Определите последствия мирового экономического кризиса:
С – социальные; П – политические.
1) Массовая безработица.
2) Введение чрезвычайных декретов.
3) Обострение международных отношений.
4) Усиление внутренних миграций, бродяжничества.
5) Разрушение традиционной системы ценностей.
6) Усиление фашизма. Ответ:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
В период экономического кризиса 1930-1933 гг. НСДАП стала лидером правоконсервативного движения в стране, получила массовую поддержку.
Далее учитель предлагает учащимся записать причины усиления влияния партии на массы.
Изменение тактики деятельности партии, активная борьба за массы, перенос акцента на парламентские формы деятельности.
Разочарование значительной части немцев в демократическом режиме и его возможностей по выводу страны из кризиса, прекращение поддержки Веймарской республики со стороны предпринимателей, военных, средних слоев населения, части рабочих и крестьян. После записи этой причины можно вернутся к рабочему листу и выполнить 2 задание.
2. Заполните таблицу «Варианты выхода из мирового экономического кризиса»
Особенности выхода
Фашистский
Неолиберальный
Радикально-демократический
Экономика.
Политика
Общественная жизнь.
Государства,
выбравшие тот или
иной выход из кризиса
Заинтересованность крупного германского капитала в государственных заказах, милитаризации экономики, борьбе власти с забастовочным движением, что позволило нацистам аккумулировать значительные финансовые средства, включиться в активную борьбу за голоса избирателей, создавать влиятельные средства массовой информации.
Слабость демократических институтов, разобщенность сил, противостоящих фашистам.
Идеология германского фашизма.
Особое внимание учащихся следует обратить на процесс
формирования идеологии германского фашизма и его основные черты.
Основным разработчиком идеологии нацизма был А. Гитлер, которую он изложил в своей книге «Майн Кампф» («Моя борьба»). По многим параметрам немецкий фашизм отличался от итальянского, но в чем-то был схож с ним. В основу этой идеологии была положена «расовая теория». Гипотеза, что человечество произошло не от единого «корня», как это утверждала Библия, а представляет собой множество самостоятельных «семей» – «рас», возникла в XIX в. При этом европейскую, «белую» расу, стали называть «арийской» - по имени полулегендарного племени, населявшего в древности полуостров Индостан, и чей язык(санскрит) напоминал своим строением европейские языки. Гитлер с идеологической целью ввёл чёткую иерархию рас – так называемую «расовую пирамиду». «Арийская раса», к которой он отнёс германцев и другие народы северной Европы в этой «пирамиде» находилась на самом верху. Гитлер утверждал, что это – «раса господ», призванная повелевать другими. Несколько ниже оценивал «средиземноморскую расу» (испанцы, итальянцы, французы). А в самом низу «расовой пирамиды» он поместил «низшие расы»: славян, жителей Африки и Азии. Особое место в своих писаниях Гитлер отводил «антирасе», существование которой несёт угрозу всем остальным – евреям. Не имея собственной государственности (а это в глазах Гитлера, как типичного националиста, однозначно свидетельствовало об их «неполноценности»), евреи не могут на равных участвовать в борьбе за «жизненное пространство», составляющей, согласно Гитлеру, суть исторического процесса. С другой стороны, хитрость евреев и их неустанная забота о «чистоте крови» (вызывавшая у Гитлера полное одобрение) позволяли им не сойти с исторической арены, как это должно было произойти в силу понимаемых им «естественных причин». Эта хитрость, в частности, выражалась, (в его представлении) в том, что евреи постоянно генерируют и навязывают обществу идеологии, затушевывающие истинную суть исторического процесса, стремящиеся увести общество в сторону от столбовой дороги борьбы рас: капитализм, демократию, социализм, пацифизм и т. д. Таким образом, евреи у Гитлера предстают в виде универсального зла, сочетающего в себе все ненавистные ему черты современного общества.
