VII . 1.2. Ампир (зрелая стадия классицизма)
Ампир в переводе с французского — империя. Господство ампира в костюме (1804—1820 гг.) пришлось на время правления Наполеона I, хотя традиции этого стиля сохранялись и после его свержения. Итак, Франция — империя, а Наполеон — император, отождествляющий себя с римскими императорами, а Францию — с античным Римом. Богатство и пресыщенность Римской империи находят понимание во Франции этого периода, разбогатевшей на военных трофеях. В живописи ярким представителем ампира был Д. Энгр. Портреты его кисти — отражение эпохи, ее идеалов, вкусов. В эпоху ампира по-прежнему сохранялся интерес к классическим образцам древности. Идеал красоты. Идеалом красоты стала женщина в платье более коротком и более узком, чем раньше, прямом, из плотной ткани, с подхватом под грудью, напоминавшая пышную римскую колонну. По-прежнему в цене белизна и матовость кожи, красивая форма шеи и плеч. Мужчина стремился соответствовать образу делового и солидного человека. Однако военные мотивы в мужском костюме также популярны, так как Франция ведет успешные войны. Мундир, военизированный костюм придают мужчинам особый шик и ореол героизма. Мужчина красив неброской красотой. Все без излишеств, полное отсутствие показной роскоши. Популярны элегантность, костюм хорошего кроя, ухоженные лицо и прическа. Виды и формы одежды. Текстиль. В начале господства стиля ампир по-прежнему популярный шмиз все еще шили из муслина и газа с обязательной вышивкой — исключительно модным элементом отделки. До 1804 г. был моден греческий орнамент, затем египетский и этрусский, а еще позже готический. Усиливающееся стремление к роскоши, обилие балов, где мужчины блистали эполетами и пуговицами, богатство высших слоев общества привели к тому, что постепенно изменяется шмиз и еще более — ассортимент тканей, идущих на его изготовление. Теперь шмизы стали шить из бархата, плотного шелка и других дорогих тканей. Шмиз из газа делали на подкладке из парчи. Платья отделывали пайетками, вышивкой.
В мужском костюме полностью исчезли шелка и драгоценные ткани. Сукно и шерсть отличного качества, бархат для отделки — основной ассортимент текстиля для мужского костюма. Мужская одежда. Деловой мужчина носил одежду скромную, но элегантную (рис. VII. 17). Это темный фрак с завышенной талией, светлый или пестрый жилет, сюртук, длинные панталоны со штрипками и подтяжками. Популярными головными уборами были треуголка, двууголка, цилиндр. Сочетание такого костюма с сапогами считалось вполне допустимым, так как верховая езда была обычным способом передвижения. Белая рубашка имела стоячий тугой накрахмаленный воротник. Популярен сюртук. Понятно, что с такой одеждой несовместимы парча и шелк. Текстиль для мужского костюма — это шерсть, сукно темно-синего, коричневого, зеленого, черного цветов. Одежда простолюдинов напоминает костюм периода революции. Женская одежда. Простота и лаконизм греческой эстетики уступили римской помпезности и торжественности. Из-за подхвата под грудью по силуэту женское платье осталось похожим на шмиз времен директории (цв. вкл., рис. 47), но к спинке стали прикреплять съемный шлейф, появились рукава «фонарик» (рис. VII.18—VII.21), а к ним длинные перчатки «митенки» (см. рис. VII.18, VII.21), в том числе и с полупальцами. Рукава значительно изменили силуэт женского платья. Модны узкие длинные рукава с продольным разрезом, скрепленным в нескольких точках — отголоски моды на ионические хитоны (рис. VII.22). Появился более глубокий вырез на спинке. Глубокое декольте стали декорировать кружевным рюшем (см. рис. VII.18, VII.19), по-прежнему для отделки использовалась кайма.
