Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и классификация государственного управления




 

Государственное управление является производным от формы государственного устройства и политической системы и в то же время имеет самостоятельное значение. С одной стороны, с помощью системы управления власть реализует свои распорядительно- разрешительные функции, направленные на исполнение законов, других нормативных актов, политических решений. Властные отношения здесь базируются на распоряжении и подчинении вплоть до принудительного исполнения, т.е. без учета интересов управляемых объектов.

С другой стороны, управление служит особым видом творческой деятельности, имеет целью развитие, инновации, включает в свой арсенал силу убеждения, разума и гуманизма.

Управление реализуется во взаимодействии субъекта и объекта управления. От субъекта (управляющего) поступает командная информация (что, как, в каком объеме делать), а от объекта (управляемого) - информация обратной связи (после исполнения команды). Схематически процесс управления показан на рисунке:

 

Субъект управления

 

Командная информация Информация о выполнении

 

 

Объект управления

 


Интенсивность команд и обратной связи зависит от вида и характера субъекта и объекта управления. Например, в управлении армией сильным является канал команды, а обратная связь почти отсутствует. В регулировании рыночной экономики наоборот. При не конкретных и путаных командах обратная связь или искажается, или совсем не обнаруживается.

Командная информация подается в целях достижения определенных поставленных целей, решения задач. Получение результата, естественно, зависит от прежде всего от качества, способа подачи информации и, что в сущности и составляет основу методов управления, их многообразия, классификации по критериям и признакам. Сложность и многогранность процессов управления обусловливают существование множества методов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.

Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей: убеждение и принуждение. Они составляют всеобщие методы социального, в том числе и государственного управления. Вместе с тем, в управленческой деятельности убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов управления.

Вопрос о классификации этих методов в литературе решается неоднозначно.

Выделяются административные, экономические, социально-психологические, а также комплексные методы управления. Указываются общие методы управления, относящиеся ко всей системе управления, и локальные, свойственные отдельным ее частям. Существуют и иные виды классификации. См. Приложение 1

Основополагающим в управлении является определение роли, места человека или объекта управления. По этому критерию различаются демократический и авторитарный стили управления.

Демократическое управление основывается на том предположении, что для человека естественным состоянием является деятельность. Работа и что он способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности. Поэтому внешний контроль не рассматривается как решающее средство достижения целей. Такой стиль управления предполагает делегирование полномочий, предоставление большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечение к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера.

Применительно к государству демократическое управление реализуется в политических правах человека, наличия свободы слова, партий, избирательных блоков и т.д. В каждой стране демократия является продуктом собственной истории, культуры, традиций поколений и возможна при любом государственном устройстве.

На качестве Российской демократии отражается ее переходное состояние: условия новые, а структурная и функциональная организация, менталитет во многом прежние; законы приняты с учетом западного права, но действуют с большими отступлениями; проводятся выборы органов власти, а повседневный контроль общества за властью недостаточен.

Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие при ограничении прерогатив объектов управления. При авторитарном управлении ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне. Складывается режим личной власти в разнообразных формах - от мягких, сочетающихся с элементами демократии, до диктатуры; элита демонстрирует преданность лидеру, все готовы выполнять его указания. В России роль личности в управлении велика. Человек, находящийся у власти, обладает огромным авторитетом, обеспечивающим получение всевозможных инвестиций; представители различных слоев общества демонстрируют ему свою лояльность. Поэтому смена власти всегда воспринимается настороженно, боязливо.

По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами система государственного управления может быть координационной или субординационной.

Координационное управление реализуется в форме федерации. Члены федерации могут иметь собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Наряду с этим образуются единые федеральные органы государственной власти; устанавливается общее гражданство, денежная единица и т.д. Россия согласно Конституции, является федеративным государством.

Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждения к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления. Оно характерно для унитарного государства, которое в своем составе не имеет федеративных единиц, а подразделяется на административно - территориальные единицы (области, районы и др.). В унитарном государстве органы власти всех уровней действуют по единым нормативам, аппарат управления отвечает нуждам общественной системы, разделение властей практически отсутствует.

