Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторический костюм и его место в системе искусств




Э. Б. ПЛАКСИНА, Л. А. МИХАЙЛОВСКАЯ, В. П. ПОПОВ

ИСТОРИЯ КОСТЮМА

СТИЛИ И

НАПРАВЛЕНИЯ

Под редакцией Э. Б. ПЛАКСИНОЙ

Допущено

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся

по специальностям 2808 «Моделирование и конструирование швейных изделий»

и 2809 «Технология швейных изделий»

Е издание, стереотипное

Москва

Academ ' a

 

 

УДК 687.16(075.32)

ББК85.126я723                                                                                           

П371

Рецензенты:

декан факультета искусства и индустрии моды Московского

национального института моды Л. Б. Рытвинская; председатель цикловой комиссии _ конструкторских и швейных дисциплин Московского политехнического колледжа имени Моссовета Т.А.Кульнева', преподаватель кафедры ТКШИ Московского государственного университета сервиса И. Ю. Бруй

Плаксива Э. Б.

П371 История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. уч-режд. сред. проф. образования / Э.Б.Плаксина, Л.А.Михайловская, В.П.Попов; Под ред. Э.Б.Плаксиной. — 2-е изд., стер. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 224 с., [8] л. цв. ил.: ил. ISBN 5-7695-1067-6

Учебное пособие является систематизированным изложением исторического развития европейского, восточного, русского костюма и костюма народов, населяющих Россию.

Показана связь костюма с различными искусствами, в том числе с живописью и архитектурой. Исторический костюм представлен как часть понятия «исторический худо­жественный стиль».

Для студентов средних профессиональных учебных заведений, может представлять ин­терес для студентов вузов и широкого круга читателей.

УДК687.16(075.32)
ББК 85.126я723

Учебное издание

Плаксина Эльвира Борисовна, Михайловская Людмила Александровна, Попов Виктор Павлович

История костюма. Стили и направления Учебное пособие

2-е издание, стереотипное

Редактор А.И.Цветкова. Оформление: А.А.Евдокимова. Художник О.Г.Дмитриева.

Технический редактор О. С.Александрова. Компьютерная верстка: Н.В.Протасова.

Корректоры Л.А.Котова, Н.С.Потемкина

Изд. № А-568-П. Подписано в печать 22.03.2004. Формат 70* 100/16.

Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 18,85 (в т.ч. цв. вкл. О 65).

Тираж 10000 экз. Заказ № 13056.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение 77.99.02.953.Д.003903.06.03 от 05.06.2003. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

© Плаксина Э. Б., Михайловская Л. А., Попов В. П., 2003

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2003

Предисловие

Для изучения истории костюма можно пользоваться раз­личными источниками, обращаясь к живописи и скульпту­ре, произведениям прикладного искусства, литературным художественным произведениям. В них отражены стили и на­правления, главенствующие в то или иное время, нацио­нальные традиции, придающие костюму ярко выраженный колорит и неповторимость.

Однако учебных изданий, посвященных анализу истори­ческого костюма от палеолита до стиля модерн, в настоящее время нет, а необходимость в подобных изданиях существует уже давно. В учебном пособии «История костюма. Стили и направления» костюм рассмотрен как совокупность элемен­тов, гармонически и образно отражающих исторический и художественный стиль. Авторы стремились наиболее полно и системно изложить уже накопленную информацию в области истории костюма, обогатив ее современными представлени­ями и уточненными терминами.

В качестве иллюстрирующих текст изображений костюмов, причесок, аксессуаров и образцов текстиля используются, как правило, элементы репродукций произведений искусства, на которых зачастую трудно рассмотреть отдельные детали. По­этому наряду с репродукциями применяются рисунки, что значительно облегчит усвоение материала.

На приведенных рисунках показаны наиболее характер­ные формы костюма с соблюдением хронологической после­довательности и учетом читательского адреса данного изда­ния. Описать исторический костюм каждой европейской стра­ны и стран Востока на протяжении нескольких тысячелетий невозможно в рамках настоящего учебного пособия. Однако поскольку вклад разных стран в мировую культуру неравно­значен, то и в данной книге основное внимание уделено тем странам, которые оказали решающее влияние на развитие и становление костюма.

При описании костюма каждой исторической эпохи дана целостная картина развития костюма (европейского, восточ­ного, русского), показана тектоническая и стилистическая связь форм костюма с архитектурой на каждом этапе развития.

