Общественные науки.
Их развитие было более сложным, нежели естествознания, ибо результаты этих наук навсегда затрагивают чьи-то интересы. Начнем рассмотрение с истории философии, ибо она первоначально определяла в значительной мере развитие других наук, даже естествознания. Но и сама философия обратила свое внимание прежде всего на природу научного познания. Противостояние эмпиризма (научное познание начинается с показаний органов чувств и является их обобщением) и рационализма (основой познания являются научные понятия, ученый видит в предмете то, что он знает о нем) определило суть полемики философов XVII - начала XIX в. Такое противостояние философских принципов не принесло победы ни одной из сторон, зато дало много положительных результатов в развитии методов научного познания, в создании новых общественных наук - психологии, этики, эстетики. Синтез эмпиризма и рационализма пытался осуществить И. Кант, пришедший к выводу о непознаваемости сущности вещей: на основе эмпирического опыта научное познание лишь получает возможность теоретически конструировать объект, а не познавать сущность предмета, лежащего в основе такого опыта. Следует отметить, что эти рассуждения философов были не только умозрительными абстракциями, но и способом понимания ими окружающей природной и социальной действительности, служили основой выработки моральных рекомендаций, основой права и правосознания. Происходило постепенное проникновение философов в сферу жизни человека. Б. Спиноза пытался дать теоретическое основание светской морали, вывести ее разумным путем.
Эмпирически настроенные мыслители также предлагали свои моральные максимы, исходя из наблюдения за реально меняющимися отношениями людей. В этих рекомендациях часто перемешивались светские и религиозные начала. Особое место здесь занимают французские моралисты Ф. де Ларошфуко (1613-1680) и Б. Паскаль (1623-1662). Последний был и крупным естествоиспытателем. Они не рассуждали о морали отвлеченно, а предлагали моральные афоризмы в духе своего предшественника М. Монтеня, стремясь придать им парадоксальность, изящество, некоторую долю иронии, таким образом они подчеркивали свое презрение к нудному морализаторству, предпочитая ему реальное поведение в быту. «Мысли» Паскаля выглядят более серьезными, нежели легкие, порхающие как бабочки и жалящие как оса «Максимы» Ларошфуко. Паскаль - ученый; почти первым в новое время он разочаровался в возможностях науки принести счастье человечеству и стремился найти высшую истину и смысл бытия в Боге. Религиозность Ларошфуко - скорее привычка. Отсюда его следующий афоризм: «Наши добродетели - это чаще всего переряженные пороки». Б. Паскаль о том же: «Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками». Ларошфуко о любви: «Как ни приятна любовь, все же ее внешние проявления доставляют нам больше радости, чем она сама». Афоризм Паскаля на ту же тему: «Чувство так же легко развратить, как и ум». А вот советы политикам: «Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства» (Ларошфуко). «Нет беды страшнее, чем гражданская смута. Она неизбежна, если попытаться всем воздать по заслугам, потому что каждый тогда скажет, что он-то и заслужил награду» (Паскаль).
Традиции моралистов в следующем веке продолжили просветители. Они способствовали постепенному формированию национального характера. Последний, как и накапливаемый опыт материального производства и организации форм управления, стал более основательным фундаментом образа жизни Франции и французов (это можно проследить и на примере других стран и народов), нежели революционные пертурбации, хотя события 1789-1794 гг. основательно потрясли ценности французов. Просветители теоретически подготовили эти события, способствовали и революции у себя, и изменению интеллектуального климата в Европе и Америке. Философ, писатель, поэт, историк Ф.М. Вольтер (1694-1778) в течение всей сознательной жизни боролся против воинствующего невежества обладавших социальными привилегиями современных ему клерикалов («Раздавите гадину!»). Но он не был атеистом. «Здравая философия свидетельствует о существовании Творца... большого мастера». Мало того, «в интересах всего человечества, чтобы существовал Бог, который бы карал за то, что не в состоянии подавить человеческое правосудие». Вольтер сыграл скорее разрушительную роль. Созиданию новых убеждений способствовал уроженец Женевы политик, моралист, психолог, педагог Жан Жак Руссо (1712-1778). Основное противоречие современной ему жизни он представил как противоречие между природой и культурой. Источник неравенства он искал в частной собственности. Родился человек, который сказал: «Это мое!» - и нашлись люди, которые ему поверили. В результате - разделение труда, социальное неравенство, разрушение целостности личности, разрыв ее связи с природой.
Развитие общественных наук, философского материализма и атеизма, подготовка революции в значительной степени связаны с создателями «Энциклопедии, или Толкового словаря по наукам, искусствам и религии» Д'Аламбером (1717-1783) и Д. Дидро (1713-1784). Вместе с П. Гольбахом (1723-1789), который с гордостью называл себя «личным врагом Господа Бога», они стояли за отказ от религиозной идеологии как приносящей вред человечеству, сдерживающей его социальную активность, увековечивающей сословное неравенство. Французские просветители оказались наивными оптимистами, предполагая, что светская мораль может регулировать отношения людей к их общему удовлетворению. Отказавшись от библейского «Мне отмщение и аз воздам!», можно легко прийти к «революционной морали» (Робеспьер), когда человека можно осудить на казнь лишь за его принадлежность к контрреволюционному сословию при радостном одобрении победителей. Это и продемонстрировала революция конца XVIII в. Не был услышан мыслитель из Кенигсберга И. Кант, который считал создание морали на рационалистической основе невозможным. Лишь вера в необходимость самоограничения своих потребностей является условием морального поведения. Принципом такого самоограничения («категорического императива») должно быть: «Поступай так, чтобы ты относился всегда к человечеству как к цели и никогда не относился бы к нему как только к средству для достижения своих целей».
