Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изобразительное искусство.




 

Живопись пер­вой по­ло­ви­ны XVI­II в. еще на­хо­ди­лась под мощ­ным вли­яни­ем ба­рок­ко. Од­на­ко эта шко­ла, выд­ви­нув­шая сво­их ве­ли­ких мас­те­ров, уже всту­пи­ла в по­ло­су упад­ка. Там, где стиль ба­рок­ко за­ни­мал осо­бен­но проч­ные по­зи­ции, с его за­ка­том нас­ту­па­ет и кри­зис плас­ти­чес­ких ис­кус­ств. Так, нап­ри­мер, про­изош­ло в Ита­лии. XVI­II век для италь­ян­с­ко­го ис­кус­ства был вре­ме­нем срав­ни­тель­но скром­ных дос­ти­же­ний. Центр ху­до­жес­т­вен­ной жиз­ни пос­те­пен­но пе­ре­ме­ща­ет­ся в Рим, а в ве­не­ци­ан­с­кой жи­во­пи­си яс­но прос­ту­па­ют при­ме­ты но­вой изоб­ра­зи­тель­ной ма­не­ры - ро­ко­ко. В от­ли­чие от гран­ди­оз­но­го ба­рок­ко мас­те­ра ро­ко­ко тя­го­те­ли к неп­ри­нуж­ден­нос­ти, лег­кос­ти, воз­душ­нос­ти. В луч­ших про­из­ве­де­ни­ях сти­ля ро­ко­ко утон­чен­ность кра­сок до­но­сит тон­кие от­тен­ки пе­ре­жи­ва­ния и грус­т­ную иро­нию ху­дож­ни­ка, соз­на­юще­го не­сов­па­де­ние соз­дан­но­го им ми­ра и про­за­ич­ной дей­ст­ви­тель­нос­ти.

Выдающимся ху­дож­ни­ком сти­ля ро­ко­ко был фран­цуз Ан­ту­ан Ват­то (1684-1721). Во Фран­ции жи­во­пись ро­ко­ко бы­ла од­ним из ве­ду­щих ху­до­жес­т­вен­ных нап­рав­ле­ний XVI­II в. Дру­гое нап­рав­ле­ние обоз­на­че­но клас­си­циз­мом пос­ле­до­ва­те­лей Ни­ко­ла Пус­се­на (1594-1665), воз-1 ро­див­шим­ся в го­ды ре­во­лю­ции и вы­ра­жав­шим ус­т­рем­ле­ния той эпо­хи к ге­ро­ичес­ко­му, мо­ну­мен­таль­но­му ис­кус­ству, в ко­то­ром ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся ми­фо­ло­ги­чес­кие и ан­тич­ные сю­же­ты. Все­го пос­ле­до­ва­тель­нее при­дер­жи­вал­ся этой тен­ден­ции Жак Луи Да­вид (1748-1825), ав­тор мно­го­чис­лен­ных ис­то­ри­чес­ких по­ло­тен и зна­ме­ни­той кар­ти­ны «Смерть Ма­ра­та». Вмес­те с тем в пред­ре­во­лю­ци­он­ные го­ды раз­ви­ва­ет­ся и тя­го­те­ющая к прав­до­по­доб­но­му изоб­ра­же­нию обы­ден­ной жиз­ни жи­во­пись «треть­его сос­ло­вия», чьим вид­ней­шим мас­те­ром был Жан Ба­тист Шар­ден (1699-1779).

Фламандское и ни­дер­лан­д­с­кое ис­кус­ство XVI­II в. да­ле­ко ус­ту­па­ет ве­ли­кой жи­во­пи­си Ру­бен­са и Рем­б­ран­д­та. Дол­гое вре­мя наб­лю­дал­ся упа­док и в ис­пан­с­ком ис­кус­стве, од­на­ко на ру­бе­же XVI­II-XIX вв. оно выд­ви­ну­ло Фран­сис­ко Гой­ю (1746-1828), жи­во­пис­ца тра­ги­чес­ко­го па­фо­са, соз­дав­ше­го пот­ря­са­ющую кар­ти­ну о соп­ро­тив­ле­нии фран­цуз­с­ким ок­ку­пан­там «Рас­стрел» и се­рии офор­тов «Кап­ри­чос», «Тав­ро­ма­хия», «Дис­па­ра­тес» («Бе­зум­с­т­ва»), от­ме­чен­ных слож­ней­шей гро­тес­к­ной об­раз­нос­тью, бо­га­тым фи­ло­соф­с­ким под­тек­с­том и под­лин­ным но­ва­тор­с­т­вом ви­де­ния.

Плодотворным был XVI­II век для ан­г­лий­ской жи­во­пи­си. Уиль­ям Хо­гарт (1697-1764), соз­дав­ший се­рии эс­там­пов, зат­ра­ги­вав­ших са­мые зло­бод­нев­ные те­мы, выс­ту­пил пред­те­чей то­го са­ти­ри­чес­ко­го нап­рав­ле­ния, ко­то­рое дос­тиг­ло сво­их вер­шин уже в пе­ри­од рас­ц­ве­та ре­ализ­ма. Ак­тив­но раз­ви­ва­лась и ан­г­лий­ская пор­т­рет­ная жи­во­пись, пред­с­тав­лен­ная та­ким блес­тя­щим мас­те­ром, как Джо­шуа Рей­ноль­де (1723-1792).