По критериям использования форм собственности и владения имуществом различают федеральное, муниципальное и частное управление. Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра, естественные монополии, акции приватизированных предприятий и др. Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

По воздействию на управляемый объект выделяется отраслевое и территориальное управление. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Наиболее широко используется в управлении через министерства, которые призваны осуществлять единую техническую политику в отрасли, обеспечивать необходимые внутриотраслевые пропорции.

Отраслевое управление предполагает обоснование цели(производство конкретных видов продукции), применение управленческих функций (планирование, организация, контроль), построение организационной структуры звеньев управления(предприятие, объединение, министерство), разработку народно- хозяйственных, межотраслевых, отраслевых балансов. Отраслевое управление позволяет конкретнее видеть перспективу развития.

Территориальное управление осуществляется тремя источниками власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской федерации, местным самоуправлением. Территориальное управление обеспечивает рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексного развития регионов. Выравнивание уровней их экономического и социального развития и решение других задач государственной региональной политики. Оно предполагает разграничение прав и ответственности между федеральными и региональными, законодательными и исполнительными органами власти.

Основным рычагом территориального управления теперь является разработка и реализация региональной политики государства.

По способу учета интересов объектов управления различают административное и экономическое управление. Управление использует и «пряник» и «кнут», поощрение и наказание; управлять - значит правильно стимулировать.

Административное управление непосредственно воздействует на интересы «управляемых» с помощью разрешения, запрета, принуждения применяя независимо от из мнения. Оно является необходимым компонентом любого управления, хотя его масштабы могут быть разными. В структуре исполнительных органов с несколькими уровнями управления оно имеет самодовлеющее значение и реализуется через назначение, освобождение от работы, поощрение. Наказание должностных лиц. В государственном регулировании экономики администрирование осуществляется в лицензировании деятельности, квотировании экспорта, импорта и др.

Классификация административных методов управления.

1. По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые (выраженные в правовой форме) и административно-организационные <http://www.e-college.ru/xbooks/xbook065/book/index/predmetnyi.htm> (выраженные в совершении субъектом управления организационных действий).

.   По юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными. К нормативным относятся правовые акты, содержащие нормы, которые регулируют управленческие отношения, деятельность управляемых. К индивидуальным - предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.

.   По способу воздействия на поведение объектов управления административные методы подразделяются на:

o обязывающие к совершению определенных действий;

o уполномочивающие совершать определенные действия;

o поощряющие совершение социально полезных действий;

o запрещающие совершение тех или иных действий.

4. По форме предписания административные методы могут быть разделены на категорические (императивные), поручительные (например, вышестоящий орган исполнительной власти поручает выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию) и рекомендательные. В систему экономических методов входят прибыль, премия, кредит и др.

В рыночной экономике имеется немало проблем. Остающихся в сфере компетенции государственных органов и решаемых административными методами. При этом они могут сочетаться с чисто рыночными: размещение инвестиций, подрядных работ на конкурсной основе и др.

Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству он возмещает ущерб государству. Например, за неуплату налогов взыскивается штраф, и применяются другие санкции.

В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется: оперативное, тактическое и стратегическое.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате непредвиденных ситуаций задачи. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий. Примером оперативного управления может служить принятие постановлений Правительства РФ.

Социально-психологические методы управления направлены на создание в коллективе органа исполнительной власти благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего успешному решению стоящих задач, установлению взаимопонимания между субъектом управления и объектом управления. К социологическим методам управления относятся:

·   методы управления социально-массовыми процессами (например, регулирование движения кадров, распределение кадров, повышение престижа профессий и др.);

·         методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами (планирование развития коллектива, повышение социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др.);

·         методы управления индивидуально-личностным поведением (создание благоприятных условий труда для работников, формирование оптимальной системы управления, наличие элементов творчества в труде, воспитание у работников чувства ответственности за выполнение служебных обязанностей и др.).

