Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурно-функциональная характеристика ЦНС новорожденного




Морфологическое и функциональное созревание центральной нервной системы характеризуется следующими основными показателями: возрастанием массы нервной ткани, степенью миелинизации нервных волокон, выраженностью дифференцировки нейрофибрилл, развитием шипикового аппарата, установлением ассоциативных связей, уменьшением проницаемости клеточных мембран, развитием коркового (условного) торможения, повышением возбудимости норковых нейронов, возрастанием силы и концентрации нервных процессов, уменьшением процессов генерализации и латентного периода реакции. У новорождённых спинной мозг, структуры ствола мозга, в также бледное ядро и зрительный бугор развиты относительно хорошо. Красное ядро, рубро-спинальный путь миелинизированы. Как известно, корковой частью двигательного анализатора, непосредственно имеющей отношение к двигательной активности, является 4-ое и 6-ое поля Бродмана. У новорожденного поле 4 еще недостаточно развито. В спинном мозге, стволе и гипоталамусе у новорожденных обнаруживается ацетилхолин, g-аминомасляная кислота, серотонин, норадреналин, дофамин.

В поверхностных мембранах нейронов уже имеются специфические для перечисленных медиаторов рецепторы. Содержание медиаторов в мозге новорожденных низкое и составляет 10-50% от такового у взрослых.

Электрофизиологические характеристики нейронов также имеют свои особенности: нейроны у новорожденных имеют относительно высокие потенциалы покоя - около 50 мВ (у взрослых -60-80 мВ). Поверхность тела  нейронов и дендритов, покрытая синапсами, во много раз меньше, чем у взрослых. Возбуждающие постсинаптические потенциалы (ВПСП) имеют большую длительность, чем у взрослых, больше и синаптическая задержка. Низка возбудимость нейронов, пороги их раздражения с возрастом снижаются.

Тормозные постсинаптические потенциалы (ТПСП) имеют большую продолжительность, но амплитуда их мала. Количество тормозных синапсов на соме нейронов в этом возрасте значительно меньше, чем у взрослых; мала и эффективность тормозных влияний. Вследствие морфологической незрелости ЦНС и несовершенства процессов возбуждения и торможения новорожденного несовершенны, естественно, любые проявления его двигательной активности.

Характеристика двигательной активности новорожденного. Спонтанные периодические движения беспорядочны, нецеленаправленные, генерализованные (в них участвуют конечности, голова и туловище).

Наблюдаются также и координированные ритмические сгибания и разгибания, отведения и приведения, в которые часто вовлекается все конечности. Координированные движения сменяются некоординированными, аритмическими, диффузными. Вслед за диффузными могут появляться изолированные движения. Наиболее заметные движения происходят в крупных суставах. Однако и мелкие суставы пальцев рук и ног поочередно сгибаются и

разгибаются. Периоды двигательной активности отчетливо преобладают над периодами полного покоя. Для проснувшегося новорожденного характерны

также сосательные движения и движения головы, направленные на поиск материнской груди.

Тонус мышц. В организации любой двигательной реакции существенное

значение играет тонус мышц, который регулируется рефлекторно. Мышечный тонус новорождённых поддерживается помимо импульсов, идущих от проприорецепторов, и импульсами, идущими по блуждающим нервам от рецепторов лёгких, активизирующихся при вдохе.

В поддержании мышечного тонуса принимают участие и кожные терморецепторы. На тонус мышц оказывают влияние импульсы, идущие от вышележащих отделов центральной нервной системы (ретикулярной формации, красного ядра, коры больших полушарий).Как известно, для сохранения определенной позы в пространстве необходима регуляция и поддержание соответствующего тонуса определенных мышечных групп. Для новорожденного, как и для плода, характерна ортотоническая поза. Эта поза является следствием мышечной гипертензии с преобладанием тонуса сгибателей.

Характеристика рефлексов. Отличительной особенностью рефлексов новорожденных является генерализованный характер их проявления и обширность рефлексогенной зоны вызова того или иного рефлекса, в результате чего рефлексы новорожденных в функциональном отношении не совершенны. Эти свойства рефлексов являются следствием, во-первых, отсутствия над ними контроля со стороны больших полушарий головного мозга, а во-вторых, иррадиацией процесса возбуждения в ЦНС. Причиной иррадиации возбуждения является незрелость ЦНС, а именно - слабость процессов торможения и недостаточная миелинизация нервных волокон. Однако с возрастом рефлексы становятся более совершенными -генерализованность уменьшается, рефлексогенные зоны рефлексов быстро суживаются. Так, например, в возрасте 1-5 дней рефлексогенной зоной сосательного рефлекса являются губы и кожа всего лица. В возрасте 6-10 дней -

губы и кожа вокруг рта, в возрасте 15 дней -только губы.

Изменение внешней среды организма оказывает существенное влияние

на развитие рефлекторной деятельности. В постнатальном периоде происходит быстрое совершенствование уже сформированных к моменту рождения рефлексов.

Становление рефлекторных реакций, лежащих в основе развивающейся

локомоторной функции, тесно связано с формированием нервных механизмов установки тела в пространстве. После рождения, развитие установочных рефлексов значительно ускоряется, что является важным фактором для морфологического и функционального созревания нервной системы.

Параллельно с развитием установочных рефлексов в раннем постнатальном периоде происходит не только совершенствование ранее возникших рефлексов, но и появление новых рефлексов с кожной поверхности и глубоких тканей тела, носящих преимущественно защитный характер. Ряд рефлексов новорожденного постепенно исчезает.

Однако ослабление или отсутствие на поздних этапах онтогенеза рефлексов новорожденного и ребенка грудного возраста не означает окончательного исчезновения их. Многие из рефлексов подвергаются лишь угнетение в результате развивающихся тормозных влияний со стороны вышележащих отделов мозга, в особенности корн больших полушарий, на нижележащие центры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...