Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Достижение интенциональности и теория

В случае неудачи имеет смысл сделать вторую попытку. В следующем отрывке вы увидите демонстрацию более эффектив­ного подхода к клиенту. Терапевт работает в рамках транзактного анализа (глава XII) — популярной современной теории, которая есть результат развития психоаналитической и гумани­стической концепции. Транзактный анализ (ТА) нравится мно­гим терапевтам из-за его четкого и ясного языка, который объ­ясняет сложные психоаналитические конструкции в понятной клиенту форме. Когда вы прочитаете это интервью, мы вновь проанализируем его, используя те же критерии. (М — терапевт Мэри, Ч — клиент Чарльз.)

11. М: Давайте поглядим, где мы застряли после моей неудачной ин­терпретации... В доме был полный беспорядок...                                                                           Итог

12. Ч: Именно так

13. М: Вы в самом деле очень устали. Были сердиты, делая всю эту работу по дому. Если это так, то сможете ли вы вызвать чувство усталости и гнева? Бывало ли это чувство в других ситуациях?                                                                                Итог/директива

 (Здесь Мэри, используя директиву свободной ассоциации, пытает­ся разобраться в повторяющихся паттернах поведения, характер­ных для прошлых и нынешних ситуаций. Вы можете отметить, что Мэри использует чувственную или кинестетическую репрезента­тивную систему, описанную в главе V. Она явно ведет клиента.)

14. Ч: Да, еще бы... Мне вспомнилось прямо сейчас, что моя секре­тарша, Джорджия... Она хороший человек. Если я все детально рас­пишу для нее, то работа будет сделана хорошо. Но я частенько...

15. М: Вы выглядите сейчас сердитым.                                  Отражение чувств

(Используя навыки наблюдения невербальной коммуникации, Мэри замечает несоответствие между положительными высказы­ваниями клиента и его лица. Она намеренно переходит в настоя­щее время.)

16. Ч: ...И я... заканчиваю работу за Джорджию, а она сидит там и читает журнал. Иногда дольше объяснять ей, чем сделать самому. Поэтому я делаю все сам.

17. М: И что дальше?                                                                              Поощрение

18. Ч: Нет, я не позволю себе ругать ее.

Думается, иногда я ругаю детей из-за того, что Джорджия не вы­полняет свою работу. (По Фрейду это защита с помощью переноса.)

19. М: Из-за того, что она не выполняет свою работу, вы делаете ее за нее, а потом сердитесь на детей?                                                                                       Интерпретация

20. Ч: Да, я забочусь о Джорджии... Она приходит ко мне и расска­зывает о своих проблемах, и мне нравится помогать ей, если это в моих силах... Я чувствую на своих плечах ответственность.

(Он касается своих плеч, как будто прикасается к грузу ответст­венности, который там находится. Это еще один пример индиви­дуалистической установки, характерной для американцев среднего класса.)

21. М: Это вас связывает и раздражает.                                            Отражение чувств

22. Ч: Да...

23. М: Вспомните наш разговор о концепции транзактного анализатам встречается понятие критического родителя. Мне кажется, что вы играете по отношению к ней именно такую роль.

Инструкция/интерпретация

 (Это обычный прием для тех, кто на практике воплощает ТА, что­бы внушить клиенту необходимые конструкции данной теории, а затем использовать эти знания для интерпретации поведения.)

24. Ч: Другими словами, у меня та же роль и для детей, и для Джорджии.

(Заметьте — клиент не использует язык и конструкции терапевта.)

25. М: Да, что-то в этом роде. Вы выполняете работу за неё и по­зволяете ей уходить, не выполнив работу, а затем дома выплески­ваете раздражение на детей, Я описываю правильно? Интерпретация/проверка

26. Ч: (схватившись за живот)...Похоже мой организм реагирует на это.

