Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Выбор Геракла




 

Марк закрыл лицо руками и застонал. Судьба Рима выглядела плачевной и приводила его в отчаяние, и виной тому были не чума Антонина и не растущая угроза нашествия варваров с севера, а скорее пирушка, которую закатил его брат Луций Вер. Луций и Марк – люди с диаметрально противоположными характерами. Несмотря на совместное управление империей, с течением времени они все больше отдалялись друг от друга. Если Марк углубился в изучение философии, найдя в нем руководство к жизни, то Луций прославился гедонистическим образом жизни и склочным характером.

Семейные узы римских аристократов представляли собой сложные хитросплетения. Луций не только был сводным братом Марка, но и стал его зятем после женитьбы на дочери Марка Луцилле. Поэтому можно сказать, что Марк смотрел на него скорее как на сына, нежели как на брата. После того как его провозгласили императором, Марк сразу же назначил Луция соправителем, и это был беспрецедентный случай в римской истории. Луцию присвоили фамилию Марка – Вер (ранее он был известен как Луций Цейоний Коммод). Будучи красивым и харизматичным молодым человеком, Луций, похоже, чувствовал себя в пурпурной мантии императора комфортнее, чем Марк.

 

Он был гармоничной личностью с добрым нравом. Высокий и статный, как и полагается царственной особе, он также производил впечатление умного человека, о чем свидетельствовал его несколько массивный лоб. Ему было позволено носить длинную бороду, похожую на ту, что носили варвары. Свои желтые волосы, которыми Луций гордился, он посыпал золотой пылью, чтобы они выглядели еще ярче и желтее[83].

 

Хотя Луций, как и Марк, носил титул императора, вне всякого сомнения, он подчинялся Марку и выполнял его распоряжения подобно губернатору провинции или лейтенанту в армии.

Одна из причин, по которым Марк назначил Луция соправителем, заключалась в том, что последний так или иначе имел притязания на трон: ведь его биологический отец умер прежде, чем стать преемником Адриана. Марк поступил мудро, убедив Сенат в необходимости разделения власти со своим братом, мотивируя это желанием предотвратить восстание оппозиционных фракций. Больше всего Сенат опасался гражданской войны, которая неминуемо приведет к расколу империи, и эта мера позволила бы укрепить политическую стабильность. Также существует предположение, что Марк принял такое решение из‑ за слабого здоровья. Луций, будучи моложе Марка на девять лет и обладая крепкой физической формой, заранее готовился пережить Марка и стать его преемником. Такой исход предопределял их статус соправителей, то есть в случае внезапной смерти одного императора другой останется у власти, чем снизит риск возникновения смуты в связи с притязаниями на трон.

Кроме того, историк Кассий Дион описывал Луция как более молодого и жизнеспособного правителя, «больше подходящего для военных предприятий». Насколько известно, Луций в молодости не соприкасался с военной службой, но с самого начала снискал большую популярность среди легионов, чем Марк. Его отец прослужил какое‑ то время в качестве военачальника и губернатора Паннонии. Как только Марка и Луция провозгласили императорами, Марк отправил Луция в качестве представителя по военным вопросам для командования легионами от своего имени. По всей видимости, Марк и его советники прочили Луцию карьеру военачальника. Но, как оказалось, на эту должность он был непригоден, поскольку зачастую вел себя безответственно и недисциплинированно, кутил и развлекался с друзьями.

