Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восприятие цвета (М.В.Ломоносов, Г.Гельмгольц, И.П.Лазарев). Основные формы нарушения цветового зрения. Современные представления о восприятии цвета.




Цветовое зрение — способность зрительного анализатора реагировать на изменения длины световой волны с формированием ощущения цвета.Определенной длине волны электромагнитногоизлучения соответствует ощущениеопределенного цвета. Так, ощущениекрасного цвета соответствует действию светадлиной волны в 620—760 нм, а фиолетового 390—450 нм; остальные цвета спектраимеют промежуточные параметры. Смешениевсех цветов дает ощущение белого цвета.В результате смешения трех основных цветовспектра: красного, зеленого, сине-фиолетового - в разном соотношении также можнополучить восприятие любых других цветов.Ощущение цветов связано с освещенностью.По мере ее уменьшения прежде всего перестаютразличаться красные цвета, позднее всего — синие. Восприятие цвета обусловлено в основном процессами, происходящими в фоторецепторах. Наибольшим признанием пользуется трехкомпонентная теория цветоощущения Ломоносова—Юнга—Гельмгольца—Лазарева, согласно которой в сетчатке глаза имеются три вида фоторецепторов - колбочек, раздельно воспринимающих красный, зеленый и сине-фиолетовые цвета.

Комбинации возбуждения различных колбочек приводят к ощущению различных цветов и оттенков. Равномерное возбуждение сразу трех видов колбочек дает ощущение белого цвета. Трехкомпонентная теория цветового зрения получила свое подтверждение в электрофизиологических исследованиях Р. Гранита

. Цветоощущение - способность зрительной системы преобразовывать спектральный состав светового излучения в целостное субъективное чувство - хроматичность ("цветность"). У здорового человека в центральной части сетчатки должны быть колбочки трех цветов - красного, синего, зеленого. Люди, способные воспринимать три цвета - трихроматы. Хроматичность каждого цвета характеризуется двумя качествами: цветовым тоном и цветовой насыщенностью. Если какого-то пигмента не хватает, наступает частичная цветовая слепота, или дихромазия. Дихроматы бывает следующих видов: пронатопы (могут не отличить красный цвет); дейтеранопы (могут не отличить зеленый цвет);  тританопы (могут не отличить синий цвет).

Дальтони́зм, цветовая слепот а — наследственная, реже приобретённая особенность зрения, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений, в 1794 году.

Окружающий нас мир мы видим ясно, когда все отделы зрительного анализатора "работают" гармонично и без помех. Для того, чтобы изображение было резким, сетчатка, очевидно, должна находиться в заднем фокусе оптической системы глаза.

Физиологические механизмы аккомодации глаза. Адаптация зрительного анализатора. Формирование зрительного образа. Роль правого и левого полушарий в зрительном восприятии.

Различные нарушения преломления световых лучей в оптической системе глаза, приводящие к расфокусировке изображения на сетчатке, называются аномалиями рефракции (аметропиями). К ним относятся близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), возрастная дальнозоркость (пресбиопия) и астигматизм (Рис.28, 29).

Эмметропия – изображение фокусируется точно на сетчатку.

Гиперметропия (дальнозоркость) – изображение фокусируется за сетчатку, исправляется с помощью собирательной линзы.

Миопия (близорукость) - изображение фокусируется перед сетчаткой, исправляется с помощью рассеивающей линзы.

 

 

Рис. 29. Дефекты зрения.

1-эмметропия, 2- гиперметропия, 3- миопия.

 

Астигматизм - особый вид оптического строения глаза. Явление это врожденного или, большей частью приобретенного характера. Обусловлен астигматизм чаще всего неправильностью кривизны роговицы; передняя поверхность ее при астигматизме представляет собой не поверхность шара, где все радиусы равны, а отрезок вращающегося эллипсоида, где каждый радиус имеет свою длину. Поэтому каждый меридиан имеет особое преломление, отличающееся от рядом лежащего меридиана. Признаки болезни могут быть связаны с понижением зрения как вдаль, так и вблизь, снижением зрительной работоспособности, быстрой утомляемостью и болезненными ощущениями при работе на близком расстоянии.