Рассмотрены характерные черты русского народного кос­тюма (региональные особенности северорусского и южнорус­ского костюмов), в том числе казачьего, а также костюмов народов России. Специальной темой выделен костюм дон­ских казаков.

Отдельный раздел посвящен описанию костюмов народов Севера и Сибири (чукчей, коряков, эвенков и др.), Повол­жья (марийцев, мордвы, татар, башкир), Северного Кавказа (аварцев, ланцев, черкесов и т.д.).

Каждая тема сопровождается контрольными вопросами и заданиями для лучшего закрепления знаний.

Приведенный в конце книги словарь терминов облегчит усвоение материала.

Главы I (1.1, 1.2), II, Ш.1, III.3-III.7, IV. 1, IV.2, IV.4, V (V.1), VI —VIII (VIII.l—VIII.3) написаны Э.Б.Плаксиной, главы IX, X (Х.1, Х.2) — М.А.Михайловской, отдельные подразделы (1.3, III.2, IV.3, V.2, VIII.4, Х.З) - канд. ист. наук В.П.Поповым.

Авторы выражают глубокую благодарность Л.Б.Рытвин-ской, Н. М. Конопальцевой, А. Н.Ясносекирскому, И. Ю. Бруй, К. Ш. Ковалевой, Т. А. Кульневой, А. Г. Сабадаш за ценные за­мечания, сделанные ими при рецензировании рукописи, а также Ф.А. Зоткину за помощь в работе над рукописью.

I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС

Исторический костюм и его место в системе искусств

 

Живопись, скульптура и графика относятся к видам искусств, в произведе­ниях которых воспроизводится окружающая действительность.

Архитектура, прикладное искусство и дизайн, включающий искусство кос­тюма, не воспроизводят действительность. Они существуют как самостоятель­ная группа искусств, служащих для удовлетворения не только эстетических запросов человеческого общества, но и утилитарных, каждодневных его по­требностей. Они наиболее приближены к человеку и выражают его духовные, культурные, эстетические и материальные запросы и возможности.

Перечисленные виды искусств называют архитектоническими. В основе про­изведений архитектонических искусств лежат формообразующий фактор, струк­тура, строение, выраженные в эстетически осмысленном, возведенном в ху­дожественный образ виде. Поэтому и архитектурное сооружение, и костюм не могут быть истинно красивыми, если в них нарушена логическая связь между строением, внешним видом и назначением.

Для архитектуры, как и для костюма, характерна ансамблевость. Среди архи­тектонических искусств архитектура занимает ведущее положение. Костюм тесно связан с архитектурой, и эта связь выражается во многих направлениях, осо­бенно четко в тектонике. Недаром костюм называют движущейся архитек­турой.

Исторический костюм тесно связан с понятием «исторический художествен­ный стиль», так как в каждом периоде развития человечество имело опреде­ленное эстетическое мировоззрение, формировавшее совершенно определен­ный художественный стиль данной эпохи.

Исторические художественные стили всегда отражали стилевое единство архитектуры, интерьера, декора, изобразительного и прикладного искусства, костюма. Логично, что архитектура возглавляет перечень искусств в границах художественного стиля, а костюм его завершает.

Уже с давних времен прослеживается стилевое единство костюма с архи­тектурой, ее элементами и декором помещений. На протяжении развития че­ловечества существовали следующие исторические художественные стили.

Канонический — древнеегипетский художественный стиль, развивавшийся по канонам, выработанным египтянами.

Античный (классический) — художественный стиль, сформировавшийся в Древней Греции и Древнем Риме и оказавший значительное влияние на раз­витие будущей европейской культуры.

Романский — художественный стиль, сформировавшийся в Западной Евро­пе в эпоху Средневековья в XI — начале XIII в.

Готический (готика) — художественный стиль, отразивший эстетические запросы людей в период позднего Средневековья с XIII по XV в.

Ренессанс — художественный стиль XV—XVI вв., отразивший представле­ния людей о человеке и природе, проникнутый идеями гуманизма и интере­сом к античности, стремлением к естественности и совершенству. В костюме стиль ренессанс включал в себя и такие течения, как испанский маньеризм и германская реформация.

Барокко — художественный стиль XVII в., отразивший иное, чем предыду­щие стили, представление о красоте жизни, чувственности, роскоши и полно­стью исключивший идеи гуманизма. Характерные черты барокко: сверхчувствен­ность, роскошь, массивность, величие, интерес к мистике, аффектация.

