Адаптация студенческой молодежи в различные сектора экономики
Многими авторами отмечаются противоречивые тенденции в процессе адаптации студенческой молодежи в различные сектора российской экономики. Государственный сектор перестал доминировать в структуре занятости работающих студентов. Работающая студенческая молодежь осталась бы трудиться на госпредприятиях и в учреждениях, имея возможность выбора. Продолжая, в первой фазе реформ, ассоциироваться в молодежном сознании с неприемлемой командно-административной системой, с которой студенчество не желала идентифицироваться, и потеряв экономическую привлекательность, государственная сфера экономики быстро утрачивает доверие со стороны молодых участников трудовых отношений. Не последнюю роль в этом сыграло и изменение в системе трудовых ценностей, смещение предпочтений от нематериальных ценностей к материальным. Профессионально-трудовая адаптация в государственном секторе в его нынешнем состоянии может основываться исключительно на общественно значимых ценностях труда, а они как раз уступили место прагматизму. Следовательно, трудовая книжка на государственном предприятии будущего выпускника, исполняет роль своеобразного «тылового прикрытия» на период подработки в иных структурах. Девальвация прежних профессионально-трудовых норм и бесперспективность государственного сектора в глазах студенческой молодежи не способствуют ее мотивированной адаптации. Отсюда все усилия молодых людей направляются на преодоление такого явления, как вынужденная или формальная занятость на государственных предприятиях, и поиску каналов адаптации в структуры с иной формой собственности. Не менее противоречиво протекает процесс адаптации студенческой молодежи и в негосударственную сферу российской экономики. Бесспорным фактом является достаточно интенсивное перетекание молодежи в негосударственные структуры, обеспеченное устойчивой мотивацией включения молодых людей в их деятельность.
Таким образом, профессионально-трудовая адаптация студенческой молодежи затруднена противоречием между реальной деятельностью молодых людей и мотивацией этой деятельности, включением и самоидентификацией с ней. Эта характерная особенность профессионально-трудовой адаптации в условиях нестабильности экономики наиболее ярко проявляется в сфере молодежной занятости.
Операционализация и интерпретация ключевых понятий Операционализация предмета исследования Вторичная трудовая занятость - дополнительная занятость, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от учебы время. Студенты - социально-демографическая группа, характеризующееся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особая фаза, стадия, которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально - психологическими особенностями.
Объект исследования
Объект исследования: студенты ведущих экономических вузов г. Москвы
Предмет исследования
Предмет исследования: трудовая мобильность
Цель исследования
Цель социологического исследования - изучить особенности трудовой мобильности студентов ведущих экономических вузов.
Методический раздел программы Методы сбора первичной содержательной информации
Метод сбора - опрос раздаточный. Инструмент - анкетирование.
Место, время проведения исследования
Место проведения - г. Москва. Время проведения - с 8 по 18 декабря.
Название инструментария
Название инструментария - «Готовы ли Вы совмещать обучение с работой?».
Характеристика инструментария (анкеты)
Инструментарием данного исследования является анкета. Методом сбора первичной информации является раздаточное анкетирование. Респондентам предлагается анкета под названием «Готовы ли Вы совмещать обучение с работой?» Всего в анкете 23 вопроса, в том числе: . По содержанию: ) о личности респондента - 5 (1-5) . По форме: ) закрытые - 84 (2-18, 25-33, 35-44, 46-62, 64-79, 85-86, 88-99, 102) ) полузакрытые - 10 (20-24, 34, 81, 87, 101, 103); ) открытые - 9 (1, 19, 45, 63, 80, 82-84, 100). . По оформлению: ) табличные - 7 (6-9, 48-50); ) линейные - 96 (1-8,10-47, 51-103). Выборка
Генеральная совокупность 120000 Выборочная совокупность 1500 чел. Было опрошено 1500 человек. Структуру репрезентативной выборки можно представить таким образом: 1. Пол · Мужской · Женский 2. По возрасту · 16-18 · 18-23 3. По месту проживания · центр Москвы · окраины Москвы 4. По семейному положению · женат (замужем) · неженат (разведена) · гражданский брак 5. По образованию 5.1 Университет · ГУУ Институт государственного и муниципального управления: 80 курс: 16 курс: 30 курс: 30 курс: 4 Институт бизнес-права: 50 курс: 10 курс: 10 курс: 20 курс: 10 Институт национальной и мировой экономики: 70 курс: 20 курс: 30 курс: 10 курс: 10 Институт финансового менеджмента: 89 курс: 39 курс: 17 курс: 28 курс: 29 · МГУ Экономический факультет: 50 курс: 25 курс: 15 курс: 0 курс: 10 Академия · Финансовая Академия Финансовый менеджмент: 110 человек курс: 20 курс: 70 курс: 10 курс: 10 Бухгалтерский учет: 90 человек курс: 20 курс: 30 курс: 20 курс: 20 МЭО: 70 человек курс: 1 7 курс: 23 курс: 15 курс: 15 · Плехановская Академия Финансовый факультет: 80 курс: 20 курс: 30 курс: 15 курс: 15 Факультет маркетинга: 70 курс: 10 курс: 25 курс: 15 курс: 20 Факультет менеджмента: 98 курс: 28 курс: 20 курс: 30 курс: 30 Факультет бизнеса и делового администрирования: 81 курс: 50 курс: 11 курс: 5 курс: 5 Экономико-математический факультет: 60 курс: 20 курс: 10 курс: 10 курс: 20 Факультет МЭО:70 курс: 23 курс: 17 курс: 22 курс: 8
· Академия народного хозяйства Институт финансового менеджмента и маркетинга: 50 курс: 20 курс: 10 курс: 10 курс: 10 Факультет национальной экономики: 89 курс: 26 курс: 13 курс: 25 курс: 25 Факультет финансов и банковского дела: 80 курс: 10 курс: 40 курс: 10 курс: 10 Факультет экономических и социальных наук: 50 курс: 7 курс: 10 курс: 13 курс: 20 Факультет инновационно-технологического бизнеса: 60 курс: 15 курс: 8 курс: 15 курс: 22 5.2 Институт · Высшая школа экономики Финансовый факультет: 50 курс: 20 курс: 10 курс: 10 курс: 10 Факультет финансового менеджмента: 30 курс: 5 курс: 5 курс: 10 курс: 10 Факультет МЭО: 23 курс: 3 курс: 5 курс: 11 курс: 4 Объект исследования студенты ведущих экономических ВУЗов. Объем генеральной совокупности примерно 120000 человек. Объем выборочной совокупности - 1500 человек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|