Глава 6. Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы
В качестве упражнений для этого раздела прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «Морской бой», «Крестики-нолики», шашки, карты; шарады; задания типа «Найди семь отличий» и т.п. 56. «Закончи предложение». Ребенку предлагается список незавер У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть... (художник, рама, подпись). 57. «Найди сходство и различия». Ребенку для анализа предлага Например: соловей — воробей, лето — зима, стул — диван, береза — ель, самолет — автомобиль, заяц — кролик, очки — бинокль, девочка — мальчик и т.д. 58. «От частного к общему». Объясните ребенку, что есть слова, Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 231 этих слов, например, яблоки обозначает все яблоки (большие, маленькие, зеленые, красные и др.). А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным. К словам из первого набора ребенок подбирает подходящее понятие из второго набора. Можно сделать набор карточек: а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;
б) овощ, время года, насекомое, сторона света, осадки, ягода, 59. «Чего больше?» Ребенок должен ответить на вопрос «Чего 60. «От общего к частному». Задание обратное предыдущим. Ре 61. «Подбери общее понятие». Предложите ребенку назвать одним яблоко, груша —...; стул, шкаф —...; огурец, капуста —...; ботинок, сапог —...; кукла, мячик —...; чашка, тарелка —...; кошка, слон —...; нога, рука —...; цветок, дерево —...; окунь, щука —...; роза, одуванчик —...; март, сентябрь —...; дуб, береза —...; фонарь, лампа —...; дождь, снег —... То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами. 62. «Классификация по зрительному образцу». Для данного упраж Разложите карточки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку — все картинки, на которых они изображены. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например, по форме, цвету или функциональному назначению. Часть II Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 63. «Разложи по группам». Ребенку предлагается некоторое коли
64. «Классификация по обобщающему слову». По заданному обоб 65. «Лишнее слово». Ребенку предлагается выделить слово или на Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово — лишнее? Почему?» А) Тарелка, чашка, стол, чайник. Темно, пасмурно, светло, зябко. Береза, осина, сосна, дуб. Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком. Диван, стол, кресло, дерево. Много, чисто, мало, наполовину. Ручка, мел, пенал, кукла. Вчера, сегодня, утром, послезавтра Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Запятая, точка, тире, союз. Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно. Б) Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Лежать, стоять, плакать, сидеть. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Молчать, шептать, смеяться, орать. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный. 66. «Ранжирование». Объясните ребенку, что такое ранжирова горох—абрикос—арбуз—апельсин—вишня; пчела—воробей—бабочка—страус—сорока; зуб—рука—шея—палец—нога; снежинка—сосулька—айсберг—льдина—сугроб; квартира—улица—город—страна—Земля; младенец—юноша—мужчина—старик—мальчик; молчать—говорить—кричать—шептать и т.п. Раздел 3 Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 233 67. «Многозначность слов». Сыграйте с ребенком в игру «Посмот 68. «Вставь пропущенное слово». Объясните ребенку, если он не
БАГОР (РОСА) ТЕСАК ВОСК (СОХА) ФРАХТ ГАРАЖ (...) ТАБАК СКОТ(...) ФРОНТ (ответ: жаба) (ответ: окно) ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КАНВА (ВНУК) УЛИКА КОСЯК (...) МИРАЖ ХОЛСТ (...) ОЛЕНЬ (ответ: кожа) (ответ: слон) 69. «Распутай узел». Ребенку нужно «развязать» узлы (рис. 29) в Рис. 29 234 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация Рис. 30 70. «Омонимы». Вспомните вместе с ребенком и вставьте вместо ТКАНЬ (...) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА (газ) РОДНИК (...) ОТМЫЧКА (ключ) ЗАЛИВ (...) ЧАСТЬ ЛИЦА (губа) РЫБА (...) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (скат) ЖИВОТНОЕ (...) НЕЖНОСТЬ (ласка) СКАМЬЯ (...) МАГАЗИН (лавка) 71. «Садовник». Надо пройти так, как шел садовник (рис. 30). Он 72. «Полянки». Ребенку предлагается рисунок «Полянки» и за Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 235 Рис. 31 236 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Рис. 32 Предложите ему выполнить обратную задачу. Дается аналогичный рисунок, на котором по инструкции психолога надо найти домик. При этом психолог диктует: «Вверх, направо, направо вниз, налево вниз» и т.д. После этого ребенку надо нарисовать письмо-схему самостоятельно.
73. «Задачи Равена и Айзенка». Прекрасной тренировкой в уме На начальном этапе решения таких задач взрослому необходимо помочь ребенку выявить закономерность и найти решение. 74. «Продолжи ряд чисел». Даны ряды чисел. Отметьте вместе с
75. «Найди три числа». Ребенку предлагается: «Напиши три сле
Раздел 3 Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 237
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|