К психологическим методам управления относятся:

·   методы комплектования малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников, методы гуманизации труда;

·         методы психологического побуждения, формирование мотивов труда, оказание доверия;

·         методы профессионального отбора работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют занимаемой должности и др.

Стратегическое управление определяет цели и задачи, долгосрочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам. Объектам, территориям, задает направления деятельности каждому звену управления. Стратегическое управление имеет глубокое обоснование и увязывается с общим политическим курсом государства или с доктриной того или иного его направления, реализует выбранный курс. Различаются стратегии: общеэкономические- роста, стабилизации, преодоления кризиса (выживания), структурных перестроек; отраслевые - использования материально - сырьевых запасов, развития наукоемких производств, освоения космоса и др.; функциональные- подавления инфляции, привлечения инвестиций и др.

Основой стратегического управления являются стратегический план, концепции развития и другие документы, отражающие постановку и методы достижения долгосрочных целей. Стратегия должна быть максимально ясной и убедительной. Она выбирается, поэтому из нескольких возможных вариантов и формируется по видам деятельности, обеспечивающим преимущества по сравнению с другими направлениями. Для реализации стратегических установок используются действующие и создаются дополнительные структуры управления, которые призваны превращать стратегические замыслы в текущие производственно - хозяйственные планы, подлежащие практической реализации. В процессе стратегического управления проводится ситуационный анализ для выявления проблем и возможностей, потенциала и скрытых резервов, оцениваются реальное положение, правильность выбранного направления на промежуточных этапах, краткосрочные и долгосрочные последствия уже принятых решений. Обосновывается выбор стратегического ядра для следующего этапа реализации стратегического плана. Стратегическое управление позволяет надежнее координировать усилия различных органов государственной власти, ответственнее подходить к учету возможностей, положительных и отрицательных факторов, угроз и рисков, выбору альтернатив, распределению ресурсов.

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. На основе надежной информации сравниваются показатели стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. Если они отрицательные, то принимаются меры по исправлению положения. Данные меры могут включить пересмотр каких-то целей, если они отрицательные, то принимаются меры по исправлению положения. Данные меры могут включать пересмотр каких-то целей, если выявилось действие ранее неучтенных и неконтролируемых факторов. Важно постоянно следить за результатами, правильно выбирать момент для корректировки действий, стимулировать гибкость, масштабность мышления, инициативность всех участвующих в тактическом управлении.

Антикризисное управление вводится в период кризиса- прогнозируемой или неожиданной ситуации, угрожающей нормальной жизнедеятельности при ограниченности времени для принятия решений. Целями антикризисного управления являются предупреждение кризиса, вывод из кризиса. Минимизация потерь от кризиса. Введения антикризисного управления предполагает использование жесткой и четкой системы администрирования, дивизиональной организационной структуры с небольшим центральным аппаратом, выведение непрофильных активов. На предприятиях оно включает управление через арбитражных управляющих, а также управляющих предприятиями- должниками по договору подряда. Антикризисное управление является принудительным и внешним, так как осуществляется органами, входящими в иную систему.

Доверительное управление осуществляется на основании договора, сторонами которого выступают учредитель управления (собственник имущества) и доверительный управляющий (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). Проводится конкурс на право заключения договора доверительного управления. Победителем признается участник, предложивший наиболее обоснованное решение и имеющий наилучшие профессиональные возможности для его реализации.

Доверительный управляющий управляет по поручению и в интересах собственника; за счет доходов от использования имущества он возмещает расходы по доверительному управлению и получает вознаграждение.

Договор доверительного управления акциями, находящимися в государственной собственности. С победителем в конкурсе заключает Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России). Основными задачами доверительного управления акциями являются повышение курсовой стоимости и ликвидности акций, предотвращение возникновения задолжности у предприятия перед бюджетом, по выплатам заработной платы и иным обязательным платежам.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...