Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как определить цели изменения поведения

Помочь клиенту — значит изменить его поведение. При раз­работке бихевиористской программы обязательно участие кли­ента. Можно смело утверждать, что современная бихевиорист­ская практика требует большего вовлечения клиента, чем любая другая система. Вот что говорят Шульцер-Азароф и Майер:

“Программы прикладного бихевиорального анализа направ­лены на улучшение поведения, что способствует развитию кли­ента как в личном, так и в социальном плане. Следовательно, прежде, чем приступить к осуществлению программы, надо про­яснить для себя, насколько она в состоянии помочь клиенту функционировать в обществе более эффективно, как в настоя­щий момент, так и в отдаленном будущем. Важно также, чтобы запланированные перемены не вступали в противоречие с близ­кими и дальними целями клиента и его окружения”.

На стадии постановки целей психолог вместе с клиентом должны выработать конкретные и достижимые цели. Нельзя формулировать цель неопределенно, например: “Моя цель — навсегда избавиться от депрессии”. Нужно строить конкретный план на будущее. Ближайшей целью может быть намерение пой­ти в кино или научиться танцевать (труднее впасть в депрессию, если активно чем-то занимаешься). Более определенной целью может стать намерение вступить в клуб, начать бегать или найти другую работу. Психологи-бихевиористы не используют в своей работе такое широкое понятие как “депрессия”, а разбивают его на наблюдаемые, конкретные единицы поведения, и учат клиен­тов, как поступать, чтобы их жизнь стала более счастливой и плодотворной.

Для прикладного бихевиорального анализа характерен ак­цент на конкретных действиях и поступках. Индивид должен “делать” что-то видимое, слышимое, ощущаемое. Мысли не так важны (они становятся центральным моментом анализа при когнитивно-бихевиористском подходе), Интересно, что бихе­виористская терапия часто оказывается особенно эффективной в случае депрессии, так как делается упор на действия, а не на размышления, что побуждает клиента к движению. Акцент на действии, поступках в целом является очень американским и прагматичным.

Установление доверительных отношений и структурирова­ние относится к первой фазе пятишагового интервью. Операционализация тесно связана с точным определением проблем (конечно же, с бихевиористской точки зрения).

Функциональный анализ — это более глубокое определение проблемы с учетом внешних обстоятельств. Такое определение помогает терапевту выделить полную картину проблемы. Далее, соединение этих целей в сознании клиента — это третий шаг модели принятия решений.

Точно определив проблему, терапевт готов предлагать кли­енту ответы и решения. В арсенале бихевиористской терапии много альтернатив, но самой популярной техникой является тренировка настойчивости.

 

ТРЕНИРОВКА НАСТОЙЧИВОСТИ

Есть люди, которые пассивно встречают свою судьбу. Они позволяют командовать собой друзьям и родственникам, не про­тестуют, когда впереди них становятся без очереди, официант может подолгу безнаказанно их не замечать. Такой пассивный человек может получить много полезного от тренировки настой­чивости, может научиться постоять за себя.

Есть люди, которые стремятся доминировать, которые всем указывают, как жить. Такие способны грубо прервать разговор, залезть без очереди, всегда ворчат на официантов. Такие агрес­сивные люди также получат пользу от тренировки настойчиво­сти.

Тренировка настойчивости учит стоять за свои права — но одновременно учит обращать внимание на желания и чувства других людей. Тренировка настойчивости не ставит вопрос о причинах пассивности или агрессивности, но делает акцент на манере поведения. Обучающий использует определенную технику, чтобы придать поведению большую настойчивость, помогает клиенту добиться желаемого. Следующий случай — иллюстрация тренировки настойчивости.

Случай с Джоан

Джоан, 45-летняя женщина, с мужем разведена, живет с тремя дочерьми и престарелой матерью. После 25 лет занятия домашним хозяйством она вернулась к работе и заочной учебе. У нее проблемы с матерью, женщиной критичной и домини­рующей.

Во-первых, психолог Шарон Бауэр должна выявить одну или несколько сцен, в которых представлены проблемы Джоан. Терапевту нужно знать, когда, где, при каких обстоятельствах ее мать подавляет и доминирует. Для иллюстрации того, как с по­мощью вопроса намечаются контуры проблемы, приведем сле­дующий диалог (это вторая встреча):

1. Психолог: Джоан, в прошлый раз вы сказали, что вам нужен план действий, вы хотите действовать, а не говорить. Я согласна. Для того, чтобы составить план действий, мне необходимо узнать, что вас беспокоит сейчас больше всего.

