Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскрытие причинно-следственных связей в курсе истории специальной (коррекционной) школы




Усвоение системы общеисторических и социологических понятий подводит учащихся к пониманию закономерностей исторического развития. «Раскрыть закономерности исторического развития – это значит установить объективные, внутренние, существенные, повторяющиеся связи между историческими явлениями и процессами. Чтобы вычленить эти связи, ученики должны обладать большим запасом фактических знаний на протяжении изучения ряда формаций. Поэтому процесс формирования понимания закономерностей исторического развития длителен и сложен» – отмечают авторы «Методики преподавания истории в средней школе» [6. С. 102].

Еще более сложной эта проблема становится при обучении истории учащихся специальной (коррекционной) школы в связи с особенностями их познавательной деятельности и, в частности с нарушением словесно-логического мышления. К тому же, программа по истории для специальных (коррекционной) школ коренным образом отличается от программы по истории общеобразовательной школы, т. к. ученики с нарушением интеллекта не в состоянии овладеть систематическими курсами отечественной и зарубежной истории. Исходя из этого, представляется возможным сформировать у них лишь понимание наиболее простых связей и закономерностей. Прежде всего, надо научить их устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями. Вопрос об особенностях понимания и усвоения школьниками с нарушением интеллекта причинно-следственных связей между явлениями реальной действительности слабо освещен и раскрыт в специальной методике преподавания истории (М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье дают лишь отдельные указания на трудности понимания учениками данного учебного материала). Чтобы добиться повышения эффективности процесса обучения истории и качества исторических знаний, содержащих причинно-следственные связи, необходимо знать:

а) как понимают и усваивают учащиеся старших классов специальной (коррекционной) школы этот материал;

б) какие условия могут способствовать лучшему его усвоению. Наиболее полное исследование данного вопроса провели В.Н. Синев и А.И. Капустин. Они отмечают, что установление причин и следствий явлений исторической действительности – объективно сложная умственная работа для учащихся специальной (коррекционной) школы, т. к. существуют особенности причинно-следственных связей между историческими явлениями [7]:

1. В возникновении исторических явлений и событий переплетаются объективные факторы, основанные на закономерностях развития исторического процесса, и субъективные факторы – целенаправленные действия и поступки людей, среди которых есть выдающиеся исторические личности. Это выражено ярче и легче понимается учениками с нарушением интеллекта, тогда как понимание существенных, объективных причин у таких учащихся затруднено. Например, характеристика Е. Пугачева, данная учителем на уроке, желание выдать себя за царя Петра III, призывы к крестьянам «закрывают» от учащихся объективные причины крестьянской войны XVIII в. – дальнейший рост эксплуатации и ухудшение положения основной массы населения России.

Большинство исторических причинных связей носит многозначный характер, т. е. определенное событие возникает вследствие действия не одной, а нескольких причин, среди которых есть главные, существенные; в то же время то или иное явление становится причиной не одного, а нескольких следствий. Например, причины поражения крестьянской войны связаны не только и не столько с фактом предательства и поимки Е. Пугачева; но прежде всего с действиями регулярной армии, которая была направлена на подавление восстания, а также локальный характер действий пугачевских отрядов, плохое вооружение повстанцев, по сравнению с царской армией, и частая смена состава восставших. Всего многообразия этих причин учащиеся с нарушением интеллекта, к сожалению, не могут увидеть.

2. Для познания причинно-следственных связей исторического характера важно четкое знание хронологической последовательности событий, ведь по времени причина всегда предшествует следствию. Испытывая трудности в установлении длительности и последовательности исторических событий, не всегда правильно соотнося событие со временем его совершения, учащиеся специальной (коррекционной) школы не могут правильно установить причинно-следственные связи.

3. Исторические события часто происходят не сразу последействия причины, а через определенное время, временной разрыв также затрудняет понимание причинно-следственных связей учащимися специальной (коррекционной) школы. Так, например, они не могут соотнести влияние крестьянской войны XVIII в., восстания декабристов начала XIX в. На отмену крепостного права в 1861 г. по причине отдаленности последнего события от двух первых.

Характер причинно-следственных связей таков, что при их раскрытии не всегда удается использовать аналогию с уже изученным материалом, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы донести до учеников материал в достаточно полном объеме, помня, что изучение причинно-следственных связей в специальной (коррекционной) школе имеет коррекционно-развивающее значение.

