Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модернизация методов государственного управления




 

Зависимость методов, да и организационных форм государственного управления от состояния управляемого объекта, от изменения среды порождает проблему адаптации управляющей системы. Государственным органам приходится постоянно иметь в виду, что объективные социально-политические и экономические условия, потребности и интересы общества и его частей изменяются быстрее, чем конкретные организационные формы и методы управления. Будучи в большинстве своем закрепленными в правовом порядке, формы и методы деятельности государственных институтов неизбежно приобретают черты консервативности, косности. Они остаются одними и теми же на протяжении ряда лет, обретая, кроме прочего, еще и силу привычки, инертность традиции, тогда как содержание экономической, социально-политической и других деятельностей непрерывно изменяется, становится иной и окружающая среда. В результате всякая организационная форма и методы управления могут со временем превратиться из инструментов рационального регулирования, поддержания состояния стабильности общества и его возможного развития в фактор дестабилизации и разрушения.

Усложнение социально-экономических и политических отношений в период проведения в стране кардинальных реформ повышает необходимость использования всей совокупности ресурсов, обеспечивающих модернизацию политика- управленческой деятельности.

Что же можно считать критериями эффективной модернизации политико-управленческой деятельности? Во-первых, углубление и расширение обратной связи с электоратом органов власти и аппарата управления, прежде всего предоставление гражданам реальной возможности принимать участие в обсуждении через средства массовой информации законопроектов, разрабатываемых верховной властью, а также вносить свои замечания и предложения по этому поводу в специальные отделы государственного аппарата и местного самоуправления; во-вторых, создание не только равных возможностей, но и равных условий всем желающим для получения образования, приобретения профессии, обеспечивающих социальный престиж и благосостояние на уровне среднего класса; в-третьих, пропуск всего управленческого аппарата через тренинг с наглядным показом работы по-новому и формированием у каждого внутренней психологической установки на длительное и бескомпромиссное преодоление стереотипов прежнего труда; в-четвертых, формирование принципа ответственности власти, который включает: а) комплекс политико-юридических норм, требований, установок, определяющих ответственность субъектов власти за качество политики, за принимаемые решения, действия и поведение; б) государственные и общественно-гражданские институты, обеспечивающие контроль и способность добиться от власти выполнения установленных для нее требований; в) систему развития духовно-нравственных мотивов, стимулов, побудителей к добросовестному выполнению долга у субъектов власти; г) способность общества предупреждать и устранять безответственность, произвол и беззаконие из действий и поведения власти; д) сама ответственная деятельность субъектов власти, обеспечивающая наибольшие результаты на благо общества и граждан.

Государству необходим комплекс инновационных механизмов и инструментов, дающих возможность на основе управления знаниями и информацией адекватно реагировать на требования социальных законов, на вызовы информационной эпохи.

Государственная власть по своей природе является властью политической. Решения и действия, предпринимаемые, в силу указанной особенности государственной власти, также политические по своему характеру. Следовательно, в случае наличия определенных изменений политической системы данного государства произойдет и преобразование тех методов, которые использует власть для управления страной.

Реформационные процессы конца прошлого столетия разрушили прежнюю модель государственно-административного управления, и государственное управление приобрело ярко выраженный политический характер.

Регионализация в Российской Федерации во многом обусловлена переходом от преобладания вертикального типа отношений внутри экономического и политического пространства к укреплению горизонтального типа отношений (регионы в качестве партнеров федерального центра), автономизацией региональных сфер общественной жизни. На первый план выдвигаются суверенизация регионов, образование региональных сообществ с присущими им особенностями социальных и политических структур, экономическими и политическими стратегиями. В результате развития реального политического пространства регион становится не только объектом, но и субъектом региональной политики со своими особыми интересами. В полной мере учесть эти интересы, а главное, обеспечить возможности их реализации в рамках административного управления невозможно в принципе. Необходимо искать, оценивать и реализовывать те формы управления, которые были бы адекватны интересам народа в современных условиях, воспринимались и развивались им.

Новгородская область не располагает мощными природными сырьевыми ресурсами (нефть, газ, руда и т.п.), главным образом за счет которых в стране и в регионах продолжаются решаться многие проблемы, есть основания полагать, что человеческий ресурс на сегодняшний день остается, чуть ли не единственным региональным резервом, а научно-методическая разработка и реализация его потенциала, становится стратегической и политической проблемой дня. В данной связи создание организационной структуры, осуществляющей поиск и работу по оптимизации потенциала управленческой, предпринимательской деятельности в Новгородской области становится в большей степени объективно необходимым, чем для регионов с более мощной сырьевой базой.