Комментарий: Компетентный психолог-бихевиорист все­гда интересуется конкретной личностью, сидящей перед ним. Бауэр начинает беседу, называя клиентку по имени, в коротком отрывке присутствует слово “вы”, “вас” пять раз. Безусловно, консультация сфокусирована на клиенте и его нуждах. Среди микротехник можно отметить подведение итогов прошлого интервью, короткое самораскрытие в форме согласия (“Я со­гласна”) и открытый вопрос. Можно также отметить ноту уважения в словах психолога. Кроме того, вместе соединены про­шлое, настоящее и будущее время. Вопрос относительно того, что тревожит Джоан “сегодня” очень конкретен. В коротком отрывке Бауэр продемонстрировала важные микротехники и навыки.

2. Джоан: Я в депрессии. Я все время чувствую себя как “бедная ма­ленькая Джоан”.

Комментарий: Поверхностная структура предложения — “Я в депрессии”. Можно предвидеть, что психолог-бихевиорист больше всего заинтересован в операционализации поведения. Ему надо разложить неясный термин “депрессия” на элементар­ные наблюдаемые составляющие события и последствия.

3. Психолог: Почему вы себя чувствуете “бедной маленькой Джоан”?

Комментарий: Открытый вопрос положил начало выявле­нию скрытых событий, лежащих в основе депрессии. После­дующие вопросы ориентированы на то, чтобы выяснить пове­денческую последовательность: предысторию, результирующее поведение и последствия, связанные с депрессией.

4. Джоан: Моя мать всегда придиралась ко мне и к детям.

5. Психолог: Что значит “придиралась”?

Комментарий: Открытый вопрос, относящийся к неясно­му термину “придираться” показывает на стремление психолога к большей конкретности.

6. Джоан: Она придиралась, это действовало мне на нервы.

7. Психолог: Что именно она говорила?

Комментарий: Клиентка своим ответом ясности не приба­вила. Психолог по-прежнему ищет конкретику, что же такое придиралась? Это важное место в интервью. Начинающий пси­холог может сменить тему и забудет задать вопросы к фразе “Она действует мне на нервы”. Тема “нервы” тоже важна, но лучше пока ее отложить. Вопросы, относящиеся к специфике самого предмета, к специфике действия очень важны для опера­ционализации поведения.

8. Джоан: Что я не должна ходить в церковь, когда мне хочется. Она говорила, что это слишком далеко, тратится много времени, чтобы туда добраться.

Комментарий: Теперь клиентка способна дать очень кон­кретные примеры того, что обозначено словом “придираться”. Поведение матери можно считать предысторией.

9. Психолог: А что сказали вы?

Комментарий: Выяснив сущность предыстории, которая обозначалась термином “придиралась”, психолог с помощью открытого вопроса пытается выяснить результирующее поведе­ние Джоан.

10. Джоан: Я ничего не сказала.

11. Психолог: А что вы чувствовали?

Комментарий: Отмечено, что поведение характеризуется отсутствием действий, затем психолог с помощью открытого вопроса выясняет эмоции, связанные с поведением.

12. Джоан: Она продолжает ворчать и придираться — указывает, что мне делать. Просто не дает прожить собственную жизнь так, как я хочу.

Комментарий: Клиентка не ответила на вопрос и снова звучит неясный термин “ворчать”, вместе с неясной жалобой: “Она не дает мне прожить собственную жизнь”.

13. Психолог. Я поняла этот образ требовательной матери, но что вы чувствуете, когда она указывает вам, в какую церковь идти?

Комментарий: Психолог дает интерпретацию поведения матери, отозвавшись тем самым на потребность быть услышан­ным. Но затем повторно вернулась к вопросу о чувствах.

14. Джоан: Я чувствую, будто я снова маленькая девочка, и мать ве­лит мне отправляться в воскресную школу.

15. Психолог: Как вы себя чувствуете, когда она обращается к вам как к маленькой девочке, которую отправляют в воскресную школу?

Комментарий: Открытый вопрос требует обозначить эмо­цию.

16. Джоан: Я чувствую себя бедной маленькой Джоан.

Комментарий: Отметим, что Джоан все-таки не обозначи­ла эмоции и возвратилась к первому самоопределению, данному в начале интервью. Эта разновидность упрямства часто встреча­ется у клиентов и иллюстрирует ту ригидность мышления, с которой приходится сталкиваться во время интервью.