И в самом деле, Луций был известен своей страстью к экстравагантным пирам, чего не скажешь о его брате. На одно из таких пиршеств ушла почти половина годового содержания целого легиона, что сильно обеспокоило Марка. Большую часть денег потратили на чересчур дорогие подарки гостям. В первую очередь это были изысканные разделочные ножи, блюда, животные, коллекция птиц и прочих четвероногих зверюшек. Следом он дарил красивые кубки из полудрагоценных камней и александритов, серебряные, золотые и украшенные драгоценными камнями чаши, венки с вплетенными в них золотыми лентами, внесезонные живые цветы и золотые вазы с редкими мазями. Для развлечения гостей устраивались гладиаторские бои, пили вино и играли в кости до рассвета. А после пира гости уезжали на повозках, запряженных мулами с серебряными уздечками, которые тоже оставались у них в качестве подарка вместе с прислуживающими им красивыми молодыми рабами. Друзей не купишь, но роскошь привлекала свиту алчных и распущенных нахлебников, которые будили худшие черты характера Луция. В «Жизнеописаниях Августов» сводный брат Марка изображен в очень негативном свете, как тщеславный и сладострастный паяц, что резко контрастировало с портретом Марка, истинного стоика. И даже если пороки Луция могут быть несколько преувеличены, описание его характера и образа жизни все‑ таки содержит зерно истины. К примеру, несмотря на то что Луций был соправителем Марка почти десять лет, ему отводится весьма скромное место в «Размышлениях». Марк заявляет, что он благодарен судьбе за брата, «который своим нравом мог побудить меня позаботиться о самом себе, а вместе радовал меня уважением и теплотой»[84], возможно, намекая этим тонким комплиментом на обратное[85]. Скорее всего, он имеет в виду, что, наблюдая, как пороки его братца переходят все мыслимые границы, он исполнился решимости укрепить собственный характер. Тем не менее Марк был рад, что Луций оставался предан ему и демонстрировал «уважение и теплоту», а не способствовал расколу империи, принимая сторону оппозиционных сил. Мы видим, что спустя шесть лет после смерти Луция возникла угроза гражданской войны. На Марка ополчился его самый прославленный полководец Авидий Кассий.

В молодые годы Марк и Луций разделяли любовь к охоте, борьбе и другие увлечения, кроме того, оба изучали философию стоиков. Однако в то время как Марк со всей головой ушел в изучение риторики и философии и усердно трудился, прокладывая себе путь наверх на государственной службе, Луций, похоже, все время проводил в праздности, посещая гонки на колесницах, гладиаторские бои и устраивая банкеты с друзьями. Марк же тем временем корпел над книгами, приобретая жизненно важные знания в области римского права и правительственной бюрократии. Можно сказать, что Луций работе предпочел удовольствие, а Марк – наоборот.

Насколько я понимаю, Луций всю свою жизнь провел в погоне за пустыми развлечениями. Это было средством избежать эмоциональной боли. Современные психологи знают, что люди зачастую приобретают привычки, которые доставляют им удовольствие – от погружения в социальные сети до употребления кокаина как способа отвлечься от давления неприятных эмоций. В случае с Луцием, скорее всего, алкоголь и другие развлечения были для него бегством от императорской ответственности. Далее мы увидим, что в самом удовольствии нет ничего плохого до тех пор, пока у нас не разовьется такая тяга к нему, которая заставляет забыть о своих обязанностях или заменяет здоровые и наполняющие нас удовлетворенностью от жизни занятия.

Гонка за пустыми, преходящими удовольствиями никогда не приведет к истинному счастью. Однако оно дает иллюзию счастья, выдавая себя за то, чем не является. Мы же в жизни ищем чувства подлинного счастья или удовлетворенности, того, что стоики называли eudaimonia. И Луций, похоже, искал его, но не в тех местах: забавляясь кровавой бойней на арене, засыпая своих сомнительных друзей дорогими подарками и напиваясь до беспамятства. Конечно, любовь испорченного римского императора к пиршествам может показаться крайним проявлением гедонистического подхода к жизни, но в основном психология желания сегодня мало чем отличается от древности. Люди все еще путают удовольствие со счастьем и часто с трудом представляют альтернативы в жизни. Стоики же, напротив, внушали Марку, что мы все ищем глубинного и постоянного чувства удовлетворенности жизнью. Они внушали ему, что этого можно достичь только путем реализации нашего внутреннего потенциала и следования нашим фундаментальным ценностям, не давая себя сбить с пути поверхностным чувствам. В связи с этим жизни Марка и Луция разошлись в диаметрально противоположных направлених.

