Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение феномена работающего студента




Социологическое исследование трудовой мобильности студентов ведущих экономических ВУЗов

 


Методологический раздел

 

Актуальность темы

 

Трудовая занятость студентов в условиях напряженной ситуации на рынке труда, с одной стороны, и увеличения доли молодежи с высшим образованием, ищущей работу, с другой, выполняет функции, понимание которых необходимо для принятия адекватных решений и в сфере труда, и в сфере высшего образования. С начала 1990-х годов студенческая трудовая занятость стала массовым явлением, что можно связать как со снижением уровня благосостояния большинства российских семей, так и с появлением новых требований рынка труда, отменой системы обязательного распределения выпускников вузов, изменением принципов работы системы профессионального высшего образования. Продолжает оставаться, недостаточно исследованной трудовая занятость студентов, ее функции и перспективы.

Понятие трудовая мобильность непосредственно связано с вторичной занятостью студентов. Трудовая мобильность- способность населения к изменению места работы, профессии, должности, места жительства, образа жизни в целом. Студенты, которые совмещают учебу с работой, отличаются большей потенциальной трудовой мобильностью.

Феномен работающего студента становится в современной России очень распространенным. Студенческая занятость в настоящем имеет существенные отличия, заставляющие считать этот феномен скорее новым, чем традиционным, и рассматривать его как индикатор перемен, происходящих в современной России, в особенности на рынке труда и в сфере высшего образования. По данным комитета по делам семьи и молодежи Большинство учащейся молодежи работает и зарабатывает, и уже к 4-5 курсам количество студентов, совмещающих учебу с работой, составляет 72%.

Говоря о совмещение работы и учебы, следует отметить, что данный феномен имеет как свои достоинства, так и недостатки. Так, например, по мнению преподавателей, работающие студенты часто пропускают учебные занятия. Работодатели, отмечают, что для студентов характерна переоценка своих знаний и умений. Для самих студентов, во-первых, двойная занятость ведет к пониженному качеству учебы и работы. Во-вторых, работа, несовпадающая по профилю, снижает шансы трудоустройства по специальности, как бы конкурирует с ним. Преимущества работающих студентов, заключаются в следующих моментах: начинает накапливаться опыт работы, лучше усваиваются теоретические знания (если студент работает по специальности), появляется заработок, появляется возможность карьерного роста, приобретаются новые связи и т.д.

В двадцать первом веке во взрослую, профессионально-трудовую жизнь вступило поколение молодых людей, которое было воспитано и получило образование уже в рыночную эпоху, поэтому ценности и стереотипы молодежи советской эпохи окончательно утратили свою ценность, это касается отношения к семье, труду, образованию, системе материальных и духовных ценностей.

С другой стороны, далеко не каждый абитуриент, получая будущее образование, задумывается о том, куда он когда-нибудь пойдет работать с дипломом. Это кажется весьма далекой перспективой. И только на третьем - четвертом курсе студент начинает задумываться о востребованности получаемой профессии.

В то же время именно поведение старшекурсников и выпускников является чрезвычайно важным: сейчас, на этапе формирования рынка, они определяют во многом его будущее, они, выходящие на рынок, а не те, кто уже достаточно давно на нем присутствует, и сумел адаптироваться к его реалиям. И то, как они видят рынок, как оценивают собственные возможности, чего ждут от потенциальных работодателей. Что представляет собой их работодатель, какие знания будут действительно нужны, а какие - бесполезный мусор. На все эти вопросы нужно найти ответы.

Необходимость данного исследования обусловлена тем, что анализ противоречий между ожиданиями и предложением сторон на рынке даст возможность вскрыть наметившиеся проблемы, а также помочь сторонам сформировать сценарии наиболее эффективного взаимодействия.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: во-первых, необходимостью глубокого теоретического и эмпирического анализа современного состояния молодежи, как особой социально-демографической группы, оказывающей серьезное влияние на социальное развитие. Во-вторых, социальной востребованностью комплексного знания о состоянии профессионально-трудовой адаптации студенческой молодежи.

 

Проблемные ситуации

 

Ситуация, складывающаяся на российском рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание многих российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем, возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

С другой стороны, возникает ряд сложных вопросов. Таких как: что же выбрать учебу или работу, или же возможность их совмещения.

