Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные техники психоаналитического интервьюирования

Если теорию Фрейда можно обобщить одним словом “бессознательное”, то методологию его можно обобщить поня­тием “свободного ассоциирования”. На элементарном уровне использовать свободные ассоциации значит просто предложить клиенту говорить все подряд, что ему придет в голову. Более строгим определением может служить следующее:

“Метод, согласно которому проговариваются все без исключе­ния мысли, пришедшие в голову, основаны ли они на специфических элементах (окружающая среда, мечты, сновидения, любой тип идей) или появились спонтанно”. (Лапланч и Монтелис, 1973)

Фрейд начал применять метод свободного ассоциирования при лечении истерии, поскольку он искал глубоко скрытые ис­токи болезни. Он также использовал этот метод для самоанали­за, в частности анализа снов. Именно отталкиваясь от анализа сновидений, Фрейд открыл “королевскую дорогу к бессозна­тельному”. Позволяя своим пациентам говорить все, что прихо­дит в голову (каким бы бессвязным это бы не казалось), он об­наружил, что основные паттерны, объясняющие смысл поступ­ков, снов и мыслей, кажущихся произвольными, начинают по­вторяться.

Необходимо отметить, что принятие творческих решений, о которых шла речь во второй главе, тесно связано с техникой свободного ассоциирования. Клиент и консультант начинают с определения основных проблем, затем клиент начинает прого­варивать свои ассоциации, и выход из положения обычно при­ходит в голову или терапевту, или клиенту. Этот процесс пока­зан в предыдущем интервью. Боб определил свое затруднение, связанное с вышкой, а терапевт в 10 пункте сказал: “остановитесь на чувстве страха и паники, а затем позвольте мыслям течь свободно по вашим воспоминаниям и опишите мне первый образ, пришедший вам в голову”. Во время свобод­ного ассоциирования стала вырисовываться более полная карти­на проблем Боба.

Очень свободные ассоциации кажутся совершенно бессмыс­ленными. Приведем пример того, как этот метод может быть использован для решения проблем повседневной жизни.

“По радио объявили, что будут передавать концерт, и солис­том будет Венни Гудмен. В течение следующих 10 секунд у меня в голове вертелось только: Венни Гудмен? Правильно, он пианист. Интересно, чем отличается Гудмен от того моего английского приятеля?.. Как его?.. Забыл... Не могу уловить разницы. Моя жена думает, что я очень сведущ в этих вещах. А я даже не могу отли­чить Гудмена от... Как же его... Удивительно, почему я поддержи­ваю эту иллюзию жены? Полагаю потому, что она знает так много об искусстве... А мне все еще удается обманывать ее. Конеч­но я мог бы знать о музыке больше. Если бы моя тетушка меньше настаивала, чтобы я учился играть на скрипке...

И как это я удержался от того, чтобы не убить эту женщи­ну. Ну и что, что я повредил пальцы, играя в бейсбол? Может сей­час я был бы способен отличить Гудмена от...

С чувством досады на забытое имя, вертящееся на кончике языка, и с чувством того, что вот-вот я вспомню его, я внезапно увидел себя сидящим на открытой трибуне футбольного поля в Вестоне. Джордж Келл, центровой команды Ред Соке, ударил, би­той по мячу, и траектория его полета была абсолютно плавной. Это был последний матч и Ред Соке выиграл с большим счетом.

Джордж Келл... КЕЛЛ! Ну конечно: Редженальд Келл.! Так зо­вут моего знакомого англичанина!”

(Джонс, 1966)

Приведенный отрывок иллюстрирует несколько ключевых особенностей свободного ассоциирования. Во-первых, конечно, важно освободить ум для свободного размышления, особенно, если мы хотим получить ответ из бессознательной области. На первый взгляд, ассоциации с нелюбимой теткой кажется совер­шенно бессмысленной, но желание убить (kill) тетку приводит нас на бейсбольное поле с Джоном Келлом на нем (kill— Kell — разница только в одной букве). Кроме того, мы видим еще не­сколько пунктов, кажущихся бессвязными — соперничество с женой, удивление, почему он “поддерживает” (cultivate) ее ил­люзию (cultivation имеет еще и сопутствующее сексуальное зна­чение), акцент на слове Гудмен (Godmen — хороший человек) и т. д. И каждый из этих пунктов может служить темой для дальнейшего ассоциирования, этого своеобразного путешествия в бессознательное. Табл. 8.2 дает некоторые толкования свобод­ных ассоциаций, необходимые в практической работе тому, кто серьезно заинтересовался этим направлением.

