Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические основы исследования




Трансформация социокультурного института семьи, его зыбкость неустойчивость в современных российских условиях, приводит к невозможности воспроизведения преемственности ценностей и культуры поколений. Старшее и младшее поколение в одной семье во все времена переживало трудности взаимопонимания. Разрешение подобных конфликтов было возможно только на основе культурного взаимодействия, общих духовных ценностей. Духовные, культурные и социальные ценности не передаются генетические. Поэтому семья должна их взращивать и поддерживать. Ценности реализуются в функциях семьи, через правильное понимания их значимости, и, соответственно, того места в семье, которая каждая из этих функций должна занимать.

В данном исследовании проверялась гипотеза: дисфункция семьи как социокультурного института переживается членами семьи как вынужденная неверная расстановка функциональных приоритетов.

Исследование построено как изучение функциональной деформации современной российской семьи. Оно включало три этапа: подготовительный, этап собственно исследовательский, и этап обработки данных, получения результатов, обобщений и выводов. На первом подготовительном этапе разработана методика исследования, бланки ответов для испытуемых В качестве методического материала использовался список функций семьи:

- репродуктивная;

- воспитательная

- хозяйственно-бытовая;

- экономическая;

- первичного социального контроля;

- духовного общения;

- социально-статусная;

- досуговая;

- эмоциональная.

С данным списком было предложено каждому респонденту работать дважды.

Обработка результатов:

Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками функций семьи, входящими в представления об идеальной семье и реальной семье, в которую включен испытуемый. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Оценки от 1 до 9 предложенных качеств в обоих рядах принимаются за их ранги. Разность рангов, определяющих место того или иного качества личности, дает возможность вычислить коэффициент по формуле:

Дает возможность вычислить коэффициент по формуле:- число предложенных функций семьи (n=9);- разность номеров рангов.

Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале подсчитать на бланке, в специально отведенной колонке, разность рангов (d) по каждой предложенной функции. Затем каждое полученное значение разности рангов (d) возводят в квадрат и записывают результат на бланке в колонке (d), суммируют и сумму () вносят в формулу.

Коэффициент ранговой корреляции (г) может находиться в интервале от -1 до +1. Коэффициент не менее -0,4 и не более +0,4 (при р = 0,05), мы будем принимать за слабую незначимую связь (или ее отсутствие) между представлениями человека об идеальной семье, семье такой, какой она «должна быть» и реальной семье, в которой респондент живет. Такой результат, скорее всего, будет свидетельствовать о том, что респондент не особо задумывался о проблемах своей семьи. Значение коэффициента корреляции от +0,41 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи, разной степенью удовлетворенности функционирования своей семьи. Но, значения от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное, лживое представление о своей семье, нежелание обнаруживать ее несостоятельность или реальные трудности. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,41 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между идеальным представлением о семье и реальным положением семьи, в которую включен респондент. Чем ближе коэффициент к - 1, тем больше степень несоответствия, тем выше недовольство респондента реальными приоритетами функций в семье.

На втором этапе мы провели опрос респондентов.

На третьем этапе проводилась обработка полученных данных с использованием математических методов. Проводился количественный и качественный анализ данных.

Выводы

В нашем исследовании участвовали 32 человека в возрасте от 18 до 40 лет, включенных в жизнь родительской или своей семьи. 15 респондентов проявили удовлетворенность тем, как функционирует их семья. Трое респондентов дали размытые ответы, которые никак нельзя интерпретировать. 12 респондентов открыто признали функциональную несостоятельность своей семьи, так как члены семьи, по-видимому, слишком много времени вынуждены уделять одним функциям, и игнорировать другие в ущерб потребностям членов семьи. 2 респондента проявили скрытое недовольство, «не вынося сор из избы».

Очевидно, что зачастую члены семьи не могут сделать семью такой, какой они хотели бы ее видеть. У них возникает ощущение несостятельности как своей собственной, так и семьи в целом. Гораздо более спокойную реакцию на несоответствие семьи собственным представлением давали те респонденты, которые в полной мере понимали, что семья - это еще и социальная система и ее состояние существенно зависит от социально-экономического и социально-политического состояния государства.