Преподаватели часто говорят студентам, что главная ваша работа - это обучение. И действительно, предполагается, что студент должен вначале отучиться, а уж потом думать о работе. Но в жизни мы сталкиваемся совершенно с другой ситуацией. Работодатели не горят желанием брать студентов без опыта работы. Следовательно, чтобы устроиться на хорошую работу, студенту так или иначе необходимо уже начиная с 3-4 курса начинать совмещать работу с учебой. Тем более получение теоретических знаний без подкрепления их практическими знаниями не дает желаемого эффекта.

Здесь следует обратить внимание ещё и на тот момент, что студенты, которым во время учебы удается устроиться на работу, в основном хотят в течение длительного времени задержаться в одной компании. Хотя с другой стороны такая тенденция имеет ряд негативных факторов. К таким факторам можно отнести: не всегда и не везде можно сделать карьеру, пребывая в одной и той же компании (иногда легче уволиться и перейти в другую компанию на более высокую должность или зарплату); иногда потребности молодых специалистов растут быстрее, чем развивается компания; работа в одной и той же компании не всегда предоставляет возможность самосовершенствоваться и расширять кругозор и т.п.

Вышеизложенные причины говорят о том, что студентам приходится делать определенный выбор.

 

Научная разработанность

 

Студент и работа - тема для России не новая. Вместе с тем, при анализе феномена совмещения учебы и работы необходимо учитывать работы зарубежных исследователей, вводящих понятие «вхождение в занятость» и рассматривающих трудовую занятость учащихся в контексте данного понятия.

В отечественной литературе последних лет феномену студенческой трудовой занятости уделяется достаточно много внимания. Стоит отметить большие исследовательские проекты под руководством Д.Л. Константиновского, Ф.Э. Шереги, А.Г. Эфендиева. Особый интерес представляет работа, выполненная под руководством В.И. Герчикова, в которой функции трудовой занятости студентов рассматриваются более комплексно, сам феномен связывается со стратегией интеграции в систему трудовых отношений и формированием нового механизма трудоустройства студентов и выпускников вузов. Помимо названных, за последние десять лет были опубликованы результаты многих менее масштабных исследований, среди авторов которых можно, в качестве примера, назвать Ю.Р. Вишневского, В.В. Радаева, Л.Я. Рубину, Т.О. Разумову. Все названные авторы внесли существенный вклад в формирование представлений о характере совмещения студентами учебы с трудовой занятостью, масштабах этого феномена, позволили уточнить возможный список факторов, влияющих на решение о совмещении учебы с работой.

Вместе с тем, эмпирическому анализу студенческой трудовой занятости пока не достает необходимого теоретического обоснования, при этом, как было показано выше, теоретические схемы, потенциально приложимые к анализу данного феномена, применяются весьма локально, характеризуются фрагментарностью своей разработки, не обладают признанной и устойчивой системой эмпирических индикаторов.

Изучение феномена работающего студента

Изучая данный феномен мы касаемся проблем занятости, поэтому сначала мы рассмотрим основные категории научного анализа в изучении проблемы, а также коснемся несколько иных подходов в рассмотрении данного вопроса.

Анализ проблем занятости - обширная область, притягивающая внимание таких дисциплин как социология труда и индустриальная социология, трудовые отношения и социология профессий. Проблемами занятости «ведает» и особый раздел экономической теории - экономика труда («labor economics»).

Итак, дадим базовые категории, раскрывающие феномен «работающего студента».

Отношения занятости выражают те условия, на которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующий набор основных элементов:

·         поиск работы и рабочей силы;

·         порядок найма и высвобождения работников;

·         условия и содержание труда;

·         установление уровня его оплаты и формы сопутствующих льгот;

·         обучение и подготовка кадров вне производства и на рабочих местах;

·         горизонтальная и вертикальная профессиональная мобильность (перемещение и продвижение).

Сфера оплачиваемой занятости характеризуется понятием «рынок труда». Он охватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий. Исключение составляют категории вне рынка труда, а именно:

. занятые в домашнем натуральном хозяйстве;

. занятые благотворительной работой без оплаты труда;

. занятые в государственных мобилизационных структурах (солдаты срочной службы, заключенные);

. учащиеся дневных отделений вузов.