Свободное ассоциирование в приведенном ранее интервью сочеталось с техникой “переживания чувств”. В пункте 6 и 10 терапевт дает клиенту указание остановиться на чувстве страха и использовать это в качестве основы для свободного ассоцииро­вания.

Сконцентрировавшись на переживании позитивных или негативных чувств, возможно уловить сигналы из подсознания и получить тем самым важный материал для самоанализа. Совмещение концентрации на определенном чувстве и свободных ассоциаций образует метод “сфокусированного свободного ассоциирования”. В случае с Бобом это помогло выяснить характер его чувств к сыну. В еще более чистом виде метод сфокусиро­ванного свободного ассоциирования выражается в повторениях. Концепция повторений тесно связана с микротехникой дачи указаний и может быть продемонстрирована таким образом:

Психолог: Остановитесь на этом чувстве. Переживайте его здесь и сейчас. Скажите: “Я в панике”.

Боб: Я в панике!

Психолог: Снова.

Боб: Я в панике.!

Психолог: Еще раз?

Боб: (дрожа) Я в ПАНИКЕ!!!

Психолог: Теперь перенеситесь в прошлое и расскажите мне, что вы вспомнили.

Таблица 8.2

ТЕХНИКИ И УПРАЖНЕНИЯ СВОБОДНОГО АССОЦИИРОВАНИЯ

Цель этих упражнений — проиллюстрировать основные практические аспекты психодинамической методологии. Человек, внимательно изучивший каждое упражне­ние, приобретает ясное понимание важности свободного ассоциирования и его возможностей в процессе интервью. Однако эти примеры — лишь азы сложной комплексной теории.

1. Символы повседневиости. В основном теория Фрейда базируется на сек­суальности и сексуальных символах. Хорошим способом понять значение символов является попытка проделать следующее упражнение: возьмите лист бумаги и напи­шите все слова, которые приходят вам в голову, когда вы слышите слово “пенис”. Сделайте список как можно более длинным. Теперь возьмите слово “влагалище” и снова составьте список.

Теперь сравните оба списка. Какие предметы повседневного обихода напоми­нают вам пенис и влагалище? Какие типы людей, понятия, предметы из вашей квар­тиры? Предполагается, что ваши творческие возможности достаточно раскрепостили вас для свободного ассоциирования.

Закончив писать списки, вы можете обратиться к 10-й лекции Фрейда (Введение в психоанализ). По всей вероятности, вы обнаружите, что многие ваши символы схожи с тем, что представлены в этой лекции. Используя подобный материал Фрейд и систематизировал свою теорию личности.

Если вы заинтересовались этим и у вас есть время, составьте списки ассоциаций на слова “смерть”, “любовь”, “грудь”, “тело”, “рождение”, “мастурбация” и др. В любом случае, нахождение своих ассоциаций поможет вам осознать символы, с помощью которых вы репрезентируете картину обыденной жизни.

2. “Фрейдовская ошибка”. Ошибки, описки, обмолвки — это по большей час­ти окошки в подсознание. Не все обмолвки (ошибки) разгадываются легко. Но если человек позволит себе свободно ассоциировать, то он с большой долей вероятности поймет скрытый смысл своих оговорок. Вспомните свои речевые ошибки, обмолвки своих друзей и попытайтесь с помощью свободных ассоциаций понять их значение.

Процесс изучения психологии ошибок более детально изложен во второй, третьей и четвертой лекции Фрейда.

Ошибки также указывают нам на забытые места, мысли, прерванные на самом важном месте, поведение, которое постоянно бессознательно повторяется и многое другое. И снова свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок.

