Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Мозаичность действий по развитию экономики в современной России




2.   Мозаичность действий по развитию экономики в современной России

В современной России поддержка проектов по развитию экономики не только ориентирована на неработающую у нас венчурную модель, но еще и мозаична. Если смотреть насыщенность уровней TRL инструментами поддержки, можно заметить, что они сконцентрированы на TRL 3-4 и TRL 8-9. Очевидно, что нелогично из этих 9 уровней зрелости поддерживать только некоторые, при этом каждый раз переведя только на 1 ступень выше и потом бросая. Но именно так обстоит дело. Это следствие распространения рыночного подхода (купля-продажа проектов и долей в них) на инновационный процесс.

Поскольку эти 9 уровней реализуются в разных секторах — 1–3 уровни характерны для академической науки, 4–5 для вузов, 6–7 для отраслевой науки, 8–9 для промышленности — каждая из перечисленных сторон понимает под инновациями только свои стадии и их поддержку. Они неспособны договориться о взаимодействии без внешней модерации.

Нельзя сказать, что проблема не осознана. Так, в январе 2021 шесть институтов развития (направленные на разные стадии и разные отрасли), договорились о так называемой «бесшовной интеграции мер поддержки»[179]. По замыслу сторон, будет обеспечен эффективный информационный обмен между институтами развития — участниками соглашения — о командах, проектах и компаниях, об их развитии и успехах. Тем самым облегчится и ускорится процесс принятия решения о поддержке (финансировании). При этом финальное решение о финансировании остаётся за соответствующим институтом развития.

Это логичный первый шаг в верном направлении. Но институтов развития не шесть, а десятки… И даже в этих шести не следует ожидать прорывов. Ведь информационный обмен не сделает методику оценки проектов единой. Поэтому «отличники» в глазах одного фонда не станут автоматически таковыми в глазах прочих. И это не говоря об ограниченности стоимостных методик оценки эффективности инновационных проектов в целом, чему была посвящена глава 2. То есть первый шаг, если им ограничиться, не изменит ни эффективности отбора проектов, ни места инновационной экономики в российской экономике в целом. Инновационные проекты так и останутся кандидатами «на выход» в США или иные технологически развитые страны.

Так что же мы предложим, чтобы сформировать в российской экономике действительно лучшие условия для внедрения инноваций? Для соединения результатов научно-технического прогресса и монополистического развития? Об этом — ниже.

3.   Пути совершенствования государственного сектора на основе ТПС-оптимизации. Переход к концентрации усилий

Вместо устаревшей и отмирающей инновационной системы нужны государственные цифровые платформы, поддерживающие не просто планирование, а коллективные принятия решений на основе критерия ТПС. Причем в данном случае речь не о трудовых коллективах, а о межотраслевых взаимодействиях.

Таким образом, принятие ТПС и отказ от идеи «межуровневой перепродажи» в пользу практики создания инновационных консорциумов, разработки и обновления технологических карт развития, системы поддержки решений о межотраслевой кооперации и системы управления рисками договорной деятельности (то есть улучшения взаимодействия между предприятиями) переведет общество от распыления творческих сил к их концентрации.

Последнее (системы управления рисками договорной деятельности) также повысит эффективность работы системы заказов государственного сектора, а значит — его воздействие на трансформацию экономики в целом, на подчинение все большего количества субъектов экономики (изо всех секторов) общественным интересам (через работу на реализацию системы целей национального развития).

Создание этих двух систем — поддержки принятия решений о межотраслевой кооперации и управления рисками договорной деятельности — и есть два магистральных направления совершенствования государственного сектора на основе трудовой потребительно-стоимостной оптимизации. Фактически речь идет о внедрении нового поколения математических методов в управление, которые помогут фактически преодолеть хозяйственную обособленность предприятий госсектора, интегрировать его естественным образом, а также сделать ядром развития экономики в целом.

Далее в этом параграфе мы расскажем об этих двух системах, а в заключительном параграфе главы и работы в целом — о государственном секторе как ядре развития экономики в условиях функционирования данных систем.

Поскольку сначала нужно инициировать межотраслевую кооперацию, а затем управлять ее рисками, сначала рассмотрим уже имеющиеся предпосылки для создания автоматизированной МОСУЗ (МОСУЗ как цифровой платформы).

Мы описали в параграфе 2 главы 3, что именно должна организовывать межотраслевая система управления знаниями; теперь требуется предъявление ближайших существующих предшественниов такой системы уже на уровне цифровых платформ, и объяснение чего им не хватает, чтобы стать плотформой межотраслевой системы управления знаниями в нашем понимании. Речь идет о существующих системах, являющихся маркетплейсами для продажи или продвижения на рынок знаний в том или виде. Мы возьмем две системы — систему для создания учебников и распространения учебно-научного контента ITU Publisher и поисковую интернет-платформу, объединяющая реферативные базы данных публикаций в научных журналах и патентов, в том числе базы, учитывающие взаимное цитирование публикаций — Web of Science.