Но, кроме этих претендующих на «научность» и «космичность» рассуждений, нацистская программа содержала и вполне конкретные меры по возрождению Германии, пребывающей после Первой мировой войны в состоянии упадка и уязвлённого национального чувства. Нацисты предлагали возродить Германию, свернув навязанную ей победителями демократическую систему, восстановив единство нации (в том числе – и путём присоединения всех заселённых немцами земель), мощную армию. А затем предстояло обеспечить стране условия для устойчивого развития за счёт освоения нового богатого ресурсами «жизненного пространства», которое примыкало к восточным границам страны, населённое представителями «низшей расы» - славянами.
Таким образом, можно выделить следующие основные черты идеологии германского фашизма.
Национализм и расизм, то есть превосходство арийской(нордической) расы над всеми остальными, презрение к представителям других наций, особенно евреям, цыганам, славянам. Немцев нацисты считали сверхлюдьми, которые должны придерживаться традиционной морали только в своей среде, за ее же пределами, оно могут делать, что захотят.
Антисемитизм. Гитлер сказал однажды, что «не будь в Германии евреев, их следовало бы выдумать» и что «антисемитизм – это самое сильное оружие в моем пропагандистском арсенале». В речи перед выпускниками офицерских школ в 1939 году Гитлер разделил весь народ на две неравные части – на громадное большинство, которое состоит из нечистых арийских элементов и на чистых арийцев, наделенных качеством господ. Только слой чистых арийцев имеет право на власть в стране. Остальные же представляют «женский элемент», который только и жаждет, чтобы подчиниться жесткому руководству «мужского элемента»: «Большинство, подобно женщине, всегда мечтает о том, чтобы найти мужчину, который мог бы стать абсолютным господином ее жизни». Для углубления понимания учащимися понятия – антисемитизм - здесь можно привлечь отрывок из книги Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»(раздаточный материал №2). После прочтения отрывка учащиеся отвечают на вопрос: «В чем В. Гроссман видит причины возникновения антисемитизма? »
Тоталитаризм. Фашисты считали, что государство сильно, если обеспечен тоталитарный контроль за жизнью общества в целом и частной жизнью граждан. Контролировать должны не только действия, но и мысли людей. В жертву государству должны быть принесены личные интересы. Гиммлер говорил: «Нельзя рассматривать вещи столь мелко, только с точки зрения собственного «Я». Надо всегда иметь в виду германскую расу в целом. Кто-то должен принести себя, и этот человек не имеет права думать о себе.
Завоевание «жизненного пространства» для арийской расы, войны и насилие гитлеровцы считали естественным для людей, мир же – только перерыв между войнами. Гитлер утверждал: «Природа учит нас. Если внимательно присмотреться к явлениям и процессам, происходящим в ней, то будет ясно – в мире господствует принцип естественного отбора – сильный победит, а слабый погибнет» Не случайно группа немецких «ученых» стала пропагандировать идею уничтожения людей, чье существование они объявили бесполезным инвалиды, умственно отсталые. Они не соответствовали официальному представлению об арийской расе и считались внутренней угрозой обществу. О «жизненном пространстве» для арийцев фюрер высказался так: «Германия перенаселена и не может прокормить себя собственными силами… Окончательное решение этой проблемы может быть найдено лишь на пути расширения «жизненного пространства».
Вождизм. Страной должен неограниченно управлять сильный лидер – вождь. Внедрялся принцип – «Одна страна, один народ, один фюрер». Немцев убеждали – не надо даже думать, за всех думает фюрер, делай только то, что тебе предписано.
Моральный релятивизм (отрицание возможности познания объективной истины, относительность). Долг, честь, моральные устои должны существовать только среди своих – по отношению к фюреру, к «арийской» расе. Заявления фашистских вождей по этому поводу были откровенно циничны и беспринципны. Например, Гитлер назвал совесть «еврейской выдумкой». А Геринг говорил: « Я делаю ставку на негодяя», «У меня нет совести, мою совесть зовут Адольф Гитлер… Я не собираюсь соблюдать справедливость, я должен лишь уничтожить и истребить, и ничего более! ».
В заключении этого раздела темы учащиеся выполняют задание 5 рабочего листа.
5. Отметьте:
1 – черты, роднившие фашизм с правым консервативным движением;