Важно подчеркнуть, что занятость не просто выражает состояние соответствия предложения труда и спроса на труд. Это совокупность действий, связанных с формированием способов вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность. Сфера занятости, следовательно, может быть представлена как плоскость столкновения действий нанимателей и нанимающихся.

Существуют и противоположные точки зрения относительно занятости, которые трактуют занятость как участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.

Безусловно, трактовать обучение в ВУЗе как трудовую деятельность довольно сложно, тем не менее, мы можем утверждать, что студенты, обучающиеся на дневном отделении ВУЗа, не принадлежат к сфере оплачиваемой занятости, т.е. не являются субъектом рынка занятости.

Рассматривая же ситуацию, когда учащийся ВУЗа начинает работать, в этом случае необходимо говорить о состоянии экономической маргинальности, в которое переходит студент. Эта ситуация становиться характерна для него в том смысле, что он находиться на стыке двух сфер: образовательной и рынка оплачиваемой занятости - рынка труда.

В различных публикациях и исследованиях мы встречаемся с понятием «вторичная занятость» при исследовании проблем работающих студентов. В данном случае «вторичная занятость» понимается как дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время. Где собственно под занятостью понимается обучение в ВУЗе.

Рассмотрев, две предложенные точки зрения относительно положения студента в сфере занятости при собственно обучении, мы можем сделать вывод о том, что, начиная работать, студент делает попытку включения в сферу отношений рынка труда. Тем не менее, возникает ситуация, когда наряду с трудовыми отношениями, остаются отношения касающиеся сферы образования. В данном случае мы можем говорить о состоянии маргинальности (о чем мы уже упоминали раньше), а поэтому возникает необходимость рассмотрения причин, сущности и следствия феномена работающего студента.

Мотивация занятости студентов

Выделим основные причины и цели занятости среди студенчества на основании результатов исследований.

Герчиков В.И. автор работы «Феномен работающего студента, говорит о том, что по результатам опроса экспертов (в качестве экспертов выступали преподаватели и администрация вузов, работодатели, руководители региональных органов управления, служб занятости и рекрутерских фирм), первое место в структуре целей занятости, и с подавляющим отрывом от других, занимает «необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования»; на втором месте забота студента о своем послевузовском трудоустройстве (варианты: а - получить реальный опыт работы в определенной сфере деятельности и развиваться далее в этой сфере; б - получить некий формальный опыт, чтобы было что написать в «резюме» и тем повысить шансы на получение работы в другой фирме; в-познакомиться за время учебы в вузе с несколькими видами работ, испытать себя в них и выбрать ту работу, которая более всего подходит на роль постоянной); а далее располагаются: стремление не отстать от друзей, которые в большинстве своем работают; желание чем-то занять свое время и голову, недогруженные в процессе учебы; присущее молодости стремление заняться чем-то новым, отличным от порядком уже надоевшей учебы.

Есть также результаты исследования, в котором сами студенты, высказывали свое мнение относительно мотивов занятости работающих студентов.

Анализ данных о мотивах занятости работающих студентов позволил обнаружить их двоякий характер. На первом месте стоит «желание иметь личные деньги». Показательно, что «необходимость обеспечить себе средства существования» стоит лишь на втором месте. Следовательно, заработок занимает в мотивациях вспомогательное место, он понимается как средство, обеспечивающее, прежде всего, досуговое потребление, символические атрибуты жизни - соответствующие одежду, услуги и т.д.

Тот факт, что побуждением к заработку не является обеспечение первичных материальных потребностей, подтверждается данными о том, что среди мотивов вторичной занятости помощь родителям, необходимость оплаты жилья, учебы, содержания собственной семьи стоят далеко не на первых местах и, кроме того, перемежаются мотивами нематериального порядка.

При сопоставлении экспертного и анкетного опросов мы можем с уверенностью говорить о преобладании мотивации получения собственных денег в основном для удовлетворения текущих потребностей, на втором месте стоит альтернатива получения необходимых знаний и навыков для будущей роботы по специальности после окончания ВУЗа, что свидетельствует о прагматических настроениях среди работающих студентов.

Исследуя данную тему, стоит отдельное внимание уделить политике работодателей, применяемой при приеме студентов на работу.

Методология работодателя

Говоря о месте студенчества на современном рынке труда, важно проанализировать, каким образом относятся работодатели к студенту как к работнику.