К сожалению, в процессе обучения истории этому вопросу не всегда уделяется должное внимание. При проверке домашнего задания большинство вопросов, с которыми учитель обращается к ученикам, требуют воспроизвести отдельные даты, факты, реже – сравнить их, но не объяснить причины или определить значение события. При закреплении пройденного на уроке материала также часто игнорируется работа над причинно-следственными связями. При изложении нового материала учитель чаще использует метод рассказа с перечислением и описанием отдельных фактов, событий без раскрытия причинно-следственных связей между ними или сам раскрывает эти связи, не прося учащихся искать объяснения событий. Значит и школьники с нарушением интеллекта недостаточно усваивают причинно-следственные связи, заменяя их тавтологическими высказываниями или описанием. Например, на вопрос учителя: «Почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли?» учащиеся отвечают: «Они были кочевниками, ездили на конях. У них были луки, они стреляли. Они зажигали смолу и поджигали». Таким образом, воспроизведение ярких фактов из материала прошлого урока заменяет объяснение сущности случившегося.

Часто ученики специальной (коррекционной) школы, стремясь объяснить причины явлений, привлекают ошибочные факты, допускают хронологические ошибки или неточность исторических понятий, перенося их из одной исторической эпохи в другую. Иногда учащиеся лишь частично раскрывают причины событий, но не дают их конкретного объяснения. Например, говорят, что монголо-татар удалось разбить, потому что Русь росла и расширялась, но не показывают значение этого процесса для освобождения страны. Вывод, к которому приходят В.Н. Синев и А.И. Капустин, проведя свое исследование, заключается в том, что «причинное мышление учащихся специальной (коррекционной) школы при существующих условиях обучения истории развивается недостаточно, но при уделении должного внимания причинно-следственным связям между историческими событиями этот материал доступен пониманию и усвоению. Для этого учитель должен соблюдать определенные условия:

1. Обеспечение умственной активности учащихся при работе над причинно-следственными связями на всех этапах урока. Необходимо чаще задавать вопросы, начинающиеся со слов «почему», «к чему это привело» и добиваться от учеников полных ответов.

2. Педагогическая помощь в виде специальных вопросов, требующих отбора и воспроизведения нужных сведений для раскрытия причинно-следственных связей. Например, на уроке по теме «Разгром армии Наполеона» учитель спрашивает: «Почему Отечественная война 1812 г. закончилась победой русского народа?» ученик отвечает: «Потому что были сильные морозы и все французы замерзли». Тогда учитель задает следующий вопрос: «А если бы морозов не было, смогли бы победить французов?» и ученик начинает искать иную причину победы русского народа.

3. Эвристический путь в обучении, т. е. подведение учащихся при помощи специальных вопросов к самостоятельному нахождению причинно-следственных связей на основе сопоставления новых сведений с известными. Например, приступив к изучению темы «Освоение Сибири и Дальнего Востока», учитель включает в изложение прием эвристической беседы и задает ученикам следующие вопросы:

§ Кто первым двинулся на восток? (Казаки).

§ Почему? (Нет ответа).

§ Вспомните, чем занимались казаки? (Сельским хозяйством, земледелием).

§ А в Сибири было много свободной земли? Посмотрите на карту. (Да, поэтому казаки первыми шли осваивать новые земли).

4. Подведение учащихся к осознанию многозначности причинно-следственных связей исторического характера. Это означает, что нельзя ограничиваться указанием учениками какой-то одной причины изучаемого события или явления. Объясняя новый материал, учитель сам раскрывает все причины и добивается того же от учащихся при закреплении и повторении материала на следующем уроке. Иногда учитель прямо ориентирует их на поиск точного количества причин исторического события. Например, предлагает задание: «Укажите четыре причины поражения крестьянской войны XVIII в. В случае затруднения обратитесь к тексту учебника».

5. Создание интереса к материалу, содержащему причинно-следственные связи. С этой целью учителю необходимо использовать различные приемы в ходе изложения исторических фактов, например:

а) разъяснение значения получаемых знаний («Для чего нам надо это знать?»);

б) сообщение интересных фактов, чтобы у школьников возникло желание узнать о них больше и понять их причины;

в) создание определенных противоречий между имеющимися у учеников знаниями и условием решения интеллектуальной задачи, требующим больших знаний;

г) постановка проблемных задач перед изложением нового материала и решение их на основе изложенных учителем фактов.

6. Составление логических схем, причинно-следственных цепочек в процессе изучения исторического материала. Сознательное усвоение причинно-следственных связей «требуют четких, конкретных представлений о каждом звене цепи, понимания связи между этими звеньями, умения обобщать последовательные звенья в единую причинно-следственную цепь [6. С. 102]. Например, объясняя причины возникновения государства у восточных славян, учитель создает цепь последовательно взаимосвязанных между собой фактов (представлены в левой части схемы):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...