В основе стратегического развития Новгородской области была заложена инвестиционная политика. Эта модель может служить наглядным примером использования методов политического управления на региональном уровне, так как явилась результатом достигнутого на основе диалога, консультаций и переговоров между органами власти различного уровня, субъектами хозяйственной деятельности, иными политическими и экономическими акторами консенсуса о совместных действиях в этой сфере, закреплённого затем в областных законах, постановлениях.

Практика деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Новгородской области может быть охарактеризована как модель власти, использующая «открытую» стратегию политического управления, составляющими которой являются постоянный диалог с региональными, местными и федеральными политическими акторами и экономическими агентами, самостоятельность различных уровней и ветвей власти в реализации консолидированной, совместно выработанной стратегии комплексного социально-экономического развития территории. Представляется, что такой подход может рассматриваться как основная альтернатива несовершенству политической системы и правового регулирования в стране. В то же время, такое состояние сферы управления не может считаться устойчивым по причине преобладающего значения личностного фактор. Особенность режима политического управления в Новгородской области в том, что он тяготеет к модели власти, которая реализуется многими лицами, действующими одновременно и распределяющими между собой полномочия и ответственность.

Анализ режима политического управления в Новгородской области доказывает, что сформировавшаяся в ней модель власти является наиболее адекватной для ресурсно-дефицитных регионов, подобных Новгородской области, так как создает условия для самостоятельного инициативного поиска и привлечения дополнительных ресурсов субъектами управленческой, политической и экономической деятельности.

Для обеспечения эффективности государственной власти исследование выявило следующие задачи, решение которых требует применения механизмов политического управления.

Первая задача - это определение конкретных, четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции через разграничение федеральными законами предметов ведения между федеральным центром и региональным уровнем управления

Вторая задача - оптимизация системы и структуры территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

Третья задача - дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений.

Четвертая задача - формирование соответствующей целям демократического развития российского общества партийной системы, предусматривающей обязательное наличие региональных и местных организаций общефедеральных партий, которые могли бы реально влиять на формирование региональных политических элит и выработку региональной политики, как в экономической, так и в иных сферах жизнедеятельности региональных сообществ, учитывая при этом необходимость формирования единого российского политико-правового и экономического пространства. В этом контексте дискуссионной остается проблема региональных партий, создание которых, с одной стороны, соответствует тенденциям децентрализации и регионализации, с другой стороны, может служить идеологическим обеспечением сепаратизма и вести, таким образом, к дезинтеграции Российского государства, особенно в границах национально-территориальных образований.

Отличительной особенностью Новгородской экономической политики является последовательная (с 1992г.) направленность на привлечение в регион иностранных и отечественных инвестиций, для чего использовались следующие механизмы.

. Налоговые льготы для иностранных инвесторов (Закон "О предоставлении льгот предприятиям с иностранными инвестициями"): предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью освобождаются до полной окупаемости вложенных средств (но не более предусмотренного проектной документацией расчетного срока окупаемости) от уплаты в областной бюджет всех налогов, по которым право устанавливать льготы принадлежит региональным властям, а также от платежей в территориальные внебюджетные фонды.

. Налоговые льготы в рамках зон наибольшего экономического благоприятствования: четыре таких зоны действуют с 1 января 1997 года в наиболее депрессивных районах, граничащих с другими областями. Коммерческие организации, являющиеся резидентами таких зон и осуществляющие на их территории свою деятельность пользуются дополнительными налоговыми льготами.

. Система гарантий областной администрации, которая включает гарантийный фонд, предусмотренный законом о бюджете области, и обеспечивает невысокий уровень инвестиционного риска.

. Частичное освобождение от налогов затрат на маркетинг.

. Налоговая амнистия: в соответствии с законом "О налоговой амнистии" предприятия, имеющие задолженность перед областными и местными бюджетами за 1991-1994 гг., при поступлении первого платежного поручения под инвестиционный проект освобождаются от уплаты всех задолженностей, пени и штрафов.