Работодатели считают, что если не существует каких-то принципиальных требований к предлагаемой вакансии (уровень специальной подготовки), принять на работу предпочтут студента, если, конечно, нет отрицательного опыта сотрудничества. Особо следует отметить тенденцию, когда некоторые фирмы и предприятия специально нанимают студентов, устанавливают более-менее регулярные способы их поиска в некоторых сферах сотрудничества. На рынке труда образуются определенные ниши, где студент вполне конкурентоспособен, а в некоторых случаях и имеет более высокие шансы получить работу. Эта тенденция позволила определить несколько подходов, которыми руководствуются работодатели при найме студентов в фирмы и на предприятия: индифферентный, умеренно-обучающий и активно-поисковый.

. Индифферентный подход. Руководители организации не проводят различий «студент или не студент» и принимают тех кандидатов, которые подходят под данный вид деятельности. Это характерно для массовых видов работ, при приеме на низкие позиции, где не требуется профессиональная подготовка. Особенно это выражено в сферах активных продаж, многоуровневого маркетинга, услуг (бытовые, страхование).

2. Умеренно-обучающий подход. Руководители организации принимают студентов, но проводят их небольшое обучение при введении в курс работы, особенно, если нет опыта в данной сфере. Обучение чаще строится на прикреплении к новому сотруднику более опытного. Это характерно для работ, не имеющих узкой специализации, чаще всего это можно встретить в компаниях занимающихся торговлей бытовой техникой. При этом не требуется профессиональной, специальной подготовки и больше ценятся индивидуальные характеристики (общительность, порядочность, ответственность).

3. Активно-поисковый подход. Руководителями организации осуществляется активный поиск на вакантные места студентов. Предлагаются особые формы сотрудничества с участием вуза. При этом, если обратить внимание на зарубежный опыт в данном подходе, то эта цифра будет значительно выше. Это объясняется сложившимися взаимоотношениям работодателя не только с молодым сотрудником, но и с администрацией учебного заведения

Теперь мы можем перейти непосредственно к термину трудовая адаптация.

Трудовая адаптация

Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга, являясь адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, студент активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.

При поступлении на работу молодой человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Трудовая организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, профессионально-трудовая адаптация - двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

Обращаясь к рассмотрению профессионально-трудовой адаптации диссертант показывает, что это сложный социально-экономический процесс включающий в себя:

. Социально-психологическую адаптацию, суть которой заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождении в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. Это - включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации молодой человек постепенно получает информацию о трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о лидерах группы.

. Общественно-организационную адаптацию, что означает освоение новыми членами трудового коллектива организационной структуры рабочего места, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д.

. Культурно-бытовую адаптацию, это участие новых членов трудового коллектива в традиционных для данного предприятия мероприятиях вне рабочего времени. Характер этого вида адаптации определяется уровнем культуры производства, развитием его инфраструктуры, общим уровнем развития членов организации.

. Психофизиологическую адаптацию, которая позволяет начать процесс освоения человеком совокупности условий труда.

Профессионально-трудовая адаптация молодого поколения в современной социально-экономической ситуации осуществляется в полной мере в том случае, если включение молодых людей в экономические структуры протекает параллельно с формированием позитивной идентификации с ними. На протяжении последнего десятилетия, в российском обществе профессионально-трудовая адаптация студенчества сопровождается эскалацией социальных противоречий.

Виды дискриминаций

Еще одна проблема, с которой сталкивается студент - это дискриминация на рынке труда. В своем исследовании В.К. Левашев выделяет следующие виды профессионально-трудовой дискриминации на студенческом рынке труда.

1. Профессионально-трудовая дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы). Она имеет место, когда студентов последними берут на работу и первыми увольняют. Последствие - высокий уровень безработицы этой группы населения.

. Профессионально-трудовая дискриминация при продвижении по службе, запрет к доступу к определенной деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что студенты способны выполнять эти работы.

. Профессионально-трудовая дискриминация при оплате труда: когда одни работники получают более низкую оплату труда по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. И это не связано с различиями в эффективности труда.

Одни виды профессионально-трудовой дискриминации, как правило, порождают другие, таким образом, еще более усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации может быть и самостоятельным, имея большую или меньшую актуальность для различных групп студентов в зависимости от социально-экономической среды, в которой они находятся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...