3. Анализ сновидений. Вспомните и запишите содержание своего сна. Затем сядьте, расслабьтесь и сфокусируйте свое внимание на одном из эпизодов сна. Позвольте мыслям свободно течь и пусть они идут в любом направлении. Затем посмотрите, появились ли новые идеи, помогающие вам понять смысл сна.

Есть еще один вариант: припомните весь сон и расслабьтесь. Перенеситесь мысленно в детство и отдайтесь потоку ассоциаций. Примерно третья ассоциация будет информативной. Мысленно вернитесь к своему сну и попытайтесь установить связь между содержанием сна и ассоциациями.

Предшествующее упражнение содержит в себе те же элементы, что и упражне­ние анализа сновидений. По мере чтения лекций Фрейда вы сможете обнаружить, что отвергаете некоторые его взгляды и постулаты. Некоторые построения Фрейда возможно интуитивно предсказать, используя технику свободных ассоциаций. Глубо­кое изучение этой техники и ее частое применение позволит вам более глубоко разобраться в теории фрейдизма.

4. Анализ сопротивления. Под сопротивлением понимают “все слова и по­ступки клиента, которые препятствуют проникновению в его подсознание” (Лапланч). Например, во время выполнения одного из вышеприведенных упражнений, вы вне­запно на чем-то споткнулись и не смогли сказать дальше ни слова. Ваши ассоциации остановились, словно наткнулись на преграду. Эта блокировка является маленьким примером сопротивления и является частью более широкого механизма вытеснения. Чтобы понять “заблокированную” ассоциацию, следует обратить внимание на бло­кировку как таковую. Приведем следующий пример. Предположим, вы хотите более глубоко понять чувство по отношению к родителям или другому значимому лицу. Один путь достижения этого — написать на листе бумаги все слова, приходящие вам в голову при воспоминании об этом человеке. Предположим, что список слов, свя­занных с человеком, будет следующим: теплота, любовь, прогулка до Верхнего озера, постель, прикосновение, сексуальность (заблокировано), нежность, ревность, гнев, фрустрации (заблокировано). Во-первых, по этому списку можно представить себе общую картину чувств. Далее следует вернуться к блокировке, и, имея целью понять природу сопротивления, сделать следующее:

1) свободно ассоциировать, взяв блокировку в качестве отправного пункта (во время этого может быть найден ключ к пониманию сопротивления):

2) расслабиться, спеть первую пришедшую на ум песню и потом свободно ассо­циировать на тему спетой песни;

3) сделать любой рисунок и снова подбирать ассоциации;

4) пойти в магазин, выбрать книгу или взять словарь и выбрать слово, далее, отталкиваясь от вашего выбора, снова свободно ассоциировать (иногда ответ прихо­дит немедленно).

Этот краткий список упражнений не исчерпывает всей глубины сопротивления. Если вы заинтересовались этим, вам следует “разбить” хотя бы один ваш блок сопротивления и обрести более глубокий материал для самоанализа. Материал из 19-й лекции Фрейда представит нам дополнительные упражнения.

5. Анализ переноса. Иногда мы встречаем людей, которые нам сразу не нра­вятся. Психоанализ предполагает, что переносим на этот новый объект опыт наших прежних негативных чувств. Выберите какого-нибудь человека, с которым у вас проблемы в отношениях, и попробуйте отдаться потоку свободных ассоциаций со­гласно вышеприведенным правилам. Затем прочитайте 27-ю лекцию Фрейда и срав­ните то, что вам не нравится с тем, что он говорил.

Другой важной техникой является анализ сновидений. На самом поверхностном уровне эта техника подразумевает изуче­ние того, что запомнилось из содержания снов при помощи свободного ассоциирования. То, что лежит под явным сюжетом сновидения — это скрытое значение с глубинным содержанием и смыслом. При анализе снов психоаналитики используют тех­ники свободного ассоциирования, фиксации на чувствах и по­вторений. Между прочим, темой беседы с Бобом вполне могло быть содержание сна. Форма и содержание интервью ничуть не изменилось бы, если бы случай на пожарной вышке только при­снился Бобу.