. Льготы по налогу на прибыль в рамках проектов, реализуемых на территории Новгородской области: если кредиты по таким проектам составляют у банка 20% и более (с 1998г.), то он полностью освобождается от уплаты налога на прибыль в областной бюджет.

. Развитая система бесплатного информационного обеспечения потенциальных инвесторов, оказание помощи в решении проблем со стороны администрации.

. Развитие инфраструктуры обслуживания бизнеса: она представлена более чем 50 объектами, которые получают льготы по уплате налогов на прибыль и имущество в областной бюджет.

Благодаря вышеперечисленным принятым мерам, Новгородская область, по экспертным оценкам, вошла в шестерку наиболее привлекательных для иностранных инвестиций регионов России. Совершенно очевидно, что для несовершенной российской экономики крайне важно, куда именно идут иностранные деньги - в ценные бумаги или в реальное производство. Только в последнем случае они имеют смысл, так как позволяют создавать новые рабочие места, модернизировать старые и организовывать новые производства, изменять структуру экспорта.

Прямым результатом создания благоприятного инвестиционного климата стал значительный рост привлеченных иностранных инвестиций, объем которых за 12 лет достиг $1372,1 млн., в том числе более 50% - прямые инвестиции.

Основными проблемами малого предпринимательства в области (как и в целом по России) являются: несовершенство действующей налоговой и законодательной баз и системы лицензирования видов деятельности; высокая стоимость сертификационно-стандартизационных услуг; сложность получения госзаказа; усложненный контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью и др.

Для улучшения условий деятельности малого предпринимательства области, принят закон “О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Новгородской области”. С 1998 года внесены изменения по налогообложению деятельности субъектов малого предпринимательства по принципу введения налога на вмененный доход.

К тактическим мерам по управлению в экономической сфере области можно отнести создание проектов. Так с 1999 года экономический комитет Новгородской области инициирует проект "Малый бизнес - муниципальный прорыв", который, по расчётам специалистов, способен комплексно и надежно обеспечить не только прорывное развитие малого и среднего бизнеса, но и одновременно, быстрое и финансово недорогое бюджетное оздоровление и социально-экономическое развитие муниципальных образований.

Суть проекта в управляемом создании органичных комбинаций быстро окупаемых малых и средних субъектов хозяйствования, с наименьшим риском организуемых в нужном месте, нужном количестве и в нужных параметрах.

Такой подход позволяет организовать рыночно обоснованный территориальный хозяйственный комплекс, который совокупностью результатов экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов обеспечивает не только возмещение привлекаемых финансовых ресурсов и процентов по ним, но выравнивание и последующий профицит доходов и расходов бюджета муниципального образования.

Вместе с тем согласно прогнозу социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года, подготовленному Минэкономразвития России в ближайшие годы Новгородская область осталась регионом со средним уровнем развития «в основном из-за замедления темпов роста основных фондов, увеличения уровня зарегистрированной безработицы, а также усиления конкуренции продукции области с импортными товарами». Кроме того, может обостриться и кадровая проблема: Новгородская область входит в пятерку регионов с самым большим уровнем естественной убыли населения.

Проведенные исследования показывают, что качество государственного управления влияет на приток иностранных инвестиций в страну, а прозрачность государственных органов и эффективные механизмы внешней подотчетности тесно связаны с показателями экономического роста. Наконец существует взаимосвязь между качеством государственных услуг и уровнем бедности. Таким образом, повышение эффективности государственного управления является одним из условий благосостояния населения.

В настоящее время в России реализуется и разрабатывается целый ряд реформ, направленных на совершенствование качества государственного управления как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Как уже отмечалось, среди многочисленных проблем государственного регионального управления является проблема «кадров», т.е. неподготовленность значительной части нынешних чиновников к эффективной работе в новых условиях. Для успешной реализации проектов нужны люди с «завтрашним», а не «сегодняшним» мышлением; иначе проект устареет быстрее, чем будет реализован. Для успешной реализации проектного подхода должна существовать прослойка людей, которые «живут завтра». Поэтому цели реализации экономических реформ во многом зависят от качества поиска, оценки, отбора, выдвижения и продвижения управленческих кадров. В итоге центральной проблемой становятся управленческие кадры, от степени способности, компетентности и профессионализма которых зависит эффективность преодоления кризисной ситуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...