И. Кант показал ограниченность возможностей научного познания. Этого в эпоху научной эйфории потерпеть было нельзя. За восстановление целостной философии как научного мировоззрения и методологии взялись всерьез немецкие философы Фихте, Шеллинг и Гегель. Если первые двое уповали прежде всего на личные творческие способности человека (а Шеллинг к концу жизни пришел к мысли, что истинно творческое начало должно быть связано с убеждением в существовании Бога), то Г. Гегель (1770-1831) верил в силу абсолютного разума творить самого себя путем создания разумного мира. Он построил систему абсолютного идеализма и рационализма. Все формы жизни, по Гегелю, являются лишь ступеньками себя развивающего разума (государство, религия, предпринимательство, мораль и т. д.), отчужденным временным состоянием этого разума, которые он преодолевает дальнейшим своим движением к самопознанию. Система Гегеля была достаточно привлекательна для революционеров своим решительным снятием отживших форм бытия («Все действительное достойно смерти!»), утверждением неминуемости нового, понятого разумом. Но она устраивала и консерваторов, ибо «все действительное разумно!» и потому подлежит сохранению. И даже каждое правительство имеет право на существование, ибо «каждый народ достоин своего правительства». И всякую гадость можно оправдать: «Все, что испорчено, испорчено на хороших основаниях!» Система Гегеля оказалась рационализированной бесчеловечной магией, а то, что удел личности - быть игрушкой в руках духа, понял его ученик Л. Фейербах (1804-1872). Еще до него доцент из Франкфурта-на-Майне А. Шопенгауэр (1788-1860) показал ограниченность чисто рационалистического понимания человеческого бытия. Он считал, что жизнь и деятельность человека есть проявление всеобщей сущности бытия - воли к жизни, которая недоступна для понимания его (человека) рассудком. Эта воля и есть условие той свободы человека, о которой говорил И. Кант и которую свел к «осознанной необходимости» Гегель,- свободы внутренней, недоступной рассудку. Проявление воли к жизни во внешних поступках людей разъединяет их, противопоставляет друг другу. Одновременно с Шопенгауэром о проблемах воли и свободы человека размышляли российские славянофилы, говоря о религиозном характере их и о том, что и воля, и свобода есть единственное условие целостности, объединенности как человека, так и человечества.
Философия нового времени, зародившись как теория научного познания мира, и в начале XIX в. стремилась сохранить свою натурфилософскую направленность - быть «наукой наук», чем часто тормозила развитие естествознания. А у естествоиспытателей к этому времени появились идеи о возможности обойтись без натурфилософии. «Наука сама себе философия»,- утверждал французский философ и социолог О. Конт (1798-1857). Как прежде эпоха религиозная в теоретическом мышлении сменилась эпохой метафизической (философской), так и теперь последняя, в свою очередь, сменяется научной (позитивной) эпохой, которая будет лишена присущих метафизике противоречий. Философское понимание общественных явлений должно быть заменено научным - социологией. Все философы так или иначе были историками, рассматривая общественные отношения в их движении, разыскивая причины последнего в географической среде, политике, религии, в действиях сильных личностей. Предпринимались попытки создания светской историографии, хотя идея рассматривать историю человечества как историю религий довольно долго сохранялась. Много внимания энциклопедисты уделяли истории. Ими были опубликованы статьи о государстве, обществе, народе, революции, демократии, республике, религии и т. д. В статье «История» мысли человека связывались с окружающей его средой, развитием общественных отношений. Естественно, что в стране, где складывавшиеся буржуазные отношения вступали в противоречие с государственным устройством, закреплявшим сословное деление, энциклопедисты обратились к «правам человека». Книги Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Г.Б. Мабли и др. отразили это противоречие и стали фактором формирования нового правосознания людей. Труд Монтескье «Дух законов» был основанием Конституции 1793 г., а мысли Морелли из «Кодекса природы»: «От каждого - по его силам, каждому - по его потребностям» - закладывали основы социалистической идеологии. После бурного периода революционных перемен конца XVIII в., когда на арене истории появились новые действующие силы, французский историк и государственный деятель Ф. Гизо (1787-1874) увидел основу общества в его классовом составе, столкновении интересов классов по поводу собственности, особенно земельной. Таких же взглядов придерживался Ф. Минье (1796-1884), рассматривавший историю революции как результат столкновения различных классов. Ориентация историографии того периода на практические интересы, на оправдание существующего и того, что впоследствии может возникнуть, определяло ее тесную связь с теорией государства и права. Еще эпоха Возрождения возбудила интерес к учениям Платона и Аристотеля о государстве, к римскому праву, тем более что потребность в таковом существовала в условиях развития буржуазных отношений. Голландец Г. Греции (1583-1645) положил начало науке о международном праве. Английский философ и правовед Т. Гоббс (1588-1679) утверждал, что создание государства есть результат сознательного договора людей, отказывающихся от своих неограниченных прав в пользу одного - верховной власти государства, желательно авторитарного (это теоретическое оправдание английской монархии). Такой договор кладет конец войне «всех против всех». У Ж.Ж. Руссо был противоположный взгляд. «Свобода неотчуждаема»,- считал он, и потому договор есть добровольное соглашение на уважение прав другого на свободу. Наряду с ним Д. Локк утверждал существование ряда прав у человека в его естественном состоянии (свобода, собственность), которые договор о государстве должен обеспечивать. Существенным моментом в теории государства и права является вопрос о нравственности права, который ставили еще Аристотель, а затем Н. Макиавелли. Крайние точки зрения на него выражены И. Кантом и Г. Гегелем. Для первого право - сфера чистого разума, а морально-этические побуждения в формировании норм права ведут к деспотизму и кровавому ужасу. Гегель же видел необходимость в воспитательных функциях у государства, таким образом как бы обосновывая теорию «просвещенного абсолютизма», возникшую в предшествовавшем веке во Франции, в соответствии с которой выполнение основной цели государства - «благополучие всех» - требует для него неограниченных полномочий и в сфере воспитания. Решительный шаг в соединении теории государства и права с практикой государственной власти был осуществлен в США и Франции. В 1776 г. вторым Континентальным конгрессом была принята Декларация независимости США - одна из первых государственных деклараций прав человека. Комиссия, образованная Наполеоном, под его руководством создала Французский гражданский кодекс («Кодекс Наполеона») в 1804 г., в котором были выработаны нормы гражданского, семейного, процессуального и, частично, трудового права, провозглашена «священной и неприкосновенной» частная собственность как основа прав и свобод человека. Дальнейшее развитие