17. Психолог: Беспомощность?

Комментарий: Психолог подает выпавшее слово, которое присутствовало в речи клиента. Вопросительный тон позволяет принять или отвергнуть обозначение эмоции. Чувство, ассоции­рующееся с ворчанием, получило конкретное обозначение. Беспомощность и неадекватность очень часто встречаются у клиен­тов, и именно они хорошо исправляются при тренировке на­стойчивости.

18. Джоан: Да, как будто я недостаточно взрослая, чтобы самой принимать решения.

19. Психолог: Вы когда-нибудь говорили своей матери о том, какие чувства вызывает у вас ее поведение?

Комментарий: Закрытый вопрос, он требует ответа типа “да” или “нет”.

20. Джоан: Ну, она, должно быть, знает сама.

21. Психолог: А что вы делаете для того, чтобы она поняла ваши чувства?

Комментарий: Этот открытый вопрос вновь направлен на поиск конкретности. Для операционализации поведения очень важно в той или иной форме повторять ключевой вопрос “что вы делаете”?

22. Джоан: Когда она начинает ворчать и придираться, я отодвигаю чашку кофе, хватаю сумочку, хлопаю дверью и скорее бегу к автомо­билю.

Комментарий: После этой фразы у психолога уже доста­точно данных для функционального анализа придирок и их влияния на Джоан.

Предыстория. Мать говорит Джоан не ездить в церковь, на­ходящуюся далеко. “Это занимает много времени и тратится много бензина”.

Поведение. “Я ничего не предпринимаю”. Джоан не способ­на на действия. Если это продолжается, Джоан бросает пить кофе и бежит к машине.

Последствия. У Джоан появляется чувство беспомощности и депрессии.

Хотя эта серия событий не дает полного объяснения причин депрессии, но она иллюстрирует характерное поведение челове­ка, страдающего от депрессии. Обычная последовательность такова: 1) что-то происходит, 2) индивид ничего не делает, 3) появляется чувство беспомощности и депрессии.

Задача психолога-бихевиориста — разорвать последователь­ность событий. Иногда это можно сделать, повлияв на предыс­торию (например, не посещать мать или уехать в другой город), но чаще это достигается тем, что клиента учат другой реакции. В данном случае психолог-бихевиорист хочет подтолкнуть Джоан к поступку, так как по ее мнению, любое действие тут будет лучше бездействия. Когда человек начинает действовать, то чув­ство беспомощности может исчезнуть. Следует отметить, что психологи гуманистического направления обычно более заинте­ресованы в конечном этапе приведенной серии событий, они в основном уделяют внимание чувствам и отношениям, полагая, что их изменение неизбежно влечет за собой и изменение пове­дения. На этом примере видно, насколько может отличаться подход к клиенту у психологов различных направлений.

Но вернемся к тренировке настойчивости в рамках бихевио­ристской концепции. Вот как в сжатом виде можно изложить продолжение этого диалога.

23. Психолог: Давайте проанализируем, почему вы чувствуете себя ребенком. Давайте вообразим, что я — это вы, пью на кухне кофе, собираюсь поехать в церковь. А вы будете действовать за мать, ко­торая заходит в кухню. Что вы бы сказали, если бы были ею? Начи­найте.

Комментарий: Это директива психолога, предлагающая клиентке сыграть роль ее матери. Ролевые игры довольно часто применяются при тренировке настойчивости и проясняют дей­ствительный ход событий. Обычно психолог-бихевиорист с по­мощью директив без труда задает направление интервью.

24. Джоан: (за мать) Джоан, скажи мне, ты снова собираешься в ту самую церковь? Сколько раз можно говорить, что эта церковь слиш­ком далеко находится?

25. Психолог: Вы говорите очень громко, когда говорите за мать. Хо­рошо. Вы чувствуете себя ребенком, когда говорите как ваша мать?

Комментарий: Применяются микротехники обратной свя­зи, чтобы подчеркнуть, как говорит Джоан. Слово “хорошо”— это поддерживающий комментарий, который подсказывает Джо­ан, что она может говорить громче. Затем психолог задает за­крытый вопрос, который надо было задать именно на последней стадии интервью. В начале беседы подобные вопросы замедляют взаимодействие. А на этом этапе они более точно и прицельно направляют разговор.

26. Джоан: Нет! Я чувствую себя сильной и взрослой — но ведь это не я!

