Обозначения для менее распространенных интерфейсов по дугам
Номера узлов, С-номера и коды ICOM управляют подавляющим большинством ситуаций внутренних связей в модели. Однако между родительскими диаграммами и диаграммами-потомками могут возникать некоторые специфические ситуации, в которых разумное использование синтаксиса модели улучшает описание модели, а именно: (1) при разветвлении и соединении внешних дуг; (2) при изменении входных дуг на управляющие и наоборот; (3) когда дуги "входят в тоннель". Мы приведем примеры каждой из этих ситуаций, так чтобы вы могли распознать их и понять их значение. Однако необходимо предупредить, что такие средства изображения следует использовать только в особых ситуациях для прояснения и упрощения описания системы. Их следует применять для удобства, а не как прикрытие плохого анализа систем. Во всех этих случаях данные при пересечении границ диаграмм сохраняются, т. е. все входные данные некоторым образом используются для образования всех выходных данных. Ключом для понимания таких ситуаций является то, что дуги SADT изображают иерархические наборы данных (в главе 5 приведены дополнительные пояснения относительно иерархии дуг и дуг вообще). Одна из особых ситуаций заключается в разветвлении или соединении внешних дуг между диаграммами. Например, две внешние выходные дуги на диаграмме могут быть частями общей выходной дуги на границе блока. Это может произойти, если аналитик вместо того, чтобы обычным способом соединить их на диаграмме, оставляет это соединение неявным. Узнать об этом непоказанном соединении или разветвлении можно только, заметив, что коды ICOM для двух разных дуг совпадают. (Такая ситуация показана в уроке 7, где дуга бюджет и деньги, Cl на диаграмме ПС/А-0, разделена на диаграмме ПС/АО на дугу бюджет и дугу деньги.) Мы настоятельно рекомендуем почти во всех случаях делать явным факт соединения или разветвления внешних дуг, вычерчивая это на декомпозируемой диаграмме. Это позволит избежать использования ICOM-меток для указания соединения или разветвления дуг.
Особая ситуация возникает также тогда, когда входная дуга превращается в дугу управления и наоборот. Это происходит, если дуга управления (или входная), касающаяся границы блока, используется при декомпозиции диаграммы как входная (или соответственно управленческая) дуга. В уроке 7 обратите внимание на то, что дуга деньги как часть дуги деньги и бюджет является дугой управления на диаграмме ПС/А-0, однако используется как входная дуга на диаграмме ПС/ АО. Аналитик связал их для того, чтобы подчеркнуть, что на верхнем уровне модели бюджет и деньги управляют процессом питания семьи. Бюджет управляет планированием, а деньги - это нечто, превращаемое в процессе хождения по магазинам в продукты. Нам редко встречались ситуации, в которых требуется подобная техника. Мы советуем хорошо подумать об альтернативных способах построения диаграммы, прежде чем применять эту технику. Две другие особые ситуации возникают, когда дуги "входят в тоннель" между диаграммами. Дуга "входит в тоннель", либо (1) если она Рис 3-3. Кодирование связей между SADT-диаграммами является внешней дугой, которая отсутствует на родительской диаграмме (имеет скрытый источник), либо (2) если она касается блока, но не появляется на диаграмме, которая его декомпозирует (имеет скрытый приемник). Тоннельные дуги от скрытого источника начинаются скобками, чтобы указать, что эти дуги идут из какой-то другой части модели или прямо извне модели. На рис. 3-2 дуга незанятый рабочий С1 блока получить задание и назначить исполнителя на диаграмме ЭМЦ/А1 входит в тоннель и поэтому она не касается блока управлять выполнением задания на родительской диаграмме ЭМЦ/АО. Тоннельные дуги, имеющие скрытый приемник, кончаются скобками, чтобы отразить тот факт, что такая дуга идет к какой-то другой части модели или выходит из нее или что она не будет более в этой модели рассматриваться. На рис. 3-2 все дуги механизмов диаграммы изготовить нестандартную деталь являются тоннельными и указывают на то, что они не будут показаны при декомпозиции соответствующих блоков.