(Отметим, что клиент, пытавшийся дать точные интерпретации, сначала проявляет широкий спектр вербальных и невербальных инконгруэтностей. Невербальное поведение Чарльза довольно сложно и противоречиво. В его речи много заминок. Это индика­тор того, что жестко сконструированные поверхностные предло­жения немного ослабли. У него формируется новый взгляд на мир. Здесь очень уместна проверка: “Я правильно описываю?” Эта про­верка помогает Чарльзу найти параллели в двух ситуациях.)

27. М: Но в этой ситуации есть и позитивное. Вы можете увидеть позитивное? Вы ведь не только критичный родитель, но и заботя­щийся. Обратная связь/вопрос/открытаяинтерпретация

(Это очень важное место. Расшатав жесткую систему конструкций у Чарльза, Мэри пытается внушить более гибкую систему мышле­ния, она вносит в разговор позитивную струю и спрашивает Чарльза о том, насколько верно он поступал в этой ситуации.)

28. Ч: Позитивно?. Как это? Абсурд.

29. М: Я думаю, вы пытаетесь заботиться о каждом: зная, что все устали, убираете вещи (Ч: Верно). Вы знаете, что вашей секретарше в жизни приходится тяжело, поэтому можно, считать, что вы пре­вращаетесь в... позитивного, заботливого родителя.

(Это классическое позитивное оформление негативной ситуации. Здесь мы ссылаемся на следующий раздел, где предоставлены раз­ные возможности поиска позитивного. Заметим, что Мэри очень умело использует проверку. Она дает клиенту возможность почув­ствовать связь между ситуациями, которые до этой интерпретации шли как совершенно раздельные. Подобное прведение параллелей в двух ситуациях очень характерно для психодинамической теории и ТА.)

30. Ч: Да, забота преобладает, ведь я люблю детей — я уже гово­рил... Знаете..., если они заняты, я люблю им помогать. Я знаю, у Джорджии были трудности, но сейчас все благополучно... Но все это кончается тем, что я начинаю сердиться... А отсюда следует, что, став родителем заботливым, я перестану быть излишне критичным родителем.

(Это называют моментом инсайта. Чарльз перекинул мостик к собственным конструкциям и у него появились новые личные конструкции, с помощью которых он рассматривает две тревож­ные ситуации. Интересно, что факты вокруг этих ситуаций оста­лись прежними, а эмоциональное поле вокруг них изменилось. Именно эту цель преследует когнитивная терапия.)

31. М: Да. Ответьте на один вопрос: где здесь взрослый? Помните, мы говорили о родителе, взрослом и ребенке. Где в этой ситуации взрослый, который стремится к переменам?                                                                            Открытый вопрос/конфронтация

В приведенном отрывке мы видим, как клиент идет от нега­тивной оценки себя и других к более положительному представ­лению о своей личности, и, как следствие, это ведет к более уважительным отношениям с детьми и секретаршей. У него, как мы называем, “начинающийся инсайт”. Однако это еще не по­ступок. Если человек полнее понимает ситуацию, это еще не значит, что он начнет действовать иначе. Если Чарльз желает изменить свои поступки, то на последней стадии курса нужна некая разновидность обобщающего плана (глава II).

На примере этого отрывка вспомним основные теоретиче­ские конструкции первых шести глав. Во-первых, у клиента наблюдаются перемены к интенциальности. Его мировоззрение и система конструкций расширились. Общие направления были заданы терапевтом. Если вы приверженец определенной теории, то тогда теория сама задает цели лечения, хотя вы способны подправить цели внутри рамок этой теории. Можно заметить, что по приведенному отрывку (где достигнут инсайт) трудно судить о запланированных переменах и поведении.