27. Психолог: Давайте решим, хотите ли вы быть сильной. Вам надо решить, что вы хотите делать, либо что вы готовы делать в описанной вами сцене. Спросите себя: Что вы хотите сделать? Напри­мер, вы можете уступить, сохранить мир, — и не пойти в эту цер­ковь, как ранее планировали.

Комментарий: Среди микротехник употребляется вначале умеренная директива (давайте решим), а затем открытый во­прос, в конце психолог спрашивает о целях клиентки. Обратите внимание на это место — ведь психологу-бихевиористу крайне важно, как клиент определяет направление своей жизни. Равно­весие между директивным, жестким и конкретным подходом, с одной стороны, и верой в силы клиента, с другой — в этом со­стоит одна из аксиом бихевиоризма.

28. Джоан: Нет! Мне нравится ходить в эту церковь, я не хочу от нее отказываться.

29. Психолог: Ну, вы можете повторять подобные сцены и далее.

Комментарий: Психолог выражает мнение в несколько парадоксальной форме.

30. Джоан: Это изматывает меня. Нужно что-то другое.

Комментарий: Заметьте, что Джоан принимает решение действовать. Это уже качественно новое положение.

31. Психолог: Но вы можете изменить сцену, так что жизнь пойдет по-другому.

Комментарий: Психолог вместе с Джоан рассмотрела две альтернативы действия (уступить и продолжать себя вести по-прежнему). И вдруг предлагает третью альтернативу — изменение!

Фаза действия продолжается довольно долго. При трениров­ке настойчивости перед психологом стоит задача более подробно изучить поведение и его последствия, при этом используются вопросы, ролевые игры и перечисление альтернатив в стиле, имеющим много общего с принятием решений из второй главы. В данном случае психолог Шарон Бауэр предлагает вновь пред­ставить эту ситуацию с матерью “в замедленном темпе”, разде­ляя сцену на четыре этапа. Бауэр добивается, чтобы Джоан вос­произвела поведение матери, затем чтобы она прочувствовала мотивы этого поведения. Далее, она предлагает Джоан уточнить желаемые перемены в материнском поведении. Затем они вме­сте с Джоан разрабатывают план действий на тот случай, если мать не будет меняться. Все это свидетельствует, как важно раз­работать модель поведения для повседневной жизни клиента.

В следующей фазе интервью — вопросы, ролевые игры и использование на практике новых навыков. Вот пример:

32. Психолог: Последний шаг — обсудить с матерью последствия всего этого. Объясните ей, что вы будете делать, если она прекра­тит ворчать. Но чтобы иметь хорошее представление об поощрениях и наказаниях, мне надо задать вам пару вопросов. Во-первых, что вы сможете сделать, если мать перестанет давить на вас, или если она согласится, но будет продолжать дальше?

Комментарий: Вновь психолог-бихевиорист использует микротехнику директив. Однако эти директивы построены на целях, высказанных клиентом. Отметим, что фаза планирования при бихевиоральном подходе и практическая тренировка на­стойчивости ориентирована на будущее. (Что вы будете делать, если в будущем случится то-то и то-то?) В этом его отличие от психодинамического подхода, главный интерес которого — в прошлом, а также от гуманистических направлений, которые занимаются настоящим.

33. Джоан: Ну, это проблема. Я ничего не смогу с ней поделать.

34. Психолог: Но ведь вы сейчас что-то делаете — вы бросаете чаш­ку и хлопаете дверью.

Комментарий: Пересказ, построенный на информации, полученной ранее от клиентки.

35. Психолог: Давайте немного пофантазируем. А что бы вы хотели сделать?

36. Джоан: Но ее невозможно переубедить. Что я могу поделать? Комментарий: Директива и открытый вопрос. В предыду­щем примере психолог указывает, что же Джоан делает сейчас, в реальной ситуации, а в данной фразе указывается, что идеальное решение проблемы можно выразить и словами самого клиента. Когда оба эти пути решения проблемы сведены воедино и срав­ниваются, мы имеем классический случай конфронтации между настоящим и идеальным состоянием. Тогда становятся явными их взаимные противоречия. Это довольно распространенный прием среди многих психологических подходов — определить, что “есть” и “чего хочется”, а затем предпринимать шаги для их сближения.

37. Джоан: Я хотела бы спокойно выйти из комнаты, как только она упоминает про эту поездку в церковь!

38. Психолог: А вы можете сказать ей, что вы просто спокойно уй­дете из комнаты, если она вновь упомянет о поездке не в ту цер­ковь?