Еще одной важной методической частью психоанализа яв­ляете анализ сопротивления. “Сопротивлением называются любые мысли, слова, поступки клиента, препятствующие проник­новению в его подсознание. Все остальные психологические подходы обычно игнорируют сопротивление и ищут другие, более легкие пути помощи клиенту. Профессиональные психо­аналитики, наоборот, первым делом обращают внимание на сопротивление. В процессе консультирования психолог часто сталкивается с тем, что клиент не слышит очень важных фраз. Клиент может переспросить: “Что?”, с отсутствующим выражением лица. Или, например, клиент может слушать очень внима­тельно, но почему-то немедленно забывать то, что сказал тера­певт минуту назад. Есть и другие типы сопротивления: клиент теряет нить разговора, перескакивает на другой предмет беседы, забывает ключевые эпизоды снов, опаздывает на сеанс, отказы­вается свободно ассоциировать. Сопротивление демонстрирует, какими разнообразными способами подсознание противится терапевтическому вмешательству.

Сопротивление предоставляет психологу прекрасную воз­можность углубить свое понимание клиента. Очень важно для терапевта решить в какой момент беседы воспользоваться со­противлением как материалом для конфронтации, сопротивле­ние часто показывает, где у клиента наблюдается наибольшая степень неконгруэнтности. Одним из возможных путей анализа сопротивления может быть следующий: отметить его, интерпре­тировать клиенту, а затем попросить его свободно ассоцииро­вать, сделав сопротивление отправным пунктом.

В приведенном интервью есть пример сопротивления, когда в пункте 21 Боб не слышит вопроса терапевта. Как мы уже от­мечали, этот вопрос возможно является преждевременным. Если бы психолог захотел поработать с сопротивлением, наиболее приемлемыми техниками в тот момент были бы интерпретация и свободное ассоциирование. В табл. 8.2 приведены примеры того, как сопротивление может быть использовано в целях уг­лубленного понимания проблем клиента.

Важными техниками психоанализа являются также анализ переноса и обратного переноса. Перенос (перенесение) относится к тем чувствам, которые клиент испытывает по отношению к терапевту. Обратный перенос характеризует чувства психолога к клиенту. Во время анализа переноса мы обнаруживаем, что кли­ент не имеет представления о качествах психолога, в основном из-за нейтральности, объективности последнего. Клиент поэто­му расположен к тому, чтобы заниматься проекцией своих чувств на образ терапевта. Клиент переносит на терапевта свои мысли и чувства, относящиеся к другим людям. Этот факт пре­доставляет терапевту информацию о чувствах переживаемых клиентом “здесь” и “сейчас”. В пункте 3 приводится пример простого переноса у Боба, когда он говорит, что ему обязательно надо показать терапевту сделанный им архитектурный проект. При обнаружении переноса следует действовать так же, как при обнаружении сопротивления, то есть идентифицировать перенос и сделать его предметом свободного ассоциирования для выяс­нения смысла. Слишком прямолинейная или преждевременная трактовка переноса может травмировать, смутить клиента, по­этому анализ этот лучше проводить на поздних стадиях лечения. Практически все психологи и терапевты, независимо от их ори­ентации, наблюдают случаи переноса в поведении их клиентов. Тем не менее, различные теории по-разному относятся к этому факту и многие направления вообще игнорируют его.

В результате обратного переноса у психолога могут возник­нуть “пятна слепоты”, разрушающие интервью. Психолог обязан идентифицировать, понять и проработать свои чувства к клиен­ту. Большинство исследований психодинамического подхода посвящены выработке такой формы терапии, при которой психоаналитик разделял бы чувства, мысли, установки и фантазии клиента. Для этого необходим детальный психоаналитический тренинг. Наставник, учитель психоанализа должен анализиро­вать феномен обратного переноса с помощью свободного ассоциирования, а также еще нескольких психоаналитических тех­ник. Обучение психоанализу очень похоже на обычное интер­вью между терапевтом и клиентом. Сильные чувства обратного переноса или сопротивления по отношению к клиенту могут помешать психологу в работе, и в этом случае особенно полезно пройти курс психоанализа самому психологу. Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умение обращаться с этими чувствами — необходимая составная часть любого психологиче­ского направления.