Рококо — художественный стиль XVIII в., логически вытекающий из стиля барокко. Характерные черты стиля: легкость, хрупкость, изящество, кокет­ство, галантность, гедонизм, бездумность, интерес к пасторалям.

Классицизм — художественный стиль конца XVIH — первой четверти XIX в., выразивший интерес человеческого общества к античному искусству, культу­ре, костюму. Первая волна классицизма зародилась во Франции XVII в. в архи­тектуре и изобразительном искусстве, но не получила своего развития в кос­тюме и интерьере.

Модерн — художественный стиль, существовавший с конца XIX до начала XX в. Основные черты стиля выразились в криволинейных формах, текучих, плавных линиях, определенной эклектичности, резком своеобразии.

Как видим, XIX в. начался со стиля классицизм и закончился стилем мо­дерн. В промежутке времени между этими стилями существовали такие тече­ния, направления в костюме и моде, как романтизм (бидермайер) — вторая четверть XIX в.; второе рококо — приблизительно третья четверть XIX в.; по­зитивизм — 70 —80-е годы XIX в.

Эти направления не нашли своего подтверждения в архитектуре. Поэтому они не считаются стилями. Это лишь течения, направления. Например, в XIX в. не существовало стиля романтизм в архитектуре, хотя в живописи он имел место, например в творчестве О.Кипренского и К.Брюллова в России, Т.Же-рико и Э.Делакруа во Франции.

В архитектуре XIX в. довольно долго продолжались тенденции классицизма, выразившиеся в интерьере под названием ампир. На фоне этой архитектуры течения в костюме, следовавшие за ампиром, часто сменялись одно другим, пока не восторжествовал стиль модерн, закончивший свое существование на­кануне Первой мировой войны.

Основные понятия и определения

Существуют различные определения понятия «одежда». Суть их сводится к тому, что одежда — это то, что защищает человека от неблагоприятных воз­действий окружающей среды, т.е. одежда — это система материальных оболочек покровов на теле человека. В одежде  проявляется индивидуальность человека, содержится первичная информация о ее хозяине. Амулет, надетый на голое тело, в глубокой древности был символом индивидуальности человека. Издавна существует поговорка «Встречают по одежке...».

Обувь — покров стопы и голени человека. Она предохраняет ноги от физи­ческих и температурных воздействий и способствует быстрому и удобному пе­редвижению человека. Обувь появилась в первую очередь у народов и племен, живших в суровых климатических условиях.

Костюм — это гармоничный ансамбль, представляющий собой систему эле­ментов, предназначенных не только защитить человека от воздействий среды, но и выявить его индивидуальность с помощью информационно-эстетических свойств. Костюм несет в себе образ, идею. Он говорит об уровне развития худо­жественного вкуса своего хозяина, его психологии, материальных возможнос­тях и даже о его внутреннем состоянии в определенные моменты.

Костюм включает в себя все то, что надето на человеке одновременно: пла­тье (в широком смысле этого слова), обувь, аксессуары (головной убор, пояс и т.д.), а также прическу, макияж и украшения. Только в том случае, когда все это подобрано в соответствии с законами композиции и правилами гармони­зации, мы можем говорить о костюме как о гармоничном, образно решенном ансамбле. Понятно, что не каждый человек (индивидуум) обладает знаниями законов композиции, но тем не менее развитый художественный вкус и инту­иция часто подсказывают человеку, как и что на себя надеть.

Платье — одежда, носимая поверх белья.

Всегда существовали такие понятия, как мужское и женское платье, верх­нее платье. Так, мужское платье означает мужскую одежду, верхнее платье — шубу, пальто и др.

Стиль в переводе с латинского означает стержень. Существуют два понятия этого термина:

1) художественный (исторический художественный) стиль, выражающий
эстетические взгляды и представления людей, отразившиеся в архитектуре,
искусстве, декоре и костюме на определенном этапе развития человеческого
общества (романский стиль, стиль барокко и др.);

2) индивидуальная манера человека одеваться, держаться, иметь свой имидж
(т.е. суть, стержень, которые всегда остаются признаком индивидуальности
человека).

Мода — совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной среде в определенное, обычно недолгое время. Стремление подражать и под­ражание — это предпосылка моды. В переводе с французского «мода» означа­ет «образ», «мера», «правило». В широком смысле мода — это кратковремен­ное господство определенных вкусов в обществе, в том числе в манере оде­ваться.