политической жизни привело к возрастанию роли борющихся за власть партий, представляющих интересы различных социальных групп и, естественно, свои собственные. Категорией, объединившей философию и политэкономию, стало понятие «собственность». Философов оно интересует как необходимое условие свободы, нравственного достоинства личности, а также, при отчуждении собственности,- столь же необходимое условие ее эксплуатации. Для экономистов собственность - суть экономической устойчивости и прогресса общества. Экономическая наука начала развиваться прежде всего в Англии, стране рано возникших буржуазных отношений. Впервые ввел в обиход в 1615 г. термин «политическая экономия» побывавший в Англии и ставший там меркантилистом французский дворянин А. де Монкретьен - поэт, приближенный Людовика XIII, затем убитый как один из руководителей восстания гугенотов. Этим термином он назвал науку о государственном управлении хозяйством, противопоставив ее экономии, или экономике,- знанию об управлении домашним хозяйством. В таком смысле термин и употреблялся до классического труда А. Смита «Богатство народов», после появления которого им стали часто называть экономическую науку в полном ее объеме. В 1662 г. сын суконщика, ирландец сэр У. Петти опубликовал книгу «Трактат о налогах и сборах» (до этого он плавал юнгой по морям, занимался черчением морских карт, был хорошим врачом), в которой перенес внимание экономистов из сферы торговли в производство, наметил путь к пониманию природы стоимости и прибавочной стоимости. Он же заложил основы статистики. Наступило время нового направления экономической науки - физиократии, связанной с поиском закономерностей в производстве, прежде всего сельскохозяйственном, где француз Ф. Кенэ (1694-1774), тоже врач, усмотрел производство прибавочного продукта. Но внимание к торговле, обращению денег не ослабевало. Философ Д. Юм создал количественную теорию денег, а банкир Д. Ло (1671- 1729) ввел идею кредитной экспансии государственных банков в экономику страны, ее кредитование. За пять лет (1716-1720) на основании своих идей он сначала фактически стал хозяином денежной и кредитной системы Франции, а затем... потерпел крах, разорив попутно и финансы страны. Но его идеи банковского регулирования экономики не потеряли своей актуальности до настоящего времени. В 1776 г. вышла в свет книга «Богатство народов» шотландца Адама Смита (1723-1790) - вершина классической политэкономии. Автор считал действие своекорыстного интереса людей и стихийных законов экономического развития естественным порядком человеческого общества. Для его поддержания необходимы: мобильность рабочей силы, свобода торговли землей, отмена правительственной регламентации промышленности и торговли. К необходимости государственного регулирования экономикой теоретики и политики вернулись к концу XIX в. А. Смит обосновал трудовую теорию стоимости, показал связь экономики и существования классов. Человек, по Смиту, представляет собой «экономическую особь», живущую благодаря труду и обмену товаров. Школа утилитаристов, созданная английским философом и экономистом, последователем Смита И. Бентамом (1748-1832), стремилась доказать, что свободное предпринимательство привело бы к счастью большинство людей при условии устранения некоторых злоупотреблений. Пессимистически оценивал ситуацию экономист и священник Т. Мальтус (1766-1834), сформулировавший закон убывающего плодородия, в соответствии с которым население Земли растет быстрее, нежели количество продуктов питания. Поэтому большинство людей обречено на вымирание вследствие голода, войн и эпидемий. Друг Мальтуса, крупный банкир Д. Рикардо (1772-1823) на основе идей А. Смита развил учение о ренте, прибыли, заработной плате и т. д. Мысли о справедливой организации общества и счастливой жизни возникали еще в античности, например у Платона и Аристотеля. Христианство предложило идею духовной свободы личности, ее ответственности перед Богом, божественной любви и справедливости. Начиная с Возрождения, на первый план все больше стала выступать идея земной социальной справедливости. В этом плане наиболее известны книги Т. Мора «Утопия» и Т. Кампанеллы «Город солнца». Новое общество в этих книгах организовано в изолированном пространстве, на островах, путем удовлетворяющего всех жителей соотношения между их трудом и потребностями, свободой и принуждением. Они не придерживаются тезиса «каждому по потребностям», ибо наступит время, когда духовные потребности окажутся для людей предпочтительнее, нежели материальные. Зато труд будет «гуманизирован», люди будут трудиться свободно во имя «высших интересов трудящихся» - интересов коллективов. Таким образом и осуществится тезис «от каждого по способностям». Мору и Кампанелле была известна мысль Аристотеля: владение собственностью порождает паразитов. Преодоление этого достигается введением всеобщей трудовой собственности (Т. Мор), коллективизмом в труде как великим счастьем (Т. Кампанелла). Существует нравственная шкала ценностей (тяжелый труд самый почетный), но есть и должностные лица, которые следят за тем, чтобы «никто не получил больше, чем он заслуживает». И при этом все чувствуют себя счастливыми. Внимание к социальной справедливости возросло в конце XVIII- начале XIX в. после буржуазных революций, не реализовавших ожидания их участников. Возросло внимание к идеям Мора и Кампанеллы, начала свое существование идея социализма - каждому по труду. Социализм, как и коммунизм, антииндивидуалистичны по своей сути. Человеческие личности, действуя в «земном рае», не вольны влиять на его структуру. Да в этом нет и необходимости. Гениальные и высокомерные интеллектуалы уже все предусмотрели. Неповторимость личности стандартизируется, оценивается ее трудом, а обеспечение потребностей делает ненужными свободу человека, его личное достоинство. Его нравственная ответственность заменяется нормами поведения в коллективе. Как отмечал Ф.М. Достоевский, идея будущего всеобщего счастья ставится выше сегодняшнего счастья каждого отдельного человека. Достаточно решительными были коммунисты. В 1795 г. Г. Бабеф создал «Общество равных» для свержения существующей власти и «создания фактического равенства между людьми». Должна быть конфискована всякая личная собственность, каждый должен в равной степени получить свою долю воспитания, образования, средств к существованию, развлечений, но и должен быть принужден к физическому или умственному труду по мере его сил и способностей. Последователь Бабефа Буонарроти создал тайные общества в Бельгии, Франции. Один из их участников В. Вейтлинг предложил введение коммунизма через революционную борьбу рабочих. Его соратники создали «Союз справедливых», в котором участвовали некоторые рабочие разных стран. Союз был, по инициативе Ф. Энгельса, преобразован в «Союз коммунистов». Для него был написан «Манифест коммунистической партии» Марксом и Энгельсом (1848). Представители бабувизма участвовали в революционных выступлениях 1830 и 1848 гг. Один из них, прокурор Корсики, журналист Э. Кабе (1788-1856) написал очередную утопию «Путешествие в Икарию». Книга стала коммунистической библией многих рабочих организаций во Франции 40-х годов. Переход к коммунизму в ней