Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

У модели может быть только одна точка зрения




С определением модели тесно связана позиция, с которой наблюдается система и соз­дается ее модель. Поскольку качество описания системы резко снижается, если оно не сфокуси­ровано ни на чем, SADT требует, чтобы модель рассматривалась все время с одной и той же позиции. Эта позиция называется "точкой зре­ния" данной модели. На рис. 1-1 показано, как автор модели экспериментального механического цеха перечисляет претендентов (механик, кон­тролер), с точки зрения которых можно было бы описывать механический цех.

"Точку зрения" лучше всего представлять себе как место (позицию) человека или объекта, в которое надо встать, чтобы увидеть систему в действии. С этой фиксированной точки зрения можно создать согласованное описание системы так, чтобы модель не дрейфовала вокруг да около, и в ней не смешивались бы несвязанные описа­ния. Например, если в модели эксперименталь­ного механического цеха не зафиксировать определенную точку зрения, то легко можно смешать проблему обслуживания станков цеха с тем, как будет обработана деталь. Если это про­изойдет, то читатель модели столкнется с труд­ностями при определении конкретных обязан­ностей персонала.

Иногда только одна из множества возмож­ных точек зрения может дать описание, удовлет­воряющее цели модели. Например, для создания согласованной модели механического цеха можно встать на точку зрения как мастера, так и меха­ника или контролера, но ни одна из них сама по себе не даст модели, которая позволила бы напи­сать учебное руководство для всего персонала. Только с позиции начальника цеха можно уви­деть все виды работ, выполняемых в цехе. Имен­но с его точки зрения, как указано в замечании на рис. 1-1, можно проследить взаимосвязи обя­занностей различных работников. Точка зрения начальника цеха позволяет создателю модели определить роль каждого работника в изготов­лении отдельных деталей и описать координацию обязанностей персонала.

Модели как взаимосвязанные наборы диаграмм

После того как определены субъект, цель и точка зрения модели, начинается первая интегра­ция процесса моделирования по методологии SADT. Субъект определяет, что включить в мо­дель, а что исключить из нее. Точка зрения диктует автору модели выбор нужной информа­ции о субъекте и форму ее подачи. Цель стано­вится критерием окончания моделирования. Конечным результатом этого процесса является набор тщательно взаимоувязанных описаний, начиная с описания самого верхнего уровня всей системы и кончая подробным описанием деталей или операций системы.

Каждое из таких тщательно взаимосогласо­ванных описаний называется диаграммой. SADT-модель объединяет и организует диаграммы в иерархические структуры, в которых диаграммы наверху модели менее детализированы, чем диаграммы нижних уровней. Другими словами, модель SADT можно представить в виде древо­видной структуры диаграмм, где верхняя диа­грамма является наиболее общей, а самые ниж­ние наиболее детализированы. На рис. 1-2 пред­ставлены две диаграммы из модели эксперимен­тального механического цеха. Верхняя диаграмма (на вершине модели) описывает механический цех как функцию, в основе которой лежит пре­образование входящих рабочих комплектов (заготовок, сырья, документации) в детали при определенном контроле качества. Нижняя диа­грамма детализирует верхнюю, указывая на три главные функции механического цеха: управле­ние выполнением заданий, выполнение задания и контроль качества выполнения. Таким образом, общая функция, указанная на верхней диаграм­ме, детализируется с помощью трех функций на нижней диаграмме. Это пример того, как SADT организует описание системы, создавая иерархию добавляющихся на каждом уровне деталей.

На рис. 1-2 показано также взаимное влия­ние трех функций нижней диаграммы, обозначе­нное дугами, которые символизируют объекты механического цеха. Если вы внимательно по­смотрите на диаграмму, то заметите, что некото­рые дуги доходят до ее границы. Посмотрите еще внимательнее и вы увидите, что имена этих дуг совпадают с теми, что указаны на дугах верхней диаграммы. Это пример того, как SADT соединяет диаграммы в модели через объекты системы. Такая схема соединения требует согла­сованного наименования и учета объектов сис­темы с тем, чтобы две диаграммы можно было рассматривать как связанные между собой. Например, функциональный блок на верхней диаграмме имеет семь дуг, и каждая из них может быть найдена среди дуг, идущих к грани­це или от границы диаграммы на следующем уровне.

Резюме

Сложности, связанные с описанием многих искусственных систем, объясняются тем, что эти системы слишком велики для того, чтобы можно было просто перечислить все их компоненты. С другой стороны, они могут быть упрощены за счет обобщающих предположений. Методология SADT создана специально для представления та­ких сложных систем путем построения моделей. SADT-модель - это описание системы, у которого есть единственный субъект, цель и одна точка зрения. Целью служит набор вопросов, на кото­рые должна ответить модель. Точка зрения -позиция, с которой описывается система. Цель и точка зрения - это основополагающие понятия SADT. В этой главе мы решили дать о них беглое представление, оставляя более подробное рас­смотрение до глав 5 и 6. Описание модели SADT организовано в виде иерархии взаимосвязанных диаграмм. Вершина этой древовидной структуры представляет собой самое общее описание систе­мы, а ее основание состоит из наиболее дета­лизированных описаний.



Рис 1-2 Две взаимосвязанных SADT-модели

Дополнительная литература

 

Brackett, J., and C. McGowan: "Applying SADT to Large System Problems", SofTech Technical Paper TP059,January 1977.

 

Connor, M.: "Structured Analysis and Design Technique - SADT", Auerbach portfolio 32-04-02, 1979.

 

Freeman, P.: "Requirements Analysis and Specifi­cation: The First Step", Advances in Computer Technology - 1980, August 1980.

 

Hori, S.: "Human-Directed Activity Cell Model", CAM-1 Long Range Planning Final Report, CAM-1, Inc., 1972.

 

Miller, J.: Living Systems, McGraw-Hill, New York, 1978.

 

Ross, D.: "PLEX1: Sameness and the Need for Rigor", SofTech Deliverable no. 9031-1.1, Decem­ber 1975.

 

Ross, D.: "PLEX2: Sameness and Type", SofTech Deliverable no. 9031-2.0, December 1975.

 

Ross, D.: "Reflections on Requirements", IEEE Transactions on Software Engineering, vol. SE-3, no. 1,January 1977.

 

Ross, D.: "Doug Ross Talks about Structured Analysis", IEEE Computer, July 1985.

 

Ross, D. and K. Schoman: "Structured Analysis for Requirements Definitions", IEEE Transactions on Software Engineering, vol. SE-3, no. 1, January 1977.

 

SofTech, Inc.: "Introduction to IDEFO", SofTech Deliverable no. 7500-14, September 1979.

 

Weinberg, G.: An Introduction to General Systems Thinking, John Wiley, New York, 1975.


Глава 2. Синтаксис и применение диаграмм

Диаграмма является основным рабочим элементом при создании модели. Раз­работчик диаграмм и моделей обычно называется аналитиком, или, в терминологии SADT, автором. Диаграммы имеют собственные синтаксические правила, отличающиеся от син­таксических правил моделей. Важно их хорошо понимать, поскольку графические обозначения имеют особый смысл. Вы увидите, что графика SADT позволяет определить различные системные функции и показать, как функции влияют друг на друга. Эта книга посвящена только функцио­нальным SADT-диаграммам, поэтому в данной главе обсуждаются синтаксические правила только для функциональных SADT-диаграмм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...