В этой истории есть что‑ то до странности знакомое: фабула о противоположных путях наших двух молодых Цезарей‑ соправителей могла быть заимствована из басни. И действительно, Марк, скорее всего, думал о своем брате, посещая лекции Аполлония и других стоиков и внимательно слушая их наставления о том, как сделать философию своим образом жизни. Они рассказывали историю, известную как «Выбор Геракла». Эта античная аллегория о выборе жизненного пути играет особую роль в истории Стоицизма. Начинается она тем, что совершенно случайно вскоре после кораблекрушения Зенон нашел и прочитал вторую книгу Ксенофонта «Меморабилии». В книге рассказывается о том, как Сократ доказывал, что умение владеть собой делает людей добрыми и благородными, а гонка за удовольствиями – нет. Сократ начинает цитировать известный стих Гесиода:

 

Можно порока набрать легко хоть целую кучу: путь к нему гладкий ведет, и живет он от нас очень близко. Пред добродетелью ж пот положили бессмертные боги: только тропинкой крутою и длинной дойдешь до нее ты, очень неровной сначала; когда же достигнешь вершины, станет легка добродетель, тяжелою бывшая прежде[86].

 

Затем он продолжает свое повествование о «Выборе Геракла» так, как его рассказал ему Продик с Кеоса, один их самых высокоуважаемых древнегреческих софистов.

Как‑ то шел молодой Геракл по незнакомой дороге, которая привела его к развилке. Сел он и стал думать о своем будущем. Не зная, какую дорогу выбрать, он вдруг увидел двух таинственных богинь, которые неожиданно возникли перед ним. Первая, соблазнительная красавица, была изысканно одета. Ее звали Какия, хотя она утверждала (и это было ложью), что друзья ее величают Эвдемонией, что означает счастье и блаженство. Она подошла вплотную к Гераклу и стала очень настойчиво упрашивать его следовать за ней по пути, который вел, как она обещала, к самой легкой и приятной жизни, то есть по наикратчайшему пути к истинному счастью. Она обещала ему, что он будет жить как царь, избегая каких бы то ни было трудностей и наслаждаясь роскошью, превосходящей самые смелые мечты, и все это он получит за счет труда других людей.

Выслушав ее, Геракл приблизился ко второй богине, Арете, которая была не так хвастлива и намного скромнее своей спутницы, но светилась естественной красотой. К его удивлению, лицо ее было серьезно. Она предупредила его, что ее путь лежит совсем в ином направлении: он будет труден и долог и потребует много усилий. Проще говоря, она прочила Гераклу путь страданий. Он будет обречен скитаться по свету в лохмотьях, преследуемый своими врагами. «Из того, что есть на свете полезного и славного, – предостерегала Арета, – боги ничего не дают людям без труда и заботы». Гераклу придется терпеть бедствия, проявляя мужество, самодисциплину, мудрость и справедливость. Преодоление больших препятствий посредством храбрых и благородных подвигов, как сказала богиня, – единственный истинный путь к удовлетворенности жизнью.

Как известно, Геракл выбрал героический путь, предлагаемый Аретой, или «Добродетелью», и не поддался на уговоры Какии, или «Порочности». Вооруженный деревянной дубинкой и одетый в шкуру немейского льва, символизирующие более примитивный и естественный образ жизни, он скитался по свету, находя пристанище то в одном месте, то в другом. Боги заставили его совершить легендарные двенадцать подвигов, в числе которых была борьба с лернейской гидрой и спуск в подземное царство мертвых Аида, чтобы голыми руками поймать и привести свирепого пса Цербера. Умирал он в страшных муках от руки своей ревнивой жены, которая хитростью уговорила его надеть платье, вымоченное в крови, отравленной ядом гидры. Однако Зевса так впечатлило величие души своего смертного сына, что он даровал ему апофеоз (apotheosis), который возвысил его до уровня бога.

Неудивительно, что Геракл был самым почитаемым мифическим героем у киников и стоиков. Его подвиги олицетворяли их убеждение: намного полезнее добровольно идти навстречу трудностям и развивать силу воли, нежели выбирать легкий путь, гарантирующий комфорт и праздность. В связи с этим современник Марка Аврелия сатирик Лукиан изобразил известную историю продажи Диогена киника в рабство.