предлагалось осуществить путем совершенствования демократии. Кабе создал «Корреспондентское объединение сторонников "икарийского коммунизма"», имевшее представителей в 66 департаментах Франции, а также в Алжире, Испании, Швейцарии, Англии. Были попытки создать коммунистическое колонии в США. Икарийцы критиковали своего лидера за сектантство и излишнее миролюбие, они стремились к руководству революционными выступлениями рабочих. Менее агрессивными, направленными на преобразования прежде всего характера труда, а не на политическую конфронтацию, были выступления первых социалистов, веривших в возможность постепенного, основанного на убеждении продвижения к «золотому веку». Хотя идеи утопистов не стали массовым умонастроением, оказалась устойчивой сама идея социализма как учения о справедливом социальном распределении, чему способствовали деятельность интеллектуалов и руководимых ими социалистических партий, а также наличие в каждом буржуазном обществе выключенного из производства деклассированного сословия люмпенов - для него «справедливое распределение» имело большой жизненный смысл. Анри де Сен-Симон (1760-1825) происходил из богатой графской семьи, получил блестящее образование в духе идей Просвещения. Он участвовал в Войне за независимость в Америке. В ходе революции во Франции росли его надежды на осуществление братства и справедливости. Он верил в существование законов общественного развития и в возможность их научного постижения, разрабатывал концепцию нового справедливого общества: общество закономерно развивается как целостная система философско-научных, религиозных, моральных воззрений и соответствующих им «индустрии», т. е. трудовой деятельности. Последняя определяет характер собственности, а через нее - те социальные силы, которые господствуют в различных сферах жизни. Исторический прогресс, переход человечества на высшие формы бытия осуществляется через разрушение изживших себя воззрений и соответствующей им системы, заменой их более высокой организацией. Французская революция - закономерное явление, уничтожающее господство церкви и духовенства, праздного феодализма. Но совершилась ошибка: власть была передана не «индустриалам», а метафизикам и законникам, век которых уже прошел, и потому они не поняли живых созидательных задач революции. Индустриалы оказались в роли эксплуатируемых. «Невежество, суеверие, страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества,- считал Сен-Симон,- а способные, бережливые и трудолюбивые люди подчинены им и используются в качестве орудий». Выход он видел в следующем: развитие производства на научной основе, передача власти в «промышленной системе» ученым и индустриалам, предпринимателям. Эгоизм в обществе может быть преодолен с помощью научно сконструированной религии, в основе которой должен лежать лозунг: «Все люди - братья!» Его последняя книга называлась «Новое христианство». Ближайшие ученики Сен-Симона - Анфантен и Базар сформулировали социалистический принцип распределения: «Каждому - по его способностям, каждой способности - по ее делам!» Они организовали в Париже в 1828-1829 гг. чтение публичных лекций, которые после были изданы под названием «Учение Сен-Симона». Эта книга оказала серьезное влияние на распространение социалистических идей в Европе. На нее ссылались Прудон, Бакунин, Маркс, Бернштейн. Сенсимонизм стал популярным в России. Декабрист Лунин встречался с его основателем, и они понравились друг другу; «сенсимонистом из Москвы» звали Чаадаева. Идеи Сен-Симона были интересны Пушкину, Герцену, Огареву, Достоевскому, Чернышевскому, народовольцам. Другой французский социалист-теоретик Ш. Фурье (1772-1837), выросший в зажиточной семье, по требованию родителей рано занялся коммерцией. Он считал, что определяющую роль в обществе играют человеческие «страсти», которые, здоровые по сути, искажаются существующим общественным порядком. Следом за Кампанеллой он прежде всего интересовался организацией труда - насколько он свободен. Оздоровленная трудом планета будет посылать в мировое пространство творческие космические излучения, и в мироздании возобновится созидательная деятельность. А космические излучения из мирового пространства приведут к сказочным изменениям природы на Земле. Буржуазное же производство подчиняется не интересам общества, а отдельным лицам, поэтому сейчас царят хаос, анархия, разгул страстей; человеческая бедность одних порождена избытком у других. Целостная личность превращается в раздробленного, частичного индивида. Существующее общество не в состоянии обеспечить основное право человека - право на труд. Демократия защищает этот паразитизм и способствует моральному вырождению. Для создания «гармонии страстей» необходимо «социетарное», правдивое, «привлекательное производство», а именно - небольшая производственно-трудовая ассоциация людей, совместно владеющая средствами производства и занимающаяся трудовой деятельностью. Это - «фаланга», в которой труд определяется свободным влечением людей к различным его видам, сочетанием физического и умственного труда каждого. Люди живут в фаланстерах-дворцах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей по вкусу и желанию. Ш. Фурье рассчитывал привлечь к созданию первых фаланг средства передовых, разумных капиталистов, считая их опыт убедительным для всех, ведущим к осуществлению «социетарного строя». Он предлагал делить доход от производства по труду, капиталу и таланту трудящихся в отношении 5:4:3. Но ничего не получилось: построить в 1832 г. во Франции фаланстеры не удалось, а подобные фаланстеры в США (их было 40) быстро развалились. После смерти Фурье его ученики создали «социетарную школу» для пропаганды его учения в Европе, но она существовала недолго. Как отмечал М. Бакунин, фурьеристы не правы, во-первых, в своей вере в возможность трогать сердца богатых, а во-вторых, в вере в возможность регламентации жизни в «социалистическом раю». Про английского фабриканта и социалиста Р. Оуэна (1771-1858) некоторые историки иронизировали: «Он разбогател благодаря капитализму и здравому смыслу и промотал все свое состояние благодаря коммунизму и сумасшествию». Оуэн считал, что новое машинное производство при правильном его использовании может обеспечить благосостояние всех людей, если собственность будет обобществлена их собственным волевым усилием. Для реализации своей идеи он в 1825 г. в США (все-таки могучая прививка от социализма была сделана в этой стране в прошлом веке!) организовал колонию «Новая гармония», в которой стремился создать кооперацию всех ее членов на основе нравственного мира. Колония прогорела через три года. Оуэн вернулся в Англию и занялся дальнейшим теоретизированием, а также стал организатором кооперативного движения, основал «Великий национальный союз производств» - с «помощью» окружающих предпринимателей он разорился через несколько месяцев. На основании концепции трудового происхождения стоимости Оуэн делал вывод о том, что трудящимся принадлежит полная стоимость производимого продукта. Для осуществления этого он организовывал в Лондоне «меновые базары», где деньги заменялись на «трудовые боны», указывавшие количество труда, затраченного на производство вещей. Но рынок капиталистический смел «меновые базары» тоже. Подвижническая жизнь идеолога нравственного мира продолжалась; предлагались идея социалистической «истинной религии», «разумные» отношения между полами, резко отрицалась необходимость классовой борьбы как аморальная форма деятельности. Личная судьба Оуэна печальна. Но его идеи продолжали жить как в достаточно разумной форме в кооперативном движении в Англии, так и в экстремистских высказываниях его непосредственных последователей. Английский экономист Т. Годскин (1787-1869) считал, что создать социалистическое общество можно посредством ликвидации капиталистов - тогда прекратилось бы обнищание пролетариата. Английские социалисты-утописты Д. Грей (1798-1850) и Ф. Брей (1809-1895) развили идею создания нового общества через союз акционерных обществ. В обстановке большого интереса к социализму возник марксизм, считавший возможным осуществить социальную справедливость и равенство только путем революционного преобразования общества, основанного на частной собственности, посредством ликвидации таковой. Философская и научная эрудиция позволила основателям концепции, Марксу и. Энгельсу, лучше других социалистов проанализировать общественные процессы своей эпохи, увидеть их реальные движущие силы, сделать прогноз о грядущей социалистической революции, но они не избавились при этом от утопической мысли о возможности создания будущего, запредельного общества, в котором будут удовлетворены потребности всех живущих там, где свобода и ответственность каждого будут согласованы со справедливым обеспечением потребностей всех. Верный диалектическим традициям гегельянства, К. Маркс начал с размышлений о единой развивающейся системе мира и о причинах существования в этой системе некоторых кристаллизованных отчужденных форм (государство, религия, богатство и т. д.), которые противостоят развитию. Затем основатели нового, «научного социализма» пришли к выводу, что развивающееся бытие (история) есть результат целенаправленной практической деятельности людей (сделав тем самым несущественной духовную жизнь людей), а его, бытия, отчужденные формы - следствие общественного разделения труда и частной собственности. Следовательно, ликвидация отчуждения (цель гегельянства) возможна лишь в результате революционной деятельности по его преодолению. Юридическая практика Маркса и предпринимательская деятельность Энгельса, как и активные выступления пролетариата того периода против капитализма, показали им реальные противоречия различных социальных групп в отношении собственности. На этом основании они сделали вывод: революционное уничтожение частной собственности борющимся пролетариатом даст справедливое социальное распределение и позволит преодолеть теоретические препоны (откроет людям глаза) в создании единой истинной картины мира, превратит существующие науки в единую науку - историю. Коммунистическая идея объявляется «энергетическим» стимулом движения по пути того, что называется прогрессом, а результатом такого движения является наступление «истинной истории человечества» (Ф. Энгельс), когда богатства «польются полной чашей» и «интересы каждого станут интересами всех» (К. Маркс). Общественная собственность, по мнению теоретиков, позволит обеспечить рациональную организацию производства и всей жизни общества в целом (вот она, вековая мечта всех утопистов!), что приведет к росту производительности труда, ликвидации издержек стихийной конкуренции собственников, исчезнут нищета и безработица. Свобода станет действительно «осознанной необходимостью» членов такого общества, а не либеральными мечтаниями. Значит, деятельность революционных мыслителей должна быть направлена на понимание «истинных интересов» и задач общества и на соединение вышеназванной теории с практикой пролетарского движения. В 1848 г. был написан «Манифест коммунистической партии» - программа революционного преобразования общества в результате борьбы классов, предложена теоретическая связь между социализмом и коммунизмом как этапами «закономерного» пути к «светлому будущему». Так был осуществлен переход концепции социализма «из утопии в науку» (Ф. Энгельс). Обращение теоретиков «научного социализма» к политической экономии было естественным продолжением их внимания к механизмам функционирования частной собственности; они желали дать теоретическое объяснение (оправдание!) революционной деятельности. В этой связи центральным понятием «Капитала» стало понятие прибавочной стоимости (в отличие от «потребительной стоимости» и «стоимости» у А. Смита - теоретического предшественника К. Маркса); присвоение ее и есть, по Марксу, суть капиталистической эксплуатации. Основное внимание автора было сосредоточено на процессе производства «прибавочной стоимости», ибо здесь действует основной предмет его революционных устремлений - пролетариат. Утвердив в конце первого тома «Капитала» (вышел в свет в 1863 г.) принцип «экспроприации экспроприаторов» как обязательное следствие объективных процессов в капиталистическом обществе, Маркс утратил интерес к публикации остальных томов своего труда. Это сделал уже Энгельс после его смерти. Экономическая теория К. Маркса не привлекала к себе серьезного внимания ученых того времени, ибо она была собственно не теорией экономических процессов, а оправданием политики революционеров. Маркс приобрел известность в научных кругах позднее, когда интенсивно стала развиваться социология, именно как теоретик целостной концепции объективного характера истории. Зато социалисты увидели в марксизме (конечно, далеко не все) могучее оружие в борьбе за социальную справедливость, особенно в США, Германии, где социалистические задачи были сильно перемешаны с вопросами государственного объединения и борьбой за независимость. Возрастал интерес к марксизму и в России, сначала благодаря деятельности либералов, затем - революционных демократов. Работы социалистов здесь печатались без видимого протеста цензуры сразу после их появления на языке оригинала. Быстро выявились как восторженно-положительное (начиная с либерала П. Анненкова), так и резко отрицательное (политико-анархическое - М. Бакунин; нравственно-христианское - Ф. Достоевский, В. Соловьев) его восприятия, которые противоборствовали до переворота 1917 г. Некоторые социал-демократические партии Европы имели марксистские программы, действовал Интернационал сторонников этого движения. Однако ориентация социалистической концепции марксизма лишь на пролетариат как субъект, основную движущую силу общественного прогресса в условиях капитализма, когда интересы личности, ее свобода должны быть подчинены революционному классу и его борьбе за свободу всех трудящихся, когда духовное освобождение признавалось вторичным по отношению к материальному, делала эту концепцию все менее популярной по мере развития капитализма. Политические свободы граждан, необходимые для такого производства, накопленные тысячелетиями культурные, религиозные, демократические традиции в Европе ставили все более полно проблему личности в новых условиях. По мере развития производства росло материальное благополучие, переставал действовать Марксов «закон обнищания трудящихся», который оказался не законом, а временным состоянием общества. Совместные интересы