Терапевт Мэри очень эффективно использовала микротех­ники. Она ушла от негативного и сумела стать активным, воздействующим терапевтом, у нее получилось изменить ход мыс­лей и чувств клиента. Самое значительное изменение — в ког­нитивных сдвигах по отношению к имеющимся фактам. Сами факты не изменились. Если в начале сеанса клиент чувствует себя виноватым, то в конце он уже смотрит на те же факты с оптимизмом, в нем пробуждается чувство интенциальности. Можно посмотреть на интервью с точки зрения достижения эмпатии. Мэри взглянула на ситуацию глазами клиента, но она использует “аддитивную эмпатию”. Она что-то привносит в его ограниченную позицию. Работа идет внутри его индивидуали­стической традиции, которая возлагает ответственность на плечи клиента. Для североамериканцев и западных европейцев харак­терна такая самоактуализация и индивидуализм.

Подобная опора на индивидуальность хорошо работает в случае с Чарльзом, это не противоречит установкам его культур­ной среды, но это может не сработать, если на его месте окажется американец африканского, испанского или азиатского проис­хождения. Для них характерна более патриархальная ориента­ция. Для некоторых культур упор на индивидуальную самоак­туализацию будет ошибкой.

Терапевт прекрасно поработал, наблюдая вербальное и не­вербальное поведение, подмечая инконгруэтности. Конфронта­ция проводилась мягко и включала проверки, которые позволи­ли клиенту найти “собственное пространство” и построить свою точку зрения на ситуацию. Мэри создала рабочую обстановку, в которой Чарльз имел возможность повлиять на нее, а это созда­вало возможность диалога с эмпатией. Для эмпатии необходимо уважение к клиенту, нужно уметь использовать его факты и данные для построения новых конструкций и альтернатив.

В заключение отметим, что терапевт хорошо использовал теорию транзактного анализа для расширения мировоззрения клиента. Начинает меняться и язык клиента и поверхностная (вместе с ней и глубинная) структура предложений. Речевые колебания и невербальное поведение отмечает начало перемен. Можно предвидеть, что в дальнейшем Чарльз станет привер­женцем метода ТА. Отметим, однако, что язык и мировоззрение клиента начинают напоминать язык и мировоззрение терапевта.

Психотерапия — это процесс исправления, задача которого сформировать более эффективное мировоззрение. Важная задача терапии — установить связь между, казалось бы, разными собы­тиями. В данном случае Чарльз обнаружил, что его взаимодейст­вие с детьми структурно похоже на взаимодействие с секретаршей. Заглядывая вперед, мы можем сказать, что паттерны его по­ведения часто повторяются в разных ситуациях. У большинства ваших клиентов есть паттерны поведения и мышления, которые повторяются вновь и вновь в различных ситуациях. Это является симптомом отсутствия интенциальности.

Психология занимается тем, что подправляет повторяющий­ся паттерн поведения, а психотерапия занимается полной ре­конструкцией паттернов. Паттерны поведения идут из детства, но иногда бывает, что это следствие каких-то жизненных травм. Задача психологии и психотерапии изменить паттерны. Некото­рые психотерапевты считают, что почти все паттерны должны быть лишены корней. Психологи считают, что эффективная реконструкция ограниченной области паттернов должна обеспе­чить долгосрочные изменения у клиента. Некоторые утверждают, что основательные изменения одного паттерна могут произ­вести глубокие перемены в личности клиента.

Психологу следует обратить особое внимание на поиск по­зитивного, какой бы теоретической школе он ни принадлежал. Это будет показано в третьем отрывке интервью Мэри и Чарль­за. Но вначале внимательно изучим природу такого подхода.

 

ПОИСК ПОЗИТИВНОГО

На протяжении всей первой части книги мы подчеркивали необходимость положительного подхода и выявления сильных сторон личности. Интервью по принятию решений пойдет луч­ше, если вы отметите сильные стороны клиента. В главе III Джоан Грисворд постоянно подчеркивает то позитивное, что обнаружила у клиента. Кроме того, в зависимости от культуры и индивидуальности может быть разный взгляд на позитивное. К примеру, для многих азиатских групп зависимость — это поло­жительная ценность, а для североамериканской культуры пози­тивной является сампактуалияяция и независимость (в других странах это может расцениваться, как эгоизм и считается отри­цательным качеством).