Наш опыт свидетельствует, что описанные особые ситуации встречаются редко, и если это все же происходит, то по очень специальным причинам. Хотя мы неоднократно сталкивались с полезным применением этой методики, советуем применять ее с большой осторожностью. При неправильном использовании она быстро становится прикрытием плохого моделирования. Поэтому мы рекомендуем ее только опытным SADT-аналитикам, да и то редко. Вместо этого мы предлагаем использовать синтаксис SADT-моделей стандартными способами, которые обсуждаются в этой книге. Если же диаграммы становятся слишком сложными для чтения и понимания, можно обратиться к этим альтернативным методам. Если вы хотите познакомиться со специальными случаями использования синтаксиса SADT, обратитесь к изучению моделей промышленного производства, представленных в части VI, чтобы посмотреть, как эти методы применяются для упрощения описаний систем. Резюме SADT-диаграммы являются декомпозициями ограниченных объектов. Объект ограничивается блоком и касающимися его дугами. Диаграмма, содержащая границу, называется родительской диаграммой, а диаграмма, декомпозирующая блок родительской диаграммы, называется диаграммой-потомком. Для связывания родительской диаграммы и диаграммы-потомка используются С-номера, так что модель всегда сохраняет актуальность. Коды ICOM используются для того, чтобы стыковать диаграмму-потомка с родительской диаграммой. Номер узла идентифицирует уровень данной диаграммы в иерархии модели. Когда диаграммы в модели становятся слишком трудными для чтения, для упрощения описания системы могут разумным образом использоваться специальные технические приемы типа "вхождения дуг в тоннель".
Дополнительная литература
Ross, D.: "Removing the Limitations of Natural Language (with Principles behind the RSA Language)", SofTech Deliverable no. 9061-25, July 1979.
SofTech, Inc.: "IDEFO Author's Guide to Creating Activity Diagrams", SofTech Deliverable no. 7500-13, September 1979.
SofTech, Inc.: "Introduction to IDEFO", SofTech Deliverable no. 7500-14, September 1979.
SofTech, Inc.: "Integrated Computer-Aided Manufacturing (ICAM) Report: Function Modeling Manual (IDEFO)", contract no. F33612-78-C-5158, SofTech,Inc., 1981. Глава 4. Процесс моделирования В значительной мере успех методологии SADT объясняется ее графическим языком, хотя не менее ценным является сам процесс моделирования. Процесс моделирования в SADT включает сбор информации об исследуемой области, документирование полученной информации и представление ее в виде модели и уточнение модели посредством итеративного рецензирования. Кроме того, этот процесс подсказывает вполне определенный путь выполнения согласованной и достоверной структурной декомпозиции, что является ключевым моментом в квалифицированном анализе системы. SADT уникальна в своей способности обеспечить как графический язык, так и процесс создания непротиворечивой и полезной системы описаний. Мы утверждаем, что SADT является методологией в полном смысле, потому что она объединяет итеративный процесс создания модели, нотации, управляющие конфигурацией модели, язык ссылок для диаграмм, язык функций моделей с графическим языком описания системы, а также рекомендации по реализации аналитических проектов. Нотации, управляющие конфигурацией, гарантируют, что новые диаграммы будут корректно встроены в иерархическую структуру модели. Язык ссылок в SADT, правила сокращений для ссылок, адресованных к отдельным частям диаграммы, облегчают оформление замечаний при рецензировании модели. Язык функций позволяет декларативно определять правила работы системы, что часто является особенно важным завершающим шагом в описании системы. На рис. 4-1 изображен процесс моделирования в SADT, описанный с помощью SADT-диаграммы. Диаграмма отражает тот факт, что процесс моделирования в SADT является итеративной последовательностью шагов, приводящих к точному описанию системы. Высокая эффективность этого процесса обусловлена его организацией, в основе которой лежит разделение функций, выполняемых участниками создания SADT-проектов: эксперты являются источниками информации, авторы создают диаграммы и модели, библиотекарь координирует обмен письменной информацией, читатели рецензируют и утверждают модели, а Комитет технического контроля принимает и утверждает модель. В данной главе представлен общий обзор процесса моделирования. Более детально его отдельные шаги обсуждаются в главах 5 и 6, а также в частях II и III.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|