Почему современники недооценивали Кулибина.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Текст 43 «МОЁ ГЛАВНОЕ СТАРАНИЕ – ИЗОБРЕТАТЬ И ДЕЛАТЬ НОВОЕ…» Творческое задание. Напишите подробное изложение. Объясните, почему Кулибин, всю жизнь наталкиваясь на «стену равнодушия», не оставлял своих трудов*. *Пояснение. Нужно объяснить, почему недооценивали Кулибина и почему изобретатель продолжал работать над изобретениями, которым все равно было не суждено приносить пользу.
По материалам книги Н. Кочина "Кулибин", 1958 г.
Почему современники недооценивали Кулибина. «Кулибин» — так до сих пор называют талантливых мастеров-самоучек. И это не случайно. Вклад Ивана Петровича Кулибина в российскую и мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства. Он намного опередил свое время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя столетие. Он был многогранно талантлив, оставил в наследие потомкам множество изобретений, полезных в разных сферах жизни. Человек, увлеченный своим делом до фанатизма, свободомыслящий и бескомпромиссный, он, к сожалению, не нашел полного понимания у своих современников. Им нравились его заводные игрушки, диковинные автоматы и фейерверки, но они не оценили по достоинству ни водоход (речное судно, способное двигаться против течения), ни самоходную повозку (повозку, приводимую в движение человеком, нажимающим на педали), ни водяное колесо, ни машину для добычи соли. Сконструированный им однопролетный мост через Неву так и не был построен, хотя его десятикратно уменьшенная модель отлично прошла испытания. Кулибин и его изобретения будоражили умы современников. Одни считали его настоящим гением и даже спонсировали создание его изобретений. Но некоторые люди, в особенности академики, Ивана Кулибина недолюбливали. Они считали его большим выдумщиком и чудаком и презирали за то, что у него нет инженерного образования. Великий изобретатель был действительно самоучкой: он никогда не учился в школе и осваивал механику самостоятельно. Как известно, невежество не терпит превосходства.
Изобретения Кулибина не спешили внедрять, так как ученые мужи относились к ним с большим сомнением и даже иронией. Самоучку без инженерного образования никто из них всерьез не воспринимал, его считали чудаком и выдумщиком. Проект моста подняли на смех: дескать, неуч не знает элементарных вещей и предлагает конструкцию, которая тут же рухнет. Директор Академии наук Екатерина Дашкова почему-то недолюбливала изобретателя. Кулибин писал ученику Ивану Пятерикову: «Работаю я много и усердно, но положение моё среди гордых академиков далеко не приятное, и лишь усиленным трудом я заглушаю горе, которое причиняют они мне беспрестанно своими насмешками и презрительным обращением со мной, бедным самоучкой». Кроме того, Иван Кулибин был очень похож на Леонардо да Винчи, чьи идеи оказались слишком революционными для современников. Русский гений далеко превзошел все ученые умы своей эпохи, и поэтому его изобретения попросту некому было оценить по достоинству. То, что непонятное и новое легче отвергнуть, чем понять, - общеизвестный факт. Такова участь таланта: он часто становится жертвой посредственности, заурядной личности. «Нет пророков в своём Отечестве» — это как раз про Ивана Кулибина. Об итальянце Леонардо да Винчироссийские обыватели знают больше, чем о своём соотечественнике, чей гений ничуть не менее значим. Действительно, и для самой Екатерины, и для многих её приближённых Кулибин создавал вещи, не несущие большого хозяйственного смысла. Но вызвано это было отнюдь не «легковесностью» самого Кулибина. Просто тогда, как, собственно, и сейчас, финансирование научных проектов во многом зависело от обеспеченных людей, мало что смысливших в серьёзных разработках, зато очень любивших спецэффекты. Поэтому Кулибину, чтобы получить деньги на серьёзную работу, приходилось заниматься «несерьёзными» вещами.
Изобретателю приходилось постоянно бороться со скептическим отношением к себе. «Мужик-лапотник», старовер, непьющий и некурящий, получивший от императрицы разрешение появляться во дворце в русском кафтане и с окладистой бородой, никак не вписывался в представления того времени о большом учёном. Нижегородский «мужик» Кулибин, в отличие от архангельского «мужика» Ломоносова, не заканчивал университетов, не учился за границей. В отличие от английских инженеров, благодаря которым Британия получила славу «мастерской мира», Кулибин не имел возможности перенимать передовой опыт у коллег. Русская наука в те времена только набирала обороты, русской инженерной школы как таковой не существовало. Там, где английские изобретатели действовали на основе передовых научных разработок и опыта предшественников, Кулибин мог полагаться только на себя самого. Во многом из-за подобного отношения большинство разработок Кулибина не были реализованы. Лишь в наше время, пристально оберегающее народные таланты и память о них, начинает вырисовываться подлинно трагическое лицо исключительно талантливого изобретателя. Разбираются его рукописи, расшифровываются чертежи, изучаются и реконструируются его изобретения. До советского же времени Кулибин был для русского образованного общества только чудаком, неудачником-«самоучкой», «самородком», экзотическим явлением, «жертвой малограмотности». И вот таким он проходит через многочисленные популярные книжки о нем на протяжении ста двадцати лет. Правильно замечает В. Г. Короленко: «Уже из-за восторженных повествований об этих триумфах нередко выступают истинно трагические черты человека, слишком поторопившегося явиться на свет...».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|