Взято с сайта itupublisher. com:

 

Система для создания учебников и распространения учебно-научного контента ITU Publisher
В современном педагогическом процессе учебный материал играет ключевую роль в обучении студентов. Подготовка учебного материала является сложным и дорогостоящим процессом. Система ITU Publisher позволяет упростить и ускорить создание учебников, методических пособий и тестов в печатном и электронном формате. Система предоставляет профессору возможность компиляции учебника из глав уже существующих учебников других автoров, а также с возможностью добавления своих собственных глав. В процессе создания учебника профессор имеет возможность создать свою собственную обложку. Вспомогательные страницы, такие как оглавление, индексы и глоссарий система создает автоматически. После окончания процесса компиляции материалов система автоматически создает готовые к печати PDF фай лы с учетом всех технических требований типографий. Таким образом, полученный материал полностью готов к печати. Кроме того, создается электронный экземпляр учебника с защитой от нелегального копирования. Использование любой главы из базы учебно — научного контента, размещенного на платформе, отслеживается, и в этом случае система начисляет автору его авторское вознаграждение. Также эти данные могут передаваться в систему национального и международного индекса научного цитирования. Если профессор при создании учебника использовал свой собственный контент, эти главы индексируются и автоматически попадают в единую базу. Система дает возможность каждому университету создавать собственные уникальные учебники, адаптированные под учебный процесс. Количество печатаемых и электронных учебников определяется в зависимости от заказов студентов, слушающих данный курс, что позволяет значительно сократить расходы на выпуск нового учебника. На следующий год профессор имеет возможность добавить новые актуальные изменения в контенте учебника и сделать новый заказ в зависимости от количества запросов со стороны студентов. Возможность продажи учебников в электронном формате также снижает стоимость. •  Каталог учебников •  Создание книги •  Профессорская и студенческая Книжные полки •  Управление обложками •  Управление настрой ками книги •  Редактирование и рецензирование •  Управление печатью и доставкой книг •  Контроль авторских отчислений •  Онлай н и оффлай н режимы чтения электронных версий учебников •  Автоматичексое создание oглавления, глоссария, дополнительных страниц, переплета и других элементов •  Полнотекстовый поиск •  Система шифрования контента •  Предварительный просмотр книги •  Книги учителей и учеников •  Присвоение ISBN каждому учебнику •  Разделы для профессора, студента, администратора, типографии •  Управление библиотекой •  Механизмы загрузки контента и пополнения библиотеки

 

Для нас в сданной системе важны не технические функции системы, отвечающие за работу распределенного издательства, а те, которые делают ее РЫНОЧНОЙ системой управления знаниями: механизмы контроля авторских прав, работы издателей, поисковых систем, создания эффективной системы показателей популярности контента. Поскольку это все еще маркетплейс, здесь нет функции планирования — нет дорожных карт развития, активно обновляемых и используемых как для генерации нового контента, так и его потребления. Нет функции организации кооперации. В этом направлении продвигается система Web of Science:

 

Поисковая интернет-платформа Web of Science
Данная система охватывает 34 тысячи рецензируемых журналов, патентные базы и учитывает их цитирование (в том числе взаимное). Вот как преподносят возможности своих сервисов в компании Clarivate[180], с 2016 года управляющей данной системой:   «В сегодняшней глобальной конкурентной среде исследований лидеры академических кругов, правительства и промышленности должны направлять финансирование в наиболее многообещающие области, выявлять ведущие таланты и формировать правильные стратегические партнерства.   Используйте аналитические решения и экспертизу сотрудников Clarivate, чтобы определить, где ваша организация может достичь важных достижений, нанять кандидатов, которые смогут развить ваши возможности, и оценить прогресс в достижении целей. »

 

 

То есть система уже предлагает принимать решения на основе принципа открытых инноваций — анализ большого количества информации показывает области возможного сотрудничества, чтобы найти партнеров для доконкурентной стадии разработок инноваций, а также найти наилучших исследователей для этих разработок. Это уже не просто отслеживание интересов авторов в части их вознаграждения, и не просто более удобная доставка сведений о подходящем контенте его пользователю.

Но это все еще ПОИСК того, что есть, это еще не переход к управлению воспроизводством квалифицированной рабочей силы. И заняты этим поиском сейчас только управленцы экспертного уровня — то есть немногие. Новое же качество, согласно диалектике движения категорий, возможно за счет количественных изменений. За счет вовлечения в этот поиск новых структур и работающих в них людей, которые сейчас еще не вовлечены — тех, кто воспроизводит кадры. Это и образовательная система, и семьи, и сообщества. Нужен встречный поиск от них — поиск экспертов, наставников, постановщиков задач. Сейчас такой поиск существует, но он стихиен, не организован. Его организация на основе цифровых платформ нового типа (не маркетплейсов, а платформ кооперации) даст требуемый скачок. Новое качество.

Такой переход даст кристаллизацию и объединение центров кристаллизации процесса самоуправления развитием (широчайшее использование дорожных карт развития и квалифицированного поиска не только экспертами, но всеми). Дорожные карты развития и профессиональные поисковики в существующем виде можно сравнить с системой коммуникаций на основе азбуки Морзе — работает, но мало кто ею владеет. А нужно, чтобы это было так же просто и доступно, как современные социальные сети.

То есть МОСУЗ, когда она реализована как цифровая платформа — это социальная сеть, распространяющая развивающий контент, причем развивающий не в стихийных направлениях, а в общественно целесообразных. То есть это не маркетплейс, продвигающий продукты к потребителю, а система самоуправления развитием позаказного производства.

Весь специфический инструментарий платформ-маркетплейсов знаний при этом, по-видимому, будет сохранен. Но его использование будет увеличено на порядки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...