 

 

Рис.30. Астигматизм.

а) лучистая фигура в норме: б) лучистая фигура при астигматизме.

1.10.Слуховой анализатор. Звукоулавливающий и звукопроводя­щий аппарат. Рецепторный отдел слухового анализатора. Меха­низм возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках спирального органа. Теория восприятия звуков (Г.Гельмгольц, Г.Бекеши). Особенности проводникового и коркового отделов слухового анализатора.

Слуховой анализатор.

1. периферический отдел – кортиев орган (волосковые клетки);

2. проводниковый отдел - слуховой нерв;

3. корковый отдел в височной зоне коры больших полушарий.

 

 

Рис. 31. Строение слухового анализатора.

Периферический отдел - звуковоспринимающим аппаратом является кортиев орган, который представлен волосковыми клетками. Кортиев орган - волосковые клетки, волоски рецепторных клеток погружены в покровную мембрану, звуковые колебания, поступающие во внутреннее ухо через перепонку овального окна, передаются перилимфе, а колебания этой жидкости приводят к смещению основной мембраны, при этом волоски клеток механически раздражаются покровной мембраной, в результате чего в волосковых рецепторах возникает процесс возбуждения.

Проводниковый отдел: возбуждение от рецепторов внутреннего уха по нервным волокнам 8 пары ЧМН поступает в кохлеарные ядра продолговатого мозга. После перекреста часть волокон идет к нижним буграм четверохолмия среднего мозга, а часть - к внутреннему коленчатому телу промежуточного мозга.Представительств левого и правого уха в ЦНС отдельно не существует.

Височная доля коры больших полушарий - корковый отдел.

Роль вестибулярного анализатора в восприятии и оценке положения тела в пространстве и при его перемещении. Особенности деятельности вестибулярного анализатора при ускорениях и в состоянии невесомости.

Вестибулярный анализатор - поддержание равновесия тела, регуляция и сохранение позы, пространственная организация движений человека (Рис.32).

Рис. 32. Вестибулярный аппарат.

Периферический отдел: представлен вестибулярным аппаратом, находится во внутреннем ухе, включает 2 образования, содержащие механорецепторы:

1. Аппарат преддверия - предназначен для анализа действия силы тяжести при изменениях положения тела в пространстве и ускорении прямолинейного движения. Механизм: перепончатый лабиринт преддверия разделен на две полости - мешочек и маточку, содержащие отолитовые приборы. Механорецепторы отолитовых приборов представлены волосковыми клетками, поверх которых находится отолитовая мембрана, содержащая кристаллы углекислого кальция. При изменении положения тела и головы, а также при вертикальных или горизонтальных ускорениях, отолитовые мембраны свободно перемещаются под действием силы тяжести во всех трех плоскостях, натягивая, сжимая или сгибая при этом волоски механорецепторов. Чем больше деформация волосков, тем выше частота афферентных импульсов в волокнах вестибулярного нерва.

2. Аппарат полукружных каналов - служит для анализа действия центробежной силы при вращательном движении, адекватным раздражителем будет являться угловое ускорение.

Проводниковый отдел - к кортиевому органу подходят нервные волокна из спирального нервного узла, этот узел состоит из нервных клеток с двумя отростками, один из этих отростков направляется к кортиевому органу, другой входит в состав слухового нерва. Волокна слухового нерва направляются к ядрам продолговатого мозга и заканчиваются в корковом отделе слухового анализатора - височной доле коры больших полушарий.

Центральный отдел - височная доля коры больших полушарий, представлен нейронами, расположенными в непосредственной близости к моторной области коры и задней центральной извилине. Вестибулярный анализатор связан со многими центрами ЦНС, отсюда тошнота, головокружение, изменение пульса и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...