Понятийный аппарат исследования
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение
Актуальность темы настоящей курсовой работы. Начиная с философского осмысления института семьи Платоном и Аристотелем, научный интерес к исследованию семейно-брачных и семейно-родственных отношений всегда был достаточно высок. И в наше время в отечественном и западном обществознании наблюдается большое внимание к анализу данной проблематики. Причиной всплеска научного интереса к проблемам семьи и брака в конце XX - начале XXI вв. является тот неоспоримый факт, что в сложном потоке социальных трансформаций глобальные процессы в изменении института семьи приобретают важное и самостоятельное значение. В настоящее время семейные изменения стали источником необратимых социальных трансформаций в индустриальных странах. Снижение уровней брачности и рождаемости, увеличение числа разводов и доли одиночных домохозяйств привели к негативной динамике возрастной структуры социума, интенсивному изменению его этнических характеристик, «перестройке» различных жизненно важных сфер общества - экономической, социальной, политической и др. В свете глобальных семейных изменений необходимо сделать акцент на трагическое положение российской семьи. Демографический и семейный кризис, переживаемый современным российским обществом, является, на наш взгляд, самой трудноразрешимой задачей и грозит исчезновением с геополитической карты мира российского социума. Невыполнение семьей своих социальных функций - репродуктивной функции и функции социализации, - а также разрушение ценностей фамилизма привели к катастрофическим для нашей страны последствиям. С начала 90-х г.г. XX столетия в России наблюдается отрицательный естественный прирост населения. Беспрецедентный рост социального сиротства, детской и подростковой беспризорности, преступности, алкоголизма и наркомании, а также разрыв нормативно-ценностного единства между поколениями являются социальными показателями провалов в реализации семьей функции социализации. Кроме того, привычным становится существование в нашем обществе «социально незащищенных», «неблагополучных», «дисфункциональных», педагогически запущенных» семей. Семья перестает быть тем институтом, где закладываются основы гражданской культуры и социальной ответственности подрастающего поколения.
Поэтому стабильное и устойчивое развитие российского общества невозможно без конструирования и проведения эффективной государственной семейной политики, стратегическое направление которой состоит в возрождении ценностей фамилизма и оптимизации семейных и демографических процессов. Исследование данной темы важно также с точки зрения обеспечения социально-культурной устойчивости нашего общества. Социально-культурное воспроизводство общества - сложная и трудная проблема, зависящая как от умелости действий структур управления в государстве, так и от самого социума. Объектом настоящей работы являются социальные изменения института семьи. Предметом является социологическая интерпретация семейных изменений в условиях трансформации российского общества. Цель курсовой работы: на основе историко-социологического анализа выявить устойчивые тенденции эволюции семейных отношений в российском обществе и определить факторы, которые могут способствовать повышению результативности современной семейной политики.
Глава 1. Теоретические основы изучения социокультурных аспектов функционирования семьи Понятийный аппарат исследования Социальный институт - исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение
Понятие социальный институт предполагает: · наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений; · эти механизмы, являясь над индивидуальными образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу, но во благо целого; В их структуре заключены: · ролевые модели поведения и статусы (предписания их исполнения); · их обоснование (теоретическое, идеологическое, религиозное, мифологическое) в виде категориальной сетки, задающая «естественное» видение мира; · средства трансляции социального опыта (материальные, идеальные и символические), а также меры, стимулирующие одно поведение и репрессирующие другое, инструменты поддержания институционального порядка; · социальные позиции - сами институты представляют собой социальную позицию («пустых» социальных позиций не бывает, поэтому вопрос о субъектах социальных институтов отпадает). Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затрудненно. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования. Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81,_%D0%AD%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8>, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами. Семья - основанная на браке или кровном родстве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> малая группа <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0>, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
В праве под семьей понимается законный социальный институт <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82>, находящийся под защитой государства. Как правило, «полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей); «неполная семья» - из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми). В российском семейном праве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE> семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойством <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи. Психологический подход к семье (такого подхода, в частности, придерживается Клаус Шнеевинд) понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям: · Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов. · Пространственная и временная ограниченность. · Закрытость, межличностная интимность. · Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом. Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC> обществе, согласно положению марксизма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC> о том, что «семья даёт нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество». На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F> «в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком», а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка». Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|