Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития.




Химическая промышленность – это одна из активно развивающихся в последние годы отраслей. Ситуация в ней довольно стабильная, однако уже сейчас можно выделить риски и угрозы, с которыми мы столкнемся в будущем. Прежде всего, они связаны с повышением цен на энергоносители и сырье, вследствие чего существенная часть продукции российской химической промышленности может стать неконкурентоспособной. Поэтому необходимо просчитать различные варианты развития событий в зависимости от принятия тех или иных управленческих решений. Использование традиционных экономико-математических методов прогнозирования в данной ситуации возможно, но далеко не достаточно.

Поэтому одним из пилотных проектов, начатых в декабре 2006 года Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации в рамках Экспертного клуба, стал форсайт химического комплекса на период до 2020-2030 года. Форсайт – это долгосрочное экспертное прогнозирование, это практика применения всех известных методов прогнозирования, разработки программ развития, «исследований будущего», прогностики в соответствии с определенными принципами. Форсайт – это также и коммуникативная практика. Он предусматривает активное, систематическое обсуждение своей темы максимально широким кругом заинтересованных лиц, создание так называемой «экспертной сети». Главная задача Форсайта - получить исчерпывающий набор сценариев будущего и определить из них наиболее оптимальный.

В настоящий момент дорабатывается Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года, поэтому есть возможность обсудить с экспертами более широкие вопросы, связанные с выбором основных направлений, уточнением анализа и постановки целей, с технологиями. В рамках Форсайта формируются 8 экспертных групп: по полимерам, минеральным удобрениям, по каучукам и резиновой промышленности, по нефтехимии, химическим волокнам, по малотоннажной и неорганической химии, а также по кадровому обеспечению. В результате работы групп планируется дополнить предлагаемые в стратегии меры промышленной политики и сформировать ряд «сквозных» проектов или программ.

Министерство промышленности и энергетики РФ с привлечением научно-исследовательских структур, и, прежде всего, ОАО " НИИТЭХИМ", разрабатывают " Стратегию развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года".

В ходе разработки " Стратегии развития химической промышленности" было проанализировано три основополагающих вопроса: во-первых, чем располагает химическая индустрия; во-вторых, насколько эффективно используется отраслевой потенциал; и, в-третьих, как должно происходить развитие химической промышленности до 2015 года с учетом поставленных задач перед экономикой России президентом В. В. Путиным.

Стратегической целью развития отрасли в долгосрочной перспективе является обеспечение потребности рынка конкурентоспособной продукцией на основе создания и внедрения ресурсосберегающих технологий, способной удерживать позиции на внутреннем и внешних рынках в условиях открытой экономики и вступления России в ВТО.

С этих позиций основной целевой задачей стратегии является формирование конкурентоспособной материально-технической базы химической индустрии.

В стратегии определены основные направления структурной перестройки отрасли, ее важнейшие цели и приоритеты. Это прежде всего:

· cтимулирование инновационной и инвестиционной активности;

· осуществление таможенно-тарифной политики с целью защиты отечественного товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках;

· проведение инвестиционных преобразований для более эффективного управления химическим комплексом России;

· совершенствование законодательства Российской Федерации с целью создания благоприятных условий для развития химического сектора экономики.

В стратегии особое внимание уделено разработке комплекса мер и механизмов государственной поддержки развития химического комплекса.

Основным приоритетным направлением развития является повышение инвестиционной привлекательности химического сектора экономики за счет снижения инвестиционных рисков и эффективной защиты прав и интересов инвесторов. Этому непременно должны способствовать меры по развитию рыночных механизмов направления сбережений в инвестиции и сопровождаться соответствующим повышением уровня управления кредитными рисками.

Сегодня модернизация химического комплекса может происходить только с помощью привлечения зарубежных инжиниринговых компаний. Но нельзя забывать и про отечественную отраслевую науку, которая в среднесрочной перспективе сможет обеспечить потребности химического комплекса конкурентоспособными инновационными проектами.

В модернизацию российского химпрома необходимо вложить, по меньшей мере, 30-35 млрд долларов. Объем инвестиций в прошлом году составил около 2 млрд долларов. Если же говорить не только о замене оборудования, но и о значительном увеличении производства, то эти цифры увеличатся в полтора раза. По оценкам специалистов, для полной модернизации химического комплекса требуются инвестиции в размере 3-5 млрд долларов ежегодно.

В перспективе ситуация в химическом комплексе России будет складываться под влиянием реализации инвестиционных проектов, направленных на расширение производственного потенциала и ввод в строй новых производств химической и нефтехимической продукции.

Федеральный закон " Об особых экономический зонах в Российской Федерации" направлен на создание благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала России. Зарегистрированные на территории зон предприятия получат ряд налоговых и таможенных послаблений. В результате деятельности промышленно-производственных ОЭЗ уровень дополнительных поступлений в бюджетную систему страны в течение 2007-2009 гг. составит около 7, 8 млрд руб. Сумма инвестиций на реализацию проектов ОЭЗ промышленно-производственного типа к 2010 году достигнет 70 млрд руб.

 

 


 

Заключение.

 

Химический комплекс является стратегической составляющей промышленности России, имеет огромное общехозяйственное и оборонное значение для развития экономики страны. Он включает в себя 15 крупных подотраслей, специализирующихся на выпуске разнообразной химической продукции) и насчитывает около 760 крупных и средних предприятий, более 100 научных и проектно-конструкторских организаций. В отрасли работают более 770 тысяч человек.

Ведущая роль химического комплекса остается непреложным фактом. Сегодня в химической и нефтехимической промышленности сосредоточено около 4, 7% основных производственных фондов. Доля химического комплекса в общем объеме промышленного производства составляет 4, 5%, доля валютных поступлений от российского экспорта – 4, 8 процентов. Мощный производственный и научно-технический потенциал позволяет российским предприятиям производить около 2% мирового объема химической продукции.

Место химической индустрии в развитии экономики страны определяется ее важной ролью как одного из крупных базовых комплексов народного хозяйства России, который обеспечивает многие отрасли промышленности и сельское хозяйство сырьем, социально-ориентированной продукцией, способствует формированию прогрессивной структуры производства и потребления, развитию новейших отраслей и направлений, обеспечивает экономию и сохранение жизненно важных ресурсов, повышение производительности труда в смежных отраслях.

Неотложными задачами в химической промышленности России являются: преодоление затянувшегося кризиса, технического перевооружение предприятий с широким применением новых и новейших технологий, способных обеспечивать комплексное использование минерального и углеводородного сырья, рост эффективности производства, сокращение выбросов загрязнений, утилизация промышленных отходов, финансирование приоритетных направлений развития.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...