Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие черты развития науки.




 

В на­ча­ле XVII - вто­рой по­ло­ви­не XIX в. про­ис­хо­ди­ло пос­ту­па­тель­ное вос­хож­де­ние на­уки к тем ее ре­зуль­та­там, воз­мож­нос­ти ко­то­рых бы­ли за­ло­же­ны ее ро­до­на­чаль­ни­ка­ми; од­нов­ре­мен­но воз­рас­та­ла эй­фо­рия по по­во­ду ее прак­ти­чес­ко­го при­ме­не­ния. К кон­цу ука­зан­но­го пе­ри­ода сло­жи­лась це­лос­т­ная на­уч­ная кар­ти­на ми­ра. Не ос­та­лось фраг­мен­та дей­ст­ви­тель­нос­ти, на поз­на­ние ко­то­ро­го не пре­тен­до­ва­ла бы на­ука. На­ря­ду с этим раз­ви­ва­лись на­уч­ные ми­фы и мис­ти­фи­ка­ции. На этом эта­пе ме­ня­лось вза­имо­дей­ст­вие на­уки и тех­ни­ки, как и са­ма роль тех­ни­ки в об­щес­т­вен­ном бы­тии. Фор­ми­ро­ва­лось пред­с­тав­ле­ние о че­ло­ве­ке как гос­по­ди­не в ми­ре при­ро­ды.

Отношение к тех­ни­ке как к фак­то­ру, оп­ре­де­ля­юще­му мо­гу­щес­т­во го­су­дар­с­т­ва, ста­ло ус­та­нав­ли­вать­ся с на­ча­ла XVI­II в. Во вто­рой по­ло­ви­не ве­ка на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние тех­ни­ки про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции с ис­поль­зо­ва­ни­ем дос­ти­же­ний на­уки. Соз­да­ва­емые ра­бо­чие ма­ши­ны и уни­вер­саль­ные па­ро­вые дви­га­те­ли поз­во­ля­ли пе­ре­да­вать им фун­к­ции, осу­щес­т­в­ляв­ши­еся до это­го не­пос­ред­с­т­вен­но ра­бо­чи­ми. В XIX в. про­ис­хо­ди­ло раз­ви­тие тех­ни­ки круп­но­го ма­шин­но­го про­из­вод­с­т­ва с сис­те­мой ра­бо­чих ма­шин, при­во­ди­мых в дей­ст­вие па­ро­вым дви­га­те­лем. На­ука все бо­лее ста­но­ви­лась про­из­во­ди­тель­ной си­лой об­щес­т­ва. В свою оче­редь, в ней по­яв­ля­лись идеи, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись для соз­да­ния но­вых ти­пов ма­шин, дви­га­те­лей­, но­вых от­рас­лей про­из­вод­с­т­ва (хи­ми­чес­ких, элек­т­ро­тех­ни­чес­ких и др.).

Развитие на­уки пос­та­ви­ло пе­ред че­ло­ве­чес­т­вом три вза­имос­вя­зан­ные проб­ле­мы: а) ха­рак­тер на­уч­но­го мыш­ле­ния; б) фун­к­ци­они­ро­ва­ние на­уки как со­ци­аль­но­го ин­с­ти­ту­та; в) ха­рак­тер об­щес­т­вен­ных от­но­ше­ний в свя­зи с фак­том су­щес­т­во­ва­ния на­уки. Этим за­ни­ма­лись фи­ло­со­фия и со­ци­оло­гия.

