Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разрешение земельных споров




Земельный спор — это конфликт, возникающий между субъектами права на землю, а также между ними и государственными органами по вопросам собственности на землю, землевладения и землепользования.

Возникновение спорных отношений связано с нарушением законных прав субъектов земельных правоотношений со стороны других лиц. Спор о праве возникает тогда, когда сторона, считающая свое право нарушенным, заявляет об этом, требуя его восстановления. В земельном споре может иметь место как реальное нарушение субъективного права конкретного лица, так и заблуждение одной из сторон по поводу предоставленного ей права на спорный земельный участок. В связи с этим споры могут быть действительными и мнимыми. Разрешение земельных споров является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей. При разрешении спора государство проявляет властные правомочия в виде принуждения ответчика к совершению определенных положительных действий, направленных на:

— признание права истца на земельный участок;

— пресечение действий, нарушающих права и законные интересы землевладельцев;

— исполнение обязанности в натуре;

— возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства.

В большинстве случаев споры возникают по поводу использования земельных участков. Сторонами в спорах могут быть юридические и физические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, арендаторами, и органы власти и управления. Объектом спора является субъективное право на конкретный земельный участок. Если объектом спора выступает иное имущество или административные действия, то, соответственно, и спор будет гражданско-правовой или административно-правовой. Поэтому не входят в число земельных споры:

— по поводу территориальной принадлежности земель;

— имущественные — связанные с земельными отношениями (возмещение убытков при потраве посевов, уничтожении насаждений, порче, загрязнении земель, изъятии земель);

— по поводу отказа государственного органа в предоставлении земельного участка.

 

Земельные споры разрешаются в судебном порядке посредством искового производства, за исключением рассматриваемых с соблюдением обязательного внесудебного (претензионного) порядка, а также споров, переданных на рассмотрение третейского суда.

Что касается судебного порядка, то при определении подведомственности земельных споров суду общей юрисдикции или арбитражному суду нужно исходить из требований законодательных норм: ст. 25 ГПК, ст. 22 АПК, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 12/12 от 18.08.92 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», постановления № 6 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.92 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе» в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.93 г. №11.

 

Все подведомственные суду дела в теории земельного права делят на четыре группы:

— чисто земельные споры;

— имущественные споры, связанные с земельными отношениями;

— жалобы на действия местной администрации;

— жалобы на действия администрации предприятия.

Чисто земельные споры:

— между собственниками индивидуальных жилых строений на смежных земельных участках об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в т. ч. в случае оспаривания его границ и размеров;

— споры между садоводческим товариществом и его членами, между членами товарищества, между супругами, в т. ч. бывшими, по поводу раздела земельного участка, определения порядка пользования этим участком;

— споры между членами дачно-строительного кооператива и кооперативом, а также споры членов кооператива между собой по поводу пользования земельным участком или его раздела;

— требования о признании преимущественного права наследования земельным участком после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о преимущественном праве наследования земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного, гаражного строительства, животноводства, садоводства, а также о наследовании права аренды.

Имущественные споры, связанные с земельными отношениями:

— требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или временным занятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд, ограничением прав собственников или ухудшением качества земель, в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций, граждан;

— требования о возмещении убытков, причиненных неправомерным занятием земельного участка, его загрязнением, порчей и другими нарушениями прав собственников;

— требование о возмещении убытков, понесенных собственником земли в связи с проведением изыскательских работ;

— требование о возмещении местной администрации стоимости произведенных затрат на улучшение земель (в случае добровольного прекращения права пользования земельным участком);

— требование местной администрации к землевладельцу о возмещении ущерба, связанного с ухудшением качественного состояния и порчей земель.

