. Правительство обвинило социал-демократическую фракцию в за-говоре против существующего строя, потребовало лишить некоторых депутатов неприкосновенности и, не дождавшись ответа Думы, 3 июня 1907 г. арестовало социал-демократических депутатов.

Царским указом 3 июня Дума была распущена, и был обнародован новый избирательный закон. По Конституции 23 апреля 1906 г. законы о выборах не позволялось менять без согласия Думы. Царь и правительство, нарушив её, 3 июня совершили государственный переворот. Это означало и окончание революции.

Целью нового избирательного закона 3 июня 1807 г. было обеспечение лояльного императору состава Думы. Решили долю крестьян в числе выборщиков снизить с 42 до 22%, рабочих - с 4 до 2%, долю помещиков увеличить с 32 до 43%. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам городских богачей, 60 голосам мещан, 240 голосам крестьян и 480 голосам рабочих. Была лишена представительства Средняя Азия, втрое сокращалось представительство Польши и Кавказа.

В III Думе из 442 мест у октябристов было 154, умеренных правых 70, независимых националистов - 26, крайне правых - 50. Правительство опиралось на большинство из октябристов и умеренных националистов. III Дума встраивалась в систему государственных органов. Россия превращалась в конституционную монархию. В послереволюционный период Госдума стала постоянно действующим органом высшей власти. Но ее законодательные права были ограничены, некоторые законы, предлагаемые Думой, отвергались Госсоветом или не утверждались императором, а правительство нередко игнорировало ее работу. Среди решений Думы наиболее значимой была столыпинская аграрная реформа.

I Государственная дума - одна сессия, 27.4.-8.7.1906 г. Выборы проходили в феврале - марте 1906 г., наибольшего успеха добилась Конституционно-демократическая партия. Вследствие неодновременности выборов работа Государственной думы проходила при неполном составе, её пополнение шло в ходе работы. К концу работы в ней было 499 депутатов: 161 - кадеты; трудовики - 97; мирнообновленцы - 25; социал-демократы - 17; партия демократических реформ - 14; прогрессисты - 12; беспартийные 103; партия союза автономистов: польское коло - 32, эстонская группа - 5, латышская группа - 6, группа западных окраин - 20, литовская группа - 7. Председатель - С.А. Муромцев (кадет). Комиссии Государственной думы работали над законопроектами о неприкосновенности личности, свободе совести, собраний, об отмене смертной казни. Но центральным вопросом был аграрный. Кадеты 8 мая внесли в Думу "проект 42-х", предлагавший дополнительное земельное наделение крестьян за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетных земель, а также частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп "по справедливой оценке". 23 мая фракция Трудовой группы выступила со своим проектом ("проект 104-х"), в котором требовала отчуждения помещичьих земель, превышающих "трудовую норму", создание "общенародного земельного фонда", введения уравнительного землепользования по "трудовой норме". 8 июня 33 депутата внесли ещё один аграрный законопроект, требовавший немедленного уничтожения частной собственности на землю. 20 июня правительство выступило с заявлением, в котором категорически высказывалось за неприкосновенность частнособственнических земель. Указом 8 июля Государственная дума была распущена, одновременно на Государственную думу была возложена ответственность за прошедшие крестьянские выступления.

II Государственная дума. 20 февраля 1907 г. начала свою работу II Государственная дума. По своему составу она была в целом левее первой. Кадеты, чья деятельность в I Думе разочаровала широкие слои населения, потерпели на выборах тяжелое поражение, потеряв 80 мандатов. Значительно усилились правый и левый фланги. Довольно большую фракцию (65 человек) образовали социал-демократы, отказавшиеся от бойкота, 37 мест завоевали эсеры, 104 - трудовики. Правые партии и октябристы получили 54 мандата. В центре внимания II Думы, как и ее предшественницы, находился аграрный вопрос. Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу ее крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли. В конечном счете со II Думой правительство ужиться также не смогло. 1 июня 1907 г. П.А.Столыпин предъявил социал-демократической фракции обвинение в подготовке военного заговора. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена. Одновременно появился новый избирательный закон, резко перераспределявший голоса избирателей в пользу помещиков и крупной буржуазии. Третьеиюньский государственный переворот (новое Положение о выборах в Думу в нарушение Основных законов было утверждено царем без санкции Думы и Государственного совета) означал поражение революции 1905-1907 гг.