 

Покупатель: У тебя есть герой, на которого ты хочешь походить?

Диоген: Да, Геракл.

Покупатель: Почему тогда ты не носишь львиную шкуру? Хотя надо сказать, дубинка у тебя почти как у него.

Диоген: Почему же, этот старый плащ и есть моя львиная шкура, и подобно ему, я веду борьбу с удовольствиями не по чьему‑ то приказу, а по собственной воле, поскольку своей целью поставил очистить жизнь человека[87].

 

Стоики тоже видели в мифе о Геракле аллегорию о добродетелях мужества и самодисциплины. «Как вы думаете, много ли значил бы Геракл, – спрашивал своих учеников Эпиктет, – если бы ему не пришлось вступать в схватку с такими чудовищами, как немейский лев, гидра, лань Артемиды, эриманфский вепрь, а также всеми теми жестокими и несправедливыми людьми, с которыми ему пришлось столкнуться? Он не был бы Гераклом, если бы сидел дома и валялся в постели, утопая в праздности и роскоши»[88]. Эпиктет учит своих учеников, что подобно тому, как Геракл очистил землю от чудовищ без единой жалобы, они должны очистить свое сердце от низменных желаний и эмоций и тем самым одержать победу над собой.

Иными словами, для стоиков миф о Геракле символизирует эпический призыв определиться, кем мы на самом деле хотим быть, понять ценность философии и не поддаться наслаждениям и пороку. Быть нравственным – это значит приложить Гераклово усилие, чтобы не свернуть с истинного пути. А была ли жизнь Геракла приятной? Как мы видим, с точки зрения стоиков, Геракл оставался жизнерадостным несмотря на все те опасности и невзгоды, которые он стойко переносил. Он испытывал чувство глубокого внутреннего удовлетворения, зная, что следует своей судьбе и своей истинной природе. Его жизнь заключала в себе больше, чем просто удовольствие: в ней была цель.

Все это должно было быть известно Марку и Луцию, обучавшимся Стоицизму. Однако Луций постепенно терял интерес и в итоге забросил философию. И в самом деле, пока Марк усердно учился и без устали трудился на государственной службе, Луций зарабатывал дурную славу своим распутством и увлечением популярными в Риме зрелищными видами спорта. Он окунался в горячую воду, чтобы показать, что принимает сторону «Зеленых» на состязаниях, и тем самым обижал болельщиков команд‑ соперников, в частности «Голубых». Повсюду он носил с собой золотую статуэтку крылатого коня (Volucer), почитаемого «Зелеными». Еще у него был огромный хрустальный кубок, который он назвал в честь этого коня. Размер этого кубка, который «превосходил все человеческие возможности», был еще одним доказательством его беспробудного пьянства.

В отличие от него Марк, как и Геракл, предпочитал избегать подобных развлечений или сводил их к минимуму. Тот безымянный раб, у которого он столькому научился в детстве, дал ему мудрый совет – не принимать сторону «Зеленых» или «Голубых» в гонках на колесницах или различных фракций на гладиаторских боях. Это были главные народные развлечения в имперском Риме, и массы так же пристрастились к ним, как мы к спортивным играм и реалити‑ шоу по телевизору.

Марк презирал подобные мероприятия, но по долгу службы ему приходилось их посещать – на этом настаивали его друзья и советники. Бессмысленное кровопролитие казалось ему жестокостью и варварством. Поэтому, пользуясь своим положением, Марк начал налагать ограничения на проведение жестоких игр. По его настоянию гладиаторы начали применять тупое оружие, что уже больше походило на состязание атлетов и не подвергало угрозе их жизнь. Острые ощущения от гонок на колесницах тоже были связаны с кровопролитием, потому что лошади и возничие часто получали увечья в этом опасном виде спорта. Марк пытался понять, в чем секрет такого ажиотажа. Он относился философски к зрелищам, разворачивающимся перед его глазами, и задавался вопросом: и что такого веселого люди в этом находят?