Некоторые теоретики моды считают, что она зародилась в момент появле­ния первых журналов мод. Однако альбомы с рисунками и куклы Пандоры с модными нарядами существовали и ранее.

Считается все-таки, что мода зародилась в позднеготический период при бургундском дворе. Частая смена силуэтов, форм, цвета в одежде, обуви и прическах бургундской знати поражает воображение. Именно при бургундском Дворе появились такие одежды (сверхузкие штаны и куртки, длинноносая,

 

клювообразная обувь), которые, казалось, невозможно было носить, но кото­рые хотели носить и носили все.

Текстиль — это все материалы текстильного производства, т. е. нитки, пря­жа, ткани, трикотаж, войлок и др.

Есть даже каменный текстиль — асбест, из которого в прошлом веке ураль­ские мастерицы изготовляли красивые кружева.

Есть натуральные шелка, нетканый текстиль и многое другое, что «постав­ляет» нам природа, химические волокна прогрессивных технологий. По-пре­жнему, как в давние времена, человеческие руки остаются основными и са­мыми искусными «мастерами» (вязаные вещи, домотканый холст, валяная обувь и др.).

Контрольные вопросы и задания

1. Что называют одеждой и костюмом? Объясните разницу.

2. Дайте определение понятий «мода» и «текстиль».

3. Дайте определение понятий «обувь», «платье» (в широком смысле), «аксессуары».

4. Являются ли прическа и макияж элементами костюма?

Костюм эпохи палеолита

С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело. Однако не по причине целомудрия, а, во-первых, спасаясь от холода, во-вторых, защищаясь от злых сил. Амулет на обнаженном теле уже играл роль одежды, так как был оберегом, символом прикрытия от внешнего мира, той «оболочкой», пусть условной, которая, как казалось человеку, укрывала, со­храняла его и создавала его «Я», его индивидуальность.

Материалы для одежды были под рукой. Это растительные волокна и шкуры животных. Одежда из растительных материалов хорошо защищала от зноя, а шкуры животных были такими теплыми, мягкими и «ласковыми», что быстро нашли широкое применение у людей. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Это и обматывание вокруг торса, прикрепление к поясу, когда получалось хорошее укрытие для таза и ног; надевание на плечи через прорезь для головы (будущий нарамник), накидывание на спину и завязыва­ние лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка в виде плаща. Чем боль­ше человек усложнял свою одежду, тем больше на ней появлялось различных крепежных элементов и дополнений. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных и др.

Параллельно с усовершенствованием одежды развивалось «искусство маки­яжа». Люди с глубокой древности обмазывали свои лица и тела различными веществами: соком растений и трав, жиром, а также глиной. Со временем люди заметили, что цветная глина (желтая, красная), сок растений, уголь и пепел от кострищ — все это выглядит на коже достаточно красиво, а ожерелья из когтей и клыков, цветных камешков и ракушек привлекают внимание со­племенников. Раскраска тела уже являлась своеобразной одеждой, одеждой-символом.

Считается, что прическа появилась раньше, чем одежда; ведь мешающие при работе волосы, убранные с лица тем или иным образом, уже являются прической. У мужчин волосы были обычно до плеч, у женщин — более длин­ные. Их убирали в пучки, хвосты или заплетали в виде кос.

В различных уголках земли сохранились наскальные рисунки эпохи палео­лита. И везде на них изображены люди с достаточно длинными волосами и в одеждах из шкур животных (рис. 1.1), причем мужчины обычно в набедренных одеждах и шкурах, наброшенных на спину и плечи, а женщины, как правило, в длинных юбках.

По мере развития и расслоения первобытно-общинного общества разница между вождем и рядовым членом племени проявлялась все резче, что отрази­лось в одежде. Раскрасок, татуировок и украшений в виде когтей, перьев и других материалов на вожде было больше, чем на других, они были ярче и красивее. Со временем раскраски и татуировки становятся все красочнее, ли­нии и контуры — четче, ровнее.

Считается, что рисунки и узоры татуировок послужили прообразом рисун­ков для будущих тканей. Сейчас, наблюдая за жизнью некоторых племен, мож­но предположить, как выглядели наши предки в первобытном обществе (рис. 1.2).

Контрольные вопросы и задания

1. Какой была одежда людей эпохи палеолита? Что носили мужчины и женщины?

2. Назовите материалы, из которых изготовляли одежду.

3. Использовал ли украшения древний человек?

4. Какими были прически и макияж древних людей?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...