Если у вас есть эмпатия к человеку и его культурной среде, то это уже серьезный шаг к поиску положительного в его ситуа­ции. Обстановка, которую вы создаете, должна строиться на уважении с учетом культуры, она должна давать возможность выбора, а не навязывать одну точку зрения.

В интервью, построенном на ТА, терапевт начинает с нега­тивного мышления своего клиента и помогает ему интерпрети­ровать свое поведение в более положительном ключе. (М: Да, но есть что-то позитивное? Я имею в виду, что вы не только крити­ческий родитель, но и заботливый родитель, верно?) Теоретически ее действия основаны на “поиске положительных сторон” (Айви, 1983). Поиск позитивного можно считать общим над теоретическим понятием, присущим любой терапии. Это старый неизменный принцип профессии психолога. Однако можно найти в нем и новые черты.

Леона Тайдер в своих классических работах идет к более общему понятию процесса поиска позитивного. В процедуре постановки диагноза, который предшествует самой терапии, важная роль отводится исследованию ресурсов. Психолог уделяет меньше внимания тем слабостям, которые адекватно контроли­руются или нейтрализуются. Он отмечает, какие именно трудно­сти мешают продвижению вперед, но, и в этом случае, он пред­почитает их обойти, а не атаковать. Такой психолог старается найти пути преодоления стресса и обеспокоенности, и те на­личные ресурсы, которые можно развить и усилить, если они отмечены. (Тайлер, 1963).

В своей книге Тайлер призывает работать с существующими у клиента конструкциями реальности, а не навязывать ему внешние теоретические модели. Она убеждена, что поиск пози­тивного начала в большей мере присущ психологии, чем психо­терапии. Она приводит доказательства того, что позитивное ми­ровоззрение дает большие возможности для дальнейшего роста и развития личности.

Можно сказать, что поиск положительного — это расшире­ние понятия “исследование ресурсов”. В рамках этой концепции большая часть терапевтической работы состоит в переосмысле­нии жизненного опыта на более позитивных началах.

Айви (1983) предположила, что поиск позитивного можно считать специфической формой основной последовательности выслушивания и поэтому это не только терапевтическая идея, но практическая методика. Чтобы осуществить поиск позитивно­го, необходимо выявить все положительное в данной ситуации, используя навыки выслушивания. Идентификация позитивного часто дает клиенту чувство безопасности, а это помогает ему глубже заглянуть в негативные и тревожные области его жизни. И далее, используя позитивную интерпретацию, вы помогаете на негативную ситуацию посмотреть более положительно.

В табл. 7.2 в сжатом виде показано, как при различных тео­ретических направлениях психолог может, используя разные техники, добиться одного и того же переосмысления — пере­смотра жизни с более позитивной точки зрения. Это может по­казаться банальным, однако трудно отрицать созидательную силу позитивного мышления. “Дневник Анны Франк” — впе­чатляющий пример поиска позитивного. Анна Франк была вы­нуждена провести свою юность в маленькой комнате, в Голлан­дии, скрываясь от нацистов. Она выжила благодаря умению найти положительное даже в самых тревожных ситуациях.

Познакомьтесь с таблицей 7.2 — может быть, вы захотите на примере других теорий уяснить для себя, как в них производит­ся поиск позитивного.

