VII . 1.1. Директория (ранняя стадия классицизма)
Стиль классицизм, возникший еще в конце XVIII в. как результат огромного интереса к раскопкам античных городов Помпеи и Геркуланума, проявился в искусстве очень отчетливо. В живописи это работы Ж.-Д. Давида, в архитектуре — постройки с использованием античных ордеров и декора, например Вандомская колонна, Триумфальная арка в Париже и др. Мебель имела гладкие поверхности, сдержанные формы и декор. Силуэты модной одежды также формировал стиль классицизм. Ранняя стадия классицизма в костюме называется директория и приходится на конец XVIII — начало XIX в., когда в период демократизации общества возник интерес к греческой эстетике. В спектаклях с античным сюжетом актеры выходили на сцену в одеждах, напоминавших древнегреческие, с прическами, стилизованными под греческие. Вскоре в Париже появились платья шмизы из тончайшего муслина, прилегающие к телу, с большим декольте, с подхватом под грудью и без рукавов. Идеал красоты. Огромный интерес к античности вызывал у дам стремление походить на богинь. Мадам Рекамье, мадам Тальен, Жозефина Богарнэ были идеальным воплощением эталона красоты того времени. Желая быть похожими на мраморных античных богинь, красавицы пудрили лицо, шею, грудь и руки, добиваясь необыкновенной белизны кожи. В шмизах, непременно белого цвета, они позировали художникам босоногими, но с большим количеством
украшений — камей, диадем, браслетов, брошей. Шмизы придавали легкость и воздушность женщинам, особенно юным красавицам, подчеркивая их очарование, нежность, стройность тела, придавая им сходство с нимфами. Образ делового мужчины олицетворял стабильность и богатство. Виды и формы одежды. Текстиль. Женщины носили платья, напоминающие туники. Это были легкие накладные одежды, к которым полагалась шаль, выполнявшая роль драпирующегося плаща. Мужчины носили все виды распашных одежд: фрак, жилет, сорочку и др.
Текстиль для шмизов — белые батист и муслин, вышитые белой гладью, а также перкаль, газ, креп. У мужчин были популярны шерсть и сукно. Они прекрасно подходили для всех видов мужской одежды. Мужская одежда. Мужчины носили фрак, под ним жилет и рубашку; узкие штаны имели штрипки. Обувь была на низком каблуке. Ансамбль завершала треуголка, позже — двууголка на голове (рис. VII.5). Женская одежда. Шмиз стал любимым платьем дам эпохи директории (рис. VII.6—VII.9). Шмизы были настолько тонкими и легкими, что иногда масса платья достигала 200 — 300 г. Шмиз красиво облегал тело, ос- Рис. VII.6. Шмиз с коротким рукавом. Рис. VII.7. Шмиз с большим декольте и коротким рукавом. Рис. VII.8. Шмиз в сочетании с шалью. Рис. VII.9 Шмиз в сочетании с шалью и тюрбаном тавляя обнаженными шею, руки, плечи. Днем дамы набрасывали на плечи кружевную косынку. В качестве гиматия к шмизу очень хорошо подходила шаль, которая набрасывалась, как правило, на одно плечо либо окутывала тело, как в античные времена (см. рис. VII.8). Наполеон, привезший из военных походов в подарок жене тончайшую шаль из нежной шерсти кашмирских козлят, даже и не подозревал, что этот факт надолго определит женскую моду XIX в. Шаль была исключительно модной деталью туалета. Дамы быстро поняли красоту драпированной шали и умело пользовались этим. Шали, шлейфы и шмизы часто отделывались каймой (бордюром) — широкой полосой орнамента (рис. VII. 10). Этот вид отделки станет особенно популярен в эпоху ампира. Чуть позже Жозефина Богарнэ наладит производство французских шалей, которые покорят всю Европу. Модными стали прически, выполненные на манер античных. Моду верхних слоев общества эпохи директории называют «нагой» или «обнаженной». И это понятно. Только шаль прикрывала тела парижанок в холодную погоду. Носили также спенсер — кофточку, надеваемую поверх шмиза. Она пришла из английского гардероба. Иностранцы поражались легкомыслию француженок, не щадивших свое здоровье. Среди женского населения было много заболеваний легких, что привело к значительной смертности.
