VII .5. Костюм стиля модерн (1890—1913 гг.)
В 90-х годах в искусстве и костюме возник художественный стиль модерн. Эклектичность, «всеядность» стиля выразилась в интересе к различным историческим стилям, их декору: к ампиру и готике, к восточным культурам, эгей-скому искусству.
Идеал красоты. Новый тип женской красоты сформировался под влиянием эстетических вкусов развитого буржуазного общества. Небольшой турнюр, осиная талия, каблук, прическа из пышных, поднятых вверх волос сформировали необычный и очень женственный образ дамы конца XIX в. Мужская одежда. Она мало изменилась. Основные тенденции ее развития: хороший крой, неброская элегантность, сдержанная цветовая гамма. В гардеробе мужчин — пиджаки, вестоны, пальто, сюртуки. Одежда сохранила прямой силуэт. Женская одежда. Возник новый тип женской одежды: узкий лиф с воротником-стойкой и треугольной вставкой до талии, с юбкой-клеш и окорокообразными рукавами (рис. VII.59). Вечернее платье было обычно без длинных рукавов (рис. VII.60). К такому платью полагался очень узкий корсет. В силуэте платья и его декоре проявились «текучие», плавные линии и изгибы модерна и его орнаментики (лилии, водоросли, «удар бича»). Талия в 53 см предполагала обязательное ношение корсета, отчего фигура казалась прогнутой в виде буквы S, а верхняя часть туловища создавала впечатление «голубиной груди» (см. рис. VTI.59). Искусственный изгиб фигуры был как бы зеркальным отражением силуэта готической фигуры — готическая кривая (цв. вкл., рис. 51). Костюм стиля модерн постепенно изменялся. Становились модными съемные рукава до локтя из гипюра (рис. VII.61), появившиеся в 1905 г. В этот период стали модны кружевные косынки, митенки с треугольным мыском и зонтики (рис. VII.62), сумочки разнообразных форм вновь вошли в моду (рис. VII.63). В период позднего модерна изменился силуэт одежды, шляпы стали больших размеров. Стиль модерн в костюме сохранялся приблизительно до 1913 г.
Обувь. Для стиля модерн характерна обувь узкая, высокая, на каблуке (рис. VII.64). Головные уборы, прически, украшения, косметика. Для начала господства стиля модерн характерны шляпки с маленькими полями (рис. VII.65) и разными дополнениями (украшения, перья, цветы и т.д.). По мере развития моды они меняли форму и постепенно увеличивались в размерах. К 1905 г. шляпы стали очень большими. Прически, например бандо (рис. VII.66), делались из поднятых вверх волос. Украшения стиля модерн имели красивые изгибы линий, сложную форму, ярко выраженное своеобразие (рис. VII.67). Использовались также традиционные украшения (рис. VII.68). Косметические и парфюмерные средства в изобилии производились в Европе. Особенно ценилась французская продукция. С ней конкурировала нью-йоркская парфюмерия. С 1900 г. в высшем обществе были модны духи Виктора Вэссье из Парижа и туалетные наборы одноименных названий. Они продавались во всех главных парфюмерных магазинах. Реформа костюма. В конце XIX в. врачи забили тревогу в связи с печальными последствиями ношения сверхузких корсетов. Сильно деформированная женская фигура в тесном корсете выглядела неестественно, хотя и женственно. Но это было губительно для здоровья женщин и будущего потомства. Поэтому модельеры начали реформу женского костюма. Модные журналы 1903 г. уже предлагали так называемое реформированное платье, или платье реформ. Оно было более удобным, талия в нем не акцентировалась. Платье свободно облегало фигуру. Однако не все женщины стали сразу носить такую одежду. Некоторые называли ее «реформаторский» мешок. Связь костюма стиля модерн с архитектурой. Прихотливые изгибы линий модерна, непохожие ни на какие другие, отчетливо проявились в силуэте и Декоре костюма, особенно женского (рис. VII.69).
Связь костюма стиля классицизм с архитектурой. Для архитектуры и костюма этого стиля характерно использование форм и эстетики античных цивилизаций. В Древней Греции и Древнем Риме строились храмы и общественные здания с использованием ордеров, а драпированные одежды были созвучны им по линиям и формам (см. подразделы П.4, П.5). Аналогичные проявления наблюдались в эпоху классицизма. Здания напоминали античные дворцы и храмы. Линии и пропорции костюма, стилизованного под античный, гармонично перекликались с линиями и пропорциями этих зданий. Женская фигура в шмизе напоминала античную статую, созвучную архитектурным образам (рис. VII.70). Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите виды текстиля в костюме XIX в. 2. Каким было женское платье стиля модерн? 3. Каким был мужской костюм стиля модерн? 4. Охарактеризуйте реформированное платье. VIII. РУССКИЙ КОСТЮМ Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу. Н. М. Карамзин
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|