участников производства становились все более существенными по сравнению с их классовыми противоречиями. Появился стабильный средний класс. Накопление произведенного продукта, увеличение количества собственников выявляло сущность частной собственности не только как условия эксплуатации, но и в качестве основы личной свободы. Революционная ликвидация ее становилась не бесспорной в сознании пролетариата. По мере обустройства общества, улучшения условий труда и быта его граждан мечты о прекрасном, «светлом» будущем существенно тускнели. Мировоззрение К. Маркса и Ф. Энгельса к концу их жизни было сильно идеологизировано и потому не было способно к осознанию изменившейся ситуации. Маркс считал возможным охарактеризовать складывавшуюся ситуацию как обмещанивание пролетариата, рост его индивидуализма, ослабление классового сознания. Он обратил внимание на российскую общину как на прообраз, по его мнению, социалистической организации действительности, лишенной так ненавистного ему индивидуализма, т. е. преобладания личных интересов над классовыми. Возникла довольно оживленная его переписка с российскими революционерами. В целом отношения Маркс - Россия следует осмысливать как факт именно мировой истории, без чего последняя не может быть понята. Начинался процесс окостенения, догматизации мышления ортодоксальных марксистов, когда анализ менявшейся действительности стал подменяться «экономической» ее оценкой, сведением к схеме. В последние годы жизни против «экономического детерминизма» активно протестовал и Ф. Энгельс. А его душеприказчик Э. Бернштейн предпринял попытку ревизовать его учение, приспособить его к изменявшейся социальной действительности. Еще до выступления Маркса на политической арене, а затем как противостояние «государственному коммунизму» марксизма развивался анархизм. Теоретическими источниками его были сенсимонизм и философия позитивизма. Социальная платформа та же, что и у марксизма: нищета и несправедливость, которые в то время процветали, нестабилизированное государственное устройство в ряде европейских стран того периода. И марксисты, и анархисты говорили о необходимости борьбы за социализм. Но последние презирали политическую борьбу за власть, считая ее способом смены форм государства при сохранении его сущности - политическое закрепление эксплуатации. Анархисты отдавали предпочтение нравственному пути к социализму и, соответственно, деятельности по формированию необходимых нравственных критериев (хотя и не отказывались участвовать в открытых выступлениях трудящихся против угнетателей, например, М. Бакунин). Главным для социализма, по Прудону (1809- 1865), было признание единства индивидуальной и коллективной свободы, основанной на спонтанной деятельности свободных ассоциаций вне всякой их правительственной регламентации. Важным моментом анархизма было признание им самоценности каждой человеческой личности, ее земной жизни, которая не может быть отчуждена ни в государственных интересах, ни во имя «светлого будущего», ни религиозной идеологией. Это и есть «искренний человеческий эгоизм» (М. Бакунин). В развитом анархическом обществе, по Прудону, государство играет роль канцелярии, конторы на службе обществу. А первым актом отмирания государства, превращения его в канцелярию должен стать правительственный акт об уничтожении права наследования, ибо наследственное экономическое неравенство есть «не естественное неравенство индивидов, а искусственное неравенство классов» (М. Бакунин). Анархизм пользовался популярностью в рабочем движении, порой даже большей, нежели марксизм и другие социалистические теории (в Испании, Италии, Франции периода Парижской коммуны), что вызывало негодование К. Маркса. Известна его борьба с анархизмом в I Интернационале. Его достаточно глубокий анализ сущности анархизма был подпорчен субъективизмом. Анархисты (Бакунин) противостояли марксизму в борьбе за влияние на рабочее движение достаточно активно и поэтому были исключены из Интернационала. Но не только практические заботы экономики и политики интересовали обществоведов XIX в. Наблюдается более пристальное внимание их к истории мировой материальной и духовной культуры, мировых религий. Началось оформление в самостоятельные науки археологии, антропологии и т. д., происходило постепенное освобождение от библейских традиций в понимании прошлого человечества. Пристальное внимание к Индии, знакомство с санскритом привело к романтизации Востока. Немецкий мыслитель Ф. Шлегель призывал постигнуть подлинную религию в Индии, философ А. Шопенгауэр считал, что настоящую мудрость европейская общественная мысль приобретет, лишь оплодотворившись идеями буддизма. Можно утверждать, что интерес мыслителей к содержанию европейской религиозности в XIX в. начал возрастать по сравнению с предыдущим веком, когда атеизм становился признаком просвещенности. Этому способствовали и отрезвление от излишнего оптимизма по поводу светской морали, наступившее в ходе революции во Франции, и серьезные теоретические исследования философов (особенно немецких) этого периода, и быстрое развитие «науки лопаты» - археологии в XIX в. Появились религиоведческие работы по истории христианства, жизни Иисуса Христа, его апостолов, предприняты попытки дать художественный образ их деятельности (книги Э. Ренана). Правда, некоторые исследователи не смогли избавиться от языческого, магического подхода к сущности религии. Так, Л. Фейербах увидел в Боге лишь человеческое, языческое его представление - отражение неудовлетворенных человеческих потребностей. Идеи Фейербаха стали одним из оснований для атеизма Маркса и его последователей. Новая ступень в развитии археологии началась с египетских походов Наполеона Бонапарта, куда он отправился, взяв с собой книгу описания пирамид К. Нибура (1733-1815). Он же создал Египетскую комиссию для изучения ушедшей в историю цивилизации. Находившийся в составе комиссии Д.В. Денон с фотографической точностью срисовал иероглифы, не понимая их смысла, но почувствовав их значение для науки. Затем историк, полиглот (к 15 годам он знал 11 древних и современных языков) Ж.Ф. Шампольон в 1822 г. осуществил расшифровку этих иероглифов. Тексты на стенах пирамид он смог прочитать позже, когда отправился в свое первое путешествие в Египет. Раскопки в долине Тигра и Евфрата позволили в середине века обнаружить и классифицировать библиотеку последнего великого царя Ассирии Ашшурбанипала. Вскоре профессор Ф. фон Шпигель из Эрлангера (Германия) расшифровал ассиро-вавилонские клинописные таблицы. В одном из текстов англичанин Д. Смит в 1872 г. нашел ассирийский вариант рассказа о всемирном потопе. Так Библия была связана с ассирийской, вавилонской, а может быть, и более древними традициями. Началось интенсивное изучение библейских текстов, становление религиоведения как науки. Упорство и вера в успех позволили в 1873 г. немецкому коммерсанту Г. Шлиману при раскопках холма Гиссарлык найти остатки Трои - документальное свидетельство достоверности событий, описанных Гомером, хотя вопрос об идентификации самих научных открытий Шлимана до сих пор не снят в научном мире. Мировая культура стала приобретать более целостный характер, черты полифоничности, всемирное™, человеческой обжитости.