Жалобы на действия местной администрации:

— требования о признании неправомерным отказа администрации о предоставлении земельного участка, в т. ч. для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, индивидуального садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота;

— жалобы на отказ в регистрации и выдаче документов, удостоверяющих право собственности на землю, на отказ в регистрации заключенного договора аренды;

— жалобы собственников, землепользователей на решение администрации о предварительном согласовании места размещения объектов, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка под государственные и муниципальные нужды;

— жалобы собственников, землепользователей, арендаторов о признании недействительными актов, изданных государственными или муниципальными органами не в соответствии с их компетенцией либо с нарушением земельного законодательства;

— жалобы на решение администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которым ущемляются права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя, арендатора (лишние подъезды к земельному участку и др.).

Жалобы на действия администрации предприятия:

— о признании неправомерным отказа в предоставлении служебного надела;

— отказа в сохранении права пользования служебным наделом за лицами, имеющими по закону право на сохранение служебного земельного надела.

 

Арбитражному суду подведомственны споры и жалобы, связанные с земельными отношениями, когда его участниками являются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм в т. ч. колхозы, граждане и их объединения, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, в т. ч. крестьянское (фермерское) хозяйство. Если в таких спорах участвуют иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор может быть передан на решение арбитражного суда при наличии соглашения сторон или если это специально предусмотрено законодательными актами.

Арбитражному суду подведомственны споры и жалобы:

— связанные с предоставлением и изъятием земель для государственных и общественных нужд;

— прекращением прав на землю;

— отчуждением и приобретением земельных участков;

— иные земельные и имущественные споры.

Имущественные споры (включая споры о возмещении убытков и определении их размеров) могут разрешаться через посредника, выбираемого сторонами по взаимному соглашению, и третейским судом. Передача спора в третейский суд осуществляется на основании договора сторон, заключаемого в письменной форме, что исключает возможность рассматривать спор в данный момент судом. Если решение третейского суда не исполняется добровольно обязанной стороной, заинтересованная сторо­на может обратиться в суд с заявлением о подтверждении решения, принятого третейским судом. Установив наличие соглашения сторон о передаче спора в третейский суд и правильность выбора закона для решения спора, суд подтверждает решение третейского суда, которое после этого приобретает обязательную силу наравне с решением суда.

 

Факультативными признаками являются цель совершения деяния и мотивы, под влиянием которых совершено правонарушение. При отсутствии в деянии лица, совершившего нарушение земельного законодательства, хотя бы одного из перечисленных элементов состава правонарушения, это лицо не подлежит юридической ответственности.

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством. Теория земельного права считает возможным объединить земельные правонарушения в две группы: чисто земельные правонарушения и земельные правонарушения с экологической окраской.

К чисто земельным правонарушениям отнесены те, которые лишены экологической окраски и не связаны с причинением вреда землям как составной части окружающей природной среды:

— нерациональное использование сельскохозяйственных земель;

— использование земельных участков не по целевому назначению;

— невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использование по целевому назначению;

— самовольный захват, самовольное строительство, не связанное с причинением вреда землям;

— уничтожение межевых знаков;

— нарушение градостроительной документации при отводе земель;

— нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков;

— нарушение сроков возврата временно занимаемых земель;

— систематическое невнесение платежей за земли;

— искажение сведений о состоянии и использовании земель;

— уклонение или несвоевременное исполнение предписаний органов государственного контроля за исполнением и охраной земель по устранению нарушений земельного законодательства.

К земельным правонарушениям с экологической окраской отнесены земельные правонарушения, совершение которых связано с причинением вреда землям и являющиеся одновременно экологическими правонарушениями:

— загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;

— захламление земель;

— заражение земель возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний;

— использование земель способами, приводящими к порче земель;

— проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель;

— невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной и ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние земель;

— нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения и земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

В целях пресечения земельных правонарушений современное земельное законодательство наделило должностных лиц, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, определенными правами — приостанавливать любое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель и если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу, либо получившим отрицательное заключение. Кроме того, должностные лица органов государственного контроля за использованием и охраной земель составляют протоколы о нарушениях и направляют в соответствующие органы материалы для привлечения виновных лиц к ответственности и возмещению ущерба, причиненного ими в результате нарушения земельного законодательства.

 
 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...