III Государственная дума - 1.11.1907 - 9.6.1912 гг. В III Государственную думу было избрано 422 депутата: октябристов 125; правых октябристов - 11; интернационалистов -90; правых-51; кадетов-53; прогрессистов и мирнообновленцев-39; социал-демократов-19; трудовиков-13; беспартийных-15; польское коло -11; мусульманская группа -8; польско-литовско-белорусская группа-7. Председатели Думы: Н.А. Хомяков (октябрист; 1907-1910); А.И. Гучков (октябрист; 1910-1911); М.В. Родзянко (октябрист;1911-1912). Выборы в III Думу проходили по новому избирательному закону, разработанному председателем Совета министров П.А. Столыпиным. В результате в Думе сложилась ситуация, когда основные политические силы общества получили примерно равное количество голосов. Однофракционное большинство в Думе отсутствовало. Судьба голосования зависела от октябристов, которые оказались "партией центра". Когда они голосовали с правыми, то в Думе складывалось право-октябристское большинство (около 300 чел.), когда с кадетами и прогрессистами, то складывалось кадетско-октябристское большинство (свыше 250 чел.). Правительство, поддержанное в Думе правыми, следуя принципу "сначала успокоение, потом реформы", свело на нет перспективы деятельности кадетско-октябристского большинства. III Государственная дума проработала весь положенный ей срок. Всего за 1907-1912 гг. рассмотрела 2432 законопроекта. Наиболее важные из них: в 1912 г. право-октябристское большинство проголосовало за предоставление правительству полумиллиардного кредита для выполнения военно-морской программы; 14.6.1910 г. приняла аграрный закон, в основе которого лежал указ 6.11.1906 г. (столыпинская аграрная реформа); в мае 1912 г. приняла правительственный законопроект о введении земства в 6 западных губерниях и др.

IV Государственная дума - 15.11.1912 - 25.2.1917. В IV Думу было избрано 442 депутата: октябристов - 96; примыкавших к октябристам - 2; националистов и умеренно правых - 88; группа центра - 33; правых - 64; примыкавший к правым - 1; кадеты - 52; примыкавшие к кадетам - 7; прогрессисты - 32; примыкавшие к прогрессистам - 16; социал-демократов - 14; трудовики - 10; беспартийные -7; польское коло- 9; мусульман - 6; польско-литовско-белорусская группа - 6. Председатель - М.В. Родзянко (октябрист). Октябристы сохранили за собой роль центра. В IV Думе чаще, чем в III, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в оппозиционных правительству голосованиях, и в попытках самостоятельной законодательной иницитивы. Однако это не имело практического значения. Законопроекты либо застревали в комиссиях, либо блокировались Государственным советом. С начала первой мировой войны сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством, помимо Государственной думы. На чрезвычайной сессии 1914 г. все фракции кроме социал-демократической проголосовали за военные кредиты. Поражения русских войск весной и осенью 1915 г. вызвали резкую критику правительственной политики со стороны Государственной думы. На 4 сессии Думы (19.7.1915-20.6.1916) большинство депутатов потребовало создания правительственного кабинета, пользующегося "доверием страны". Вокруг этого лозунга объединились большинство депутатов IV Думы и часть членов Государственного совета. Переговоры между ними привели к созданию "Прогрессивного блока", в который вошли 236 депутатов Государственной думы. Блок выдвинул требование создания "правительства доверия". Это требование не устраивало правительство, и 3.9.1915 г. Государственная дума была распущена на каникулы. 9.2.1916 г. возобновились заседания Думы. Вскоре Дума пошла на прямой конфликт с правительством, приступив к обсуждению общего положения в стране. "Прогрессивный блок" потребовал отставки премьер-министра Б.В. Штюрмера и министра внутренних дел А.Д. Протопопова, обвиняя их в симпатиях к Германии. Оба ушли в отставку. 16.12.1916 г. Дума была распущена на каникулы. 27.2.1917 г. частным совещанием членов Государственной думы был создан Временный комитет, который в ночь на 28.2.1917 г. принял решение "взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка". После создания Временного правительства (2.3.1917 г.) роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета. Государственная дума была распущена Временным правительством 6.10.1917 г. в связи с выборами в Учредительное собрание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...