Психодинамический подход к консультированию основан на интерпретировании. Интерпретирование — сложный и тонкий метод, соединяющий воедино теоретические посылки Фрейда с фактами биографии клиента. В третьей главе мы определили термин интерпретации как умение посмотреть на ситуацию кли­ента новыми глазами, вывести ее из старых рамок. Примени­тельно к психоанализу это означает, что во время интерпретиро­вания идет активный поиск бессознательных желаний, нужд и стереотипов клиента. 18 пункт приведенного интервью демонстрирует нам интерпретацию психолога. Судя по 19 пункту, она. была принята и расширена. Возможна и более глубокая интерпретация того факта: “Иногда вам хочется убить своего сына так, как когда-то вам хотелось убить отца. Это указывает на вашу сексуальную неадекватность и на амбивалентные чувства no отношению к половому акту”. Необходимо отметить, что такая интерпретация на первых этапах беседы шокирует клиента, нo может быть плодотворна в середине лечения (после 12-го интервью). Поверхностные интерпретации вполне приемлемы во время первых встреч, но более глубокие следует отложить до установления доверительных отношений между консультантом и клиентом.                                              

Можно предложить следующую последовательность интерпретирования. Во-первых, психологу необходимо использовать навыки выслушивания, чтобы выяснить проблему. Затем следует ее проинтерпретировать и дать клиенту время на реагирование. Психолог может “провериться” и спросить клиента: “Каков ваша реакция на мои слова?” или “Как по-вашему, имеет ли смысл?” Такая проверка обеспечивает обратную связь и побуж­дает клиента принять или отвергнуть интерпретацию. Этот про­цесс продемонстрирован в высказываниях психолога с пункта 16 до пункта 20. Еще более четко это приведено в 21-м пункте, когда Бобу было явно недостаточно времени, чтобы воспринять слова психолога.

Интенциальный психоаналитик воспитывает в клиенте уме­ние самому интерпретировать. Когда клиент по-новому интер­претирует свою проблему, происходит так называемый “инсайт”, который можно определить как способность взглянуть на ста­рую проблему с точки зрения новых перспектив. Инсайт напря­мую связан с интенциональным, творческим реагированием. Человек, умеющий нестандартно мыслить, интерпретировать свой опыт, способен в случае необходимости изменить свой взгляд на мир. Причем этот новый взгляд не обязательно должен быть выражен в словах. Вербальный инсайт или новые словес­ные конструкции появляется только в том случае, когда клиент смог усвоить новую информацию, полученную во время сеанса, и использовать ее в повседневной жизни. Психоанализ в основ­ном подвергается критике за то, что делает акцент на инсайте, обращенном в прошлое, в то время как в настоящем продолжают накапливаться повседневные проблемы.

Суммируя данный раздел, следует отметить один основополагающий факт: свободное ассоциирование — основа всех вышеприведенных техник. Мы рассмотрели этот метод в первую очередь и подчеркнули, что он тесно связан с тренингом принятия решений. Свободные ассоциации — кратчайший путь к подсознанию. Все техники, которые мы обсудили (фиксация на чувствах, сфокусированная свободная ассоциация, повторение, анализ сновидений, сопротивления, переноса и обратного переноса, интерпретация) — в каких-то аспектах связаны со свободным ассоциированием. Чтобы вскрыть подсознательный материал, психоаналитик должен быть мастером свободного, творческого ассоциирования и должен уметь научить клиента вербализации его ассоциаций.

Тем не менее, к этому умению психоаналитики присоедияют еще и необходимость интеллектуальной дисциплины. В следующем разделе, обсуждая практическое значение этого подхода, мы в первую очередь обратим внимание на высокие интеллектуальные требования к тем, кто собирается использовать психоанализ в целях личного развития и усовершенствования.

 

НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Лапланч и Понтелис подробно изучили все направления психоанализа, а также смысл его ключевых концепций. Они обсудили также концепцию “дикого” (беспорядочного) анализа.