Комментарий: Закрытый вопрос звучит почти как дирек­тива, он переводит планы из будущего в настоящее время, при этом проверяется, сможет ли Джоан сделать то, что она хочет.

39. Джоан: Мне в самом деле следует сказать, что я намерена де­лать, если она прекратит ворчать?

40. Психолог: Да, это ведь часть вашего нового, настойчивого пове­дения.

Комментарий: Эта директива придерживается прежней линии и показывает веру в возможности клиентки освоить но­вый стиль поведения, которому она в течение часа обучалась вне “реальной ситуации”.

41. Джоан: Но для того, чтобы сказать ей это, я должна быть уве­рена, что смогу сделать это, не правда ли?

42. Психолог: Да. Последующие события кажутся вам достаточно реалистическими? Вы можете себя представить спокойно выходящей из комнаты?

43. Джоан: Да.

44. Психолог: Прекрасно, теперь ваши будущие поступки — реаль­ность, а не пустая угроза. Вы можете и способны воплотить их.

Комментарий: Подобная попытка клиентки разрешить противоречие между идеалом и реальностью — это попытка продвижения к идеалу.

На последних стадиях интервью конкретизировались и “обкатывались” специфические навыки поведения, которые Джо­ан могла бы применять в общении с материю, подыскивались нужные слова, соответствующие поступкам, создавался своеоб­разный “словарь”, и все это проигрывалось в ролевых играх. Психологи-бихевиористы установили, что обсуждение поведе­ния и выработка плана действий дают больший результат, если они находят себе немедленное практическое применение в ин­тервью. Эта практика может выглядеть как ролевые игры с пси­хологом, работа перед зеркалом, перед видеокамерой. Бауэр при­водит выдержку из письма Джоан, написанного 4 года спустя:

“Ролевые игры с зеркалом постоянно вспоминаются мне, словно я слышу собственный голос. Вспоминаю чувство огромного удивле­ния, когда я слушала себя во время тренинга. Я понимала, что моя речь звучит, как речь ребенка, а не взрослого. Я живо вспоминаю, как на практике мы использовали разработанный словарь. Сначала у меня были предубеждения... Но прошло много времени, а я помню его почти дословно. Используя его, я чувствовала “безопасность”. Но затем я стала чувствовать себя увереннее, я увидела результат своей настойчивости и необходимости в этом “словаре” пропала. Я понемногу стала собой, но обновленной собой... Я поняла, как важно использовать подходящие слова и нужный тон голоса. Ситуация с матерью теперь под контролем. Не всегда все спокойно, но я чувствую, что смогу справиться с возникшей проблемой”.

Рассматривая это интервью с точки зрения использования микротехник, мы увидим, что терапевт использует в основном вопросы и директивы. Часто психологи-бихевиористы “командуют” на их консультациях, тщательно рефлектируя то, что происходит и что ожидается. Среди других микротехник, исполь­зуемых бихевиористами, стоит отметить совет, мнение, инфор­мацию и поощрение. Имеют также место методы пересказа, подведения итогов и отражение чувств, но не так часто, как в других психологических направлениях. Самораскрытие в виде выражения чувств встречается очень редко. Хотя, надо сказать, что сама картина применения методов очень меняется от одного психолога к другому.

Во время интервью проясняется смысл поверхностной структуры предложения “Я чувствую депрессию”. От образа: “маленькой бедной Джоан” произошел переход к рассмотрению альтернатив и развитию продуманного плана, направленного на изменение ситуации.

В итоге можно отметить, что эта рукопись интервью отражает ключевые моменты бихевиористской психологии. Во-первых, видно четкое разграничение на предысторию, сами поступки и их последствия, которые выявляются через вопросы о событиях прошлой жизни. Затем клиент сам формирует жизненные цели, после чего он вместе с психологом разрабатывает план вопло­щения этих целей в жизнь. Психолог использует вопросы и ди­рективы (в частности, ролевые игры), чтобы более полно понять ситуацию. В заключительной фазе, больше места отводится ролевым играм и составляются планы, которые позволяют наде­яться, что поведение, которому клиент научился во время сеан­са, будет продолжено вне стен кабинета психолога. Последнее очень важно, потому что другие разновидности консультирова­ния мало что дают в этом направлении. Совершенно необходи­мо спланировать будущее, как клиент будет использовать идеи и навыки, полученные на консультации, в противном случае они, как правило, со временем исчезают.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...