Современная российская семья должна стать объектом социально-культурной деятельности со стороны государства, а также тех, кто в этом заинтересован. Необходимо разрабатывать и проводить социально-культурные мероприятия для конкретных семей, вести с ними плановую социальную работу. Уже выросло поколение, испытавшее на себе «социокультурный провал», для которого функции семьи сводятся к добыванию денег и выживанию. Должна быть признана ведущая роль семьи в обществе, ее основная функция по сохранению и развитию культуры.

Обобщая все вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

- члены современной российской семьи заняты поисками денег и других средств к существованию, ведением хозяйства и бытовыми проблемами своих престарелых и малолетних близких. От этого существенно страдают те функции, которые и создают социокультурное пространство семьи;

- желаемая семья в существенной мере не совпадает с реальной, представления о желаемой семье существенно расходятся с реальностью, что не может не порождать напряженности и беспокойства;

- очевидно, что зачастую члены семьи не могут сделать семью такой, какой они хотели бы ее видеть. У них возникает ощущение несостятельности как своей собственной, так и семьи в целом;

- должна быть признана ведущая роль семьи в обществе, ее основная функция по сохранению и развитию культуры.

 


 

Заключение

Проблемы семьи на современном этапе развития российского общества и государства остаются чрезвычайно сложными. Семья как социокультурный институт в пореформенной России потерпел существенный ущерб. Речь идет не просто о трансформации или деформации семьи как института, а о его функциональной несостоятельности. Попросту говоря, семья не справляется со своими функциями. Это имеет далеко идущие последствия в виде потери культурного наследия, так как оно не передается генетически. Но, тем, не менее, составляет основной признак человеческого вида вообще. Без воспроизведения социальных отношений, культуры и развития духовности невозможен социальный прогресс. О семье можно говорить как о ведущем социокультурном институте с обилием различных функций. Семья как социокультурный институт выполняет важные общественно-значимые функции: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, составляет сферу первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусную, досуговую, эмоциональную.

Именно в семье на всю оставшуюся жизнь закладываются основы человеческой личности, ее ценности, способы деятельности в мире, усваиваются основные нормы общежития, истинно человеческие способы удовлетворения потребностей. Под угрозой находится само воспроизведение семейного института, без которого немыслимо общество. В семье непрерывно происходит социокультурный процесс. И его качество зависит, в существенной мере, от того, как государство относится к семье. Долгие годы тоталитаризма в бывшем СССР привели к пренебрежительному отношению к семье, ее роли в становлении и поддержании гуманного общества и сильного государства. Значительное место среди социокультурных факторов институционального кризиса современной российской семьи занимает переоценка культурных ценностей вследствие глубинной трансформации общества. Реальную ценность приобрел индивидуализм, потребительство в самом худшем смысле этого слова, аморальное и преступное отношение людей друг к другу.

В настоящее время комплекс нарушений семьи настолько велик, что появилась угроза национальной безопасности. Угрозу национальной безопасности страны составляют снижение рождаемости, деформация социализационных процессов, нарушение социокультурной преемственности поколений. Такая деформация и дисфункция социокультурного института семьи свидетельствует об общественном неблагополучии.

Осознавая такую угрозу, государство строит социальную политику в отношении семьи так, чтобы ее укрепить. И не последнее место занимает в этом деле социокультурная работа с семьей. Должна быть признана ведущая роль семьи в обществе, ее основная функция по сохранению и развитию культуры. Материальная и социально-культурная помощь семье со стороны государства поможет восстановить нормальное функционирование этого важнейшего социокультурного института. Проведенное нами исследование вскрыло существо дисфункций семьи, заключающееся в неверном, несоответствующем позитивному развитию института семьи, общества, государства и личности расположению функциональных приоритетов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...