Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема образования государства




Целесообразно на уроке «создавать» схему постепенно, на глазах у школьников, иллюстрируя ее аппликациями (представлены в правой части схемы). Слушая объяснение учителя и зрительно воспринимая конкретный образ, учащиеся глубже усваивают последовательность звеньев в общей цепи.

В методических рекомендациях, составленных Ю.Ф. Кузнецовым для учителей истории специальной (коррекционной) школы, представлены различные средства, на которые можно опираться при изучении материала, содержащего причинно-следственные связи. Это таблицы, опорные планы, аппликационные схемы, причинно-следственные цепочки [4. С. 25– 29]. Рассмотрим приемы работы с одним из таких средств. На уроке по теме «Появление неравенства у восточных славян» может быть составлена следующая причинно-следственная цепочка:

Причины появления неравенства

Целесоооразно выстраивать эту цепочку по ходу объяснения материала учителем, причем желательно, чтобы каждая запись (отдельные звенья) была сделана на карточке и с помощью магнита закреплялась на доске или выставлялась на наборное полотно. Такую цепочку можно легко «собрать» и попросить вновь восстановить школьников. На следующем уроке ученики могут воссоздать ее самостоятельно (для более слабых учитель может оставить 2–3 промежуточных звена). К такой причинно-следственной цепочке целесообразно вернуться еще раз на повторительно-обобщающем уроке, систематизируя знания школьников по самым важным вопросам темы.

Каждый раз, раскрывая перед учащимися специальной (коррекционной) школы причинно-следственные связи исторических событий и явлений, учитель должен помнить о коррекционных возможностях этого материала и в то же время о возможных ошибках и неточностях в ответах учеников. Поэтому необходимо сразу обращать внимание на допущенные ошибки, привлекать учащихся к их исправлению и поиску правильного ответа.

Таким образом, применение указанных рекомендаций поможет школьникам с нарушением интеллекта лучше понять и прочнее усвоить причинно-следственные связи между историческими событиями и весь материал в целом.

Вопросы и задания

1. Какие существуют классификации исторических понятий?

2. Приведите различные приемы формирования понятий на примере одной из тем урока истории в специальной (коррекционной) школе.

3. В чем причины трудностей понимания и усвоения причинно-следственных связей между историческими событиями учащимися специальной (коррекционной) школы?

4. При каких условиях работа по формированию причинно-следственных связей на уроках истории может быть успешной?

Литература

1. Вагин А.Л. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.

2. Зорина О.Т. Использование сюжетной картины в процессе формирования исторических понятий в старших классах вспомогательной школы // Дефектология. – 1992. № 1. С. 38–44.

3. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы) / Сост. Б.П. Пузанов. М., 1986.

4. Кабинет истории во вспомогательной школе. Методические рекомендации / Сост. Ю.Ф. Кузнецов. Свердловск, 1989.

5. Капустин А.И. О формировании операции сравнения у учащихся вспомогательной школы в процессе усвоения исторических понятий // Дефектология. 1974. № 2. С. 49–54.

6. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

7. Синев В.Н., Капустин АЛ. Изучение причинно-следственных связей между историческими событиями в старших классах вспомогательной школы // Дефектология. 1971. № 1.

8. Сукневич И.Л. Методика формирования исторических представлений и понятий у учащихся IV классов. М., 1968.

9. Формирование приема сравнения у учащихся вспомогательной школы при изучении исторического материала. Методические рекомендации / Сост. Ю.Ф. Кузнецов. Свердловск, 1989.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...