Разрешение земельных споров
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Земельный спор — это конфликт, возникающий между субъектами права на землю, а также между ними и государственными органами по вопросам собственности на землю, землевладения и землепользования. Возникновение спорных отношений связано с нарушением законных прав субъектов земельных правоотношений со стороны других лиц. Спор о праве возникает тогда, когда сторона, считающая свое право нарушенным, заявляет об этом, требуя его восстановления. В земельном споре может иметь место как реальное нарушение субъективного права конкретного лица, так и заблуждение одной из сторон по поводу предоставленного ей права на спорный земельный участок. В связи с этим споры могут быть действительными и мнимыми. Разрешение земельных споров является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей. При разрешении спора государство проявляет властные правомочия в виде принуждения ответчика к совершению определенных положительных действий, направленных на: — признание права истца на земельный участок; — пресечение действий, нарушающих права и законные интересы землевладельцев; — исполнение обязанности в натуре; — возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства. В большинстве случаев споры возникают по поводу использования земельных участков. Сторонами в спорах могут быть юридические и физические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, арендаторами, и органы власти и управления. Объектом спора является субъективное право на конкретный земельный участок. Если объектом спора выступает иное имущество или административные действия, то, соответственно, и спор будет гражданско-правовой или административно-правовой. Поэтому не входят в число земельных споры:
— по поводу территориальной принадлежности земель; — имущественные — связанные с земельными отношениями (возмещение убытков при потраве посевов, уничтожении насаждений, порче, загрязнении земель, изъятии земель); — по поводу отказа государственного органа в предоставлении земельного участка.
Земельные споры разрешаются в судебном порядке посредством искового производства, за исключением рассматриваемых с соблюдением обязательного внесудебного (претензионного) порядка, а также споров, переданных на рассмотрение третейского суда. Что касается судебного порядка, то при определении подведомственности земельных споров суду общей юрисдикции или арбитражному суду нужно исходить из требований законодательных норм: ст. 25 ГПК, ст. 22 АПК, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 12/12 от 18.08.92 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», постановления № 6 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.92 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе» в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.93 г. №11.
Все подведомственные суду дела в теории земельного права делят на четыре группы: — чисто земельные споры; — имущественные споры, связанные с земельными отношениями; — жалобы на действия местной администрации; — жалобы на действия администрации предприятия. Чисто земельные споры: — между собственниками индивидуальных жилых строений на смежных земельных участках об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в т. ч. в случае оспаривания его границ и размеров; — споры между садоводческим товариществом и его членами, между членами товарищества, между супругами, в т. ч. бывшими, по поводу раздела земельного участка, определения порядка пользования этим участком;
— споры между членами дачно-строительного кооператива и кооперативом, а также споры членов кооператива между собой по поводу пользования земельным участком или его раздела; — требования о признании преимущественного права наследования земельным участком после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о преимущественном праве наследования земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного, гаражного строительства, животноводства, садоводства, а также о наследовании права аренды. Имущественные споры, связанные с земельными отношениями: — требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или временным занятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд, ограничением прав собственников или ухудшением качества земель, в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций, граждан; — требования о возмещении убытков, причиненных неправомерным занятием земельного участка, его загрязнением, порчей и другими нарушениями прав собственников; — требование о возмещении убытков, понесенных собственником земли в связи с проведением изыскательских работ; — требование о возмещении местной администрации стоимости произведенных затрат на улучшение земель (в случае добровольного прекращения права пользования земельным участком); — требование местной администрации к землевладельцу о возмещении ущерба, связанного с ухудшением качественного состояния и порчей земель. Жалобы на действия местной администрации: — требования о признании неправомерным отказа администрации о предоставлении земельного участка, в т. ч. для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, индивидуального садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота; — жалобы на отказ в регистрации и выдаче документов, удостоверяющих право собственности на землю, на отказ в регистрации заключенного договора аренды;
— жалобы собственников, землепользователей на решение администрации о предварительном согласовании места размещения объектов, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка под государственные и муниципальные нужды; — жалобы собственников, землепользователей, арендаторов о признании недействительными актов, изданных государственными или муниципальными органами не в соответствии с их компетенцией либо с нарушением земельного законодательства; — жалобы на решение администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которым ущемляются права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя, арендатора (лишние подъезды к земельному участку и др.). Жалобы на действия администрации предприятия: — о признании неправомерным отказа в предоставлении служебного надела; — отказа в сохранении права пользования служебным наделом за лицами, имеющими по закону право на сохранение служебного земельного надела.
Арбитражному суду подведомственны споры и жалобы, связанные с земельными отношениями, когда его участниками являются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм в т. ч. колхозы, граждане и их объединения, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, в т. ч. крестьянское (фермерское) хозяйство. Если в таких спорах участвуют иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор может быть передан на решение арбитражного суда при наличии соглашения сторон или если это специально предусмотрено законодательными актами. Арбитражному суду подведомственны споры и жалобы: — связанные с предоставлением и изъятием земель для государственных и общественных нужд; — прекращением прав на землю; — отчуждением и приобретением земельных участков; — иные земельные и имущественные споры. Имущественные споры (включая споры о возмещении убытков и определении их размеров) могут разрешаться через посредника, выбираемого сторонами по взаимному соглашению, и третейским судом. Передача спора в третейский суд осуществляется на основании договора сторон, заключаемого в письменной форме, что исключает возможность рассматривать спор в данный момент судом. Если решение третейского суда не исполняется добровольно обязанной стороной, заинтересованная сторона может обратиться в суд с заявлением о подтверждении решения, принятого третейским судом. Установив наличие соглашения сторон о передаче спора в третейский суд и правильность выбора закона для решения спора, суд подтверждает решение третейского суда, которое после этого приобретает обязательную силу наравне с решением суда.
Факультативными признаками являются цель совершения деяния и мотивы, под влиянием которых совершено правонарушение. При отсутствии в деянии лица, совершившего нарушение земельного законодательства, хотя бы одного из перечисленных элементов состава правонарушения, это лицо не подлежит юридической ответственности. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством. Теория земельного права считает возможным объединить земельные правонарушения в две группы: чисто земельные правонарушения и земельные правонарушения с экологической окраской. К чисто земельным правонарушениям отнесены те, которые лишены экологической окраски и не связаны с причинением вреда землям как составной части окружающей природной среды: — нерациональное использование сельскохозяйственных земель; — использование земельных участков не по целевому назначению; — невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использование по целевому назначению; — самовольный захват, самовольное строительство, не связанное с причинением вреда землям; — уничтожение межевых знаков; — нарушение градостроительной документации при отводе земель; — нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков; — нарушение сроков возврата временно занимаемых земель; — систематическое невнесение платежей за земли; — искажение сведений о состоянии и использовании земель; — уклонение или несвоевременное исполнение предписаний органов государственного контроля за исполнением и охраной земель по устранению нарушений земельного законодательства. К земельным правонарушениям с экологической окраской отнесены земельные правонарушения, совершение которых связано с причинением вреда землям и являющиеся одновременно экологическими правонарушениями:
— загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами; — захламление земель; — заражение земель возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний; — использование земель способами, приводящими к порче земель; — проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель; — невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной и ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние земель; — нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения и земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. В целях пресечения земельных правонарушений современное земельное законодательство наделило должностных лиц, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, определенными правами — приостанавливать любое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель и если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу, либо получившим отрицательное заключение. Кроме того, должностные лица органов государственного контроля за использованием и охраной земель составляют протоколы о нарушениях и направляют в соответствующие органы материалы для привлечения виновных лиц к ответственности и возмещению ущерба, причиненного ими в результате нарушения земельного законодательства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|