Глава 27. Литература. Искусство.
Культура
XVII век открывает в художественной жизни Европы новую эпоху, ознаменованную великими свершениями человеческого гения. На протяжении двух с половиной столетий европейская культура прошла через несколько стадий развития, каждой из которых соответствовала своя преобладающая эстетическая система. Важнейшими из них были барокко, классицизм, романтизм и реализм. Хронологические границы каждой из них не совпадают в разных видах искусств, как и в культуре различных стран. Сама художественная система, определяющая дух и строй культуры того или иного периода, способна сочетать разнородные тенденции, оказываясь внутренне противоречивой, однако при этом сохраняя единство важнейших своих признаков. Специфика отдельных видов искусства - музыки, живописи, театра, поэзии - предопределяет как особенно интенсивное развитие, так и устойчивость различных художественных принципов, иной раз ставших анахронизмом для культуры как целого. Так, барокко в литературе исчерпывает себя уже к концу XVII в., создав замечательные образцы взаимопроникновения трагедийного и комического, экспрессивной образности, аллегорической символики, интеллектуальной глубины. Наивысшего расцвета литературное барокко достигло в Испании (поэзия Л. Гонгора-и-Арготе, 1561 - 1627; драматургия Каль-дерона де ла Барка, 1600-1681) и Англии (лирика Дж. Донна, 1572-1631). Литература XVIII в., вдохновлявшаяся идеалами Просвещения, отходит от барокко. Однако своеобразие этой художественной системы, сложившейся под знаком переосмысления гуманизма Возрождения, оказалось в органичном соответствии с теми формами образности, которые были присущи музыке и живописи, где барокко еще долго сохраняло свое живое значение. Классицизм же, сравнительно мало затронув музыку, выразил свою сущность прежде всего в живописи и литературе, включая драматургию - наряду с эпической поэзией - важнейший для классицистов литературный род. Художественную программу классицизма сформулировал в трактате «Поэтическое искусство» француз Н. Буало (1636-1711). Назначением поэзии он назвал воспитание нравов и объективное свидетельство о мире. Эталоном объявлялось искусство античности, его нормы почитались неизменными на все времена. Фантазии и прихотливости художников барокко была противопоставлена жесткая реалистичность, критерием прекрасного признавался метафизически понимаемый разум. Виды и жанры искусств строго разграничивались, условность художественного построения и выспренность стиля становились обязательными, как и мотивы, заимствованные у античных авторов. Каноны классицизма требовали «трех единств» (единство времени, места действия и центрального события) в драме, строгого разграничения «высокого» и «низкого» (т. е. фольклорного, фарсового и т. п.) начал в поэзии, неукоснительного соблюдения «благопристойности», отказа от всего субъективного и ломающего представления о «разумном». Сложившись как художественная система еще на исходе XVII в., классицизм, однако, не обладал для тогдашней художественной литературы абсолютным смыслом. В границах той же эпохи складывалось искусство, выразившее подлинную противоречивость и действительности, и человека, донесшее сложнейшие и объективно неразрешимые духовные коллизии,- искусство позднего Рембрандта, Веласкеса, Мольера. Писатели Просвещения обогатили классицистскую эстетику идеалом «естественного человека», который руководствовался велениями сердца и нормами природы, а не предрассудками, господствовавшими в обществе. Этот идеал приходил в противоречие с реальным бытием, и так завязывался конфликт, получивший свое художественное воплощение в формах, где сложно сочетались сатира, проповедь, достоверное изображение нравов, иносказание, притча. Просветительская доктрина «здравого смысла» оказалась несовместимой с социальными установлениями эпохи. Оптимистическое звучание литературы «века разума» постепенно сменялось мизантропическими настроениями, побуждавшими к резкому обличению общества, в котором разум бессилен перед эгоизмом и своекорыстием. Другая тенденция, вызревшая в рамках классицизма,- сентиментализм с его интересом к диалектике души, к проблемам соотнесенности разума и чувства, к будничной жизни и духовному миру рядового человека. Открытие психологизма писателями XVIII в. предвещало характер интересов следующей художественной эпохи. Этот круг идей и настроений наиболее последовательно воплотился во французской литературе кануна революции, и прежде всего у Руссо, а также в творчестве Гете. Обе эти крупнейшие фигуры в европейской культуре XVIII в. знаменательны и как предшественники литературы следующего столетия, прежде всего романтизма. Как «первого романтика» рассматривал Гете уже в XX в. испанский философ Ортега-и-Гассет, видевший в романтизме «допонятийное осознание того, что жизнь - не реальность, встречающая на пути определенное число проблем, а реальность, которая сама по себе всегда проблема». С просветителями романтиков разделял прежде всего подход к феномену человека: в противовес «здравому смыслу» выдвигалась идея духовного раскрепощения, бегства от унылой будничности, поиска справедливости и красоты вне пределов обыденного бытия. Трагическое несовпадение мечты и действительности определило тип романтического миросозерцания с его ощущением тайны, заключенной и в природе, и в человеке, с его порывами к надмирной гармонии и «мировою скорбью», вызываемой тем, что эти порывы кончались катастрофой, получавшей и драматическое, и глубокое ироническое художественное осмысление. В эстетике романтизм провозгласил творческую власть воображения, свободу от всех