Исторический костюм и его место в системе искусств
Стр 1 из 26Следующая ⇒ Э. Б. ПЛАКСИНА, Л. А. МИХАЙЛОВСКАЯ, В. П. ПОПОВ ИСТОРИЯ КОСТЮМА СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ Под редакцией Э. Б. ПЛАКСИНОЙ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям 2808 «Моделирование и конструирование швейных изделий» и 2809 «Технология швейных изделий» Е издание, стереотипное
Москва Academ ' a
УДК 687.16(075.32) ББК85.126я723 П371 Рецензенты: декан факультета искусства и индустрии моды Московского национального института моды Л. Б. Рытвинская; председатель цикловой комиссии _ конструкторских и швейных дисциплин Московского политехнического колледжа имени Моссовета Т.А.Кульнева', преподаватель кафедры ТКШИ Московского государственного университета сервиса И. Ю. Бруй Плаксива Э. Б. П371 История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. уч-режд. сред. проф. образования / Э.Б.Плаксина, Л.А.Михайловская, В.П.Попов; Под ред. Э.Б.Плаксиной. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 224 с., [8] л. цв. ил.: ил. ISBN 5-7695-1067-6 Учебное пособие является систематизированным изложением исторического развития европейского, восточного, русского костюма и костюма народов, населяющих Россию. Показана связь костюма с различными искусствами, в том числе с живописью и архитектурой. Исторический костюм представлен как часть понятия «исторический художественный стиль». Для студентов средних профессиональных учебных заведений, может представлять интерес для студентов вузов и широкого круга читателей.
УДК687.16(075.32) Учебное издание Плаксина Эльвира Борисовна, Михайловская Людмила Александровна, Попов Виктор Павлович История костюма. Стили и направления Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Редактор А.И.Цветкова. Оформление: А.А.Евдокимова. Художник О.Г.Дмитриева. Технический редактор О. С.Александрова. Компьютерная верстка: Н.В.Протасова. Корректоры Л.А.Котова, Н.С.Потемкина Изд. № А-568-П. Подписано в печать 22.03.2004. Формат 70* 100/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 18,85 (в т.ч. цв. вкл. О 65). Тираж 10000 экз. Заказ № 13056. Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.003903.06.03 от 05.06.2003. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337. Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. © Плаксина Э. Б., Михайловская Л. А., Попов В. П., 2003 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2003 Предисловие Для изучения истории костюма можно пользоваться различными источниками, обращаясь к живописи и скульптуре, произведениям прикладного искусства, литературным художественным произведениям. В них отражены стили и направления, главенствующие в то или иное время, национальные традиции, придающие костюму ярко выраженный колорит и неповторимость. Однако учебных изданий, посвященных анализу исторического костюма от палеолита до стиля модерн, в настоящее время нет, а необходимость в подобных изданиях существует уже давно. В учебном пособии «История костюма. Стили и направления» костюм рассмотрен как совокупность элементов, гармонически и образно отражающих исторический и художественный стиль. Авторы стремились наиболее полно и системно изложить уже накопленную информацию в области истории костюма, обогатив ее современными представлениями и уточненными терминами.