Обувь. Мужчины носили закрытые туфли на низком каблуке и сапоги. Обувью для женщин служили «греческие сандалии», а также туфли на плоской подошве. Благодаря такой обуви походка дам была легкой, что считалось хорошим тоном. Головные уборы, прически, украшения, кос метика. Головные уборы мужчин — треуголки, позже популярными станут дву-уголки (рис. VII. 11). У женщин популярны тюрбаны, чалмы (см. рис. VII.8). В домашних условиях широкое распространение имеют различные чепцы. Женские прически «греческий узел» и «а-ля грек» (рис. VII. 12; см. рис. VII.8), «а-ля Титус» (см. рис. VII.7), «а-ля Каракалла» (по имени римских императоров Тита Веспасиана и Каракаллы) были созданы на манер античных. Последние две из названных были и мужскими. Украшения женщины носили в изобилии. Они были красивым дополнением к «скромному» шмизу. Головы женщин украшали серповидные диадемы, как в Греции (см. рис. VII. 12). Очень популярны были камеи, броши (рис. VII. 13), браслеты, шпильки для причесок, нити жемчуга в прическах и на шее. Жемчуг хорошо сочетался с белизной одежды и кожи. Особенно увлекалась украшениями мадам Тальен. У нее была очень красивая кожа и черные бархатистые глаза. Она считается самой обольстительной женщиной эпохи Директории. Это она придумала прически «а-ля Титус» и «а-ля Каракалла». Однажды мадам Тальен появилась на балу в шмизе, напоминающем греческий хитон. Ткань, легко струящаяся по телу, была сколота на плечах камеями, игравшими роль фибул. Мадам Рекамье, напротив, украшений носила мало и предпочитала для шмизов более скромные ткани. Естественность и простота делали ее особенно очаровательной Женщины пудрили все открытые участки тела, а также пользовались духами. Мужчины после того как перестали носить пудреные парики почти полностью отказались от косметики.
Антимода. Улеглись страсти, смягчилось впечатление от ужасов революции. Из эмиграции стали потихоньку возвращаться представители буржуазных кругов бежавшие вместе с аристократией. Молодые представители этого сословия изображали «золотую молодежь», пострадавшую от революции. Они создавали клубы, устраивали балы «жертв» и пытались выделиться из основной массы молодежи. К ним присоединялись дети биржевиков и нуворишей, разбогатевших в период революции. Поскольку представители этого класса не обладали утонченностью, свойственной аристократии, то их эстетические представления в области моды были несколько вызывающими. Дети нуворишей создали свой стиль, который в истории костюма причисляют к проявлениям «антимоды». Примером этого могут служить молодые люди в костюме «инкруаябль» (невероятный), в мешковатом, иногда плохо отглаженном фраке, жилете, застегнутом через пуговицу (рис. VII. 14), с прической «инкруаябль» (рис. VII. 15, см. рис. VII. 11). Менее вызывающий вид имел «мюскаден» (щеголь). На шее эти щеголи носили галстук, заходящий на лицо и символизирующий петлю на шее висельника, либо красный жгут или ленту, символизирующие кровь от гильотины («след топора»). Этим же целям служило красное ожерелье. Другой вариант имиджа «инкруаябль»: на голове выбрита затылочная зона, как перед казнью (прическа «жертва»), на шее красное ожерелье («след топора»), частое подергивание головы («конвульсии казненного»). Подходящим дополнением к юношам «инкруаябль» и «мюскаден» были экстравагантные девушки «мервьез» — чудесни-цы (рис. VII. 16). Они, как и мюскадены, осмеливались носить прически «жертва», «висельник», а также «соваж» (дикарка). Платья их отдаленно напоминали шмиз, так как шились из тонкого муслина с завышенной талией, но были очень широкими. На голове располагалась шляпа с огромным клювообразным козырьком, волосы были в беспорядке разбросаны по плечам и спине.
Вообще в эпоху директории возникало много мод-однодневок. Связано это было с большими изменениями в жизни, насыщенной различными событиями, и демократизацией одежды всех слоев общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|