 

Таблица 7.2

ПОИСК ПОЗИТИВНОГО В РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ

 

МЕТОД И ЕГО РАЗНОВИДНОСТЬ СУЩНОСТЬ МЕТОДА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МИКРОТЕХНИК
1. Исследование ре­сурсов: Тайлер, психология консультации   Выявить ресурсы клиента, которые укрепляются при их при­знании — “минимальные изменения” важны уже на первых стадиях. Выявить ресурсы, внимательно выслушав клиента, затем прояснить их и провести закрепление всего положи­тельного.  
2. Позитивный взгляд: Роджерс, Гуманистическая психология   Отразить положительный смысл и идеи в утверждениях кли­ента, которые с первого взгляда кажутся негативными. В бо­лее широком аспекте использовать поощрение, пересказ, от­ражение чувств, для того, чтобы подчеркнуть положительные направления. Применять позитивную связь и самораскрытие.  
3. Поиск нового смысла: Франкл, психодинамическая и гуманисти­ческая теория   (1) Внимательно выслушав, выявить проблемы клиента. Зада­вать вопросы, затрагивающие смысл ситуации, к примеру: “Что это значит для вас?”, “Какой в этом смысл?” Отражение смысла. (2) Выявлять положительный смысл ситуации через вопросы и отражение смысла. (3) Конфронтация типа “С од­ной стороны негативное в данной ситуации состоит в том, что..., но с другой стороны, позитивное...” Клиент обычно идет от инконгруэнтности к более позитивному взгляду на ситуацию.  
4. Фокусирование: Гендлин, гумани­стическая теория   (1) Изолировать чувство и эмоции клиента. (2) Предложить клиенту высказать свободные ассоциации по проблемной ситуации. (3) Понимать переживания клиента. (4) Найти поло­жительные чувства и мысли. (5) Вернуться к проблеме, пред­ложить прочувствовать ее вновь, исходя из положительного опыта. Найти нужные слова для похвалы.  
5. Рефрейминг (пе­реформирование): Эриксон, Бендлер, Гриндер, Ланктон   (1) Установить раппорт и присоединение к вербальному и невербальному языку клиента. (2) Идентификация нежела­тельного стереотипа, подлежащего изменению, использование репрезентативных систем для выделения проблемы. (3) Разве­дение поведения и намерения соответствующей части лично­сти. (4) Создание новых, положительных стереотипов поведе­ния, которые реализовали бы данное намерение. Либо: в п. 3 попросить клиента вспомнить положительные результаты данного стереотипа, поискать внутренние ресурсы. Сравнить баланс положительного и отрицательного, на стадии 4 увя­зать позитивное с негативным. (5) Творческая разработка новых вариантов поведения.  
6. Когнитивно-бихевиористская теория: Бек, Эллис   (1) Выявить, где мышление слабо адаптируется. (2) Отметить повторяющиеся паттерны мышления (“автоматические сужде­ния”). (3) Использовать процедуры дистанцирования — со стороны оценить мысли и чувства, относящиеся к ситуации. (4) Изменив правила, ввести более позитивную логику в си­туацию, перемена мировоззрения.  
7. Резюме Все указанные направления используют для описания ситуа­ции основные слова и конструкции клиента для описания ситуации. Вначале клиента выслушивают, стараясь понять его мысли и чувства. Затем стараются найти положительные стороны у клиента либо в самой ситуации и предлагают эти соображения клиенту, чтобы он стал уважать себя и свою способность справиться с ситуацией.  

В любом из указанных примеров найденное позитивное может и не перевесить отрицательное. Из-за этого иногда клиент начинает нервничать. Часто такое происходит, если идет процесс фокусирования либо переосмысления, и реже, когда про­сто идет поиск положительного. В этом случае прямо спрашивается, что положи­тельного в ситуации. Если клиент проявляет беспокойство, то необязательно убеж­дать его в обратном — это нормальная реакция. В таком случае цель поиска пози­тивного — просто уменьшить, ослабить воздействие негативного. Не стремитесь разрешить проблему за один раз. Не стоит возбуждать у клиента неоправданных ожиданий на ранних стадиях.

Поиск позитивного — это поиск сил и возможностей, кото­рый осуществляется как внутри клиента, так и в его окружении. Важно отметить, что поиск позитивного основывается на миро­воззрении клиента и не требует особого теоретического языка. Каждая из изложенных техник — это разновидность поиска по­зитивного.

 

ПОИСКИ ПОЗИТИВНОГО,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...