Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно - правовые акты в регулировании трудовых отношений медицинских работников




Введение

 

Российское трудовое законодательство представляет собой одну из важнейших отраслей социальной сферы и является одним из главных факторов сбережения нации.

Кризисные явления в экономике и социальной сфере страны существенно отразились на данной отрасли. Среди моментов, отрицательно влияющих на развитие здравоохранения, можно назвать финансирование отрасли по остаточному принципу, когда выделяемые ассигнования в несколько раз ниже необходимых для обеспечения качественной медицинской помощью.

Данная ситуация не создает у медицинских работников заинтересованности в улучшении качества медицинской помощи, чем обосновывается необходимость разработки в здравоохранении новых механизмов правового регулирования труда медицинских работников, направленных на повышение заинтересованности в совершенствовании профессиональных знаний, активизацию творческого потенциала каждого работника, на улучшение качества медицинской помощи населению.

Актуальность темы курсового исследования обусловлена не только этими, но и иными проблемами правового регулирования трудовых отношений работников медицинской сферы - множественностью нормативных правовых актов, несовершенством их норм, пробелами трудового законодательства в этой части.

Цель исследования состоит в рассмотрении комплекса правоотношений в сфере медицинской деятельности и трудового договора с медицинскими работниками, занятыми в государственной и муниципальной системах здравоохранения, и на этой основе - разработке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства о труде этих работников.

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:

изучить нормативно - правовые акты в регулировании трудовых отношений медицинских работников;

обозначить особенности заключения трудового договора с медицинскими работниками;

выделить специфику регулирования рабочего времени и работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени;

исследования основные черты изменения и прекращения трудового договора.

Объектом данного исследования являются трудовые правоотношения, возникающие с медицинскими работниками государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Предметом исследования является совокупность норм трудового права регулирующих трудовые отношения медицинских работников, и практика их применения.

Методологической основой исследования являются методы общенаучного познания, применяемые при проведении правовых исследований, такие как: формально-логический, историко-правовой, метод перехода от общего к частному, а также специальные правовые методы: метод сравнительного правоведения, метод обобщения правоприменительной практики, статистический метод, функциональный и технико-юридический.

Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.

 


Глава 1. Современное правовое регулирования труда медицинского персонала

 

Нормативно - правовые акты в регулировании трудовых отношений медицинских работников

 

Современное законодательство предлагает выделять несколько уровней правового регулирования труда педагогических работников, выстраивая стройную систему нормативных источников: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения.

Рассмотрим основные документы федерального законодательства.

. Конституция РФ 1993 г. Конституция РФ в соответствии с нормами международного права запрещает принудительный труд, закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Составной частью этих конституционных гарантий является также право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37 Конституции РФ). труд медицинский работник

. Трудовой кодекс РФ 2001 г. в своих нормах также воспринимает положения Конституции РФ. Юридически разграничение применения общих и специальных норм Трудового кодекса закреплено в п. 6 ст. 11 ТК РФ, определяющем установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и др.) в соответствии с ТК РФ.

Специальный правовой блок представлен разделом XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и выделен в отдельную главу 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников».

. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в некоторой степени усиливает эффект отраслевой дифференциации. Этот нормативный акт имеет комплексный характер и формирует основы правового статуса работников образования, в том числе и в сфере труда.

В системе нормативных актов, регулирующих трудовые отношения педагогических работников, Закон РФ «Об образовании» предусматривает отдельные вопросы, которые не нашли отражение в кодифицированных актах 1983 г. (КЗоТ) и 2001 г. (ТК РФ). В ряде статей Закона (ст. 53 «Занятие педагогической деятельностью», ст. 54 «Оплата труда работников образовательных учреждений», ст. 55 «Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки», ст. 56 «Трудовые отношения в системе образования») определены важные социальные гарантии педагогических кадров.

Важно также то, что в нем предусмотрено для педагогических работников образовательных учреждений право пользования бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также право на первоочередное предоставление жилой площади. При этом указано, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» отражает перспективные направления развития статуса педагогических работников. Основными направлениями развития социальной поддержки работников образовательных учреждений и других организаций системы образования являются: разработка нормативных правовых актов о защите педагогических и иных работников организаций системы образования в целях обеспечения для них надлежащих условий труда и социальных гарантий; разработка и реализация мер по совершенствованию форм оплаты труда работников образовательных учреждений; установление норм и видов материальной поддержки педагогических и других работников организаций системы образования, порядка их оказания, а также установление льгот в указанной области; разработка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения педагогических и других работников организаций системы образования.

. Типовое положение об образовательном учреждении составляет особый уровень правового регулирования, предлагающий систематизированную типовую информацию образовательного законодательства. Ряд вопросов, которые закрепляют их нормы, составляют неотъемлемый элемент нормативной базы образовательных учреждений в сфере трудового права. В частности, в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) показываются основные схемы взаимоотношений администрации высшего учебного заведения и его работников.

Аналогичные элементы трудовых связей определяются и в положениях о других типах образовательных учреждений. Например, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196, регулирует трудовые взаимоотношения в п.п. 62 - 67 и определяет условия занятия педагогических должностей, права педагогических работников, льготы, условия установления учебной нагрузки, и др.

На региональном уровне в Челябинской области правовое регулирование труда педагогических работников определяется следующими основными законодательными актами:

.   Постановление Правительства Челябинской области от 17.08.2010 г. № 100-П «Об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Челябинской области»

.   Постановление Правительства Челябинской области от 12 июля 2011 г. № 228-П Об областной целевой Программе развития профессионального образования в Челябинской области на 2011 - 2015 годы

Муниципальные законодательные акты имеют ограниченные возможности регулирования труда педагогических работников. Они лишь подтверждают при утверждении устава учреждения закрепляемые законодательно за образовательным учреждением нормы. Кроме того, исключительно в ведении муниципалитета находится оплата труда руководителей муниципальных учреждений в части установления окладов, доплат и надбавок, а также стимулирующих выплат.

Основным документом в образовательном учреждении являетсяустав, объединяющий в себе общие и специальные нормы в индивидуальное правовое регулирование. Например, в уставах предусматривается порядок комплектования образовательного учреждения работниками и условия оплаты их труда.

Не менее важное значение в регулировании трудовых отношений педагогических работников имеют правовые акты поднормативного уровня: правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положения о стимулирующих выплатах, должностные инструкции, коллективный договор, принимаемые образовательным учреждением самостоятельно.

Важно отметить, что осуществление политики в области образования субъектами РФ, не должно противоречить политике Российской Федерации. Следовательно, нормативно-правовые акты субъекта федерации могут лишь дополнять, конкретизировать федеральные документы, но не противоречить им.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...