В качестве иллюстрирующих текст изображений костюмов, причесок, аксессуаров и образцов текстиля используются, как правило, элементы репродукций произведений искусства, на которых зачастую трудно рассмотреть отдельные детали. Поэтому наряду с репродукциями применяются рисунки, что значительно облегчит усвоение материала. На приведенных рисунках показаны наиболее характерные формы костюма с соблюдением хронологической последовательности и учетом читательского адреса данного издания. Описать исторический костюм каждой европейской страны и стран Востока на протяжении нескольких тысячелетий невозможно в рамках настоящего учебного пособия. Однако поскольку вклад разных стран в мировую культуру неравнозначен, то и в данной книге основное внимание уделено тем странам, которые оказали решающее влияние на развитие и становление костюма. При описании костюма каждой исторической эпохи дана целостная картина развития костюма (европейского, восточного, русского), показана тектоническая и стилистическая связь форм костюма с архитектурой на каждом этапе развития. Рассмотрены характерные черты русского народного костюма (региональные особенности северорусского и южнорусского костюмов), в том числе казачьего, а также костюмов народов России. Специальной темой выделен костюм донских казаков. Отдельный раздел посвящен описанию костюмов народов Севера и Сибири (чукчей, коряков, эвенков и др.), Поволжья (марийцев, мордвы, татар, башкир), Северного Кавказа (аварцев, ланцев, черкесов и т.д.). Каждая тема сопровождается контрольными вопросами и заданиями для лучшего закрепления знаний. Приведенный в конце книги словарь терминов облегчит усвоение материала. Главы I (1.1, 1.2), II, Ш.1, III.3-III.7, IV. 1, IV.2, IV.4, V (V.1), VI —VIII (VIII.l—VIII.3) написаны Э.Б.Плаксиной, главы IX, X (Х.1, Х.2) — М.А.Михайловской, отдельные подразделы (1.3, III.2, IV.3, V.2, VIII.4, Х.З) - канд. ист. наук В.П.Поповым. Авторы выражают глубокую благодарность Л.Б.Рытвин-ской, Н. М. Конопальцевой, А. Н.Ясносекирскому, И. Ю. Бруй, К. Ш. Ковалевой, Т. А. Кульневой, А. Г. Сабадаш за ценные замечания, сделанные ими при рецензировании рукописи, а также Ф.А. Зоткину за помощь в работе над рукописью.
I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС Исторический костюм и его место в системе искусств
Живопись, скульптура и графика относятся к видам искусств, в произведениях которых воспроизводится окружающая действительность. Архитектура, прикладное искусство и дизайн, включающий искусство костюма, не воспроизводят действительность. Они существуют как самостоятельная группа искусств, служащих для удовлетворения не только эстетических запросов человеческого общества, но и утилитарных, каждодневных его потребностей. Они наиболее приближены к человеку и выражают его духовные, культурные, эстетические и материальные запросы и возможности. Перечисленные виды искусств называют архитектоническими. В основе произведений архитектонических искусств лежат формообразующий фактор, структура, строение, выраженные в эстетически осмысленном, возведенном в художественный образ виде. Поэтому и архитектурное сооружение, и костюм не могут быть истинно красивыми, если в них нарушена логическая связь между строением, внешним видом и назначением. Для архитектуры, как и для костюма, характерна ансамблевость. Среди архитектонических искусств архитектура занимает ведущее положение. Костюм тесно связан с архитектурой, и эта связь выражается во многих направлениях, особенно четко в тектонике. Недаром костюм называют движущейся архитектурой. Исторический костюм тесно связан с понятием «исторический художественный стиль», так как в каждом периоде развития человечество имело определенное эстетическое мировоззрение, формировавшее совершенно определенный художественный стиль данной эпохи. Исторические художественные стили всегда отражали стилевое единство архитектуры, интерьера, декора, изобразительного и прикладного искусства, костюма. Логично, что архитектура возглавляет перечень искусств в границах художественного стиля, а костюм его завершает. Уже с давних времен прослеживается стилевое единство костюма с архитектурой, ее элементами и декором помещений. На протяжении развития человечества существовали следующие исторические художественные стили.
