Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VII . 1.2. Ампир (зрелая стадия классицизма)




Ампир в переводе с французского — империя. Господство ампира в костю­ме (1804—1820 гг.) пришлось на время правления Наполеона I, хотя традиции этого стиля сохранялись и после его свержения. Итак, Франция — империя, а Наполеон — император, отождествляющий себя с римскими императорами, а Францию — с античным Римом. Богатство и пресыщенность Римской импе­рии находят понимание во Франции этого периода, разбогатевшей на воен­ных трофеях.

В живописи ярким представителем ампира был Д. Энгр. Портреты его кис­ти — отражение эпохи, ее идеалов, вкусов. В эпоху ампира по-прежнему сохра­нялся интерес к классическим образцам древности.

Идеал красоты. Идеалом красоты стала женщина в платье более коротком и более узком, чем раньше, прямом, из плотной ткани, с подхватом под гру­дью, напоминавшая пышную римскую колонну. По-прежнему в цене белизна и матовость кожи, красивая форма шеи и плеч.

Мужчина стремился соответствовать образу делового и солидного человека. Однако военные мотивы в мужском костюме также популярны, так как Фран­ция ведет успешные войны. Мундир, военизированный костюм придают муж­чинам особый шик и ореол героизма. Мужчина красив неброской красотой. Все без излишеств, полное отсутствие показной роскоши. Популярны элегант­ность, костюм хорошего кроя, ухоженные лицо и прическа.

Виды и формы одежды. Текстиль. В начале господства стиля ампир по-преж­нему популярный шмиз все еще шили из муслина и газа с обязательной вы­шивкой — исключительно модным элементом отделки. До 1804 г. был моден греческий орнамент, затем египетский и этрусский, а еще позже готический.

Усиливающееся стремление к роскоши, обилие балов, где мужчины бли­стали эполетами и пуговицами, богатство высших слоев общества привели к тому, что постепенно изменяется шмиз и еще более — ассортимент тканей, идущих на его изготовление. Теперь шмизы стали шить из бархата, плотного шелка и других дорогих тканей. Шмиз из газа делали на подкладке из парчи. Платья отделывали пайетками, вышивкой.

В мужском костюме полностью исчезли шелка и драгоценные ткани. Сукно и шерсть отличного качества, бархат для отделки — основной ассортимент текстиля для мужского костюма.

Мужская одежда. Деловой мужчина носил одежду скромную, но элегант­ную (рис. VII. 17). Это темный фрак с завышенной талией, светлый или пест­рый жилет, сюртук, длинные панталоны со штрипками и подтяжками. Попу­лярными головными уборами были треуголка, двууголка, цилиндр. Сочетание такого костюма с сапогами считалось вполне допустимым, так как верховая езда была обычным способом передвижения. Белая рубашка имела стоячий ту­гой накрахмаленный воротник. Популярен сюртук.

Понятно, что с такой одеждой несовместимы парча и шелк. Текстиль для муж­ского костюма — это шерсть, сукно темно-синего, коричневого, зеленого, чер­ного цветов. Одежда простолюдинов напоминает костюм периода революции.

Женская одежда. Простота и лаконизм греческой эстетики уступили римской помпезности и торжественности. Из-за подхвата под грудью по силуэту женское платье осталось похожим на шмиз времен директории (цв. вкл., рис. 47), но к спинке стали прикреплять съемный шлейф, появились рукава «фонарик» (рис. VII.18—VII.21), а к ним длинные перчатки «митенки» (см. рис. VII.18, VII.21), в том числе и с полупальцами.

Рукава значительно изменили силуэт женского платья. Модны узкие длин­ные рукава с продольным разрезом, скрепленным в нескольких точках — от­голоски моды на ионические хитоны (рис. VII.22).

Появился более глубокий вырез на спинке. Глубокое декольте стали декори­ровать кружевным рюшем (см. рис. VII.18, VII.19), по-прежнему для отделки использовалась кайма.

Шали остались важным элементом ансамбля. Их форма и цвет самые раз­нообразные: квадратные, прямоугольные, треугольные; карминовые, шелко­вые с золотой вышивкой, мягкие шерстяные с золотой бахромой, белые индий­ские с широкой цветной каймой (рис. VII.23).

