Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции.
Цель анализа - выявить резервы снижения себестоимости и дать обоснованный расчет прогнозируемой величины себестоимости. Задачи и последовательность проведения анализа: Проанализировать динамику затрат на производство и реализацию продукции; Определить состав и структуру затрат в целом по предприятию и по отраслям, установить тенденцию изменений и дать им обоснование; Провести факторный анализ себестоимости отдельных видов продукции; Установить основные отрицательно воздействующие факторы и провести их углубленный анализ; Проанализировать окупаемость затрат в целом по предприятию. Оценка состава и структуры затрат проводится на основе сопоставления удельного веса фактических данных отчетного года с данными прошлых лет или плановыми значениями. Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на уровень себестоимость и величину прибыли, определить ассортиментную стратегию фирмы. В процессе анализа состава и структуры затрат необходимо уделить внимание тем статьям, доля которых ежегодно увеличивается. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Снижение доли затрат на сырье и основные материалы может быть вызвано сокращением основной деятельности. При увеличении доли затрат по вспомогательным материалам следует ожидать рост производства непрофильных товаров, расширение сферы переработки и услуг. Особое внимание следует уделить удельному весу прочих затрат, общехозяйственным и общепроизводственным расходам, их величина не должна быть больше затрат на содержание основных средств или на сырье и материалы.
Сущность факторного анализа себестоимости продукции сводится к оценке степени положительного и отрицательного воздействия факторов на отклонение от его базового уровня. Факторный анализ себестоимости конкретного вида товара рекомендуется проводить с учетом их деления на постоянные и переменные: С= А / К + В, К – количество произведенной продукции; В – условно переменные издержки на единицу продукции А – сумма постоянных затрат Затраты на производство продукции рассматривают при анализе производственной себестоимости, а при изучении полной себестоимости в исследование дополнительно включают коммерческие расходы: 1)расходы по доставке.2)расходы по погрузке, выгрузке3)затраты на рекламу Если себестоимость произведенной продукции увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, то можно предположить, что в следующем периоде произойдет повышение рентабельности продаж. Величина полной себестоимости должна быть больше производственной. Динамику изменений полной себестоимости следует сопоставить с темпами роста цен реализации, что позволит установить необходимость дальнейшего снижения издержек производства и реализации. Отношение цены реализации к уровню полной себестоимости характеризует окупаемость затрат по конкретному виду товара Окупаемость затрат в целом по организации определяется делением стоимости товарной продукции на полную себестоимость. Расчетное значение показателя отражает размер выручки, полученный на один рубль затраченных средств на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Анализ окупаемости затрат проводится по следующим факторам: изменение структуры производимой продукции, изменение уровня себестоимости отдельных видов продукции, цен реализации на продукцию и на потребленные материальные ресурсы.
Факторная модель окупаемости затрат: ОЗ = В дальнейшем определяют как изменение окупаемости затрат повлияло на величину прибыли. Для этого необходимо прирост или снижение окупаемости затрат умножить на объем продаж в плановых ценах. ∆Поз = ∆ОЗ · S Кфi Цплi Организация работ по управлению затратами включает прогнозирование уровня себестоимости и выявление резервов снижения ее уровня. Резервами снижения себестоимости единицы продукции (Р¯С) являются: 1. Увеличение объемов производства и продаж (РК) Р¯Ск = (РК) · Спл, где Спл – плановый уровень себестоимости. Необходимо отметить, что при увеличении объема выпуска товаров на имеющихся производственных мощностях возрастут только переменные затраты, а при расширении, модернизации и диверсификации производства увеличатся и постоянные затраты. Поэтому снижение себестоимости будет обеспечено, если темпы роста объема производства и продаж будут опережать темпы роста затрат. 2. Сокращение затрат на производство и реализацию (Р¯З), их величина устанавливается по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических и инновационных мероприятий. Экономию затрат за счет сокращения работников можно подсчитать умножением прогнозируемого количества уволенных рабочих на среднюю заработную плату в отчетном году (с начислениями на социальное страхование и с учетом расходов на спецодежду, питание и т.п.). К приоритетным направлениям снижения себестоимости можно отнести: внедрение новой, прогрессивной техники и энергосберегающих технологий производства, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик товаров; совершенствование системы управления производством и труда; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|