Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обозначения для менее распространенных интерфейсов по дугам




Номера узлов, С-номера и коды ICOM управляют подавляющим большинством ситуа­ций внутренних связей в модели. Однако между родительскими диаграммами и диаграммами-потомками могут возникать некоторые специфи­ческие ситуации, в которых разумное использо­вание синтаксиса модели улучшает описание мо­дели, а именно: (1) при разветвлении и соеди­нении внешних дуг; (2) при изменении входных дуг на управляющие и наоборот; (3) когда дуги "входят в тоннель". Мы приведем примеры каж­дой из этих ситуаций, так чтобы вы могли рас­познать их и понять их значение. Однако не­обходимо предупредить, что такие средства изо­бражения следует использовать только в особых ситуациях для прояснения и упрощения описания системы. Их следует применять для удобства, а не как прикрытие плохого анализа систем. Во всех этих случаях данные при пересечении границ диаграмм сохраняются, т. е. все входные данные некоторым образом используются для образова­ния всех выходных данных. Ключом для понима­ния таких ситуаций является то, что дуги SADT изображают иерархические наборы данных (в главе 5 приведены дополнительные пояснения относительно иерархии дуг и дуг вообще).

Одна из особых ситуаций заключается в разветвлении или соединении внешних дуг между диаграммами. Например, две внешние выходные дуги на диаграмме могут быть частями общей выходной дуги на границе блока. Это может про­изойти, если аналитик вместо того, чтобы обыч­ным способом соединить их на диаграмме, остав­ляет это соединение неявным. Узнать об этом не­показанном соединении или разветвлении можно только, заметив, что коды ICOM для двух разных дуг совпадают. (Такая ситуация показана в уроке 7, где дуга бюджет и деньги, Cl на диаграмме ПС/А-0, разделена на диаграмме ПС/АО на дугу бюджет и дугу деньги.) Мы настоятельно реко­мендуем почти во всех случаях делать явным факт соединения или разветвления внешних дуг, вы­черчивая это на декомпозируемой диаграмме. Это позволит избежать использования ICOM-меток для указания соединения или разветвления дуг.

Особая ситуация возникает также тогда, когда входная дуга превращается в дугу управле­ния и наоборот. Это происходит, если дуга управ­ления (или входная), касающаяся границы блока, используется при декомпозиции диаграммы как входная (или соответственно управленческая) дуга. В уроке 7 обратите внимание на то, что дуга деньги как часть дуги деньги и бюджет является дугой управления на диаграмме ПС/А-0, однако используется как входная дуга на диаграмме ПС/ АО. Аналитик связал их для того, чтобы подчерк­нуть, что на верхнем уровне модели бюджет и деньги управляют процессом питания семьи. Бюд­жет управляет планированием, а деньги - это нечто, превращаемое в процессе хождения по магазинам в продукты. Нам редко встречались ситуации, в которых требуется подобная техника. Мы советуем хорошо подумать об альтернативных способах построения диаграммы, прежде чем применять эту технику.

Две другие особые ситуации возникают, когда дуги "входят в тоннель" между диаграмма­ми. Дуга "входит в тоннель", либо (1) если она


Рис 3-3. Кодирование связей между SADT-диаграммами


является внешней дугой, которая отсутствует на родительской диаграмме (имеет скрытый источ­ник), либо (2) если она касается блока, но не появляется на диаграмме, которая его декомпо­зирует (имеет скрытый приемник). Тоннельные дуги от скрытого источника начинаются скобка­ми, чтобы указать, что эти дуги идут из какой-то другой части модели или прямо извне модели. На рис. 3-2 дуга незанятый рабочий С1 блока получить задание и назначить исполнителя на диаграмме ЭМЦ/А1 входит в тоннель и поэтому она не касается блока управлять выполнением задания на родительской диаграмме ЭМЦ/АО. Тоннельные дуги, имеющие скрытый приемник, кончаются скобками, чтобы отразить тот факт, что такая дуга идет к какой-то другой части модели или выходит из нее или что она не будет более в этой модели рассматриваться. На рис. 3-2 все дуги механизмов диаграммы изготовить нестандартную деталь являются тоннельными и указывают на то, что они не будут показаны при декомпозиции соответствующих блоков.

