Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основания и порядок прекращения прав на землю.




 

Права на земельные участки могут быть прекращены по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.

Общими основаниями прекращения вещных и иных прав на землю являются:

- добровольный отказ;

- ликвидация юридического лица;

- смерть гражданина;

- изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

- реквизиция;

- гибель земельного участка;

- принудительное изъятие земельного участка по основаниям, предусмотренным законом.

Основания прекращения прав на земельные участки можно разделить на добровольные (по инициативе правообладателей, например, добровольный отказ) и принудительные (по инициативе государства, например, конфискация).

 

Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть прекращены в случае добровольного отказа от права, приватизации, смерти гражданина, гибели земельного участка и т.д.

 

Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Аренда может прекращаться как по инициативе арендодателя, так и по инициативе арендатора (ст.ст. 450, 611, 613, 619, 620 ГК РФ, ст. 46 ЗК РФ). Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

 

Право безвозмездного срочного пользования участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

- по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

- по основаниям, указанным в пунктах 1,2 ст. 45 ЗК РФ (случаи принудительного прекращения).

 

Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 48 ЗК РФ; ст. 276 ГК РФ). Частный сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, в виду отпадения оснований, по которым он был установлен. Кроме этого собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать прекращения сервитута по суду в случаях, когда в результате обременения сервитутом, участок не может использоваться в соответствии с назначением.

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (ст.48 ЗК РФ). Акт об отмене сервитута принимает тот орган государственной власти или местного самоуправления, который принимает решение об установлении данного сервитута.

 

Перечень оснований принудительного прекращения прав на земельные участки, предусмотренный ЗК РФ, является закрытым.

Общими основаниями для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования и аренды являются:

- использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

- использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

Прекращение права аренды по перечисленным основаниям не допускается в

период полевых сельскохозяйственных работ и в иных установленных

федеральными законами случаях.

- неустранение совершенных умышленно земельных правонарушений; При этом необходимо иметь в виду, что право постоянного (бессрочного пользования), право безвозмездного срочного пользования, право пожизненного наследуемого владения прекращаются за совершение правонарушений, перечисленных в п.п. 3 ст. 45 ЗК РФ, а право аренды за совершение.правонарушений, перечисленных в п.п.З ст. 46 ЗК РФ;

- неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

- изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

- реквизиция земельного участка (ст. 51 ЗК РФ).

В указанных случаях аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения прекращаются по решению суда, а право безвозмездного срочного пользования по решению лица, предоставившего земельный участок или по соглашению сторон.

 

Право постоянного (бессрочного) пользования и право аренды земельными участками, из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам, а также участками, находящимися в федеральной собственности и предоставленными федеральным ГУПам, ФГУ может быть прекращено по инициативе органа государственной власти субъекта РФ независимо от оснований, предусмотренных соответственно п.2 ст.45 ЗК РФ и п.2 ст. 46 ЗК РФ (ст.3.2. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации). Принятие таких решений возможно при наличии следующих условий:

принятия в период с 1.05.2007 г. по 1.11.2008 г. решений о включении указанных участков в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, до 1.05.2007 г. (особо ценные продуктивные участки, предоставленные ФГУП и ФГУ);

передачи Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ полномочий по управлению и распоряжению такими земельными участками на срок полтора года с даты принятия решения о включении земельных участков для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в границы населенных пунктов.

 

В случае принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и аренды земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям при наличии заявлений указанных предприятий органы государственной власти субъектов РФ обязаны взамен изымаемых участков предоставить земельные участки, равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования.

 

Добровольный отказ землепользователей, землевладельцев от права на земельный участок оформляется подачей заявления об отказе в органы, осуществляющие распоряжение земельными участками. В случае отказа работника от служебного надела заявление подается в администрацию организации, предоставившей надел.

 

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ. К заявлению прилагаются кадастровая карта (план) участка (при ее наличии), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица. К заявлениям государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо на отказ от права пользования участком. Заявление рассматривается в течение одного месяца и по результатам его рассмотрения соответствующий уполномоченный орган выносит решение о прекращении права на земельный участок. Копия решения направляется заявителю в течение трех дней со дня его принятия. Право на участок, которое не было зарегистрировано в ЕГРП, прекращается с момента принятия решения. Если право на участок было ранее зарегистрировано в ЕГРП, то соответствующий орган, принявший решение о прекращении права, обязан обратиться в недельный срок со дня принятия решения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права (п. 3 ст. 53 ЗК РФ).

Порядок принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования и права безвозмездного срочного пользования земельным участком в связи с совершением земельного правонарушения определен в ст. 54 ЗК РФ.

Принудительное прекращение указанных прав осуществляется, при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Одновременно с наложением административного взыскания, уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок. Форма предупреждения установлена в Положении о государственном земельном контроле, утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года, № 68956.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении нрава на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные принимать решение. Указанный орган направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования может быть обжаловано в суд.

 

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен (ст.47 ЗК РФ). При этом работник имеет право после прекращения трудовых отношений использовать служебный надел в течение срока, необходимого /для окончания сельскохозяйственных работ. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей надел. Вместе с тем право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или инвалидности, за одним из членов семьи работника, призванного на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил или поступившего на учебу, - на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за одним из членов семьи работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей пожизненно, а для детей - до их совершеннолетия.

 

Рассмотрим еще один важный вопрос - новый упрощенный порядок приобретения гражданами в собственность земельного участка, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, закрепленный в ФЗ от 30 июня 2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» («Закон о дачной амнистии»).

Согласно новому порядку с 1 сентября 2006 г. Граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, или документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права («неопределенное» право), автоматически наделяются правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Это положение содержится в п.9.1 ФЗ от 25 октября 2001г.№137 «О введении в действие ЗК РФ» Согласно которому, если ЗУ предоставили гражданину до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного(бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой ЗУ, за исключением случаев, когда такой участок не может в соответствии с федеральным законом передаваться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со ст.25.2 ФЗ от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации…» (с послед. изм.).

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является следующий документ:

1. Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством;

2. Акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством;

3. Выдаваемое органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения ЛПХ);

4. Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Таким образом, Закон о данной амнистии признает любые документы- решения, справки, выписки, подтверждающие факт предоставления гражданину земельного участка.

Обязательным приложением к предоставляемому документу является кадастровый план соответствующего земельного участка.

В случае если реальные границы участка и его площадь не совпали с тем, что значится в документах, новый закон разрешает оформить неучтенные ранее метры в свою собственность. Эта привилегия действует при двух условиях:

1. При межевании не нарушены права смежных землепользователей;

2. Уточненная площадь земельного участка не превышает минимального размера.

Для государственной регистрации необходим документ, подтверждающий оплату госпошлины, госпошлина на сегодняшний день составляет 100 руб.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...