Канонический — древнеегипетский художественный стиль, развивавшийся по канонам, выработанным египтянами. Античный (классический) — художественный стиль, сформировавшийся в Древней Греции и Древнем Риме и оказавший значительное влияние на развитие будущей европейской культуры. Романский — художественный стиль, сформировавшийся в Западной Европе в эпоху Средневековья в XI — начале XIII в. Готический (готика) — художественный стиль, отразивший эстетические запросы людей в период позднего Средневековья с XIII по XV в. Ренессанс — художественный стиль XV—XVI вв., отразивший представления людей о человеке и природе, проникнутый идеями гуманизма и интересом к античности, стремлением к естественности и совершенству. В костюме стиль ренессанс включал в себя и такие течения, как испанский маньеризм и германская реформация. Барокко — художественный стиль XVII в., отразивший иное, чем предыдущие стили, представление о красоте жизни, чувственности, роскоши и полностью исключивший идеи гуманизма. Характерные черты барокко: сверхчувственность, роскошь, массивность, величие, интерес к мистике, аффектация. Рококо — художественный стиль XVIII в., логически вытекающий из стиля барокко. Характерные черты стиля: легкость, хрупкость, изящество, кокетство, галантность, гедонизм, бездумность, интерес к пасторалям. Классицизм — художественный стиль конца XVIH — первой четверти XIX в., выразивший интерес человеческого общества к античному искусству, культуре, костюму. Первая волна классицизма зародилась во Франции XVII в. в архитектуре и изобразительном искусстве, но не получила своего развития в костюме и интерьере. Модерн — художественный стиль, существовавший с конца XIX до начала XX в. Основные черты стиля выразились в криволинейных формах, текучих, плавных линиях, определенной эклектичности, резком своеобразии. Как видим, XIX в. начался со стиля классицизм и закончился стилем модерн. В промежутке времени между этими стилями существовали такие течения, направления в костюме и моде, как романтизм (бидермайер) — вторая четверть XIX в.; второе рококо — приблизительно третья четверть XIX в.; позитивизм — 70 —80-е годы XIX в. Эти направления не нашли своего подтверждения в архитектуре. Поэтому они не считаются стилями. Это лишь течения, направления. Например, в XIX в. не существовало стиля романтизм в архитектуре, хотя в живописи он имел место, например в творчестве О.Кипренского и К.Брюллова в России, Т.Же-рико и Э.Делакруа во Франции.
В архитектуре XIX в. довольно долго продолжались тенденции классицизма, выразившиеся в интерьере под названием ампир. На фоне этой архитектуры течения в костюме, следовавшие за ампиром, часто сменялись одно другим, пока не восторжествовал стиль модерн, закончивший свое существование накануне Первой мировой войны. Основные понятия и определения Существуют различные определения понятия «одежда». Суть их сводится к тому, что одежда — это то, что защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды, т.е. одежда — это система материальных оболочек покровов на теле человека. В одежде проявляется индивидуальность человека, содержится первичная информация о ее хозяине. Амулет, надетый на голое тело, в глубокой древности был символом индивидуальности человека. Издавна существует поговорка «Встречают по одежке...». Обувь — покров стопы и голени человека. Она предохраняет ноги от физических и температурных воздействий и способствует быстрому и удобному передвижению человека. Обувь появилась в первую очередь у народов и племен, живших в суровых климатических условиях. Костюм — это гармоничный ансамбль, представляющий собой систему элементов, предназначенных не только защитить человека от воздействий среды, но и выявить его индивидуальность с помощью информационно-эстетических свойств. Костюм несет в себе образ, идею. Он говорит об уровне развития художественного вкуса своего хозяина, его психологии, материальных возможностях и даже о его внутреннем состоянии в определенные моменты. Костюм включает в себя все то, что надето на человеке одновременно: платье (в широком смысле этого слова), обувь, аксессуары (головной убор, пояс и т.д.), а также прическу, макияж и украшения. Только в том случае, когда все это подобрано в соответствии с законами композиции и правилами гармонизации, мы можем говорить о костюме как о гармоничном, образно решенном ансамбле. Понятно, что не каждый человек (индивидуум) обладает знаниями законов композиции, но тем не менее развитый художественный вкус и интуиция часто подсказывают человеку, как и что на себя надеть. Платье — одежда, носимая поверх белья. Всегда существовали такие понятия, как мужское и женское платье, верхнее платье. Так, мужское платье означает мужскую одежду, верхнее платье — шубу, пальто и др. Стиль в переводе с латинского означает стержень. Существуют два понятия этого термина: 1) художественный (исторический художественный) стиль, выражающий 2) индивидуальная