Основные идеи на­уч­но­го поз­на­ния но­во­го вре­ме­ни пер­во­на­чаль­но сфор­му­ли­ро­ва­ли мыс­ли­те­ли, тес­но свя­зав­шие се­бя с об­щес­т­вен­ной жиз­нью эпо­хи, жив­шие в стра­нах, где ин­тен­сив­но раз­ви­ва­лось но­вое про­из­вод­с­т­во. Од­ним из пер­вых за­явил о не­об­хо­ди­мос­ти об­ра­тить­ся к изу­че­нию за­ко­нов при­ро­ды для их прак­ти­чес­ко­го ис­поль­зо­ва­ния вы­хо­дец из круп­ных зем­лев­ла­дель­цев Ан­г­лии, вос­пи­тан­ник Кем­б­рид­жа, глу­бо­кий зна­ток ан­тич­ной фи­ло­со­фии, ли­те­ра­тор, и по­ли­ти­чес­кий де­ятель Ф. Бэ­кон (1561-1626). Он стал лорд-кан­ц­ле­ром Ан­г­лии при Яко­ве I, а за­тем был об­ви­нен в кор­руп­ции. Свою по­ли­ти­чес­кую де­ятель­ность он со­че­тал с на­уч­ны­ми за­ня­ти­ями, соз­дал план «Ве­ли­ко­го вос­ста­нов­ле­ния на­ук», на­пи­сал от­дель­ные раз­де­лы этой уни­вер­саль­ной­, по его мне­нию, сис­те­мы ес­тес­т­вен­но-на­уч­ных зна­ний­, имев­ших прак­ти­чес­кое зна­че­ние, раз­ра­бо­тал ме­тод на­уч­но­го поз­на­ния (индук­цию) и по­ка­зал, как им поль­зо­вать­ся.

Теоретические ос­но­вы но­во­го эк­с­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ния, да­юще­го воз­мож­ность, по его мне­нию, из­ба­вить­ся от «обма­на чув­с­т­ва­ми ра­зу­ма» при прос­том наб­лю­де­нии при­ро­ды, за­ло­жил ве­ли­кий италь­янец Г. Га­ли­лей (1564-1642). Од­ним из пер­вых ес­тес­т­во­ис­пы­та­те­лей он ут­вер­ж­дал уни­вер­саль­ный ха­рак­тер фор­му­ли­ру­емых на­укой за­ко­нов Все­лен­ной. Он же на­шел эк­с­пе­ри­мен­таль­ное под­т­вер­ж­де­ние те­ории Ко­пер­ни­ка о дви­же­нии пла­нет вок­руг сол­н­ца. Вве­дя прин­цип инер­ци­аль­но­го дви­же­ния, Га­ли­лей за­ло­жил ос­но­вы сов­ре­мен­ной ме­ха­ни­ки. Все эти идеи приш­ли в про­ти­во­ре­чие с ре­ли­ги­оз­ны­ми дог­ма­та­ми, бы­ли осуж­де­ны су­дом ин­к­ви­зи­ции. Га­ли­лей по ее тре­бо­ва­нию по­ка­ял­ся, сох­ра­нив тем са­мым се­бе жизнь и даль­ней­шую воз­мож­ность за­ни­мать­ся на­уч­ны­ми изыс­ка­ни­ями.

Современник Га­ли­лея, фи­ло­соф Р. Де­карт (1596-1650), фи­зик и ма­те­ма­тик, вос­пи­тан­ник иезу­ит­с­ко­го кол­лед­жа Ля-Флеш во Фран­ции, целью сво­ей де­ятель­нос­ти ста­вил на­хож­де­ние прин­ци­пов те­оре­ти­чес­ко­го на­уч­но­го мыш­ле­ния, счи­тая ос­нов­ным из них пра­во на сом­не­ние в ис­тин­нос­ти са­мых ав­то­ри­тет­ных зна­ний. Это­го ока­за­лось дос­та­точ­но для кон­ф­лик­та с цер­ковью. Он дол­го жил в Гол­лан­дии, от­ли­чав­шей­ся тог­да от­но­си­тель­ным сво­бо­до­мыс­ли­ем, но, го­ни­мый кле­ри­ка­ла­ми, был вы­нуж­ден пе­ре­ехать в Сток­гольм по приг­ла­ше­нию ко­ро­ле­вы Хрис­ти­ны для ос­но­ва­ния там Ака­де­мии на­ук.