Наслаждение как таковое стоики не оценивают ни отрицательно, ни положительно. Они оценивали скорее состояние нашего сознания, от которого зависит, в чем мы находим удовольствие – хорошие это вещи или плохие, здоровые или нездоровые. Марк сравнивает римское общество с пышной праздной процессией, где люди падки на всякие пошлости. Однако он напоминает себе, что должен быть милостив, как и подобает императору. И все же ценность человека меряется вещами, которым он отдает свое сердце[89]. Наслаждаться страданиями других людей очень плохо. Поэтому удовольствие от наблюдения за тем, как люди подвергают угрозе свою жизнь и здоровье, стоики считают пороком, а желание видеть людей процветающими – добродетелью. Вы скажете, что это и дураку понятно. Однако нас может так ослепить наслаждение, что мы не осознаем последствий как для себя, так и для других. Наставники‑ стоики учили Марка внимательно анализировать источники и последствия наслаждений. Поэтому в какой‑ то мере он мог выйти за границы предрассудков своей культуры. Аналогичным образом мы должны научиться получать удовольствие от вещей, которые благотворно влияют на нас и на окружающих, и избегать того, что нам вредит. И в самом деле, вы получите такое внутреннее удовлетворение от жизни, если будете следовать своим глубинным ценностям, что обычные радости покажутся вам ничтожными по сравнению с этим состоянием. Эта мысль постоянно занимает ум Марка, поэтому он неустанно повторяет, что жизнь – это не наслаждение, а действие.

Поначалу люди насмехались над Марком, считая его снобом и занудой, поскольку во время игр он читал правовые документы и обсуждал их со своими советниками. Ему сказали, что он непременно должен присутствовать на этих мероприятиях, дабы осчастливить свой народ, но он не хотел терять понапрасну времени и использовал его для занятий государственными делами. Даже его близкий друг и наставник Фронтон осудил Марка за излишнюю серьезность:

 

При случае, в твое отсутствие, я нелестно отзывался о тебе в моем тесном кругу близких друзей. Например, мне не нравилось, когда ты приходил на народное собрание с чересчур мрачным видом для такого случая или склонялся над книгой в театре или во время пира (я сейчас говорю о времени, когда сам был не чужд таких развлечений, как пиры и театры). В такие моменты я называл тебя бесчувственным человеком, неспособным действовать, как того требуют обстоятельства, а иногда, в приступе гнева – просто неприятным человеком[90].

 

В конечном счете Фронтон перенял образ мыслей Марка. Не сразу, но Фронтон пришел к пониманию, что в жизни есть что‑ то важнее, чем вращение в кругу римской знати, которой, в представлении обоих, недоставало искренней теплоты и доброжелательности. Также критиковал Марка его будущий зять Помпеян, который был известен тем, что повышал подданных в чине, исходя из их достоинств, а не принадлежности к голубой крови по праву рождения. Марк был щепетилен в выборе друзей и в первую очередь смотрел на черты характера, которые его восхищали, нежели на те свойства, которые были присущи его социальному классу. Общество друзей не всегда было приятным – иногда они высказывались прямо и критиковали его, – но он прислушивался к их мнениям, поскольку они разделяли его ценности и помогали стать лучше. Вне всякого сомнения, он предпочитал находиться в кругу семьи и верных друзей, нежели вращаться в обществе римской элиты. В «Размышлениях» он признается, что стремится к более простой и идиллической семейной жизни на своих уединенных виллах на итальянском побережье. Несмотря на то что это, вне всякого сомнения, был более здоровый и скромный способ проведения досуга по сравнению с буйными пирушками Луция, исполнение этого желания Марку пришлось отложить в связи с разразившимися Маркоманскими войнами, которые требовали его присутствия на северной границе.