манера человека одеваться, держаться, иметь свой имидж Мода — совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной среде в определенное, обычно недолгое время. Стремление подражать и подражание — это предпосылка моды. В переводе с французского «мода» означает «образ», «мера», «правило». В широком смысле мода — это кратковременное господство определенных вкусов в обществе, в том числе в манере одеваться. Некоторые теоретики моды считают, что она зародилась в момент появления первых журналов мод. Однако альбомы с рисунками и куклы Пандоры с модными нарядами существовали и ранее. Считается все-таки, что мода зародилась в позднеготический период при бургундском дворе. Частая смена силуэтов, форм, цвета в одежде, обуви и прическах бургундской знати поражает воображение. Именно при бургундском Дворе появились такие одежды (сверхузкие штаны и куртки, длинноносая,
клювообразная обувь), которые, казалось, невозможно было носить, но которые хотели носить и носили все. Текстиль — это все материалы текстильного производства, т. е. нитки, пряжа, ткани, трикотаж, войлок и др. Есть даже каменный текстиль — асбест, из которого в прошлом веке уральские мастерицы изготовляли красивые кружева. Есть натуральные шелка, нетканый текстиль и многое другое, что «поставляет» нам природа, химические волокна прогрессивных технологий. По-прежнему, как в давние времена, человеческие руки остаются основными и самыми искусными «мастерами» (вязаные вещи, домотканый холст, валяная обувь и др.). Контрольные вопросы и задания 1. Что называют одеждой и костюмом? Объясните разницу. 2. Дайте определение понятий «мода» и «текстиль». 3. Дайте определение понятий «обувь», «платье» (в широком смысле), «аксессуары». 4. Являются ли прическа и макияж элементами костюма? Костюм эпохи палеолита С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело. Однако не по причине целомудрия, а, во-первых, спасаясь от холода, во-вторых, защищаясь от злых сил. Амулет на обнаженном теле уже играл роль одежды, так как был оберегом, символом прикрытия от внешнего мира, той «оболочкой», пусть условной, которая, как казалось человеку, укрывала, сохраняла его и создавала его «Я», его индивидуальность. Материалы для одежды были под рукой. Это растительные волокна и шкуры животных. Одежда из растительных материалов хорошо защищала от зноя, а шкуры животных были такими теплыми, мягкими и «ласковыми», что быстро нашли широкое применение у людей. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Это и обматывание вокруг торса, прикрепление к поясу, когда получалось хорошее укрытие для таза и ног; надевание на плечи через прорезь для головы (будущий нарамник), накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка в виде плаща. Чем больше человек усложнял свою одежду, тем больше на ней появлялось различных крепежных элементов и дополнений. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных и др. Параллельно с усовершенствованием одежды развивалось «искусство макияжа». Люди с глубокой древности обмазывали свои лица и тела различными веществами: соком растений и трав, жиром, а также глиной. Со временем люди заметили, что цветная глина (желтая, красная), сок растений, уголь и пепел от кострищ — все это выглядит на коже достаточно красиво, а ожерелья из когтей и клыков, цветных камешков и ракушек привлекают внимание соплеменников. Раскраска тела уже являлась своеобразной одеждой, одеждой-символом. Считается, что прическа появилась раньше, чем одежда; ведь мешающие при работе волосы, убранные с лица тем или иным образом, уже являются прической. У мужчин волосы были обычно до плеч, у женщин — более длинные. Их убирали в пучки, хвосты или заплетали в виде кос. В различных уголках земли сохранились наскальные рисунки эпохи палеолита. И везде на них изображены люди с достаточно длинными волосами и в одеждах из шкур животных (рис. 1.1), причем мужчины обычно в набедренных одеждах и шкурах, наброшенных на спину и плечи, а женщины, как правило, в длинных юбках. По мере развития и расслоения первобытно-общинного общества разница между вождем и рядовым членом племени проявлялась все резче, что отразилось в одежде. Раскрасок, татуировок и украшений в виде когтей, перьев и других материалов на вожде было больше, чем на других, они были ярче и красивее. Со временем раскраски и татуировки становятся все красочнее, линии и контуры — четче, ровнее. Считается, что рисунки и узоры татуировок послужили прообразом рисунков для будущих тканей. Сейчас, наблюдая за жизнью некоторых племен, можно предположить, как выглядели наши предки в первобытном обществе (рис. 1.2). Контрольные вопросы и задания 1. Какой была одежда людей эпохи палеолита? Что носили мужчины и женщины? 2. Назовите материалы, из которых изготовляли одежду. 3. Использовал ли украшения древний человек? 4. Какими были прически и макияж древних людей?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|