Развитие на­уки, рост вни­ма­ния об­щес­т­вен­нос­ти к ее воз­мож­нос­тям при­ве­ли к соз­да­нию пер­вых на­уч­ных со­об­ществ но­во­го ти­па. К их чис­лу от­но­сят­ся Лон­дон­с­кое ко­ро­лев­с­кое об­щес­т­во (1662), идею ко­то­ро­го выд­ви­гал еще Ф. Бэ­кон, Фран­цуз­с­кая ко­ро­лев­с­кая ака­де­мия на­ук (1666). Они фун­к­ци­они­ру­ют до нас­то­яще­го вре­ме­ни. На­ча­ло их воз­ник­но­ве­нию по­ло­жи­ли соб­ра­ния дру­зей­, ин­те­ре­со­вав­ших­ся на­укой. Как пи­сал Спрат, ис­то­рик Лон­дон­с­ко­го ко­ро­лев­с­ко­го об­щес­т­ва, «пер­во­на­чаль­но они ста­ви­ли се­бе толь­ко од­ну цель - удов­лет­во­рить же­ла­ние ды­шать бо­лее све­жим воз­ду­хом и спо­кой­но бе­се­до­вать друг с дру­гом, не опа­са­ясь быть втя­ну­ты­ми в страс­ти и бе­зум­с­т­ва это­го мрач­но­го ве­ка». Сво­бо­да об­ще­ния та­лан­т­ли­вых лю­дей сде­ла­ла свое де­ло - на­ука ут­вер­ди­лась как важ­ней­ший ин­с­ти­тут но­во­го вре­ме­ни.

Философия в XVII - пер­вой по­ло­ви­не XVI­II в. соз­да­ва­лась как на­тур­фи­ло­со­фия, на­ука на­ук, да­ющая объ­яс­не­ния ре­зуль­та­там ес­тес­т­вен­но-на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний­, а так­же вы­ра­ба­ты­ва­ющая ме­то­ды на­уч­но­го поз­на­ния, при­год­ные для по­ни­ма­ния сна­ча­ла яв­ле­ний при­ро­ды, а за­тем - струк­ту­ры че­ло­ве­чес­ко­го об­щес­т­ва, от­но­ше­ний лю­дей­, мо­ра­ли, пра­ва, по­ли­ти­ки. В XVI­II в. прог­рес­сив­ные про­мыш­лен­ни­ки все бо­лее на­чи­на­ли по­ни­мать важ­ное зна­че­ние на­уки для раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва. Пред­п­ри­ни­ма­те­ли, уче­ные, тех­ни­ки-про­фес­си­она­лы час­то об­ща­лись меж­ду со­бой­, об­суж­дая ши­ро­кий круг воп­ро­сов - от тех­ни­чес­ких усо­вер­шен­с­т­во­ва­ний на фаб­ри­ках до со­ци­аль­но­го обус­т­рой­ст­ва об­щес­т­ва. Та­ким бы­ло, нап­ри­мер, «Лун­ное об­щес­т­во», со­би­рав­ше­еся в пе­ри­од пол­но­лу­ния в Бир­мин­ге­ме (Англия), в ко­то­рое вхо­ди­ли фаб­ри­кант же­лез­ных из­де­лий Д. Уил­кин­сон, гор­шеч­ных - Вед­ж­вуд, док­тор Э. Дар­вин (дед Ч. Дар­ви­на), свя­щен­ник и хи­мик Д. Прис­т­ли, со­ци­аль­ный «фан­та­зер» из Ир­лан­дии Эд­ж­верт, фаб­ри­кант пу­го­виц, став­ший за­тем про­из­во­ди­те­лем па­ро­вых ма­шин, М. Бол­тон. Друзь­ями это­го об­щес­т­ва бы­ли фи­ло­соф и ис­то­рик Д. Юм, эко­но­мист А. Смит, ос­но­ва­тель сов­ре­мен­ной ге­оло­гии Гет­тон. Пред­ме­том их об­ще­ния бы­ли кон­к­рет­но-прак­ти­чес­кая поль­за на­уки, ре­фор­ма сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния и т. д.

Успехи на­уч­но­го поз­на­ния ве­ли к раз­мыш­ле­ни­ям об от­но­си­тель­нос­ти ре­ли­ги­оз­но­го обос­но­ва­ния мо­раль­ных цен­нос­тей. На­ча­лись по­ис­ки свет­с­ких нрав­с­т­вен­ных цен­нос­тей­, ста­ли раз­ви­вать­ся идеи без­ре­ли­ги­оз­но­го прос­ве­ще­ния об­щес­т­ва как ус­ло­вия его бла­го­по­лу­чия. Де­ятель­ность прос­ве­ти­те­лей ста­ла иде­оло­ги­чес­кой ба­зой Фран­цуз­с­кой ре­во­лю­ции (ло­зун­ги сво­бо­ды, ра­вен­с­т­ва и брат­с­т­ва), ос­но­вой раз­ви­тия сов­ре­мен­ных на­ук о го­су­дар­с­т­ве и пра­ве. Муд­рая Ека­те­ри­на II, ув­лек­шись пе­ре­пис­кой с прос­ве­ти­те­ля­ми, все же ос­та­но­ви­ла сво­их рос­сий­ских сто­рон­ни­ков: «Вы жи­ви­те по-ази­ат­с­ки, толь­ко ду­май­те по-евро­пей­ски!»