“Понимаемый в широком смысле, этот термин относится к случаям, когда неопытный аналитик или любитель пытаются ин­терпретировать символы, сны, действия и высказывания на основе психоаналитических мнений и постулатов, которые он тем чаще употребляет, чем хуже понимает. В более узком смысле, анализ считается “беспорядочным”, если специфическая аналитическая ситуация в ее динамике понята неправильно, и особенно в тех слу­чаях, когда вытесненное содержание просто доводится до сведения клиента, причем феномен сопротивления и переноса не принимает­ся во внимание. В статье, которую Фрейд посвятил “дикому” пси­хоанализу, он прежде всего опирается на понятие игнорирования. Доктор, чью практику он критиковал, совершил ошибки как науч­ного (рассматривая природу сексуальности, подавления и беспокойства), так у технического плана: попытка торопить клиента на первой консультации, бесцеремонно открывая ему секреты, открытые медиками — технически неприемлема. Таким образом, всякого, кто знает “кое-что из психоанализа”, но не прошел требуемой теоретической и технической тренировки, можно считать практикующим беспорядочный психоанализ”.                   

(Лапланч и Понтелис, 1973)

Таким образом, необходимым практическим приложением психодинамических принципов является глубокое понимание проблем, лежащих в основе беспорядочного анализа. Огромные трудности создают любители, которые немного наслышаны o фрейдизме и применяют психодинамические концепции к своим приятелям и клиентам, не имея представления об их реальной силе и значении.                                    

Психоаналитический подход подразумевает не только общее знакомство с теорией и техниками, но и постоянное чтение, повышение квалификации и, наконец, прохождение сеансов психоанализа собственной личности под руководством опытного мастера. Все это требует нескольких лет учебы. Следует отме­тить, что постижение психоанализа требует высокого интеллекта и умственной дисциплины. Полноценный психоаналитический сеанс не сумеет провести новичок.

Тем не менее, есть несколько навыков, взятых из этого пси­хологического направления, которыми полезно овладеть всем психотерапевтам. Прежде всего, это осознание того, что клиент презентирует поверхностную структуру проблемы, которой часто не стоит заниматься. Материал, лежащий под поверхностной структурой, обычно связан с широким полем бессознательных или неизвестных сил, мыслей и чувств. Техника, помогающая клиенту ассоциировать в заранее заданном направлении (сфокусированное свободное ассоциирование) — такая, как в вышеприведенном интервью — обычно приводит к вскрытию реальных трудностей клиента.

Перенос. Основным вкладом психоанализа в общую теорию психоаналитического консультирования является концепция переноса. Весьма вероятно, что ваш клиент будет переносить свой предыдущий опыт на консультацию. На ваших глазах клиент воспроизводит свои взаимоотношения со значимыми людьми. Если речь идет о разводе, вы можете обнаружить, что клиент реагирует на ваши замечания как на замечания супруга. Вы можете работать или не работать с проблемой переноса, обсуждать или не обсуждать ее с клиентом, но значение этого феномена даст вам новый взгляд на вашу теоретическую ориентацию.

Контрперенос. Повторение ваших поведенческих стереоти­пов по отношению к клиенту так же возможно, как и перенос на вас его стереотипов. Это контрперенос. Некоторые клиенты дергают за веревочки” терапевта, словно марионетку. Своими словами и поведением такие клиенты могут открыть глаза терапевту на те его проблемы, о которых он не подозревал. Пытаться что-либо сделать с таким сложным феноменом, как контрперенос, очень трудно. Именно здесь вам поможет совет и консультация опытного мастера психоанализа. Лучшим способом справиться с контрпереносом будет откровенно признаться себе, что он существует.

И снова мы должны предостеречь от опасности “дикого” анализа, теряющего основные конструкции психодинамической теории. Основная опасность, грозящая любой теории — это энтузиазм последователей, которые не осознали границ своих возможностей. Конечно, дилетантский анализ — удел не только новичков. Его можно наблюдать и у профессионалов, которые проигнорировали значение сопротивления, переноса и контрпе­реноса в процессе консультирования.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...