Глава 7. Номинативные процессы
Номинация (наименование, называние) — это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития ребенка и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании ребенка комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.). В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью. 224. «Я знаю пять...» Это всем известная старая игра, в ходе ко 225. «Закончи словосочетания». Предложите ребенку подобрать 226. «Сравнение понятий». Предложите ребенку подобрать подхо Морковь сладкая, а редька —... Молоко жидкое, а сметана —... Трава низкая, а дерево —... Зима холодная, а лето —... Сажа черная, а мел —... Сахар сладкий, а перец —... 210 Часть И. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 227. «Новые словечки». Ребенку предлагается описать незнакомый Какого он цвета (каких цветов еще бывает)? На что он похож? От чего сильно отличается? Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?
Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? Где встречается? Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать? К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)? Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где психолог задает вопрос, а ребенок — отвечает. Затем можно поменяться ролями. Ребенок при этом следит за правильностью ответов. 228. «Угадайка». Психолог описывает предмет, а ребенок угады 229. «Лото». Обычная игра в лото, но психолог молча поднимает 230. «Назови пять предметов». Ребенку предлагают назвать пять 231. «Загадки-описания». Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж) То рыжая, то серая, а по названью — белая. (Белка) Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг) Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел. (Одуванчик) Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел) 232. «Нарисуй названный предмет». Предложите ребенку сначала Раздел 2. Формирование операционального обеспечения
Далее ребенку предлагается по названному слову нарисовать предметы, которые четко различаются, например, дом, корабль, грушу. Затем те, которые внешне похожи: часы, монета, солнышко; кот, котенок, львица; ромашка, пальма, роза; гитара, балалайка, скрипка. Обсудите: «В чем же их различия?»
233. «Найди и надпиши». Ребенка просят выделить нужный пред 234. «Текст с картинками». Чтение ребенком текста, в котором Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 235. «Угадай животное». Спросите ребенка: «Для каких животных 236. «Закончи предложение». Ребенку предлагается вместо точек Животное, которое мяукает, называется... Птица, которая каркает, называется... Дерево, на котором растут яблоки, называется... • •• Дерево, которое украшают к Новому году, называется... Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов. 237. «Составляем определения». Задание можно выполнять на слух а) блюдце — это..., масленка —..., груша —..., берлога —..., б) лечит людей —..., овощи растут —..., самолет ведет —..., Раздел 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|