Изменился ассортимент ткани для шмизов. Теперь это стали плотный шелк, бархат, т. е. дорогие жесткие либо плотные ткани, которые в силу своей струк-

 

 

 

Рис. VII. 18. Платье со шлейфом и рукавами «фонарик». Рис. VII.19. Платье без шлейфа с вышив­кой. Рис. VII.20. Платье с вырезом на спине, прическа «а-ля грек»

туры просто не могли драпироваться. Дамское платье эпохи зрелого ампира полно блеска и драгоценной отделки. Поэтому женская фигура в таком платье напоминала пышную римскую колонну. Этому способствовал корсет, введен­ный в моду вновь в 1809 г. На подоле платья появилось несколько горизонталь­ных рядов рюшей, оборок, ступенчатый ритм которых еще более изменил силуэт. Длина платья укоротилась до щиколотки (см. рис. VII.21).

В период позднего ампира силуэт женского платья уже не имел ничего об­щего со шмизом. Шаль носили, повязав крест-накрест на груди (см. рис. VII.21), а в прохладную летнюю погоду надевали спенсер (прототип кофточки) или короткую пелерину. Зимняя верхняя одежда была стеганой, на вате, меху или лебяжьем пухе. Она приближенно повторяла силуэт платья.

Обувь. Мужчины продолжали носить закрытые туфли на низком каблуке и сапоги. Обувь Наполеона, изготовленная специально для коронации, была в виде балетных туфель с вышивкой (рис. VII.24).

Женская обувь на плоской подошве напоминала балетные туфельки. Баль­ные туфельки, расшитые пайетками, были из атласа, уличные — из тонкой кожи.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Головными уборами мужчин были треуголки, сменившиеся двууголками, а позже цилиндрами.

На балах и приемах женщины были без головных уборов, но голову укра­шали различными сеточками, диадемами, нитями жемчуга. Однако для дома и прогулок существовало огромное количество чепцов, шляпок; соломен-

Рис.

ные шляпки, тюрбаны и чалмы из газа, шифона, муслина. На головах жен­щин по-прежнему встречаются тюрбаны, чалмы. Популярен был головной убор «кибитка». «Легкомысленные» шляпки не всегда гармонично сочетались с платьем.

Прически мужчин из завитых волос делались на основе причесок «а-ля Ти-тус» и «а-ля Каракалла». Гармоничным дополнением к ним были бакенбарды «фавориты», «акульи плавники» и др. Усы и бороды почти не носили. В период ампира появилась прическа «а-ля мужик» (рис. VII.25) как дань уважения к русскому мужику, победившему Наполеона. Этой прическе суждена была дол­гая жизнь: ее носили почти до конца века.

 

Прически женщин по-прежнему «а-ля грек» (см. рис. VII.20), «а-ля Титус» (см. рис. VII.26, цв. вкл., рис. 47) и др., пришедшие из эпохи директории. Пос­ле египетского похода Наполеона появились прически «а-ля Клеопатра», «китайская» и др., в которых проявился инте­рес к Востоку (рис. VII.27).

Из украшений очень популярны были диадемы, ленты, гребни с драгоценными камнями, которые использовали в прическах. Не пропал интерес к ожерельям, камеям, брас­летам, жемчугу. Пайетками в изобилии были усыпаны пла­тья, обувь, веера. Веера — важная часть туалета — были из разных материалов, в том числе резные из слоновой кости, рога в сочетании с золотом.

, Мужчины почти полностью отказались от косметики. Наполеон, не любивший запаха духов, пользовался кельнской водой (одеко­лоном). Мужчины следовали его примеру. Дамы пользовались духами, мазями, пудрой, помадой и белилами; окрашивали волосы в модный каштановый цвет. Старики носили одежду ушедшей эпохи.

Вот как описывал О.Бальзак одежду ма­дам Рагон в романе «История величия и па­дения Цезаря Бирото»: «Она носила митен­ки, никогда не расставалась с высоким зон­тиком, похожим на тот, с которым прогу­ливалась в Трианоне Мария-Антуанетта; пла­тья ее, обычно светло-коричневого цвета, — так называемого цвета опавших листьев, ло­жились какими-то особенными складками, секрет которых унесли с собой в могилу ста­рые дамы былых времен. Она носила черную мантилью с черными кружевами в крупную квадратную клетку; чепцы старинного по­кроя окаймляли ее лицо сквозными прошивками и фестонами, напоминав­шими ажурную резьбу изящной рамки».

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите стили и направления в европейском костюме XIX в.

2. Назовите элементы женского аристократического костюма моды директории и
ампира.

3. Что такое «шмиз», «а-ля грек» и «а-ля Титус»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...