2. Мозаичность действий по развитию экономики в современной России
2. Мозаичность действий по развитию экономики в современной России В современной России поддержка проектов по развитию экономики не только ориентирована на неработающую у нас венчурную модель, но еще и мозаична. Если смотреть насыщенность уровней TRL инструментами поддержки, можно заметить, что они сконцентрированы на TRL 3-4 и TRL 8-9. Очевидно, что нелогично из этих 9 уровней зрелости поддерживать только некоторые, при этом каждый раз переведя только на 1 ступень выше и потом бросая. Но именно так обстоит дело. Это следствие распространения рыночного подхода (купля-продажа проектов и долей в них) на инновационный процесс. Поскольку эти 9 уровней реализуются в разных секторах — 1–3 уровни характерны для академической науки, 4–5 для вузов, 6–7 для отраслевой науки, 8–9 для промышленности — каждая из перечисленных сторон понимает под инновациями только свои стадии и их поддержку. Они неспособны договориться о взаимодействии без внешней модерации. Нельзя сказать, что проблема не осознана. Так, в январе 2021 шесть институтов развития (направленные на разные стадии и разные отрасли), договорились о так называемой «бесшовной интеграции мер поддержки»[179]. По замыслу сторон, будет обеспечен эффективный информационный обмен между институтами развития — участниками соглашения — о командах, проектах и компаниях, об их развитии и успехах. Тем самым облегчится и ускорится процесс принятия решения о поддержке (финансировании). При этом финальное решение о финансировании остаётся за соответствующим институтом развития. Это логичный первый шаг в верном направлении. Но институтов развития не шесть, а десятки… И даже в этих шести не следует ожидать прорывов. Ведь информационный обмен не сделает методику оценки проектов единой. Поэтому «отличники» в глазах одного фонда не станут автоматически таковыми в глазах прочих. И это не говоря об ограниченности стоимостных методик оценки эффективности инновационных проектов в целом, чему была посвящена глава 2. То есть первый шаг, если им ограничиться, не изменит ни эффективности отбора проектов, ни места инновационной экономики в российской экономике в целом. Инновационные проекты так и останутся кандидатами «на выход» в США или иные технологически развитые страны.
Так что же мы предложим, чтобы сформировать в российской экономике действительно лучшие условия для внедрения инноваций? Для соединения результатов научно-технического прогресса и монополистического развития? Об этом — ниже. 3. Пути совершенствования государственного сектора на основе ТПС-оптимизации. Переход к концентрации усилий Вместо устаревшей и отмирающей инновационной системы нужны государственные цифровые платформы, поддерживающие не просто планирование, а коллективные принятия решений на основе критерия ТПС. Причем в данном случае речь не о трудовых коллективах, а о межотраслевых взаимодействиях. Таким образом, принятие ТПС и отказ от идеи «межуровневой перепродажи» в пользу практики создания инновационных консорциумов, разработки и обновления технологических карт развития, системы поддержки решений о межотраслевой кооперации и системы управления рисками договорной деятельности (то есть улучшения взаимодействия между предприятиями) переведет общество от распыления творческих сил к их концентрации. Последнее (системы управления рисками договорной деятельности) также повысит эффективность работы системы заказов государственного сектора, а значит — его воздействие на трансформацию экономики в целом, на подчинение все большего количества субъектов экономики (изо всех секторов) общественным интересам (через работу на реализацию системы целей национального развития).
Создание этих двух систем — поддержки принятия решений о межотраслевой кооперации и управления рисками договорной деятельности — и есть два магистральных направления совершенствования государственного сектора на основе трудовой потребительно-стоимостной оптимизации. Фактически речь идет о внедрении нового поколения математических методов в управление, которые помогут фактически преодолеть хозяйственную обособленность предприятий госсектора, интегрировать его естественным образом, а также сделать ядром развития экономики в целом. Далее в этом параграфе мы расскажем об этих двух системах, а в заключительном параграфе главы и работы в целом — о государственном секторе как ядре развития экономики в условиях функционирования данных систем. Поскольку сначала нужно инициировать межотраслевую кооперацию, а затем управлять ее рисками, сначала рассмотрим уже имеющиеся предпосылки для создания автоматизированной МОСУЗ (МОСУЗ как цифровой платформы). Мы описали в параграфе 2 главы 3, что именно должна организовывать межотраслевая система управления знаниями; теперь требуется предъявление ближайших существующих предшественниов такой системы уже на уровне цифровых платформ, и объяснение чего им не хватает, чтобы стать плотформой межотраслевой системы управления знаниями в нашем понимании. Речь идет о существующих системах, являющихся маркетплейсами для продажи или продвижения на рынок знаний в том или виде. Мы возьмем две системы — систему для создания учебников и распространения учебно-научного контента ITU Publisher и поисковую интернет-платформу, объединяющая реферативные базы данных публикаций в научных журналах и патентов, в том числе базы, учитывающие взаимное цитирование публикаций — Web of Science. Взято с сайта itupublisher. com:
Для нас в сданной системе важны не технические функции системы, отвечающие за работу распределенного издательства, а те, которые делают ее РЫНОЧНОЙ системой управления знаниями: механизмы контроля авторских прав, работы издателей, поисковых систем, создания эффективной системы показателей популярности контента. Поскольку это все еще маркетплейс, здесь нет функции планирования — нет дорожных карт развития, активно обновляемых и используемых как для генерации нового контента, так и его потребления. Нет функции организации кооперации. В этом направлении продвигается система Web of Science:
То есть система уже предлагает принимать решения на основе принципа открытых инноваций — анализ большого количества информации показывает области возможного сотрудничества, чтобы найти партнеров для доконкурентной стадии разработок инноваций, а также найти наилучших исследователей для этих разработок. Это уже не просто отслеживание интересов авторов в части их вознаграждения, и не просто более удобная доставка сведений о подходящем контенте его пользователю.
Но это все еще ПОИСК того, что есть, это еще не переход к управлению воспроизводством квалифицированной рабочей силы. И заняты этим поиском сейчас только управленцы экспертного уровня — то есть немногие. Новое же качество, согласно диалектике движения категорий, возможно за счет количественных изменений. За счет вовлечения в этот поиск новых структур и работающих в них людей, которые сейчас еще не вовлечены — тех, кто воспроизводит кадры. Это и образовательная система, и семьи, и сообщества. Нужен встречный поиск от них — поиск экспертов, наставников, постановщиков задач. Сейчас такой поиск существует, но он стихиен, не организован. Его организация на основе цифровых платформ нового типа (не маркетплейсов, а платформ кооперации) даст требуемый скачок. Новое качество. Такой переход даст кристаллизацию и объединение центров кристаллизации процесса самоуправления развитием (широчайшее использование дорожных карт развития и квалифицированного поиска не только экспертами, но всеми). Дорожные карты развития и профессиональные поисковики в существующем виде можно сравнить с системой коммуникаций на основе азбуки Морзе — работает, но мало кто ею владеет. А нужно, чтобы это было так же просто и доступно, как современные социальные сети. То есть МОСУЗ, когда она реализована как цифровая платформа — это социальная сеть, распространяющая развивающий контент, причем развивающий не в стихийных направлениях, а в общественно целесообразных. То есть это не маркетплейс, продвигающий продукты к потребителю, а система самоуправления развитием позаказного производства. Весь специфический инструментарий платформ-маркетплейсов знаний при этом, по-видимому, будет сохранен. Но его использование будет увеличено на порядки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|