канонов, масштабность конфликтов и образов, их непредугадываемые сочетания, обычно порождавшие подчеркнутую условность, символичность всей создаваемой картины. Для театра и особенно для музыки эта эстетическая программа знаменовала собой целый художественный переворот, направляя развитие этих искусств вплоть до XX столетия. В литературе владычество романтизма было не столь долгим, продлившись, за некоторыми исключениями, как в американской или в польской культуре, примерно три первых десятилетия XIX в. В 1842 г. Бальзак публикует Предисловие к «Человеческой комедии», замысел которой возник у него восемью годами ранее, а первые части этой, по определению современников, «живой истории XIX века» датируются еще 1830 годом. Предисловие, как и намного раньше появившиеся эстетические трактаты Стенделя, чей шедевр «Красное и черное» вышел также в 1830 г., знаменуют собой декларацию нового художественного направления - реализма. Программными принципами эстетики реализма становятся правдивость и историчность изображения, насыщенность картины социально значимым содержанием, типичность характеров и обстоятельств, психологизм, стремление запечатлеть действительность во всем бесконечно сложном и изменчивом многообразии ее связей. Реализм знаменовал собой в искусстве «век всепонимания» (Мандельштам). Этот век оставил непреходящие художественные ценности, абсолютное значение которых было впервые поставлено под сомнение в условиях уже иной исторической эпохи - катастрофического по своему характеру XX столетия.
Литература.
Вытеснение барокко классицизмом происходило на протяжении XVIII в. с нараставшей интенсивностью, однако творчество выдающихся писателей-классицистов далеко переросло рамки эстетики, сформулированной Буало в «Поэтическом искусстве». В произведениях крупнейших английских романистов XVIII в. и таких писателей, как Дидро, Лессинг, Гете, ясно заявляет о себе стремление к конкретно-историческому осмыслению действительности, и прежде всего современности с ее острыми проблемами. Важнейшее значение приобретает внесословный нравственный идеал, выражавшийся, как правило, в образе «естественного человека», или, как говорил Лессинг, «человека вообще». Раньше всего просветительские веяния дали себя почувствовать в английской литературе. Англия выдвинула в эту пору целую плеяду прозаиков, во многом и создавших роман как ведущий жанр литературы нового времени. Основной разновидностью этого жанра вначале был приключенческо-биографический роман Даниеля Дефо (1661- 1731) и роман-путешествие Джонатана Свифта (1667-1745). Создатель «Робинзона Крузо» при жизни был известен и многочисленными книгами, посвященными знаменитым авантюристам, пиратам, куртизанкам и т. п. В романе Дефо о моряке из Йорка, прожившем 28 лет на необитаемом острове, воплощен идеал человека, собственным упорством, трудолюбием и практическим расчетом создавшего себе оптимальную среду обитания. Притягательность «Робинзона Крузо», сохраняющаяся на протяжении столетий, объясняется главным образом тем, что Дефо создал подлинный гимн мужеству, с каким герой преодолевает сопротивление обстоятельств, подчиняя своей воле окружающую природу и преобразуя ее. «Путешествия Гулливера», сатирико-фантастический роман Свифта, остается вершиной философской прозы классицизма. Это остросатирическое произведение, в котором Свифт подверг суровой критике политику, мораль, верования, социальные установления своей эпохи, противопоставляя им типично просветительскую доктрину «здравого смысла». Заключительная часть романа («Путешествие в страну Гуигнгнмов») мыслилась как утопия: изображенная в ней страна лошадей, наделенных человеческим разумом, обладает чертами осуществленного идеала справедливости и «здравого смысла». Но эта страна подвергается опустошительным набегам обезьяноподобных ему, в которых легко узнать современников Свифта. Утопия становится антиутопией, что свидетельствует о неверии писателя в созидательные возможности общества, в котором он жил. Историческая прозорливость Свифта и глубина его обобщений подтверждены устойчивостью созданной им антиутопической традиции. Другая линия развития романа была связана с семейно-бытовой и любовно-психологической прозой, представленной творчеством автора исключительно популярных романов в письмах Сэмюэла Ричардсона (1689-1761), произведениями Генри Филдинга (1707-1754), Тобайаса Смоллетта (1721-1771) и Лоренса Стерна (1713-1768). Во всех этих книгах осмыслена волновавшая людей XVIII в. проблема разума и чувства. Отвергая холодную рассудочность, как и безоглядные порывы сердца, писатели славили одухотворенный, добрый разум, наделяя им героев, борющихся за свое счастье в сословном обществе. С произведениями Стерна в литературу входит сентиментализм. Стерн изображает мир алогичным, лишенным цельности и завершенности. Во французской литературе влияние просветительства стало особенно глубоким со второй половины XVIII столетия. Идейным рубежом явился выход первого тома «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. В годы революции классицизм - во многом искусственно - вновь занимает ведущее место во французской культуре, однако логика художественного процесса, ведущего от классициста Франсуа Мари Аруэ Вольтера (1694-1778) к сентименталисту Жан Жаку Руссо (1712- 1778), а затем к романтизму, тем самым не нарушается. Черты просветительского миропонимания всего явственнее сказались в творчестве Шарля Луи Монтескье (1689-1755) и Антуана Франсуа Прево (1697-1763), автора «Истории кавалера де Грие и
Читайте также: Визначте функції юридичної науки. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|