И хотя, находясь в амфитеатре, Марк теперь вел себя мудрее и откладывал в сторону книги и документы, он все еще настаивает на работе. Когда Марк обсуждал политические решения со своими советниками, наблюдателям казалось, что он болтает с ними об играх, как все остальные люди. Он даже нашел способ извлекать жизненные уроки из этих игр. В зверских битвах Марк видел, как гладиаторы, обкусанные животными и испещренные ранами, просят залатать их, чтобы они снова могли ринуться в бой. Марк сравнивал такое поведение с нашей зависимостью от нездоровых желаний, несмотря на весь вред, который они приносят. Возможно, ему это также напоминало его брата, который забросил философию и предпочел распутную жизнь, неизбежно ведущую к печальному концу. Марк старался не спускать глаз с Луция все время, пока они были вместе. Вскоре после того, как обоих братьев провозгласили императорами, парфянский царь Вологаз IV вторгся в зависимое от Рима государство Армению. Губернатор близлежащей Каппадокии (регион на территории современной Турции) поспешил захватить врага, но его легион окружили и уничтожили, а самого вынудили убить себя. Для римлян это было унизительным поражением, и конфликт стремительно разрастался, переходя в крупный военный кризис.

Марк не мог покинуть Рим в связи с государственными делами, поэтому он отправил Луция в Сирию, чтобы тот принял на себя командование войсками, сосредоточенными на Востоке. Однако путешествие, которое должно было занять несколько недель, вылилось в девять месяцев. Историки заявляют, что Луций якобы все время проводил в пирах и на охоте. Марк сопровождал его до Капуи, города в Южной Италии, и затем вернулся в Рим. Как только его старший брат скрылся из виду, Луций начал ходить по «всем виллам и набивать свое брюхо», пока ему не стало так плохо, что Марку пришлось спешно броситься к нему на помощь в близлежащую Канозу. Как мы убедились, наслаждения могут повлечь за собой плачевные последствия, если мы не проявим осторожность. Отдаваясь во власть наслаждениям без меры, Луций пустил на самотек как дела империи, так и собственное благополучие. В «Жизнеописаниях Августов» императору Луцию дается очень жесткая оценка, главным образом потому что в Сирии, куда он наконец добрался, на протяжении Парфянской войны, вдали от контроля брата Марка, проявились его самые слабые черты и худшие стороны его характера.

 

И впрямь, когда был убит легат (римский полководец) и легионы подверглись массовой бойне, когда в Сирии замышлялся мятеж, а на Востоке армия была разгромлена, Вер (Луций) охотился в Апулии, путешествовал по Афинам и Коринфу в сопровождении певцов и оркестров и развлекался в азиатских городах на морской границе, а также известных курортах Памфилии и Цилиции.

 

Достигнув Антиохии, столицы Сирии, подальше от всевидящего ока Марка, он полностью ударился в разгульную жизнь. Чтобы потешить свою возлюбленную Пантею, сбрил бороду. Это еще раз подтверждало, что он окончательно отказался от философии, предпочтя ей жизнь, полную наслаждений. После многолетних гонений при прежних режимах борода философа стала неожиданно политизированным символом. По крайней мере, для некоторых людей сбрить ее означало отказаться от своих самых заветных ценностей и убеждений. Несколькими поколениями ранее, предположительно во время гонений на философов при императоре Домициане, Эпиктет в знак протеста заявил, что, если власти хотят отрезать ему бороду, пусть сначала отрежут ему голову.

Марк еще до приезда Луция отправил в Сирию строгого командира Авидия Кассия для наведения порядка и командования войсками. Ему пришлось вытаскивать разбредшихся легионеров восточного фронта из борделей и питейных заведений, попутно выбивая цветочки из их шевелюр. Когда же туда прибыл Луций, его приближенные заняли места в увеселительных заведениях и на курортах Востока. Ходили слухи, что Луций в Сирии вступал в многочисленные любовные связи с женщинами и молодыми людьми, изменяя своей жене Луцилле, дочери Марка. Там же он приобрел привычку ночи напролет играть в кости. До поздней ночи шлялся по тавернам и борделям в одежде простолюдина и, напившись, затевал драки и приходил домой в синяках. В харчевнях пьяный Луций любил бросать монеты в стеклянные чашки, чем спровоцировал ряд скандалов. Во время пира он так напивался, что буквально засыпал за столом, и его уносили в спальню слуги.

