Примерный перечень тем для дискуссии
1. Причины формирования и развития теневой деятельности 2. Субъекты теневых отношений на микроуровне. 3. Методы воздействия на теневую деятельность на микроуровне. 4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. 5. Проверка финансовой отчетности организаций как основа выявления экономических нарушений на микроуровне. 6. Аудит как инструмент выявления нарушений в финансово-хозяйст-венной деятельности организации. Обязательный аудит. Критерии оценки участия в дискуссии: см. критерии, предложенные в теме 1. Анализ мини-кейса Цель: Развитие у студентов способности к экономическому образу мышления, умения оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений, использовать приемы мотивации персонала и разработки процедур контроля. Задачи: Определить, какие именно компании в большей степени рискуют стать жертвами видов мошенничества, приведенных в примерах. Выделить конкретные факторы риска. Перечислить способы выявления подобного мошенничества в фирме, а также сигналы, на которые необходимо обратить внимание для выявления мошенничества. Разработать алгоритм действий руководителя или собственника компании, в случае серьезного подозрения, что было совершено подобное мошенничество. Предложить способы предотвращения данных видов мошенничества.
Пример проблемных ситуаций для анализа Вариант 1. Приписки и пересортица Приписки и пересортица широко распространены в сфере поставки сырья и материалов, используемых в производстве. При приемке, например, металлолома, легирующих материалов или семян подсолнечника приписывается несуществующий объем, лучшее качество, большее содержание активного элемента, меньший засор и т. п. В случае взвешивания масса «добирается» землей, кусками железобетона, некондиционной фракцией и т. п. Известны случаи откровенного «беспредела»: после первого взвешивания машины даже не разгружались и ехали на второй круг. Поставщик оплачивает приписки приемщику или его руководителю, причем иногда прямо на месте. Схема работает в сочетании с ослабленным входным контролем и бесконтрольным списанием затрат на производство.
Аналогичная схема применяется и в отношении товарной продукции. Так, слитки дорогих металлов вывозятся под видом более дешевых. Полиграфическая продукция нормального качества «бракуется» и продается как некондиционная по сниженным ценам (как правило, одной и той же фирме), а потом реализуется на потребительском рынке по ценам, близким к рыночным.
Вариант 2. Повторная закупка и списание Махинации с ценными объектами, запчастями, оборудованием могут осуществляться по следующей схеме: закупка (реальная) >> списание (часть – реально, часть – фиктивно) >> закупка (фиктивная). В сговоре участвуют поставщик, лицо, осуществляющее прием и хранение деталей, и лицо, ответственное за их установку, использование и списание. По схеме повторной закупки и списания хорошо «проходят» запасные части, узлы для транспорта и оборудования, арматура и оснастка. Встречались и весьма неординарные случаи. Так, комиссия в составе четырех человек два дня проводила инвентаризацию деталей, узлов, материалов и конструкций по службе главного механика одного из производств. В результате оказалось, что шесть из восьми 20-тонных контейнеров заполнены уже «списанными» ценностями. В таких условиях повторная закупка труда не составит, особенно если на предприятии несколько производств. Другой вариант той же схемы: основное оборудование списывается как металлолом, вывозится за границу и модернизируется, а затем ввозится под видом нового. «Заграница» в этой схеме – не обязательное звено – модернизация может происходить и внутри страны.
Порядок (алгоритм) работы
Методика каждого этапа 1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами: На этом этапе преподаватель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: - учебный материал большого объема запоминается с трудом; - учебный материал, компактно расположенный в определенной системе облегчает восприятие; - выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания. 2. Организационная часть традиционна. 3.Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом: Студенты на данном этапе занятия работают с учебно-методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. На этом этапе каждый студент должен знать, что делать и как работать с практическими ситуациями. Самостоятельная деятельность студента должна иметь единое основание – индивидуальное познание. Оно базируется на 3-х видах деятельности студентов: - деятельности по усвоению понятий, закономерностей или применению готовой информации в знакомых ситуациях; - деятельности, целью которой является определение возможных модификаций усвоенных закономерностей в измененных условиях ситуации; - самостоятельное решение творческих задач. Здесь необходимо стимулировать интерес студентов к самостоятельной работе. 4. Проверка усвоения изученного материала.
Методы проверки традиционные: устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам. И нетрадиционный: тестирование, рейтинг и т.д. 5. Работа в микрогруппах. Занимает центральное место в кейс-методе, т.к. это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как студенты разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу. Принципы организации: принцип сотрудничества; принцип коллективизма (участие каждого); принцип ролевого участия (добровольность при выборе ролей, удовольствие в работе); принцип ответственности (студент отвечает студенту; гласный контроль; самооценка и др.). Студенты слушают друг друга, говорят сами, записывают, анализируют результат, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии. Работа в малых группах, соблюдая правила: - общность для всех проблемы; - общность требований; - не более 5-ти чел. в группе; - выделение лидера; - создание контролирующей группы; - гласность работы во всех группах; - задачи должны быть посильными. Соблюдая эти правила, организуется развивающий учебный процесс. 6. Дискуссия в малых группах. Осуществляется представление вариантов решения, заслушиваются ответы и оппонирование. Методика дискуссии: - сообщение представителей микрогрупп; - ответы на вопросы; - отзыв экспертов на работу в микрогрппах. - Результатом дискуссии является принятие единого оптимального решения. 7. Оформление студентами итогов работы. Исправление замечаний, сделанных экспертной группой и преподавателем. Наличие данного этапа не обязательно (если все группы справились). 8. Подведение итогов преподавателем. Этот этап можно совместить с дискуссией. Здесь применяется коллективное решение проблемы, ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|