Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции.




Цель анализа - выявить резервы снижения себестоимости и дать обоснованный расчет прогнозируемой величины себестоимости.

Задачи и последовательность проведения анализа:

Проанализировать динамику затрат на производство и реализацию продукции;

Определить состав и структуру затрат в целом по предприятию и по отраслям, установить тенденцию изменений и дать им обоснование;

Провести факторный анализ себестоимости отдельных видов продукции;

Установить основные отрицательно воздействующие факторы и провести их углубленный анализ;

Проанализировать окупаемость затрат в целом по предприятию.

Оценка состава и структуры затрат проводится на основе сопоставления удельного веса фактических данных отчетного года с данными прошлых лет или плановыми значениями.

Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на уровень себестоимость и величину прибыли, определить ассортиментную стратегию фирмы.

В процессе анализа состава и структуры затрат необходимо уделить внимание тем статьям, доля которых ежегодно увеличивается. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Снижение доли затрат на сырье и основные материалы может быть вызвано сокращением основной деятельности. При увеличении доли затрат по вспомогательным материалам следует ожидать рост производства непрофильных товаров, расширение сферы переработки и услуг. Особое внимание следует уделить удельному весу прочих затрат, общехозяйственным и общепроизводственным расходам, их величина не должна быть больше затрат на содержание основных средств или на сырье и материалы.

Сущность факторного анализа себестоимости продукции сводится к оценке степени положительного и отрицательного воздействия факторов на отклонение от его базового уровня.

Факторный анализ себестоимости конкретного вида товара рекомендуется проводить с учетом их деления на постоянные и переменные: С= А / К + В,

К – количество произведенной продукции; В – условно переменные издержки на единицу продукции А – сумма постоянных затрат

Затраты на производство продукции рассматривают при анализе производственной себестоимости, а при изучении полной себестоимости в исследование дополнительно включают коммерческие расходы:

1)расходы по доставке.2)расходы по погрузке, выгрузке3)затраты на рекламу

Если себестоимость произведенной продукции увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, то можно предположить, что в следующем периоде произойдет повышение рентабельности продаж. Величина полной себестоимости должна быть больше производственной.

Динамику изменений полной себестоимости следует сопоставить с темпами роста цен реализации, что позволит установить необходимость дальнейшего снижения издержек производства и реализации. Отношение цены реализации к уровню полной себестоимости характеризует окупаемость затрат по конкретному виду товара

Окупаемость затрат в целом по организации определяется делением стоимости товарной продукции на полную себестоимость. Расчетное значение показателя отражает размер выручки, полученный на один рубль затраченных средств на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Анализ окупаемости затрат проводится по следующим факторам: изменение структуры производимой продукции, изменение уровня себестоимости отдельных видов продукции, цен реализации на продукцию и на потребленные материальные ресурсы.

Факторная модель окупаемости затрат: ОЗ =

В дальнейшем определяют как изменение окупаемости затрат повлияло на величину прибыли. Для этого необходимо прирост или снижение окупаемости затрат умножить на объем продаж в плановых ценах.

∆Поз = ∆ОЗ · S Кфi Цплi

Организация работ по управлению затратами включает прогнозирование уровня себестоимости и выявление резервов снижения ее уровня.

Резервами снижения себестоимости единицы продукции (Р¯С) являются:

1. Увеличение объемов производства и продаж (Р­К)

Р¯Ск = (Р­К) · Спл,

где Спл – плановый уровень себестоимости.

Необходимо отметить, что при увеличении объема выпуска товаров на имеющихся производственных мощностях возрастут только переменные затраты, а при расширении, модернизации и диверсификации производства увеличатся и постоянные затраты. Поэтому снижение себестоимости будет обеспечено, если темпы роста объема производства и продаж будут опережать темпы роста затрат.

2. Сокращение затрат на производство и реализацию (Р¯З), их величина устанавливается по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических и инновационных мероприятий.

Экономию затрат за счет сокращения работников можно подсчитать умножением прогнозируемого количества уволенных рабочих на среднюю заработную плату в отчетном году (с начислениями на социальное страхование и с учетом расходов на спецодежду, питание и т.п.).

К приоритетным направлениям снижения себестоимости можно отнести: внедрение новой, прогрессивной техники и энергосберегающих технологий производства, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик товаров; совершенствование системы управления производством и труда; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...