Шали остались важным элементом ансамбля. Их форма и цвет самые разнообразные: квадратные, прямоугольные, треугольные; карминовые, шелковые с золотой вышивкой, мягкие шерстяные с золотой бахромой, белые индийские с широкой цветной каймой (рис. VII.23). Изменился ассортимент ткани для шмизов. Теперь это стали плотный шелк, бархат, т. е. дорогие жесткие либо плотные ткани, которые в силу своей струк-
Рис. VII. 18. Платье со шлейфом и рукавами «фонарик». Рис. VII.19. Платье без шлейфа с вышивкой. Рис. VII.20. Платье с вырезом на спине, прическа «а-ля грек» туры просто не могли драпироваться. Дамское платье эпохи зрелого ампира полно блеска и драгоценной отделки. Поэтому женская фигура в таком платье напоминала пышную римскую колонну. Этому способствовал корсет, введенный в моду вновь в 1809 г. На подоле платья появилось несколько горизонтальных рядов рюшей, оборок, ступенчатый ритм которых еще более изменил силуэт. Длина платья укоротилась до щиколотки (см. рис. VII.21). В период позднего ампира силуэт женского платья уже не имел ничего общего со шмизом. Шаль носили, повязав крест-накрест на груди (см. рис. VII.21), а в прохладную летнюю погоду надевали спенсер (прототип кофточки) или короткую пелерину. Зимняя верхняя одежда была стеганой, на вате, меху или лебяжьем пухе. Она приближенно повторяла силуэт платья. Обувь. Мужчины продолжали носить закрытые туфли на низком каблуке и сапоги. Обувь Наполеона, изготовленная специально для коронации, была в виде балетных туфель с вышивкой (рис. VII.24). Женская обувь на плоской подошве напоминала балетные туфельки. Бальные туфельки, расшитые пайетками, были из атласа, уличные — из тонкой кожи. Головные уборы, прически, украшения, косметика. Головными уборами мужчин были треуголки, сменившиеся двууголками, а позже цилиндрами. На балах и приемах женщины были без головных уборов, но голову украшали различными сеточками, диадемами, нитями жемчуга. Однако для дома и прогулок существовало огромное количество чепцов, шляпок; соломен- Рис. ные шляпки, тюрбаны и чалмы из газа, шифона, муслина. На головах женщин по-прежнему встречаются тюрбаны, чалмы. Популярен был головной убор «кибитка». «Легкомысленные» шляпки не всегда гармонично сочетались с платьем.
Прически мужчин из завитых волос делались на основе причесок «а-ля Ти-тус» и «а-ля Каракалла». Гармоничным дополнением к ним были бакенбарды «фавориты», «акульи плавники» и др. Усы и бороды почти не носили. В период ампира появилась прическа «а-ля мужик» (рис. VII.25) как дань уважения к русскому мужику, победившему Наполеона. Этой прическе суждена была долгая жизнь: ее носили почти до конца века.
Прически женщин по-прежнему «а-ля грек» (см. рис. VII.20), «а-ля Титус» (см. рис. VII.26, цв. вкл., рис. 47) и др., пришедшие из эпохи директории. После египетского похода Наполеона появились прически «а-ля Клеопатра», «китайская» и др., в которых проявился интерес к Востоку (рис. VII.27). Из украшений очень популярны были диадемы, ленты, гребни с драгоценными камнями, которые использовали в прическах. Не пропал интерес к ожерельям, камеям, браслетам, жемчугу. Пайетками в изобилии были усыпаны платья, обувь, веера. Веера — важная часть туалета — были из разных материалов, в том числе резные из слоновой кости, рога в сочетании с золотом. , Мужчины почти полностью отказались от косметики. Наполеон, не любивший запаха духов, пользовался кельнской водой (одеколоном). Мужчины следовали его примеру. Дамы пользовались духами, мазями, пудрой, помадой и белилами; окрашивали волосы в модный каштановый цвет. Старики носили одежду ушедшей эпохи. Вот как описывал О.Бальзак одежду мадам Рагон в романе «История величия и падения Цезаря Бирото»: «Она носила митенки, никогда не расставалась с высоким зонтиком, похожим на тот, с которым прогуливалась в Трианоне Мария-Антуанетта; платья ее, обычно светло-коричневого цвета, — так называемого цвета опавших листьев, ложились какими-то особенными складками, секрет которых унесли с собой в могилу старые дамы былых времен. Она носила черную мантилью с черными кружевами в крупную квадратную клетку; чепцы старинного покроя окаймляли ее лицо сквозными прошивками и фестонами, напоминавшими ажурную резьбу изящной рамки». Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите стили и направления в европейском костюме XIX в. 2. Назовите элементы женского аристократического костюма моды директории и 3. Что такое «шмиз», «а-ля грек» и «а-ля Титус»?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|