Наш опыт свидетельствует, что описанные особые ситуации встречаются редко, и если это все же происходит, то по очень специальным причинам. Хотя мы неоднократно сталкивались с полезным применением этой методики, советуем применять ее с большой осторожностью. При неправильном использовании она быстро стано­вится прикрытием плохого моделирования. По­этому мы рекомендуем ее только опытным SADT-аналитикам, да и то редко. Вместо этого мы предлагаем использовать синтаксис SADT-моделей стандартными способами, которые обсуждаются в этой книге. Если же диаграммы становятся слишком сложными для чтения и понимания, можно обратиться к этим альтерна­тивным методам. Если вы хотите познакомиться со специальными случаями использования син­таксиса SADT, обратитесь к изучению моделей промышленного производства, представленных в части VI, чтобы посмотреть, как эти методы применяются для упрощения описаний систем.

Резюме

SADT-диаграммы являются декомпозициями ограниченных объектов. Объект ограничивает­ся блоком и касающимися его дугами. Диаграм­ма, содержащая границу, называется родитель­ской диаграммой, а диаграмма, декомпозирую­щая блок родительской диаграммы, называется диаграммой-потомком. Для связывания родитель­ской диаграммы и диаграммы-потомка исполь­зуются С-номера, так что модель всегда сохраняет актуальность. Коды ICOM используются для того, чтобы стыковать диаграмму-потомка с ро­дительской диаграммой. Номер узла идентифи­цирует уровень данной диаграммы в иерархии модели. Когда диаграммы в модели становятся слишком трудными для чтения, для упрощения описания системы могут разумным образом ис­пользоваться специальные технические приемы типа "вхождения дуг в тоннель".

Дополнительная литература

 

Ross, D.: "Removing the Limitations of Natural Language (with Principles behind the RSA Lan­guage)", SofTech Deliverable no. 9061-25, July 1979.

 

SofTech, Inc.: "IDEFO Author's Guide to Creating Activity Diagrams", SofTech Deliverable no. 7500-13, September 1979.

 

SofTech, Inc.: "Introduction to IDEFO", SofTech Deliverable no. 7500-14, September 1979.

 

SofTech, Inc.: "Integrated Computer-Aided Manu­facturing (ICAM) Report: Function Modeling Manual (IDEFO)", contract no. F33612-78-C-5158, SofTech,Inc., 1981.

Глава 4. Процесс моделирования

В значительной мере успех методологии SADT объясняется ее графическим язы­ком, хотя не менее ценным является сам процесс моделирования. Процесс моделиро­вания в SADT включает сбор информации об ис­следуемой области, документирование получен­ной информации и представление ее в виде мо­дели и уточнение модели посредством итератив­ного рецензирования. Кроме того, этот процесс подсказывает вполне определенный путь выпол­нения согласованной и достоверной структурной декомпозиции, что является ключевым моментом в квалифицированном анализе системы. SADT уникальна в своей способности обеспечить как графический язык, так и процесс создания не­противоречивой и полезной системы описаний.

Мы утверждаем, что SADT является мето­дологией в полном смысле, потому что она объе­диняет итеративный процесс создания модели, нотации, управляющие конфигурацией модели, язык ссылок для диаграмм, язык функций моде­лей с графическим языком описания системы, а также рекомендации по реализации аналитичес­ких проектов. Нотации, управляющие конфигу­рацией, гарантируют, что новые диаграммы будут корректно встроены в иерархическую структуру модели. Язык ссылок в SADT, правила сокраще­ний для ссылок, адресованных к отдельным час­тям диаграммы, облегчают оформление замечаний при рецензировании модели. Язык функций позволяет декларативно определять правила работы системы, что часто является особенно важным завершающим шагом в описании системы.

На рис. 4-1 изображен процесс моделиро­вания в SADT, описанный с помощью SADT-диаграммы. Диаграмма отражает тот факт, что процесс моделирования в SADT является итера­тивной последовательностью шагов, приводящих к точному описанию системы. Высокая эффек­тивность этого процесса обусловлена его органи­зацией, в основе которой лежит разделение функций, выполняемых участниками создания

SADT-проектов: эксперты являются источниками информации, авторы создают диаграммы и моде­ли, библиотекарь координирует обмен письмен­ной информацией, читатели рецензируют и утверждают модели, а Комитет технического контроля принимает и утверждает модель. В дан­ной главе представлен общий обзор процесса мо­делирования. Более детально его отдельные шаги обсуждаются в главах 5 и 6, а также в частях II и III.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...