В кон­це XVI­II - на­ча­ле XIX в. про­ис­хо­ди­ли про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция в Ан­г­лии, по­ли­ти­чес­кие пре­об­ра­зо­ва­ния в Аме­ри­ке, Фран­ции. Об­щес­т­ву ста­но­ви­лась все бо­лее яс­ной прак­ти­чес­кая поль­за на­уки, как и вза­им­ная за­ин­те­ре­со­ван­ность на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний в но­вых об­щес­т­вен­ных от­но­ше­ни­ях. XIX век - эпо­ха рас­ц­ве­та клас­си­чес­ко­го ес­тес­т­воз­на­ния. Бы­ла соз­да­на еди­ная сис­те­ма на­ук. Пер­вые ис­сле­до­ва­ния раз­ви­ва­ющих­ся, не­пов­то­ри­мых яв­ле­ний­, на­ча­тые в пре­ды­ду­щем ве­ке И. Кан­том и ге­оло­га­ми, прев­ра­ти­лись в спектр ес­тес­т­вен­но-исто­ри­чес­ких на­ук - ге­оло­гию, па­ле­он­то­ло­гию, би­оло­гию, эм­б­ри­оло­гию и т. д., в рам­ках ко­то­рых шла ин­тен­сив­ная по­ле­ми­ка о воз­мож­нос­тях ис­поль­зо­ва­ния зна­ния о нас­то­ящем для по­ни­ма­ния прош­ло­го. К се­ре­ди­не ве­ка идея не­об­ра­ти­мос­ти про­цес­сов жи­вой и не­жи­вой при­ро­ды, как и че­ло­ве­чес­ко­го об­щес­т­ва, ста­ла приз­нан­ной­, а фи­ло­соф­с­кая ди­алек­ти­ка бы­ла за­яв­ле­на как ме­тод пос­ти­же­ния та­ких про­цес­сов. Ра­бо­ты Ч. Дар­ви­на, как и раз­ви­тие фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­чес­ких на­ук - тер­мо­ди­на­ми­ки, те­ории элек­т­ри­чес­т­ва, элек­т­ро­маг­не­тиз­ма,- по­дор­ва­ли ве­ру в уни­вер­саль­ность прин­ци­пов пос­т­ро­ения зна­ний в ме­ха­ни­ке (ме­ха­ни­чес­кая кар­ти­на ми­ра) для по­ни­ма­ния всех при­род­ных яв­ле­ний­, за­ло­жи­ли ос­но­ва­ние для фор­му­ли­ро­ва­ния аль­тер­на­тив­ных кар­тин ми­ра (элек­т­ро­маг­нит­ной и т. д.). В то же вре­мя ес­тес­т­воз­на­ние все тес­нее свя­зы­ва­ло се­бя с про­из­вод­с­т­вом. По­яви­лись пер­вые на­уч­но-иссле­до­ва­тель­с­кие ин­с­ти­ту­ты. Важ­ным ли­цом стал ин­же­нер.