Луций прославился своей любовью к выпивке. По имеющимся сведениям, он, возможно, страдал алкоголизмом, который сопровождался сиптомами тревоги и депрессии. Во время Парфянской войны, например, в своем письме Фронтону он жаловался на депрессию: «День и ночь меня снедала тревога, приводя в отчаянье, мне уже стало казаться, что все кончено». Скорее всего, он имел в виду сложную ситуацию с парфянами, но явно переживал эмоциональный дистресс. Беспробудное пьянство, случайные половые связи, азартные игры и пирушки стали способом, хоть и сомнительным, справиться с налагаемой на него ответственностью. Стоики считали, что такие удовольствия, как секс, еда и даже алкоголь, имеют право на существование, сами по себе они ни плохи, ни хороши. Но если к ним пристраститься, они могут стать нездоровыми. Поэтому мудрый человек ограничивает свои желания, тем самым проявляя добродетель уверенности: «Всего в меру». Когда достижение приятных ощущений становится важнее личного блага и блага своей семьи, это превращается в катастрофу. Между здоровыми и нездоровыми желаниями лежит пропасть. Наверняка Луций перешел эту грань.

После того как римляне одержали победу над парфянами в шестилетней войне, Луций окончательно вернулся из Сирии, чтобы отпраздновать свой триумф с Марком. Но вернувшись в Рим, он продолжал деградировать, уже не оглядываясь на своего старшего брата. Народ шутил, что Луций, наверное, нашел актеров, чтобы привезти с Востока домой в качестве рабов, а не парфянских солдат. Несмотря на это, Луций без тени смущения пригласил Фронтона, великого ритора, написать историю войны, в которой ему, Луцию, воздавалось бы должное за все достижения империи. Истинное же положение дел было таково: Луций покинул Авидия Кассия и других военачальников и держался подальше от военных действий, путешествуя по округе как знаменитость, сопровождаемая свитой нахлебников. Как мы далее убедимся, такая халатность вылилась в серьезные последствия. Авидий Кассий сумел занять его место, и в восточных провинциях он постепенно обретал такую же власть, как у императора.

Прошло совсем немного времени после того, как Луций вернулся домой, когда на северной границе разразилась Первая маркоманская война. На этот раз оба императора вместе покинули Рим, облачившись в военную форму. По всей видимости, Марк не хотел отпускать брата одного, но и оставлять его без присмотра в Риме он опасался. Луций хотел остаться в Аквилее, городке на севере Италии, где он мог охотиться и пировать, но Марк настоял на том, чтобы они отправились через Альпы в Паннонию, которую захватили маркоманы и их союзники. После того как римляне отразили первую атаку варваров, оба императора по настоянию Луция вернулись в Аквилею, так как тот не хотел удаляться от Рима. Однако в начале 169 года н. э. Луций внезапно упал в обморок и через три дня умер, не перенеся кровопускания, которое ему сделали врачи. Никто не знает точно, что именно стало причиной смерти. Ходили даже слухи, что его отравили по приказу Марка. Однако потеря сознания, утрата способности говорить и внезапная смерть были признаками чумы, которая в то время свирепствовала в близлежащих городах и легионерских лагерях. Как ни странно, хотя Луций был моложе и крепче Марка, он прожил только до тридцати девяти лет, в то время как Марк, известный своим слабым здоровьем, дотянул почти до шестидесяти.

Можно подумать, что Марк был рад избавиться от своего беспутного брата, но он наверняка горько оплакивал эту утрату. А произошло это во время нарастающего кризиса, когда болезнь распространилась по всей империи, и Марк был вынужден впервые покинуть Рим, чтобы принять на себя командование войсками на северной границе. Должно быть, он чувствовал усиление изоляции, опасность со стороны врагов и невероятное политическое давление. Правда мы увидим, что именно в условиях этих тяжелых испытаний и родились «Размышления».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...