Романтические тен­ден­ции за­яв­ля­ют о се­бе в жи­во­пи­си уже в са­мом на­ча­ле XIX сто­ле­тия, зат­ра­ги­вая да­же твор­чес­т­во та­ких стой­ких при­вер­жен­цев клас­си­циз­ма, как Жан Опост До­ми­ник Энгр (1780- 1867). О на­ча­ле ро­ман­ти­чес­ко­го пе­ри­ода во фран­цуз­с­кой жи­во­пи­си воз­вес­ти­ло твор­чес­т­во Те­одо­ра Же­ри­ко (1791-1824), а са­мым зна­чи­тель­ным яв­ле­ни­ем ро­ман­тиз­ма ока­за­лась жи­во­пись Эже­на Де­лак­руа (1798-1863), час­то пи­сав­ше­го по­лот­на на мо­ти­вы по­эзии Бай­ро­на и во мно­гом пре­об­ра­зо­вав­ше­го ис­то­ри­чес­кую ком­по­зи­цию, ко­то­рая у не­го при­об­ре­ла сим­во­ли­чес­кую обоб­щен­ность и ре­во­лю­ци­он­ное зву­ча­ние. В раз­гар со­бы­тий 1830 г. Де­лак­руа соз­да­ет кар­ти­ну «Сво­бо­да, ве­ду­щая на­род» - свой ше­девр, воп­ло­ще­ние бун­тар­с­ко­го па­фо­са, ор­га­нич­но­го для ро­ман­ти­ков.

В пей­за­жах Ка­ми­ля Ко­ро (1796-1875) на­ме­ча­ет­ся но­вое, ре­алис­ти­чес­кое ху­до­жес­т­вен­ное ви­де­ние. Ста­нов­ле­ние ре­ализ­ма во фран­цуз­с­ком и ми­ро­вом ис­кус­стве оз­на­ме­но­ва­лось подъ­емом со­ци­аль­ной жи­во­пи­си и гра­фи­ки. Боль­шую роль сыг­ра­ло здесь твор­чес­т­во Оно-ре Домье (1808-1879), чье ис­кус­ство род­с­т­вен­но ре­ализ­му Баль­за­ка. Но­вое нап­рав­ле­ние ук­ре­пи­ло свои по­зи­ции в се­ре­ди­не сто­ле­тия, ког­да выс­ту­пи­ли та­кие жи­во­пис­цы, как Жан Фран­суа Мил­ле (1814-1875), Соз­дав­ший цикл ре­алис­ти­чес­ких по­ло­тен, изоб­ра­жав­ших крес­ть­ян­с­кую жизнь, и вы­да­ющий­ся пей­за­жист Гюс­тав Кур­бе (1819-1877). Эти ху­дож­ни­ки яв­но вы­де­ля­лись на фо­не бес­ц­вет­ной и пом­пез­ной ака­де­ми­чес­кой жи­во­пи­си эпо­хи Вто­рой им­пе­рии, став пред­шес­т­вен­ни­ка­ми им­п­рес­си­онис­тов, с ко­то­рых на­чи­на­ет­ся но­вый пе­ри­од раз­ви­тия ис­кус­ства.

В Ан­г­лии ро­ман­тизм на­ибо­лее ор­га­нич­но вы­ра­зил­ся в жи­во­пи­си и гра­фи­ке Уиль­яма Блей­ка (1757-1827), свя­зан­ной с его по­эзи­ей­, и в пей­за­жах Джо­на Кон­с­теб­ля (1776-1837), а так­же Джо­зе­фа У. Тер­не­ра (1775-1851). Тес­но свя­за­но с дви­же­ни­ем ли­те­ра­ту­ры ро­ман­ти­чес­кое ис­кус­ство Гер­ма­нии. Од­на­ко в не­мец­ком изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве ро­ман­тизм все же ос­тал­ся яв­ле­ни­ем дос­та­точ­но скром­ным по сво­ей ху­до­жес­т­вен­ной зна­чи­мос­ти. То же са­мое мож­но ска­зать и об италь­ян­с­ком ро­ман­тиз­ме. Под­лин­ным вкла­дом Ита­лии в ми­ро­вую ху­до­жес­т­вен­ную сок­ро­вищ­ни­цу бы­ли не по­лот­на ро­ман­ти­ков, а твор­чес­т­во ве­ли­ко­го скуль­п­то­ра Ан­то­нио Ка­но­вы (1757-1822), сто­яв­ше­го на по­зи­ци­ях клас­си­циз­ма.

В се­ре­ди­не ве­ка наб­лю­да­ет­ся за­кат ро­ман­ти­чес­кой ху­до­жес­т­вен­ной шко­лы и пов­сю­ду в Ев­ро­пе да­ют се­бя по­чув­с­т­во­вать но­вые эс­те­ти­чес­кие зап­ро­сы, но­вые ис­ка­ния, под­го­то­вив­шие зна­ме­на­тель­ные и пло­дот­вор­ные пе­ре­ме­ны, ко­то­ры­ми от­ме­че­на ис­то­рия изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства на ру­бе­же XIX и XX сто­ле­тий.

 

Печатается по из­да­нию: Но­вая ис­то­рия стран Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. Пер­вый пе­ри­од: Учеб. по спец. «Исто­рия»/ В.Н. Ви­ног­ра­дов, Н.М. Гу­се­ва, А.М. Зве­рев и др.; Под ред. Е.Е. Юров­с­кой и И.М. Кри­во­гу­за. - М.: Высш. шк., 1998.- 415 с

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...