Общественные на­уки в XIX в. раз­ви­ва­лись дос­та­точ­но ин­тен­сив­но, что бы­ло свя­за­но с рез­ки­ми из­ме­не­ни­ями в са­мой дей­ст­ви­тель­нос­ти, боль­шим ко­ли­чес­т­вом но­во­го от­к­рыв­ше­го­ся ис­сле­до­ва­те­лям эм­пи­ри­чес­ко­го ма­те­ри­ала, на­коп­лен­ным опы­том в са­мих об­щес­т­вен­ных на­уках. Про­ти­во­ре­чия со­ци­аль­но­го бы­тия лю­дей пот­ре­бо­ва­ли как ин­тен­сив­но­го со­зи­да­ния те­оре­ти­чес­ких мо­де­лей этих про­цес­сов (по­ли­тэ­ко­но­мии, те­ории го­су­дар­с­т­ва и пра­ва, со­ци­оло­гии и т. д.), так и иде­оло­ги­чес­ко­го вы­ра­же­ния бо­рю­щих­ся за власть групп, в том чис­ле - мо­де­лей об­щес­т­ва со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти. Так воз­ник уто­пизм в фор­ме со­ци­ализ­ма (тер­мин «со­ци­ализм» стал ши­ро­ко упот­реб­лять­ся с 30-х го­дов XIX в.); пред­п­ри­ни­ма­лись по­пыт­ки ре­аль­ной де­ятель­нос­ти по пе­ре­ус­т­рой­ст­ву об­щес­т­ва на прин­ци­пах со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти: дви­же­ние ба­бу­вис­тов, «Со­юз ком­му­нис­тов», ко­ло­нии со­ци­алис­тов в США, дви­же­ние анар­хис­тов.

К. Маркс и Ф. Эн­гельс, ана­ли­зи­руя со­ци­аль­ные кол­ли­зии в Ев­ро­пе и США на­ча­ла XIX в., по­пы­та­лись дать «ди­алек­ти­чес­ко-ма­те­ри­алис­ти­чес­кое» обос­но­ва­ние со­ци­алис­ти­чес­ким иде­ям, ис­поль­зуя для сво­ей кон­цеп­ции не­мец­кую клас­си­чес­кую фи­ло­со­фию, уче­ния А. Сми­та и дру­гих эко­но­мис­тов. Про­воз­г­ла­сив идею пре­об­ра­зо­ва­ния об­щес­т­ва пу­тем клас­со­вой борь­бы и про­ле­тар­с­кой ре­во­лю­ции, они прев­ра­ти­ли свое уче­ние в иде­оло­гию та­кой борь­бы и за­яви­ли о не­об­хо­ди­мос­ти пар­тий­но­го ею ру­ко­вод­с­т­ва, чем да­ли «те­оре­ти­чес­кое бла­гос­ло­ве­ние» на но­вые кро­воп­ро­ли­тия во имя спра­вед­ли­вос­ти. В пря­мом про­ти­во­ре­чии с эти­ми иде­ями на­хо­дит­ся ре­ли­гия, хрис­ти­ан­с­кое уче­ние о сво­бо­де че­ло­ве­чес­кой лич­нос­ти. Ес­тес­т­вен в свя­зи с этим ак­тив­ный де­марш К. Мар­к­са про­тив это­го уче­ния: «Ре­ли­гия - опи­ум для на­ро­да!»

Наряду с мно­го­чис­лен­ны­ми по­пыт­ка­ми дать ра­ци­она­лис­ти­чес­кую кар­ти­ну че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия (и да­же его ре­во­лю­ци­он­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния) с на­ча­ла XIX в. стал воз­рас­тать ин­те­рес к та­ким на­ча­лам лич­нос­ти, как ее ве­ра, во­ля, сво­бо­да. Бы­ли за­ло­же­ны ос­но­вы ли­бе­ра­лиз­ма. На сме­ну ате­ис­ти­чес­ко­му от­б­ра­сы­ва­нию ре­ли­гии приш­ли серь­ез­ные тру­ды по ре­ли­ги­ове­де­нию. Ре­ли­ги­оз­ность вновь про­яви­ла се­бя не­ус­т­ра­ни­мой сущ­нос­тью че­ло­ве­чес­кой куль­ту­ры.

Таким об­ра­зом, те­оре­ти­чес­кая мысль в рас­смат­ри­ва­емый на­ми пе­ри­од прош­ла путь от соз­да­ния ес­тес­т­воз­на­ния до ре­во­лю­ции в его ос­но­вах. На­ука как фор­ма те­оре­ти­чес­ко­го мыш­ле­ния прев­ра­ти­лась как в ин­тел­лек­ту­аль­ную, так и про­из­во­ди­тель­ную си­лу об­щес­т­ва. А пос­то­ян­но рас­ту­щие ус­пе­хи от при­ме­не­ния на­уч­ных идей в ма­те­ри­аль­ном про­из­вод­с­т­ве де­ла­ли на­уку в но­вое вре­мя ос­нов­ным дес­та­би­ли­зи­ру­ющим фак­то­ром че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...